Адамс Джеймс



Джеймс Адамс, из книги "Концептуальное мышление»:

 

Вы обязательно нащупаете оригиналь­ную мысль, если пробуете:

  •                 добавлять и надстраивать;
  •                 изымать;
  •                 шагнуть вперед;
  •                 шагнуть назад;
  •                 ассоциировать;
  •                 обобщать;
  •                 фокусировать;
  •                 выражать словесно;
  •                 выражать зрительными образами;
  •                 выдвигать гипотезы;
  •                 давать определение;
  •                 расчленять;
  •                 присваивать символы;
  •                 подражать;
  •                 манипулировать;
  •                 заменять;
  •                 комбинировать;
  •                 отделять;
  •                 перевертывать;
  •                 искажать;
  •                 вращать;
  •                 выравнивать;
  •                 представлять абстрактно;
  •                 переносить, передавать, переводить;
  •                 расширять;
  •                 растягивать;
  •                 выжимать;
  •                 перемещать;
  •                 объединять;
  •                 сокращать;       г-
  •                 преувеличивать;
  •                 недооценивать.

В мире не одни двери: стучитесь во все! И никогда не сдавайтесь! Враг-ржавчина не дремлет! Страсть и решимость - вот что нужно творческому человеку для успеха. Ну, а гений должен быть еще и смелым.


Дж.Адамс, разблокируй свой разум:

 

1.    Творчество - это отказ от привычных схем.

2.    Быстро выбранное первое решение может не только не решить существующую проблему, но и породить ряд новых.

3.    Типы обучения: наезд, провокация, демонстрация, подбадривание.

4.    Стереотип галстука, вечернего платья.

5.    Ключ к решению - в правильном восприятии проблемы.

6.    Проблему надо «изолировать».

7.    Людям в организации свойственно избавляться от симптомов, а не решать реальные проблемы.

8.    Проще копать яму вширь и вглубь, чем попробовать выбрать для ямы другое место.

9.    Ориентированная на успех состязательная психология западной культуры.

10. Надо стимулировать способность, склонность и желание задавать вопросы.

11. Эмоции являются первопричиной процессов, а не их следствием.

12. Стереотипы: ИТ - это хорошо, глобализация - это хорошо.

13. Процесс написания книги представляет для меня нечто среднее между пыткой и уплатой налогов.

14. Тому, кто слишком долго размахивал топором, крайне сложно представить альтернативные варианты использования деревьев.

15. Трудности в общении - из-за серьезных различий в опыте, приоритетах и обязанностях.

16. Руководящие посты в США занимают люди, которые на первое место ставят плавную речь, а не умение быстро решать математические задачи.

17. «Управляемая фантазия»

18. «Визуальная безграмотность»

19. Коронный удар, проторенная колея - рутина.


Примеры эмоциональных блоков:

  • Боязнь сделать ошибку, потерпеть неудачу, боязнь риска.
  • Неспособность выносить неопределенность, преобладающее желание покоя, порядка и надежности: «нелюбовь к хаосу»
  • Преобладающее желание оценивать чужие идеи, а не генерировать собственные.
  • Неспособность расслабляться, вынашивать идеи и «переспать с этой мыслью».
  • Недостаток мотивации (проблемы не возбуждают интерес) в противоположность чрезмерному рвению (слишком большое желание быстро добиться успеха).
  • Неспособность отличить реальность от вымысла.


1.    Решение сложной проблемы - запутанный и несколько беспорядочный процесс. Точные и логические методы нужны в этом процессе, но одних их недостаточно. В процессе решения проблемы человеку приходится «вываляться в грязи ошибочных, вводящих в заблуждение данных, размытых и сложно проверяемых концепций, вариантов, значений и других, не очень «чистых» величин и параметров. В определенном смысле решение проблемы представляет собой упорядочение хаоса. Стремление к порядку нужно, но нужна и способность относиться к хаосу толерантно.


2.    В решении проблем анализ, суждение и синтез - три отдельных стиля мышления. В процессе анализа предполагается единственно правильное решение. Суждение применяется, когда может быть несколько ответов. В ситуациях, когда возможно еще большее количество потенциально правильных ответов (дизайн и т.п.) используется синтез.


Блоки:

  • Выбор правильного метода решения проблемы (вербального, математического, визуального). Иногда человек пытается решить задачу математически, а ее много проще решить визуально, в воображении.
  • Недостаточно гибкое или неадекватное применение интеллектуальных методов решения проблем.
  • Недостаток или неточность информации.
  • Недостаточные языковые навыки для выражения и записи идей в вербальной, музыкальной форме и т.п.


Упражнение:

Представьте себе лист бумаги. Сложите его вдвое (теперь два слоя), затем еще вдвое и продолжайте мысленно складывать его до 50 раз. Какой будет толщина листа бумаги, сложенного вдвое 50 раз.


Упражнение:

Мужчина и женщина начинают идти с места так, что их правые ступни одновременно касаются земли. На каждые 2 шага мужчины приходится 3 шага женщины. Сколько шагов сделает мужчина до того, как одновременно коснутся земли левые ступни и его, и женщины?


Задача на 5 минут: муравей находится в верхнем углу квадратного помещения. Длина стороны помещения - 12 м, высота - 4м. Муравей хочет добраться к хлебной крошке, которая находится в противоположном углу помещения, кратчайшим путем. Какова длина этого пути?


Список 66 стратегий из «Strategy Notebook»:

Добавление

Демонстрация

Симулирование

Исключение

Организация

Тестирование

Прямолинейные рассуждения

Перечисление

Игра

Рассуждения «от обратного»

Проверка

Манипулирование

Использование ассоциаций

Схематическое изображение

Копирование

Классифицирование

Изображение в виде таблицы

Интерпретирование

Обобщение

Описание словами

Трансформирование

Использование примеров

Визуальное представление

Перевод

Сравнение

Запоминание

Расширение

Использование соотношений

Воспоминание

Уменьшение

Фиксирование

Запись

Преувеличение

Пересылка

Восстановление

Недооценка

Перепрыгивание

Поиск

Адаптация

Сдерживание

Выбор

Замена

Концентрация

Планирование

Комбинирование

Освобождение

Предсказывание

Отделение (одного от другого)

Принуждение

Предположение

Обмен

Расслабление

Постановка вопросов

Варьирование

Мечтание

Выдвижение гипотезы

Цикличность

Использование воображения

Попытки догадаться

Повторение

Очищение

Применение определений

Систематизация

Длительное размышление

Выражение символами

Случайная выборка


Характеристики мышления:

Стратегические

Личностные

Относящиеся

к отдельным дисциплинам

Качество мышления

в целом

Разные

Индуктивное

Оптимистическое

Научное

Быстрое

Визуальное

Дедуктивное

Пессимистическое

Гуманитарное

Медленное

Жаждущее

Критическое

Паранойяльное

Математическое

Небрежное

Несговорчивое

Интуитивное

Невротическое

Вербальное

Тонкое

Грамотное

Аналитическое

Навязчивое

Юридическое

Нечеткое

Экспрессивное

Образное

Одержимое

Медицинское

Четкое

Преувеличенное

Конвергентное

Шизофреническое

Техническое

Нормальное

Случайное

Дивергентное

Спутанное

Антропологическое

Ограниченное

Неупорядоченное

Рациональное

Извращенное

Социологическое

Серьезное

Инстинктивное

Иррациональное

Глупое

Историческое

Методичное

Проницательное

Прогрессивное

Ошибочное

Ориент. на рынок

Усердное

Конструктивное

Консервативное

Упрямое

Ориент. на продукт

Отличное

Эстетическое

Сфокусированное

Сентиментальное

Ориент. на человека

Находчивое

Творческое

Узкое

Интровертированное

Финансовое

Беспорядочное

Результативное

Широкое

Экстравертированное

 

Продуктивное

Точное

Острое

Странное

 

Убедительное

Инновационное

Решительное

Больное

 

 

Практичное

Нерешительное

Эксцентричное

 

 

 

Поверхностное

Агрессивное

 

 

 

Теоретическое

 

 

 

 

Прикладное

 

 

 

 

Вспомогательное

 

 

 

 

Исключающее

 

 

 

 

Эмоциональное

 

 

 

 

Техническое

 

 

 

 

Объективное

 

 

 

 

Субъективное

 

 

 

 


Конвергентное мышление - поиск единственно правильного решения. На него нацелена система образования. Врач должен связать разные симптомы в правильный диагноз, архитектор из множества форм создать оптимальную конструкцию. Дивергентное мышление направлено на поиск большого числа возможных решений проблемы.

Дедукция - это не анализ, это переход от теории к конкретным фактам. Индуктивное мышление (от частного к общему) чем-то похоже на дивергентное.

Юнг («Человек и его символы») опирается на понятие дихотомии - деления целого на два противопоставляемых друг другу подкласса:

  • Экстраверсия - интраверсия
  • Рациональность - иррациональность
  • Логика - этика
  • Интуиция - сенсорика


Лист бумаги делится на 4 колонки: Работа, Материальные ценности, Родные, Разное. Списки должны быть максимально большие. Потом соедините стрелками проблемы, порождающие следующие проблемы. У каждой проблемы есть причина и к каждой должна быть направлена хотя бы одна стрелка. Дальше как соотносится энергия, затрачиваемая на решение проблем, с их актуальностью? С первопричинами боремся или с симптомами? Список должен висеть на стене - будем следить за исчезновением проблем.

Письменная и групповая работа повышает интенсивность (если время ограничено). Например, способов использования обычного красного кирпича придумывают за 3-4 минуты от 5 до 30 (колокольчик).


Хорошим способом снимать психологические установки является взаимодействие с другими людьми, особенно если стиль их мышления значительно отличается от вашего. (найти таких людей просто, ведь каждый индивидуален). К тому же, все готовы «блеснуть» своими знаниями при решении чужих проблем - это менее рискованно, чем решать собственные задачи. + Междисциплинарный подход + знакомство с различными культурами + Собрания в непривычных условиях и экзотических уголках стимулируют активность.


Маслоу: здоровых, самоактуализированных людей не страшит неизвестность: неопределенность не пугает их так, как среднестатистического человека. Они относятся к ней совершенно спокойно, не видят в ней угрозы или опасности для себя. Наоборот, все неизвестное, неструктурированное притягивает и манит их. Они не только не боятся неизвестного, но приветствуют его... Степень развития творческих способностей непосредственно зависит от внутренней целостности человека.


Образование - как один из способов подавления страха: изученные явления не кажутся такими страшными и пугающими.

Для искоренения многих страхов необходимо сравнение с опытом других людей (чего бояться задавать вопросы, если другие тоже невежественны).

Старая пословица - «верблюд - это лошадь, придуманная группой конструкторов».


Правила Алекса Осборна (основателя рекламных фирм Batten, Barten, Durstine, Osborn), придумавшего мозговой штурм:

  • Любая критика и оценка идей запрещены
  • Участникам группы разрешается высказывать самые нереальные и сумасшедшие идеи.
  • Стимулируется высказывание как можно большего количества идей.
  • Необходимы модификация и усовершенствование идей других участников группы.

Один из участников (всего их 5-10) занимается исключительно фиксированием на бумаге всех озвученных идей - разборчиво и на большом листе бумаги.

Отрицательный эффект группового мышления - желание идти на поводу, потребность быть признанным коллективом и нежелание быть отвергнутым им.

Авторитарные лидеры не ставят подчиненным вопросов, а дают им ответы или руководство к действию.


Шесть основных характеристик хорошей команды (Дж.Катценбах и Д.Смит):

  • Сравнительно небольшое количество членов
  • Адекватный уровень знаний и навыков членов группы
  • Наличие важной цели
  • Наличие конкретной цели или целей
  • Понятная технология решения проблемы
  • Чувство ответственности друг за друга

В группе, кроме интеллектуального разнообразия, должен присутствовать и незначительный конфликт.


Текучка, постоянная смена работы не нравится отдельным компаниям, но приносит огромную пользу отрасли в целом. Идет эффективная и интенсивная миграция опыта и идей.


Организации создаются с целью объединить большое количество людей, чтобы они смогли эффективно сотрудничать для достижения общей цели. Самые распространенные блоки:

  • Чрезмерный или недостаточный контроль
  • «возраст» и размер организации
  • Традиции и прошлые успехи организации
  • Неудовлетворительная система вознаграждения и поддержки в пределах организации
  • Культурная среда в организации, подавляющая творчество

Нужно искать баланс между контролем и творчеством.

Крупные официальные организации, в которых задания и контроль строго распределены в соответствии с иерархией, относительно нечувствительны к потерям или достижениям отдельных индивидов.


Сначала нужно рассмотреть поставленную проблему с разных сторон, а затем полученную информацию трансформировать в хрупкую идею. Далее эту идею нужно адаптировать к реальности и только потом продать какой-либо консервативной организации.


Сегодня мы наблюдаем за успешной, масштабной и неимоверно дорогой рекламной компанией Интел. А раньше она продавала свою продукцию исключительно производителям компьютерной техники, сухо объясняя преимущества своих комплектующих в цене и качестве. Другим примером может послужить изменение акцентов в рекламной программе компании Хьюлетт-Паккард. Ее творческий потенциал всегда был огромным. Но она забывала напоминать об этом потребителям, которые все чаще предпочитали пользоваться продукцией новичков в этой области.