Акофф - Идеализированное проектирование



1.    Месиво проблем - ряд взаимосвязанных угроз и возможностей.

2.    Светофорные обозначения (красное, желтое, зеленое).

3.    Сколько всего матчей будет проведено в теннисном турнире, где 64 игрока?

4.    Процесс идеализированного проектирования состоит из двух частей - идеализация (формулирование проблемного месива, планирование целей) и реализации (планирование средств, планирование ресурсов, проект внедрения в жизнь, проект контроля и управления).

5.    Формулирование проблемного месива включает 4 этапа:

  •          Выполнение анализа системы (серия блок-схем)
  •          Выполнение анализа препятствий
  •          Определение опорных проекций (к чему придет организация без изменений)
  •          Подготовка презентации месива

6.    Определение целей - какой хотели бы проектировщики видеть организацию, если бы она могла быть какой угодно.

7.    Планирование ресурсов:

  •          Определение объема каждого вида ресурсов - персонала, денег, материалов и услуг, помещений, оборудования, а также информации, знаний, понимания и мудрости. Когда и где размещены указанные ресурсы.
  •          Определении  объемов каждого типа ресурсов, которые будут доступны в нужное время и нужном месте, определение разницы между тем, что будет доступно и что будет требоваться - для каждого отдельного случая.
  •          Определение, что должно быть сделано при нехватке или избытке, обнаруженных на предыдущем этапе.

8.    Проект внедрения в жизнь - кто, что, когда и где. График и ресурсы по заданиям.

9.    Проект контроля и управления:

  •          Как осуществлять мониторинг за выполнением графика и распределением ресурсов
  •          Как действовать в случаях отставания или опережения графика
  •          Как вести мониторинг плановых решений - действительно ли они приводят к ожидаемым результатам и если нет, что привело к ошибкам и как их исправить).

10. В идеализированном проектировании будущее учитывается через предположения проектировщиков. Прогнозы описывают вероятное будущее, предположения - возможное будущее.

11. Почти во всех магазинах мужской одежды товар сгруппирован по типам - костюмы, пальто, рубашки. Это удобно продавцам, а покупателям удобно по размерам. Книжные магазины располагают книги по тематике.

12. Часто миссия - это помпезные и церемониальные банальности.

13. Идеализированные проекты компаний обычно включают:

  •          продукты или услуги, которые должны производиться
  •          стиль менеджмента, внутренняя политическая система
  •          внутренняя экономика
  •          обучение и адаптация организации
  •          развитие человеческих ресурсов
  •          внутренние и внешние коммуникации
  •          внешние отношения
  •          оборудование, помещения, территория

14. Вот как фирма кратко описала свою внутреннюю экономику в идеализированном проекте:

«Как можно больше подразделений станут центрами прибыли; остальные будут центрами затрат, присоединенными к центру прибыли. Это не значит, что центры прибыли должны быть при­быльными. Их следует сохранять из-за преимуществ другого типа (например, престижа). В таких случаях компания должна оценить, сколько стоит это преимущество». «Каждое подразделение может продавать свои продукты или услуги кому угодно за любую цену. Решение о продаже продук­тов или услуг внутренним подразделением внешним покупате­лям может быть отменено описанным ниже способом». «Каждое подразделение может производить покупку любо­го нужного ему продукта или услуги как у внутреннего, так и внешнего источника».

«Если одно внутреннее подразделение заявляет о намерении купить у внешнего поставщика товары или услуги, производи­мые также другим внутренним подразделением, обоим подраз­делениям предлагается вступить в торги по поводу внутренней цены, прежде чем осуществлять внешние закупки». «Если подразделение примет решение купить у внешнего по­ставщика товар или услугу, которые также производятся и вну­тренним подразделением, менеджер, которому подчинено это подразделение, может запретить пользоваться внешним источ­ником. Однако этот менеджер должен компенсировать покупа­ющему подразделению потерю от этого запрета». «Если подразделение имеет законное деловое основание для от­каза покупать товар или услугу другого внутреннего подразде­ления, менеджер низшего уровня, которому подчинены оба под­разделения, может запретить использование внешнего источ­ника. Однако запретивший менеджер должен компенсировать покупающему подразделению любой расход, превышающий меньшую возможную цену».

«Если подразделение имеет законное деловое основание для от­каза продать свои товары или услуги другим внутренним под­разделениям по цене, приемлемой для покупающего подразделения, менеджер низшего уровня, которому подчинены оба подразделения, может отменить несогласие, но обязан компенсировать компенсировать продающей стороне разницу в цене».

Компенсация подразделениям, подвергшимся запрету, относятся на счет запретившего менеджера.

Исполнительная дирекция корпорации тоже должна быть центром прибыли. После выплаты налогов должно что-то остаться от ее доходов. Поскольку она считается собственником центров прибыли, то собирает части их прибылей и проценты от капиталов, которые она им предоставила.

Каждый центр прибыли должен иметь право накапливать прибыль до определенного предела (установленного советом высшего уровня в количестве, не превышающем величину процентов от возможных прибыльны инвестиций своего капитала). Ему будет разрешено использовать эти деньги с согласия своего совета и при следовании политике высшего уровня.

15.  

  •          Данные состоят из символов, которые представляют свойства объектов или событий. Их значение невелико, пока они не преобразуются в информацию. Данные соотносятся с информаци­ей примерно так, как железная руда с железом. Мало что можно сделать с железной рудой, пока она не превратится в железо.
  •          Информация является полезным результатом преобразования данных. Она состоит из описаний, ответов на вопросы, которые начинаются словами что, где когда, сколько.
  •          Знание состоит из инструкций, ответов на вопросы как это сделать.
  •          Понимание состоит из объяснений, ответов на вопросы почему.
  •          Мудрость имеет дело с ценностью результатов, эффективно­стью достижения конечной цели, - в отличие от предыдущих четырех типов ментальности, ориентированных на эффектив­ность использования средств. Они направлены на то, чтобы правильно делать вещи, а мудрость направлена на то, чтобы делать правильные вещи.

16. Идеализированному проекту обучения и адаптации организации требуются следующие виды поддержки:

  •          Всемерная пропаганда всех пяти типов познания - от данных до мудрости.
  •          Освещение ошибок бездействия наряду с ошибками действия.
  •          Обеспечение   доступа   к   нужным   знаниям   любому   члену организации.
  •          Опознание ошибок (обоих типов), определение их источников и их исправление.

17. Существует 4 способа решения проблем: absolution, resolution, solution и dissolution. Они образуют иерархию, в которой dissolution является наиболее ценным.

  •          Absolution («невмешательство») заключается в игнорировании проблемы в надежде, что она решится сама собой либо будет ре­шена другими. Это взаимодействие с проблемой путем бездей­ствия.
  •          Resolution («частичное, неполное решение») осуществляется двумя подходами. Один состоит в том, чтобы выяснить, не было ли в прошлом аналогичной ситуации. Если была, надо решить, может ли прошлый опыт быть использован или адаптирован в данном случае. Второй подход состоит в том, чтобы найти при­чину возникновения проблемы и устранить ее. Это возвращает ситуацию к прошлому состоянию, когда проблемы еще не было, Оба подхода направлены на поиск решения, которое «достаточ­но хорошо», «удовлетворительно». Но обычно это не наилуч­ший возможный вариант.
  •          Solution («оптимальное решение») состоит в действиях, приво­дящих к наилучшему возможному исходу или к максимально возможному приближению к нему, то есть оптимизации реше­ния. Те, кто решает проблемы, предпринимают аналитическое исследование этой проблемы, используя количественные мето­ды и/или (при необходимости и возможности) экспериментальное изучение ситуации. Примерами такого подхода являются исследование процессов и наука о менеджменте.
  •          Dissolution («растворение») состоит в ликвидации проблемы и предотвращении ее возникновения вновь путем перепроек­тирования системы, столкнувшейся с проблемой, или системы большей, включающей проблемосодержащую систему. Те, кто прибегает к растворению проблемы, пытаются осуществить идеализацию, то есть действовать в будущем лучше, чем лучшее возможное действие в настоящем. Они понимают, что в изменя­ющейся среде проблемы не остаются стабильно решенными, а ,их решение часто порождает новые и более трудные проблемы. Растворение проблемы избавляет от этих последствий.

Преимущества растворения проблем становятся очевидными, если учесть, что многие, если не большинство возникающих проблем об­рабатывать лучше не там, где они возникают. Например, когда у нас болит голова, мы не пытаемся решить проблему хирургическим вме­шательством.