Белогуров Основы управления



 

Белогуров В.П, Основы управления, Харьков, «Консум», 2003:

 

Гюго сказал: «Наука - это мы, искусство - это я».

Питер Ф. Друкер: «Управление - это особый вид деятельности, превраща­ющий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и произво­дительную группу».

 

Академик В.Челомей: чтобы система была устойчивей, ее надо очень часто трясти.

 

Система - любое целесообразно организованное множество некоторых, находящихся в определенной взаимосвязи элементов (подсистем), составляю­щих единое целое Система обладает свойствами, отсутствующими у ее эле­ментов (подсистем).

Статические системы - это системы с неизменным состоянием и структу­рой. На внешние и внутренние воздействия они отвечают пассивным сопро­тивлением Элементы таких систем настолько жесткие, что изменение струк­туры системы может произойти только при разрыве связей. К статическим относятся механические системы. Такие системы не могут являться объектами управления. К таким системам принадлежат предметы и средства труда. Если относиться довольно благосклонно к условиям нашей жизни, на основе выше­сказанного следует отметить: высказывания типа «управление запасами», «управ­ление финансами, прибылью» и т. п. с точки зрения науки управления - оши­бочны.

Динамические системы - это системы, элементы которых способны под влиянием внешних и внутренних воздействий перемещаться, перегруппиро­вываться, трансформироваться. Система при этом не разрушается. К таким системам относятся все социальные системы

Детерминированные системы - системы, которые функционируют в неиз­меняющихся с течением времени условиях и состояние которых можно пред­видеть. Например, движение планет Солнечной системы

Вероятностные системы - системы, конечные состояния которых могут быть предсказаны с определенной степенью вероятности. К ним относятся социальные.

Социальные системы - это системы, возникновение и целостность кото­рых определяются наличием и взаимодействием людей с общностью конкрет­ных целей и интересов.

 

 

Объем и сложность системы характеризуются количеством элементов и числом внутренних связей. Малое количество элементов и связей - малая система и т. д.

Таким образом, в компетенцию управления входят только социальные си­стемы (динамические, вероятностные, внешние, внутренние и различные по объему).

 

Информационные системы занимают особое и важное место среди других систем, поскольку они как губка впитывают (должны впитывать) все измене­ния, происходящие в других системах. Информационная система представля­ет собой форму организации информационного обеспечения управления или какой-либо его части Она включает все виды информации, ее носителей, ком­плекс средств для ее получения, передачи и хранения, изготовления докумен­тов, каналы связи. Задача информационной системы - обеспечить нормаль­ное протекание информационных процессов для удовлетворения потребности управления в информации Информационные системы могут быть классифи­цированы по различным признакам. По степени охвата информации, необхо­димой для управления, они делятся на комплексные, содержащие полный на­бор данных, необходимых для управления, и локальные, включающие данные по отдельным функциям управления В зависимости от того, как распределя­ется информация между подразделениями, различают централизованные и децентрализованные системы, а по назначению - системы производственной и научной информации. По степени механизации и автоматизации информа­ционных процессов информационные системы делятся на системы ручной обработки информации, механизированные и автоматизированные. Чаще все­го применяются смешанные системы, где ручная обработка информации соче­тается с элементами автоматизации. Однако основным направлением даль­нейшего развития информационных систем является их автоматизация, свя­занная с ростом потоков информации.

 

Организация - это социальная система, в которой группа людей взаимо­действует в определенных границах для достижения объединяющей их сов­местной цели путем реализации индивидуальных целей.

Синер­гия от греч. - сотрудничество, содружество.

Закон синергии заключается в том, что сумма свойств (потенциалов, энер­гии, качеств) организованного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в от­дельности. При этом под свойством элемента понимаются: характеризующий его состав параметров, их взаимозависимости, изменения во времени.

 

Пример синергизма: авиакомпания приобретает сеть гостиниц, чтобы иметь возможность предложить полный комплект услуг для пассажиров. Добавлен­ная стоимость, с точки зрения пассажиров, будет больше, чем сумма, которую авиакомпания и гостиницы могли бы предложить отдельно друг от друга.

X Ансофф, при рассмотрении стратегических вопросов управления, выде­ляет:

  • 1. Синергию сбыта - это преимущество одной организации сбыта с точки зрения коллективного распределения, маркетинга и рекламы.
  • 2. Производственную синергию - использование производственных мощно­стей, организация процесса обучения, общих закупок, экономия на накладных расходах.
  • 3.Синергию инвестирования - общее использование земельных участков, зданий.
  • 4.Синергию управления - обмен опытом, обмен менеджерами.

 

 

 

 

 

Автор считает неправомерным деление управления на «системное управле­ние» и «ситуационное управление». Процесс управления происходит только в системе (собственно в организационной системе и внешних системах), и без возникновения ситуаций и учета их влияния не может быть нормального уп­равления. Ситуации возникали, возникают и будут возникать всегда, и сами системы (и внутренняя, и внешняя) являются источником их возникновения Поэтому управление следует рассматривать с позиций взаимосвязи и взаимодей­ствия систем и ситуаций. Принципиальная модель управления ос­нована на системно-ситуационном подходе.

Регулирование - вид управленческой деятельности, направленный на ста­билизацию или изменение состояния подсистем организаций в связи с воз­никновением в них различного рода ситуаций и осуществляемый путем воз­действия на каждую подсистему или на систему в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Немаловажное значение в управлении имеет так называемое латеральное мышление, введенное в понятийный аппарат доктором философии и медици­ны треста исследовательских познавательных способностей в Кембридже Эд­вардом де Боно. (Латеральный - от лат. боковой). Латеральное мышление - это «мышление вширь», связанное с ломкой стереотипов и разрывом старых схем. Это мышление можно рассматривать как специальный практический прием, помогающий продуцировать новые идеи. Латеральное мышление тес­но связано с интуицией, творчеством и даже с юмором. Интуиция и юмор сопряжены именно с перестройкой традиционных схем, так же как и творчеством, хотя здесь упор делается на то, чтобы избегать ограничивающих схем и стереотипных заготовок. В этом смысле мышление вширь более всего похоже на творческий процесс. Мышление вертикальное отбирает информацию, а латеральное - генерирует ее. Для вертикального мышления главное правиль­ность, а для мышления вширь - изобилие информации. Вертикальное мыш­ление выбирает подход, отбрасывая другие. Мышление вширь не отбирает, а выискивает новые подходы. При латеральном мышлении генерируется макси­мум разнообразных подходов и продолжается выработка их после того, как найден лучший и многообещающий.

 

Ожидание. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их поведение. «Мир живет ожи­данием. Мать ждет ребенка, девочка ждет любви, заслуженный ждет ордена, страждущий ждет избавления. Подожди, потерпи немного. И когда ты тер­пишь, время останавливается - превращается в ожиданье» (И. Зиедонис). Мы ожидаем хорошей погоды, высокого урожая, успехов в деятельности или уче­бе...

 

 

Несколько примеров жизненных ценностей: «Прекрасное - трудно» (Пла­тон); «Истина должна быть пережита, а не преподана» (Чжуан Цзы, китайский философ); «Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность» (Б. Шоу), «Человек создан для счастья, как птица для полета» (В. Короленко).

 

 

 

А. Морита сказал: «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая в единое целое» Не меньший интерес представляет высказывание Ф Селзника. «Искусство руководителя-творца - это искусство создания орга­низации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сфор­мировать организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности»

 

Без жалоб и просьб. Руководитель не может ни просить, ни жаловаться Инженер может жаловаться, что ему не дали оборудования, художник - на недостаток нормальных кистей, водитель - на недобросовестность ремонтни­ков И только руководитель, управляющий всем и отвечающий за все, ни на кого не может жаловаться, ни о чем не должен просить Он должен все полу­чить сам - сам достать, организовать, уговорить, заставить, заинтересовать Не сумел - учись!

Радость неудач. Руководитель должен радоваться неудачам - они продвигают его вперед Нет худа без добра. Даже самая большая неудача сопровождается обстоятельствами, хоть чем-то для нас выигрышными. Дело руководителя - быстро развить успех, заключенный в любой неудаче. Отрезок времени от свер­шения события до момента, когда становится очевидной реакция на него, - «звездный час» менеджера. на

 

 

В.Якушев: принимающий половинчатые решений пусть работает на полставки.

 

Цель - идеальное, мысленное представление результата деятельности. Как непосредственный мотив цель направляет и регулирует человеческую деятель­ность. По принадлежности к фазам жизненного цикла систем различают цели, создания систем (проведение научных исследований, проектирование монтажа и т.д.); функционирования или эксплуатации уже созданных, действующих систем (обеспечение и соблюдение нормального режима работы, заклю­ченных договоров, норм прибыли, техники безопасности и др.); развития (со­вершенствование технологии, организации труда, послепродажное обслужи­вание и т. п.).

По масштабу или степени охвата деятельности различают цели глобальные, общие (всеобъемлющие, широкие), а также локальные, частные. По современ­ности постановки - цели актуальные, важные и малозначимые, второстепен­ные. По рангу - цели главные (основные, приоритетные) и обеспечивающие (вспомогательные, побочные). По временному горизонту реализации - цели стратегические и тактические. По общим (основным) функциям управления - цели организовывания, контроля, координирования (регулирования), плани­рования. По подсистемам предприятия (компании, фирмы) - цели эконо­мические, технические (технологические), социальные, организационные, производственные, коммерческие и др. По субъектам (носителям целей) или интересам - цели индивидуальные (личные), групповые (коллективные), фир­менные, общественные, государственные. По степени осознанности - цели действительные и мнимые. По достижимости - цели реальные и фантастические (прожектерские). По объективности или аргументированности поста­новки - цели обоснованные (истинные) и надуманные (ложные). По крите­риям целеосуществления - цели, характеризуемые одной переменной и тре­бующие «перечня» показателей. По месту в иерархии целей - высшие, проме­жуточные и низшие цели. По своему взаимному соотношению - цели гармонично взаимодействующие, индифферентные и конкурирующие.

Кроме того, выделяют цели на экстремумы (максимизация, минимизация); цели на удовлетворение (уровень притязаний); прецизионные цели (не боль­ше и не меньше).

Цели могут быть гармоничными, нейтральными и конкурирующими.

 

 

 

 

 

 

К причинам дефектности управленческого решения относят-

  • - неполное и неточное отражение объективных условий;
  • - нехватку достоверной и своевременной информации,
  • - недостаточно глубокий научный анализ информации,
  • - неполный учет факторов, влияющих на решаемую проблему;
  • - неудачный выбор самой проблемы;
  • - постановку неоправданной цели;
  • - неточное определение сферы правового регулирования,
  • - несвоевременное принятие управленческого решения;
  • - несвоевременную доставку информации о принятом решении некото­рым исполнителям.

Наиболее распространенные личные недостатки в процессе принятия ре­шений ЛПР:

  • - принимающий решение очень спешит. Ему не нравится напряженность ожидания или поиски информации, поэтому он принимает решение быстро,
  • - принимающий решение очень медлит. Он пытается добыть каждую по­тенциально важную деталь информации и неправомерно задерживает ре­шение,
  • - принимающий решение предпочитает легкий выбор Он обычно прини­мает решение, которое не доставит ему неприятностей. А это не всегда рациональное решение. Если бы он не боялся риска, процесс принятия решения мог бы быть улучшен.

 

Аналитичность и широта мышления - важные характеристики эксперта, осо­бенно при решении сложных проблем. Специалист, имеющий глубокие зна­ния, но обладающий только конкретным мышлением, не может качественно решать проблемы, требующие взгляда, выходящего за рамки сложившихся представлений.

 

Метод мозгового штурма представляет собой способ получения новых идеи путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Образование термина связано с тем, что группа как единый мозг штурмует творческие решения рассматриваемых проблем. Это необходимо делать энер­гично, причем все члены группы должны сосредоточивать свое внимание на одном и том же вопросе. В группе обязательно должен быть руководитель. Этот метод изобрел в 1939 г. Осборн, заместитель ректора университета в г. Буф­фало и основатель Института творческих методов обучения.

 

Дискуссию целесообразно проводить для решения задач, не требующих точ­ной количественной оценки результатов. Процедура подготовки и проведения дискуссии может быть разделена на три этапа: определение и формулирование предмета дискуссии и порядка ее проведения, а также подготовка участников дискуссии; собственно дискуссия; подведение итогов, фиксация и обработка результатов дискуссии.

Совещания созываются для взаимного информирования и ориентации его участников, обмена мнениями, разработки и координирования планов, выра­ботки рациональной линии действий и принятия решений. Существуют раз­личные классификации деловых совещаний. Так, совещания могут делиться на диктаторские и автократические, демократические, дискуссионные и сво­бодные.

 

Анализ - метод исследования, заключающийся в том, что изучаемый пред­мет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (призна­ки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется отдельно, как часть расчлененного целого.

Синтез - мысленное соединение частей предмета, который был расчленен в процессе анализа, установление взаимосвязей и взаимодействий частей и познание этого предмета как единого целого.

Определение Р. Шеннона: «Мо­дель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, от­личной от самой целостности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызывает интерес концепция, разработанная директором Бостонской кон­салтинговой группы Ж. Миланом, исходящая из задачи сохранения стратеги­ческого подхода к управлению предприятием и одновременного обеспечения возможности гибко реагировать на изменение рыночной среды. Ж. Милан счи­тает, что проблему увязки долгосрочных и краткосрочных задач управления предприятием можно решить, опираясь на так называемую стратегическую платформу - системно организованную совокупность базовых профессиональ­ных компетенции и организационных характеристик, комбинация которых обеспечивает конкурентоспособность фирмы. «Стратегическая платформа» определяет индивидуальность предприятия, внутреннее единство видов дея­тельности, усиливает конкурентоспособность в каждой из областей специали­зации.

Оригинальна интерпретация модели стратегии Н. Маусовым и В. Ненадышиным (рис. 35).

 

 

 

 

 

В интервью журналу «Реклама» телекомментатор В, Цветов рассказывал, как создателю фирмы «Сони» господину Акио Морита показали наш новый экспорт­ный телевизор. И спросили: «Ну как?» Мэтр вздохнул и ответил: «Россия имеет выдающихся ученых, лучший в мире балет, лучших дирижеров. Ну почему ни пер­вое, ни второе, ни третье не воплотилось в этом телевизоре?» Это еще не весь «анекдот». В воцарившейся тишине господину Морита ответили: «Вопросами куль­туры наше министерство не занимается».

 

Ли Якокка: «Никто в корпорации «Крайслер», казалось, не понимал, что взаимодей­ствие различных функций в компании абсолютно необходимо. Конструкторам и производственникам следовало чуть ли не спать в одной постели. А они даже не позволяли себе пофлиртовать друг с другом».

 

 

  • 1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Человек охраняет эту зону от вторжения посторонних так же, как и свою интимную жизнь. Только очень близ­ким людям разрешено вторгаться в нее.
  • 2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние разделяет людей на вечеринках, приемах и других дружеских встречах.
  • 3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров). Это дистанция от посторонних, малознакомых людей, людей случайных.
  • 4. Общественная зона (более 3,6 метра) На таком расстоянии удобно разго­варивать с большим количеством людей.

Там, где происходит вторжение в интимную или личную зоны, коммуника­ционный процесс, как правило, прекращается. Примером может служить ваше Положение в переполненном общественном транспорте или лифте.

 

Уникальность каждого человека и способность выбирать средства и форму сообщения, а также то, что он хочет увидеть и услышать, лежат в основе всех трудностей коммуникации. В целом можно сформулировать такие факторы, которые мешают нашему общению:

  • - нарушение личной территории;
  • - семантические барьеры;
  • - незрелые поверхностные суждения,
  • - использование стереотипов;
  • - необоснованное перебивание,
  • - озабоченность и занятость самим собой;
  • - сверхреакция на эмоционально окрашенные слова;
  • - неумение четко выражать свои мысли,
  • - неуверенность в передаче информации;
  • - неумение слушать.

 

 

В целом при разрешении конфликтов путем сотрудничества участники та­кого процесса должны пройти следующие стадии:

  • - признание конфликта;
  • - определение основы, границ и сферы конфликта;
  • - создание ситуации «переговоров»;
  • - выявление «зоны согласия»;
  • - исследование возможных вариантов решения;
  • - достижение соглашения;
  • - осуществление плана согласия;
  • - последующая оценка решения.

 

В истории управления и управленческой мысли России можно условно выделить шесть периодов:

  • - первый (1645-1917 гг.) - характерен практическим отсутствием работ по теории управления. Преобладающими видами воздействий этого периода являются идеологические (преклонение перед царствующей династией), рели­гиозные и законодательные. Исключение составляют столыпинские реформы, относящиеся к экономическим воздействиям;
  • - второй (1918-1940 гг.) - характерен появлением достаточно широкого спектра теоретических работ по управлению (20-30 гг.). Созданные экономис­тами 20-х годов концепции теории управления охватывали: 1) организацион­но-технические аспекты (А. Гастев, А. Богданов, Е. Розмирович, О. Ерманский, Э. Дрезден); 2) социальные аспекты (П. Керженцев, Н. Витке, П.Есманский, Ф. Дунаевский); 3) экономические аспекты (в 30-е гг. разработка экономической концепции управления - Н. Вознесенский, С. Струмилин, А. Мендельсон). Сторонники идеи сочетания планового руководства центра с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий (В. Базаров, Н. Бу­харин, А, Кактынь, Н. Кондратьев) сущность социалистического управления усматривали в смещении центра тяжести с административных методов на эко­номические. Преобладающие виды воздействий этого периода: идеологиче­ские (политические) и законодательные. Исключение составляет НЭП - как достаточно яркое проявление экономического воздействия;
  • - третий (1940-1965 гг.). Продолжается процесс разработки теоретиче­ских исследований по управлению. Усиление роли идеологических воздей­ствий, культ личности. Определенное место в конце этого периода занимают структурные и технологические воздействия;
  • - четвертый (1965-1984 гг.). Уровень идеологических воздействий дости­гает критической точки. В конце периода происходит осознание необходимо­сти экономических рычагов воздействия;
  • - пятый (1985-1989 гг.). Курс на ускорение социально-экономического развития. В 1987 г. становится очевидной несостоятельность экономических воздействий (ускорение). Трансформация экономических воздействий в виде радикальных экономических (рыночных) реформ (1988-1989 гг.), основным результатом которых явился развал экономической системы СССР;
  • - шестой (1990-1997 гг.). Переход к рыночной экономике. Надежда на мощный фактор рыночных воздействий, направленных на подъем экономики, не оправдалась. Рыночные воздействия в основном оказались разрушительны­ми. Хаос в системе управления. Возрастание роли мотивационных (материаль­ных) воздействий. Попытка возрождения роли религиозных воздействий.
  • 2. Рассмотрение управления отдельно как системное или ситуационное - это по существу разрыв объективной целостности; поэтому подход к управле­нию может быть только один - комплексный: системно-ситуационный.