Белогуров Основы управления
Белогуров В.П, Основы управления, Харьков, «Консум», 2003:
Гюго сказал: «Наука - это мы, искусство - это я».
Питер Ф. Друкер: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».
Академик В.Челомей: чтобы система была устойчивей, ее надо очень часто трясти.
Система - любое целесообразно организованное множество некоторых, находящихся в определенной взаимосвязи элементов (подсистем), составляющих единое целое Система обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (подсистем).
Статические системы - это системы с неизменным состоянием и структурой. На внешние и внутренние воздействия они отвечают пассивным сопротивлением Элементы таких систем настолько жесткие, что изменение структуры системы может произойти только при разрыве связей. К статическим относятся механические системы. Такие системы не могут являться объектами управления. К таким системам принадлежат предметы и средства труда. Если относиться довольно благосклонно к условиям нашей жизни, на основе вышесказанного следует отметить: высказывания типа «управление запасами», «управление финансами, прибылью» и т. п. с точки зрения науки управления - ошибочны.
Динамические системы - это системы, элементы которых способны под влиянием внешних и внутренних воздействий перемещаться, перегруппировываться, трансформироваться. Система при этом не разрушается. К таким системам относятся все социальные системы
Детерминированные системы - системы, которые функционируют в неизменяющихся с течением времени условиях и состояние которых можно предвидеть. Например, движение планет Солнечной системы
Вероятностные системы - системы, конечные состояния которых могут быть предсказаны с определенной степенью вероятности. К ним относятся социальные.
Социальные системы - это системы, возникновение и целостность которых определяются наличием и взаимодействием людей с общностью конкретных целей и интересов.
Объем и сложность системы характеризуются количеством элементов и числом внутренних связей. Малое количество элементов и связей - малая система и т. д.
Таким образом, в компетенцию управления входят только социальные системы (динамические, вероятностные, внешние, внутренние и различные по объему).
Информационные системы занимают особое и важное место среди других систем, поскольку они как губка впитывают (должны впитывать) все изменения, происходящие в других системах. Информационная система представляет собой форму организации информационного обеспечения управления или какой-либо его части Она включает все виды информации, ее носителей, комплекс средств для ее получения, передачи и хранения, изготовления документов, каналы связи. Задача информационной системы - обеспечить нормальное протекание информационных процессов для удовлетворения потребности управления в информации Информационные системы могут быть классифицированы по различным признакам. По степени охвата информации, необходимой для управления, они делятся на комплексные, содержащие полный набор данных, необходимых для управления, и локальные, включающие данные по отдельным функциям управления В зависимости от того, как распределяется информация между подразделениями, различают централизованные и децентрализованные системы, а по назначению - системы производственной и научной информации. По степени механизации и автоматизации информационных процессов информационные системы делятся на системы ручной обработки информации, механизированные и автоматизированные. Чаще всего применяются смешанные системы, где ручная обработка информации сочетается с элементами автоматизации. Однако основным направлением дальнейшего развития информационных систем является их автоматизация, связанная с ростом потоков информации.
Организация - это социальная система, в которой группа людей взаимодействует в определенных границах для достижения объединяющей их совместной цели путем реализации индивидуальных целей.
Синергия от греч. - сотрудничество, содружество.
Закон синергии заключается в том, что сумма свойств (потенциалов, энергии, качеств) организованного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в отдельности. При этом под свойством элемента понимаются: характеризующий его состав параметров, их взаимозависимости, изменения во времени.
Пример синергизма: авиакомпания приобретает сеть гостиниц, чтобы иметь возможность предложить полный комплект услуг для пассажиров. Добавленная стоимость, с точки зрения пассажиров, будет больше, чем сумма, которую авиакомпания и гостиницы могли бы предложить отдельно друг от друга.
X Ансофф, при рассмотрении стратегических вопросов управления, выделяет:
- 1. Синергию сбыта - это преимущество одной организации сбыта с точки зрения коллективного распределения, маркетинга и рекламы.
- 2. Производственную синергию - использование производственных мощностей, организация процесса обучения, общих закупок, экономия на накладных расходах.
- 3.Синергию инвестирования - общее использование земельных участков, зданий.
- 4.Синергию управления - обмен опытом, обмен менеджерами.
Автор считает неправомерным деление управления на «системное управление» и «ситуационное управление». Процесс управления происходит только в системе (собственно в организационной системе и внешних системах), и без возникновения ситуаций и учета их влияния не может быть нормального управления. Ситуации возникали, возникают и будут возникать всегда, и сами системы (и внутренняя, и внешняя) являются источником их возникновения Поэтому управление следует рассматривать с позиций взаимосвязи и взаимодействия систем и ситуаций. Принципиальная модель управления основана на системно-ситуационном подходе.
Регулирование - вид управленческой деятельности, направленный на стабилизацию или изменение состояния подсистем организаций в связи с возникновением в них различного рода ситуаций и осуществляемый путем воздействия на каждую подсистему или на систему в целом.
Немаловажное значение в управлении имеет так называемое латеральное мышление, введенное в понятийный аппарат доктором философии и медицины треста исследовательских познавательных способностей в Кембридже Эдвардом де Боно. (Латеральный - от лат. боковой). Латеральное мышление - это «мышление вширь», связанное с ломкой стереотипов и разрывом старых схем. Это мышление можно рассматривать как специальный практический прием, помогающий продуцировать новые идеи. Латеральное мышление тесно связано с интуицией, творчеством и даже с юмором. Интуиция и юмор сопряжены именно с перестройкой традиционных схем, так же как и творчеством, хотя здесь упор делается на то, чтобы избегать ограничивающих схем и стереотипных заготовок. В этом смысле мышление вширь более всего похоже на творческий процесс. Мышление вертикальное отбирает информацию, а латеральное - генерирует ее. Для вертикального мышления главное правильность, а для мышления вширь - изобилие информации. Вертикальное мышление выбирает подход, отбрасывая другие. Мышление вширь не отбирает, а выискивает новые подходы. При латеральном мышлении генерируется максимум разнообразных подходов и продолжается выработка их после того, как найден лучший и многообещающий.
Ожидание. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их поведение. «Мир живет ожиданием. Мать ждет ребенка, девочка ждет любви, заслуженный ждет ордена, страждущий ждет избавления. Подожди, потерпи немного. И когда ты терпишь, время останавливается - превращается в ожиданье» (И. Зиедонис). Мы ожидаем хорошей погоды, высокого урожая, успехов в деятельности или учебе...
Несколько примеров жизненных ценностей: «Прекрасное - трудно» (Платон); «Истина должна быть пережита, а не преподана» (Чжуан Цзы, китайский философ); «Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность» (Б. Шоу), «Человек создан для счастья, как птица для полета» (В. Короленко).
А. Морита сказал: «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая в единое целое» Не меньший интерес представляет высказывание Ф Селзника. «Искусство руководителя-творца - это искусство создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировать организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности»
Без жалоб и просьб. Руководитель не может ни просить, ни жаловаться Инженер может жаловаться, что ему не дали оборудования, художник - на недостаток нормальных кистей, водитель - на недобросовестность ремонтников И только руководитель, управляющий всем и отвечающий за все, ни на кого не может жаловаться, ни о чем не должен просить Он должен все получить сам - сам достать, организовать, уговорить, заставить, заинтересовать Не сумел - учись!
Радость неудач. Руководитель должен радоваться неудачам - они продвигают его вперед Нет худа без добра. Даже самая большая неудача сопровождается обстоятельствами, хоть чем-то для нас выигрышными. Дело руководителя - быстро развить успех, заключенный в любой неудаче. Отрезок времени от свершения события до момента, когда становится очевидной реакция на него, - «звездный час» менеджера. на
В.Якушев: принимающий половинчатые решений пусть работает на полставки.
Цель - идеальное, мысленное представление результата деятельности. Как непосредственный мотив цель направляет и регулирует человеческую деятельность. По принадлежности к фазам жизненного цикла систем различают цели, создания систем (проведение научных исследований, проектирование монтажа и т.д.); функционирования или эксплуатации уже созданных, действующих систем (обеспечение и соблюдение нормального режима работы, заключенных договоров, норм прибыли, техники безопасности и др.); развития (совершенствование технологии, организации труда, послепродажное обслуживание и т. п.).
По масштабу или степени охвата деятельности различают цели глобальные, общие (всеобъемлющие, широкие), а также локальные, частные. По современности постановки - цели актуальные, важные и малозначимые, второстепенные. По рангу - цели главные (основные, приоритетные) и обеспечивающие (вспомогательные, побочные). По временному горизонту реализации - цели стратегические и тактические. По общим (основным) функциям управления - цели организовывания, контроля, координирования (регулирования), планирования. По подсистемам предприятия (компании, фирмы) - цели экономические, технические (технологические), социальные, организационные, производственные, коммерческие и др. По субъектам (носителям целей) или интересам - цели индивидуальные (личные), групповые (коллективные), фирменные, общественные, государственные. По степени осознанности - цели действительные и мнимые. По достижимости - цели реальные и фантастические (прожектерские). По объективности или аргументированности постановки - цели обоснованные (истинные) и надуманные (ложные). По критериям целеосуществления - цели, характеризуемые одной переменной и требующие «перечня» показателей. По месту в иерархии целей - высшие, промежуточные и низшие цели. По своему взаимному соотношению - цели гармонично взаимодействующие, индифферентные и конкурирующие.
Кроме того, выделяют цели на экстремумы (максимизация, минимизация); цели на удовлетворение (уровень притязаний); прецизионные цели (не больше и не меньше).
Цели могут быть гармоничными, нейтральными и конкурирующими.
К причинам дефектности управленческого решения относят-
- - неполное и неточное отражение объективных условий;
- - нехватку достоверной и своевременной информации,
- - недостаточно глубокий научный анализ информации,
- - неполный учет факторов, влияющих на решаемую проблему;
- - неудачный выбор самой проблемы;
- - постановку неоправданной цели;
- - неточное определение сферы правового регулирования,
- - несвоевременное принятие управленческого решения;
- - несвоевременную доставку информации о принятом решении некоторым исполнителям.
Наиболее распространенные личные недостатки в процессе принятия решений ЛПР:
- - принимающий решение очень спешит. Ему не нравится напряженность ожидания или поиски информации, поэтому он принимает решение быстро,
- - принимающий решение очень медлит. Он пытается добыть каждую потенциально важную деталь информации и неправомерно задерживает решение,
- - принимающий решение предпочитает легкий выбор Он обычно принимает решение, которое не доставит ему неприятностей. А это не всегда рациональное решение. Если бы он не боялся риска, процесс принятия решения мог бы быть улучшен.
Аналитичность и широта мышления - важные характеристики эксперта, особенно при решении сложных проблем. Специалист, имеющий глубокие знания, но обладающий только конкретным мышлением, не может качественно решать проблемы, требующие взгляда, выходящего за рамки сложившихся представлений.
Метод мозгового штурма представляет собой способ получения новых идеи путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Образование термина связано с тем, что группа как единый мозг штурмует творческие решения рассматриваемых проблем. Это необходимо делать энергично, причем все члены группы должны сосредоточивать свое внимание на одном и том же вопросе. В группе обязательно должен быть руководитель. Этот метод изобрел в 1939 г. Осборн, заместитель ректора университета в г. Буффало и основатель Института творческих методов обучения.
Дискуссию целесообразно проводить для решения задач, не требующих точной количественной оценки результатов. Процедура подготовки и проведения дискуссии может быть разделена на три этапа: определение и формулирование предмета дискуссии и порядка ее проведения, а также подготовка участников дискуссии; собственно дискуссия; подведение итогов, фиксация и обработка результатов дискуссии.
Совещания созываются для взаимного информирования и ориентации его участников, обмена мнениями, разработки и координирования планов, выработки рациональной линии действий и принятия решений. Существуют различные классификации деловых совещаний. Так, совещания могут делиться на диктаторские и автократические, демократические, дискуссионные и свободные.
Анализ - метод исследования, заключающийся в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется отдельно, как часть расчлененного целого.
Синтез - мысленное соединение частей предмета, который был расчленен в процессе анализа, установление взаимосвязей и взаимодействий частей и познание этого предмета как единого целого.
Определение Р. Шеннона: «Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности».
Вызывает интерес концепция, разработанная директором Бостонской консалтинговой группы Ж. Миланом, исходящая из задачи сохранения стратегического подхода к управлению предприятием и одновременного обеспечения возможности гибко реагировать на изменение рыночной среды. Ж. Милан считает, что проблему увязки долгосрочных и краткосрочных задач управления предприятием можно решить, опираясь на так называемую стратегическую платформу - системно организованную совокупность базовых профессиональных компетенции и организационных характеристик, комбинация которых обеспечивает конкурентоспособность фирмы. «Стратегическая платформа» определяет индивидуальность предприятия, внутреннее единство видов деятельности, усиливает конкурентоспособность в каждой из областей специализации.
Оригинальна интерпретация модели стратегии Н. Маусовым и В. Ненадышиным (рис. 35).
В интервью журналу «Реклама» телекомментатор В, Цветов рассказывал, как создателю фирмы «Сони» господину Акио Морита показали наш новый экспортный телевизор. И спросили: «Ну как?» Мэтр вздохнул и ответил: «Россия имеет выдающихся ученых, лучший в мире балет, лучших дирижеров. Ну почему ни первое, ни второе, ни третье не воплотилось в этом телевизоре?» Это еще не весь «анекдот». В воцарившейся тишине господину Морита ответили: «Вопросами культуры наше министерство не занимается».
Ли Якокка: «Никто в корпорации «Крайслер», казалось, не понимал, что взаимодействие различных функций в компании абсолютно необходимо. Конструкторам и производственникам следовало чуть ли не спать в одной постели. А они даже не позволяли себе пофлиртовать друг с другом».
- 1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Человек охраняет эту зону от вторжения посторонних так же, как и свою интимную жизнь. Только очень близким людям разрешено вторгаться в нее.
- 2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние разделяет людей на вечеринках, приемах и других дружеских встречах.
- 3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров). Это дистанция от посторонних, малознакомых людей, людей случайных.
- 4. Общественная зона (более 3,6 метра) На таком расстоянии удобно разговаривать с большим количеством людей.
Там, где происходит вторжение в интимную или личную зоны, коммуникационный процесс, как правило, прекращается. Примером может служить ваше Положение в переполненном общественном транспорте или лифте.
Уникальность каждого человека и способность выбирать средства и форму сообщения, а также то, что он хочет увидеть и услышать, лежат в основе всех трудностей коммуникации. В целом можно сформулировать такие факторы, которые мешают нашему общению:
- - нарушение личной территории;
- - семантические барьеры;
- - незрелые поверхностные суждения,
- - использование стереотипов;
- - необоснованное перебивание,
- - озабоченность и занятость самим собой;
- - сверхреакция на эмоционально окрашенные слова;
- - неумение четко выражать свои мысли,
- - неуверенность в передаче информации;
- - неумение слушать.
В целом при разрешении конфликтов путем сотрудничества участники такого процесса должны пройти следующие стадии:
- - признание конфликта;
- - определение основы, границ и сферы конфликта;
- - создание ситуации «переговоров»;
- - выявление «зоны согласия»;
- - исследование возможных вариантов решения;
- - достижение соглашения;
- - осуществление плана согласия;
- - последующая оценка решения.
В истории управления и управленческой мысли России можно условно выделить шесть периодов:
- - первый (1645-1917 гг.) - характерен практическим отсутствием работ по теории управления. Преобладающими видами воздействий этого периода являются идеологические (преклонение перед царствующей династией), религиозные и законодательные. Исключение составляют столыпинские реформы, относящиеся к экономическим воздействиям;
- - второй (1918-1940 гг.) - характерен появлением достаточно широкого спектра теоретических работ по управлению (20-30 гг.). Созданные экономистами 20-х годов концепции теории управления охватывали: 1) организационно-технические аспекты (А. Гастев, А. Богданов, Е. Розмирович, О. Ерманский, Э. Дрезден); 2) социальные аспекты (П. Керженцев, Н. Витке, П.Есманский, Ф. Дунаевский); 3) экономические аспекты (в 30-е гг. разработка экономической концепции управления - Н. Вознесенский, С. Струмилин, А. Мендельсон). Сторонники идеи сочетания планового руководства центра с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий (В. Базаров, Н. Бухарин, А, Кактынь, Н. Кондратьев) сущность социалистического управления усматривали в смещении центра тяжести с административных методов на экономические. Преобладающие виды воздействий этого периода: идеологические (политические) и законодательные. Исключение составляет НЭП - как достаточно яркое проявление экономического воздействия;
- - третий (1940-1965 гг.). Продолжается процесс разработки теоретических исследований по управлению. Усиление роли идеологических воздействий, культ личности. Определенное место в конце этого периода занимают структурные и технологические воздействия;
- - четвертый (1965-1984 гг.). Уровень идеологических воздействий достигает критической точки. В конце периода происходит осознание необходимости экономических рычагов воздействия;
- - пятый (1985-1989 гг.). Курс на ускорение социально-экономического развития. В 1987 г. становится очевидной несостоятельность экономических воздействий (ускорение). Трансформация экономических воздействий в виде радикальных экономических (рыночных) реформ (1988-1989 гг.), основным результатом которых явился развал экономической системы СССР;
- - шестой (1990-1997 гг.). Переход к рыночной экономике. Надежда на мощный фактор рыночных воздействий, направленных на подъем экономики, не оправдалась. Рыночные воздействия в основном оказались разрушительными. Хаос в системе управления. Возрастание роли мотивационных (материальных) воздействий. Попытка возрождения роли религиозных воздействий.
- 2. Рассмотрение управления отдельно как системное или ситуационное - это по существу разрыв объективной целостности; поэтому подход к управлению может быть только один - комплексный: системно-ситуационный.