Акофф - Идеализированное проектирование
1. Месиво проблем - ряд взаимосвязанных угроз и возможностей.
2. Светофорные обозначения (красное, желтое, зеленое).
3. Сколько всего матчей будет проведено в теннисном турнире, где 64 игрока?
4. Процесс идеализированного проектирования состоит из двух частей - идеализация (формулирование проблемного месива, планирование целей) и реализации (планирование средств, планирование ресурсов, проект внедрения в жизнь, проект контроля и управления).
5. Формулирование проблемного месива включает 4 этапа:
- Выполнение анализа системы (серия блок-схем)
- Выполнение анализа препятствий
- Определение опорных проекций (к чему придет организация без изменений)
- Подготовка презентации месива
6. Определение целей - какой хотели бы проектировщики видеть организацию, если бы она могла быть какой угодно.
7. Планирование ресурсов:
- Определение объема каждого вида ресурсов - персонала, денег, материалов и услуг, помещений, оборудования, а также информации, знаний, понимания и мудрости. Когда и где размещены указанные ресурсы.
- Определении объемов каждого типа ресурсов, которые будут доступны в нужное время и нужном месте, определение разницы между тем, что будет доступно и что будет требоваться - для каждого отдельного случая.
- Определение, что должно быть сделано при нехватке или избытке, обнаруженных на предыдущем этапе.
8. Проект внедрения в жизнь - кто, что, когда и где. График и ресурсы по заданиям.
9. Проект контроля и управления:
- Как осуществлять мониторинг за выполнением графика и распределением ресурсов
- Как действовать в случаях отставания или опережения графика
- Как вести мониторинг плановых решений - действительно ли они приводят к ожидаемым результатам и если нет, что привело к ошибкам и как их исправить).
10. В идеализированном проектировании будущее учитывается через предположения проектировщиков. Прогнозы описывают вероятное будущее, предположения - возможное будущее.
11. Почти во всех магазинах мужской одежды товар сгруппирован по типам - костюмы, пальто, рубашки. Это удобно продавцам, а покупателям удобно по размерам. Книжные магазины располагают книги по тематике.
12. Часто миссия - это помпезные и церемониальные банальности.
13. Идеализированные проекты компаний обычно включают:
- продукты или услуги, которые должны производиться
- стиль менеджмента, внутренняя политическая система
- внутренняя экономика
- обучение и адаптация организации
- развитие человеческих ресурсов
- внутренние и внешние коммуникации
- внешние отношения
- оборудование, помещения, территория
14. Вот как фирма кратко описала свою внутреннюю экономику в идеализированном проекте:
«Как можно больше подразделений станут центрами прибыли; остальные будут центрами затрат, присоединенными к центру прибыли. Это не значит, что центры прибыли должны быть прибыльными. Их следует сохранять из-за преимуществ другого типа (например, престижа). В таких случаях компания должна оценить, сколько стоит это преимущество». «Каждое подразделение может продавать свои продукты или услуги кому угодно за любую цену. Решение о продаже продуктов или услуг внутренним подразделением внешним покупателям может быть отменено описанным ниже способом». «Каждое подразделение может производить покупку любого нужного ему продукта или услуги как у внутреннего, так и внешнего источника».
«Если одно внутреннее подразделение заявляет о намерении купить у внешнего поставщика товары или услуги, производимые также другим внутренним подразделением, обоим подразделениям предлагается вступить в торги по поводу внутренней цены, прежде чем осуществлять внешние закупки». «Если подразделение примет решение купить у внешнего поставщика товар или услугу, которые также производятся и внутренним подразделением, менеджер, которому подчинено это подразделение, может запретить пользоваться внешним источником. Однако этот менеджер должен компенсировать покупающему подразделению потерю от этого запрета». «Если подразделение имеет законное деловое основание для отказа покупать товар или услугу другого внутреннего подразделения, менеджер низшего уровня, которому подчинены оба подразделения, может запретить использование внешнего источника. Однако запретивший менеджер должен компенсировать покупающему подразделению любой расход, превышающий меньшую возможную цену».
«Если подразделение имеет законное деловое основание для отказа продать свои товары или услуги другим внутренним подразделениям по цене, приемлемой для покупающего подразделения, менеджер низшего уровня, которому подчинены оба подразделения, может отменить несогласие, но обязан компенсировать компенсировать продающей стороне разницу в цене».
Компенсация подразделениям, подвергшимся запрету, относятся на счет запретившего менеджера.
Исполнительная дирекция корпорации тоже должна быть центром прибыли. После выплаты налогов должно что-то остаться от ее доходов. Поскольку она считается собственником центров прибыли, то собирает части их прибылей и проценты от капиталов, которые она им предоставила.
Каждый центр прибыли должен иметь право накапливать прибыль до определенного предела (установленного советом высшего уровня в количестве, не превышающем величину процентов от возможных прибыльны инвестиций своего капитала). Ему будет разрешено использовать эти деньги с согласия своего совета и при следовании политике высшего уровня.
15.
- Данные состоят из символов, которые представляют свойства объектов или событий. Их значение невелико, пока они не преобразуются в информацию. Данные соотносятся с информацией примерно так, как железная руда с железом. Мало что можно сделать с железной рудой, пока она не превратится в железо.
- Информация является полезным результатом преобразования данных. Она состоит из описаний, ответов на вопросы, которые начинаются словами что, где когда, сколько.
- Знание состоит из инструкций, ответов на вопросы как это сделать.
- Понимание состоит из объяснений, ответов на вопросы почему.
- Мудрость имеет дело с ценностью результатов, эффективностью достижения конечной цели, - в отличие от предыдущих четырех типов ментальности, ориентированных на эффективность использования средств. Они направлены на то, чтобы правильно делать вещи, а мудрость направлена на то, чтобы делать правильные вещи.
16. Идеализированному проекту обучения и адаптации организации требуются следующие виды поддержки:
- Всемерная пропаганда всех пяти типов познания - от данных до мудрости.
- Освещение ошибок бездействия наряду с ошибками действия.
- Обеспечение доступа к нужным знаниям любому члену организации.
- Опознание ошибок (обоих типов), определение их источников и их исправление.
17. Существует 4 способа решения проблем: absolution, resolution, solution и dissolution. Они образуют иерархию, в которой dissolution является наиболее ценным.
- Absolution («невмешательство») заключается в игнорировании проблемы в надежде, что она решится сама собой либо будет решена другими. Это взаимодействие с проблемой путем бездействия.
- Resolution («частичное, неполное решение») осуществляется двумя подходами. Один состоит в том, чтобы выяснить, не было ли в прошлом аналогичной ситуации. Если была, надо решить, может ли прошлый опыт быть использован или адаптирован в данном случае. Второй подход состоит в том, чтобы найти причину возникновения проблемы и устранить ее. Это возвращает ситуацию к прошлому состоянию, когда проблемы еще не было, Оба подхода направлены на поиск решения, которое «достаточно хорошо», «удовлетворительно». Но обычно это не наилучший возможный вариант.
- Solution («оптимальное решение») состоит в действиях, приводящих к наилучшему возможному исходу или к максимально возможному приближению к нему, то есть оптимизации решения. Те, кто решает проблемы, предпринимают аналитическое исследование этой проблемы, используя количественные методы и/или (при необходимости и возможности) экспериментальное изучение ситуации. Примерами такого подхода являются исследование процессов и наука о менеджменте.
- Dissolution («растворение») состоит в ликвидации проблемы и предотвращении ее возникновения вновь путем перепроектирования системы, столкнувшейся с проблемой, или системы большей, включающей проблемосодержащую систему. Те, кто прибегает к растворению проблемы, пытаются осуществить идеализацию, то есть действовать в будущем лучше, чем лучшее возможное действие в настоящем. Они понимают, что в изменяющейся среде проблемы не остаются стабильно решенными, а ,их решение часто порождает новые и более трудные проблемы. Растворение проблемы избавляет от этих последствий.
Преимущества растворения проблем становятся очевидными, если учесть, что многие, если не большинство возникающих проблем обрабатывать лучше не там, где они возникают. Например, когда у нас болит голова, мы не пытаемся решить проблему хирургическим вмешательством.