Адамс Джеймс
Джеймс Адамс, из книги "Концептуальное мышление»:
Вы обязательно нащупаете оригинальную мысль, если пробуете:
- добавлять и надстраивать;
- изымать;
- шагнуть вперед;
- шагнуть назад;
- ассоциировать;
- обобщать;
- фокусировать;
- выражать словесно;
- выражать зрительными образами;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение;
- расчленять;
- присваивать символы;
- подражать;
- манипулировать;
- заменять;
- комбинировать;
- отделять;
- перевертывать;
- искажать;
- вращать;
- выравнивать;
- представлять абстрактно;
- переносить, передавать, переводить;
- расширять;
- растягивать;
- выжимать;
- перемещать;
- объединять;
- сокращать; г-
- преувеличивать;
- недооценивать.
В мире не одни двери: стучитесь во все! И никогда не сдавайтесь! Враг-ржавчина не дремлет! Страсть и решимость - вот что нужно творческому человеку для успеха. Ну, а гений должен быть еще и смелым.
Дж.Адамс, разблокируй свой разум:
1. Творчество - это отказ от привычных схем.
2. Быстро выбранное первое решение может не только не решить существующую проблему, но и породить ряд новых.
3. Типы обучения: наезд, провокация, демонстрация, подбадривание.
4. Стереотип галстука, вечернего платья.
5. Ключ к решению - в правильном восприятии проблемы.
6. Проблему надо «изолировать».
7. Людям в организации свойственно избавляться от симптомов, а не решать реальные проблемы.
8. Проще копать яму вширь и вглубь, чем попробовать выбрать для ямы другое место.
9. Ориентированная на успех состязательная психология западной культуры.
10. Надо стимулировать способность, склонность и желание задавать вопросы.
11. Эмоции являются первопричиной процессов, а не их следствием.
12. Стереотипы: ИТ - это хорошо, глобализация - это хорошо.
13. Процесс написания книги представляет для меня нечто среднее между пыткой и уплатой налогов.
14. Тому, кто слишком долго размахивал топором, крайне сложно представить альтернативные варианты использования деревьев.
15. Трудности в общении - из-за серьезных различий в опыте, приоритетах и обязанностях.
16. Руководящие посты в США занимают люди, которые на первое место ставят плавную речь, а не умение быстро решать математические задачи.
17. «Управляемая фантазия»
18. «Визуальная безграмотность»
19. Коронный удар, проторенная колея - рутина.
Примеры эмоциональных блоков:
- Боязнь сделать ошибку, потерпеть неудачу, боязнь риска.
- Неспособность выносить неопределенность, преобладающее желание покоя, порядка и надежности: «нелюбовь к хаосу»
- Преобладающее желание оценивать чужие идеи, а не генерировать собственные.
- Неспособность расслабляться, вынашивать идеи и «переспать с этой мыслью».
- Недостаток мотивации (проблемы не возбуждают интерес) в противоположность чрезмерному рвению (слишком большое желание быстро добиться успеха).
- Неспособность отличить реальность от вымысла.
1. Решение сложной проблемы - запутанный и несколько беспорядочный процесс. Точные и логические методы нужны в этом процессе, но одних их недостаточно. В процессе решения проблемы человеку приходится «вываляться в грязи ошибочных, вводящих в заблуждение данных, размытых и сложно проверяемых концепций, вариантов, значений и других, не очень «чистых» величин и параметров. В определенном смысле решение проблемы представляет собой упорядочение хаоса. Стремление к порядку нужно, но нужна и способность относиться к хаосу толерантно.
2. В решении проблем анализ, суждение и синтез - три отдельных стиля мышления. В процессе анализа предполагается единственно правильное решение. Суждение применяется, когда может быть несколько ответов. В ситуациях, когда возможно еще большее количество потенциально правильных ответов (дизайн и т.п.) используется синтез.
Блоки:
- Выбор правильного метода решения проблемы (вербального, математического, визуального). Иногда человек пытается решить задачу математически, а ее много проще решить визуально, в воображении.
- Недостаточно гибкое или неадекватное применение интеллектуальных методов решения проблем.
- Недостаток или неточность информации.
- Недостаточные языковые навыки для выражения и записи идей в вербальной, музыкальной форме и т.п.
Упражнение:
Представьте себе лист бумаги. Сложите его вдвое (теперь два слоя), затем еще вдвое и продолжайте мысленно складывать его до 50 раз. Какой будет толщина листа бумаги, сложенного вдвое 50 раз.
Упражнение:
Мужчина и женщина начинают идти с места так, что их правые ступни одновременно касаются земли. На каждые 2 шага мужчины приходится 3 шага женщины. Сколько шагов сделает мужчина до того, как одновременно коснутся земли левые ступни и его, и женщины?
Задача на 5 минут: муравей находится в верхнем углу квадратного помещения. Длина стороны помещения - 12 м, высота - 4м. Муравей хочет добраться к хлебной крошке, которая находится в противоположном углу помещения, кратчайшим путем. Какова длина этого пути?
Список 66 стратегий из «Strategy Notebook»:
Добавление |
Демонстрация |
Симулирование |
Исключение |
Организация |
Тестирование |
Прямолинейные рассуждения |
Перечисление |
Игра |
Рассуждения «от обратного» |
Проверка |
Манипулирование |
Использование ассоциаций |
Схематическое изображение |
Копирование |
Классифицирование |
Изображение в виде таблицы |
Интерпретирование |
Обобщение |
Описание словами |
Трансформирование |
Использование примеров |
Визуальное представление |
Перевод |
Сравнение |
Запоминание |
Расширение |
Использование соотношений |
Воспоминание |
Уменьшение |
Фиксирование |
Запись |
Преувеличение |
Пересылка |
Восстановление |
Недооценка |
Перепрыгивание |
Поиск |
Адаптация |
Сдерживание |
Выбор |
Замена |
Концентрация |
Планирование |
Комбинирование |
Освобождение |
Предсказывание |
Отделение (одного от другого) |
Принуждение |
Предположение |
Обмен |
Расслабление |
Постановка вопросов |
Варьирование |
Мечтание |
Выдвижение гипотезы |
Цикличность |
Использование воображения |
Попытки догадаться |
Повторение |
Очищение |
Применение определений |
Систематизация |
Длительное размышление |
Выражение символами |
Случайная выборка |
Характеристики мышления:
Стратегические |
Личностные |
Относящиеся к отдельным дисциплинам |
Качество мышления в целом |
Разные |
Индуктивное |
Оптимистическое |
Научное |
Быстрое |
Визуальное |
Дедуктивное |
Пессимистическое |
Гуманитарное |
Медленное |
Жаждущее |
Критическое |
Паранойяльное |
Математическое |
Небрежное |
Несговорчивое |
Интуитивное |
Невротическое |
Вербальное |
Тонкое |
Грамотное |
Аналитическое |
Навязчивое |
Юридическое |
Нечеткое |
Экспрессивное |
Образное |
Одержимое |
Медицинское |
Четкое |
Преувеличенное |
Конвергентное |
Шизофреническое |
Техническое |
Нормальное |
Случайное |
Дивергентное |
Спутанное |
Антропологическое |
Ограниченное |
Неупорядоченное |
Рациональное |
Извращенное |
Социологическое |
Серьезное |
Инстинктивное |
Иррациональное |
Глупое |
Историческое |
Методичное |
Проницательное |
Прогрессивное |
Ошибочное |
Ориент. на рынок |
Усердное |
Конструктивное |
Консервативное |
Упрямое |
Ориент. на продукт |
Отличное |
Эстетическое |
Сфокусированное |
Сентиментальное |
Ориент. на человека |
Находчивое |
Творческое |
Узкое |
Интровертированное |
Финансовое |
Беспорядочное |
Результативное |
Широкое |
Экстравертированное |
|
Продуктивное |
Точное |
Острое |
Странное |
|
Убедительное |
Инновационное |
Решительное |
Больное |
|
|
Практичное |
Нерешительное |
Эксцентричное |
|
|
|
Поверхностное |
Агрессивное |
|
|
|
Теоретическое |
|
|
|
|
Прикладное |
|
|
|
|
Вспомогательное |
|
|
|
|
Исключающее |
|
|
|
|
Эмоциональное |
|
|
|
|
Техническое |
|
|
|
|
Объективное |
|
|
|
|
Субъективное |
|
|
|
|
Конвергентное мышление - поиск единственно правильного решения. На него нацелена система образования. Врач должен связать разные симптомы в правильный диагноз, архитектор из множества форм создать оптимальную конструкцию. Дивергентное мышление направлено на поиск большого числа возможных решений проблемы.
Дедукция - это не анализ, это переход от теории к конкретным фактам. Индуктивное мышление (от частного к общему) чем-то похоже на дивергентное.
Юнг («Человек и его символы») опирается на понятие дихотомии - деления целого на два противопоставляемых друг другу подкласса:
- Экстраверсия - интраверсия
- Рациональность - иррациональность
- Логика - этика
- Интуиция - сенсорика
Лист бумаги делится на 4 колонки: Работа, Материальные ценности, Родные, Разное. Списки должны быть максимально большие. Потом соедините стрелками проблемы, порождающие следующие проблемы. У каждой проблемы есть причина и к каждой должна быть направлена хотя бы одна стрелка. Дальше как соотносится энергия, затрачиваемая на решение проблем, с их актуальностью? С первопричинами боремся или с симптомами? Список должен висеть на стене - будем следить за исчезновением проблем.
Письменная и групповая работа повышает интенсивность (если время ограничено). Например, способов использования обычного красного кирпича придумывают за 3-4 минуты от 5 до 30 (колокольчик).
Хорошим способом снимать психологические установки является взаимодействие с другими людьми, особенно если стиль их мышления значительно отличается от вашего. (найти таких людей просто, ведь каждый индивидуален). К тому же, все готовы «блеснуть» своими знаниями при решении чужих проблем - это менее рискованно, чем решать собственные задачи. + Междисциплинарный подход + знакомство с различными культурами + Собрания в непривычных условиях и экзотических уголках стимулируют активность.
Маслоу: здоровых, самоактуализированных людей не страшит неизвестность: неопределенность не пугает их так, как среднестатистического человека. Они относятся к ней совершенно спокойно, не видят в ней угрозы или опасности для себя. Наоборот, все неизвестное, неструктурированное притягивает и манит их. Они не только не боятся неизвестного, но приветствуют его... Степень развития творческих способностей непосредственно зависит от внутренней целостности человека.
Образование - как один из способов подавления страха: изученные явления не кажутся такими страшными и пугающими.
Для искоренения многих страхов необходимо сравнение с опытом других людей (чего бояться задавать вопросы, если другие тоже невежественны).
Старая пословица - «верблюд - это лошадь, придуманная группой конструкторов».
Правила Алекса Осборна (основателя рекламных фирм Batten, Barten, Durstine, Osborn), придумавшего мозговой штурм:
- Любая критика и оценка идей запрещены
- Участникам группы разрешается высказывать самые нереальные и сумасшедшие идеи.
- Стимулируется высказывание как можно большего количества идей.
- Необходимы модификация и усовершенствование идей других участников группы.
Один из участников (всего их 5-10) занимается исключительно фиксированием на бумаге всех озвученных идей - разборчиво и на большом листе бумаги.
Отрицательный эффект группового мышления - желание идти на поводу, потребность быть признанным коллективом и нежелание быть отвергнутым им.
Авторитарные лидеры не ставят подчиненным вопросов, а дают им ответы или руководство к действию.
Шесть основных характеристик хорошей команды (Дж.Катценбах и Д.Смит):
- Сравнительно небольшое количество членов
- Адекватный уровень знаний и навыков членов группы
- Наличие важной цели
- Наличие конкретной цели или целей
- Понятная технология решения проблемы
- Чувство ответственности друг за друга
В группе, кроме интеллектуального разнообразия, должен присутствовать и незначительный конфликт.
Текучка, постоянная смена работы не нравится отдельным компаниям, но приносит огромную пользу отрасли в целом. Идет эффективная и интенсивная миграция опыта и идей.
Организации создаются с целью объединить большое количество людей, чтобы они смогли эффективно сотрудничать для достижения общей цели. Самые распространенные блоки:
- Чрезмерный или недостаточный контроль
- «возраст» и размер организации
- Традиции и прошлые успехи организации
- Неудовлетворительная система вознаграждения и поддержки в пределах организации
- Культурная среда в организации, подавляющая творчество
Нужно искать баланс между контролем и творчеством.
Крупные официальные организации, в которых задания и контроль строго распределены в соответствии с иерархией, относительно нечувствительны к потерям или достижениям отдельных индивидов.
Сначала нужно рассмотреть поставленную проблему с разных сторон, а затем полученную информацию трансформировать в хрупкую идею. Далее эту идею нужно адаптировать к реальности и только потом продать какой-либо консервативной организации.
Сегодня мы наблюдаем за успешной, масштабной и неимоверно дорогой рекламной компанией Интел. А раньше она продавала свою продукцию исключительно производителям компьютерной техники, сухо объясняя преимущества своих комплектующих в цене и качестве. Другим примером может послужить изменение акцентов в рекламной программе компании Хьюлетт-Паккард. Ее творческий потенциал всегда был огромным. Но она забывала напоминать об этом потребителям, которые все чаще предпочитали пользоваться продукцией новичков в этой области.