Адамс Джеймс
Джеймс Адамс, из книги "Концептуальное мышление»:
Вы обязательно нащупаете оригинальную мысль, если пробуете:
- добавлять и надстраивать;
 - изымать;
 - шагнуть вперед;
 - шагнуть назад;
 - ассоциировать;
 - обобщать;
 - фокусировать;
 - выражать словесно;
 - выражать зрительными образами;
 - выдвигать гипотезы;
 - давать определение;
 - расчленять;
 - присваивать символы;
 - подражать;
 - манипулировать;
 - заменять;
 - комбинировать;
 - отделять;
 - перевертывать;
 - искажать;
 - вращать;
 - выравнивать;
 - представлять абстрактно;
 - переносить, передавать, переводить;
 - расширять;
 - растягивать;
 - выжимать;
 - перемещать;
 - объединять;
 - сокращать; г-
 - преувеличивать;
 - недооценивать.
 
В мире не одни двери: стучитесь во все! И никогда не сдавайтесь! Враг-ржавчина не дремлет! Страсть и решимость - вот что нужно творческому человеку для успеха. Ну, а гений должен быть еще и смелым.
Дж.Адамс, разблокируй свой разум:
1. Творчество - это отказ от привычных схем.
2. Быстро выбранное первое решение может не только не решить существующую проблему, но и породить ряд новых.
3. Типы обучения: наезд, провокация, демонстрация, подбадривание.
4. Стереотип галстука, вечернего платья.
5. Ключ к решению - в правильном восприятии проблемы.
6. Проблему надо «изолировать».
7. Людям в организации свойственно избавляться от симптомов, а не решать реальные проблемы.
8. Проще копать яму вширь и вглубь, чем попробовать выбрать для ямы другое место.
9. Ориентированная на успех состязательная психология западной культуры.
10. Надо стимулировать способность, склонность и желание задавать вопросы.
11. Эмоции являются первопричиной процессов, а не их следствием.
12. Стереотипы: ИТ - это хорошо, глобализация - это хорошо.
13. Процесс написания книги представляет для меня нечто среднее между пыткой и уплатой налогов.
14. Тому, кто слишком долго размахивал топором, крайне сложно представить альтернативные варианты использования деревьев.
15. Трудности в общении - из-за серьезных различий в опыте, приоритетах и обязанностях.
16. Руководящие посты в США занимают люди, которые на первое место ставят плавную речь, а не умение быстро решать математические задачи.
17. «Управляемая фантазия»
18. «Визуальная безграмотность»
19. Коронный удар, проторенная колея - рутина.
Примеры эмоциональных блоков:
- Боязнь сделать ошибку, потерпеть неудачу, боязнь риска.
 - Неспособность выносить неопределенность, преобладающее желание покоя, порядка и надежности: «нелюбовь к хаосу»
 - Преобладающее желание оценивать чужие идеи, а не генерировать собственные.
 - Неспособность расслабляться, вынашивать идеи и «переспать с этой мыслью».
 - Недостаток мотивации (проблемы не возбуждают интерес) в противоположность чрезмерному рвению (слишком большое желание быстро добиться успеха).
 - Неспособность отличить реальность от вымысла.
 
1. Решение сложной проблемы - запутанный и несколько беспорядочный процесс. Точные и логические методы нужны в этом процессе, но одних их недостаточно. В процессе решения проблемы человеку приходится «вываляться в грязи ошибочных, вводящих в заблуждение данных, размытых и сложно проверяемых концепций, вариантов, значений и других, не очень «чистых» величин и параметров. В определенном смысле решение проблемы представляет собой упорядочение хаоса. Стремление к порядку нужно, но нужна и способность относиться к хаосу толерантно.
2. В решении проблем анализ, суждение и синтез - три отдельных стиля мышления. В процессе анализа предполагается единственно правильное решение. Суждение применяется, когда может быть несколько ответов. В ситуациях, когда возможно еще большее количество потенциально правильных ответов (дизайн и т.п.) используется синтез.
Блоки:
- Выбор правильного метода решения проблемы (вербального, математического, визуального). Иногда человек пытается решить задачу математически, а ее много проще решить визуально, в воображении.
 - Недостаточно гибкое или неадекватное применение интеллектуальных методов решения проблем.
 - Недостаток или неточность информации.
 - Недостаточные языковые навыки для выражения и записи идей в вербальной, музыкальной форме и т.п.
 
Упражнение:
Представьте себе лист бумаги. Сложите его вдвое (теперь два слоя), затем еще вдвое и продолжайте мысленно складывать его до 50 раз. Какой будет толщина листа бумаги, сложенного вдвое 50 раз.
Упражнение:
Мужчина и женщина начинают идти с места так, что их правые ступни одновременно касаются земли. На каждые 2 шага мужчины приходится 3 шага женщины. Сколько шагов сделает мужчина до того, как одновременно коснутся земли левые ступни и его, и женщины?
Задача на 5 минут: муравей находится в верхнем углу квадратного помещения. Длина стороны помещения - 12 м, высота - 4м. Муравей хочет добраться к хлебной крошке, которая находится в противоположном углу помещения, кратчайшим путем. Какова длина этого пути?
Список 66 стратегий из «Strategy Notebook»:
| 
 Добавление  | 
 Демонстрация  | 
 Симулирование  | 
| 
 Исключение  | 
 Организация  | 
 Тестирование  | 
| 
 Прямолинейные рассуждения  | 
 Перечисление  | 
 Игра  | 
| 
 Рассуждения «от обратного»  | 
 Проверка  | 
 Манипулирование  | 
| 
 Использование ассоциаций  | 
 Схематическое изображение  | 
 Копирование  | 
| 
 Классифицирование  | 
 Изображение в виде таблицы  | 
 Интерпретирование  | 
| 
 Обобщение  | 
 Описание словами  | 
 Трансформирование  | 
| 
 Использование примеров  | 
 Визуальное представление  | 
 Перевод  | 
| 
 Сравнение  | 
 Запоминание  | 
 Расширение  | 
| 
 Использование соотношений  | 
 Воспоминание  | 
 Уменьшение  | 
| 
 Фиксирование  | 
 Запись  | 
 Преувеличение  | 
| 
 Пересылка  | 
 Восстановление  | 
 Недооценка  | 
| 
 Перепрыгивание  | 
 Поиск  | 
 Адаптация  | 
| 
 Сдерживание  | 
 Выбор  | 
 Замена  | 
| 
 Концентрация  | 
 Планирование  | 
 Комбинирование  | 
| 
 Освобождение  | 
 Предсказывание  | 
 Отделение (одного от другого)  | 
| 
 Принуждение  | 
 Предположение  | 
 Обмен  | 
| 
 Расслабление  | 
 Постановка вопросов  | 
 Варьирование  | 
| 
 Мечтание  | 
 Выдвижение гипотезы  | 
 Цикличность  | 
| 
 Использование воображения  | 
 Попытки догадаться  | 
 Повторение  | 
| 
 Очищение  | 
 Применение определений  | 
 Систематизация  | 
| 
 Длительное размышление  | 
 Выражение символами  | 
 Случайная выборка  | 
Характеристики мышления:
| 
 Стратегические  | 
 Личностные  | 
 Относящиеся к отдельным дисциплинам  | 
 Качество мышления в целом  | 
 Разные  | 
| 
 Индуктивное  | 
 Оптимистическое  | 
 Научное  | 
 Быстрое  | 
 Визуальное  | 
| 
 Дедуктивное  | 
 Пессимистическое  | 
 Гуманитарное  | 
 Медленное  | 
 Жаждущее  | 
| 
 Критическое  | 
 Паранойяльное  | 
 Математическое  | 
 Небрежное  | 
 Несговорчивое  | 
| 
 Интуитивное  | 
 Невротическое  | 
 Вербальное  | 
 Тонкое  | 
 Грамотное  | 
| 
 Аналитическое  | 
 Навязчивое  | 
 Юридическое  | 
 Нечеткое  | 
 Экспрессивное  | 
| 
 Образное  | 
 Одержимое  | 
 Медицинское  | 
 Четкое  | 
 Преувеличенное  | 
| 
 Конвергентное  | 
 Шизофреническое  | 
 Техническое  | 
 Нормальное  | 
 Случайное  | 
| 
 Дивергентное  | 
 Спутанное  | 
 Антропологическое  | 
 Ограниченное  | 
 Неупорядоченное  | 
| 
 Рациональное  | 
 Извращенное  | 
 Социологическое  | 
 Серьезное  | 
 Инстинктивное  | 
| 
 Иррациональное  | 
 Глупое  | 
 Историческое  | 
 Методичное  | 
 Проницательное  | 
| 
 Прогрессивное  | 
 Ошибочное  | 
 Ориент. на рынок  | 
 Усердное  | 
 Конструктивное  | 
| 
 Консервативное  | 
 Упрямое  | 
 Ориент. на продукт  | 
 Отличное  | 
 Эстетическое  | 
| 
 Сфокусированное  | 
 Сентиментальное  | 
 Ориент. на человека  | 
 Находчивое  | 
 Творческое  | 
| 
 Узкое  | 
 Интровертированное  | 
 Финансовое  | 
 Беспорядочное  | 
 Результативное  | 
| 
 Широкое  | 
 Экстравертированное  | 
 
  | 
 Продуктивное  | 
 Точное  | 
| 
 Острое  | 
 Странное  | 
 
  | 
 Убедительное  | 
 Инновационное  | 
| 
 Решительное  | 
 Больное  | 
 
  | 
 
  | 
 Практичное  | 
| 
 Нерешительное  | 
 Эксцентричное  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Поверхностное  | 
 Агрессивное  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Теоретическое  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Прикладное  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Вспомогательное  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Исключающее  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Эмоциональное  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Техническое  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Объективное  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Субъективное  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Конвергентное мышление - поиск единственно правильного решения. На него нацелена система образования. Врач должен связать разные симптомы в правильный диагноз, архитектор из множества форм создать оптимальную конструкцию. Дивергентное мышление направлено на поиск большого числа возможных решений проблемы.
Дедукция - это не анализ, это переход от теории к конкретным фактам. Индуктивное мышление (от частного к общему) чем-то похоже на дивергентное.
Юнг («Человек и его символы») опирается на понятие дихотомии - деления целого на два противопоставляемых друг другу подкласса:
- Экстраверсия - интраверсия
 - Рациональность - иррациональность
 - Логика - этика
 - Интуиция - сенсорика
 
Лист бумаги делится на 4 колонки: Работа, Материальные ценности, Родные, Разное. Списки должны быть максимально большие. Потом соедините стрелками проблемы, порождающие следующие проблемы. У каждой проблемы есть причина и к каждой должна быть направлена хотя бы одна стрелка. Дальше как соотносится энергия, затрачиваемая на решение проблем, с их актуальностью? С первопричинами боремся или с симптомами? Список должен висеть на стене - будем следить за исчезновением проблем.
Письменная и групповая работа повышает интенсивность (если время ограничено). Например, способов использования обычного красного кирпича придумывают за 3-4 минуты от 5 до 30 (колокольчик).
Хорошим способом снимать психологические установки является взаимодействие с другими людьми, особенно если стиль их мышления значительно отличается от вашего. (найти таких людей просто, ведь каждый индивидуален). К тому же, все готовы «блеснуть» своими знаниями при решении чужих проблем - это менее рискованно, чем решать собственные задачи. + Междисциплинарный подход + знакомство с различными культурами + Собрания в непривычных условиях и экзотических уголках стимулируют активность.
Маслоу: здоровых, самоактуализированных людей не страшит неизвестность: неопределенность не пугает их так, как среднестатистического человека. Они относятся к ней совершенно спокойно, не видят в ней угрозы или опасности для себя. Наоборот, все неизвестное, неструктурированное притягивает и манит их. Они не только не боятся неизвестного, но приветствуют его... Степень развития творческих способностей непосредственно зависит от внутренней целостности человека.
Образование - как один из способов подавления страха: изученные явления не кажутся такими страшными и пугающими.
Для искоренения многих страхов необходимо сравнение с опытом других людей (чего бояться задавать вопросы, если другие тоже невежественны).
Старая пословица - «верблюд - это лошадь, придуманная группой конструкторов».
Правила Алекса Осборна (основателя рекламных фирм Batten, Barten, Durstine, Osborn), придумавшего мозговой штурм:
- Любая критика и оценка идей запрещены
 - Участникам группы разрешается высказывать самые нереальные и сумасшедшие идеи.
 - Стимулируется высказывание как можно большего количества идей.
 - Необходимы модификация и усовершенствование идей других участников группы.
 
Один из участников (всего их 5-10) занимается исключительно фиксированием на бумаге всех озвученных идей - разборчиво и на большом листе бумаги.
Отрицательный эффект группового мышления - желание идти на поводу, потребность быть признанным коллективом и нежелание быть отвергнутым им.
Авторитарные лидеры не ставят подчиненным вопросов, а дают им ответы или руководство к действию.
Шесть основных характеристик хорошей команды (Дж.Катценбах и Д.Смит):
- Сравнительно небольшое количество членов
 - Адекватный уровень знаний и навыков членов группы
 - Наличие важной цели
 - Наличие конкретной цели или целей
 - Понятная технология решения проблемы
 - Чувство ответственности друг за друга
 
В группе, кроме интеллектуального разнообразия, должен присутствовать и незначительный конфликт.
Текучка, постоянная смена работы не нравится отдельным компаниям, но приносит огромную пользу отрасли в целом. Идет эффективная и интенсивная миграция опыта и идей.
Организации создаются с целью объединить большое количество людей, чтобы они смогли эффективно сотрудничать для достижения общей цели. Самые распространенные блоки:
- Чрезмерный или недостаточный контроль
 - «возраст» и размер организации
 - Традиции и прошлые успехи организации
 - Неудовлетворительная система вознаграждения и поддержки в пределах организации
 - Культурная среда в организации, подавляющая творчество
 
Нужно искать баланс между контролем и творчеством.
Крупные официальные организации, в которых задания и контроль строго распределены в соответствии с иерархией, относительно нечувствительны к потерям или достижениям отдельных индивидов.
Сначала нужно рассмотреть поставленную проблему с разных сторон, а затем полученную информацию трансформировать в хрупкую идею. Далее эту идею нужно адаптировать к реальности и только потом продать какой-либо консервативной организации.
Сегодня мы наблюдаем за успешной, масштабной и неимоверно дорогой рекламной компанией Интел. А раньше она продавала свою продукцию исключительно производителям компьютерной техники, сухо объясняя преимущества своих комплектующих в цене и качестве. Другим примером может послужить изменение акцентов в рекламной программе компании Хьюлетт-Паккард. Ее творческий потенциал всегда был огромным. Но она забывала напоминать об этом потребителям, которые все чаще предпочитали пользоваться продукцией новичков в этой области.
