Детмер и Шрагенхайм Производство с невероятной скоростью
Детмер, Шрагенхайм, Производство с невероятной скоростью:
- 1. Если бы производственные предприятия были простыми организациями, ими было бы легко управлять. Но задачу усложняют несколько факторов, которые действуют все вместе. Первый из них - огромное количество переменных различных типов. Одни переменные руководитель в состоянии контролировать, на другие он может воздействовать только косвенно, третьи вообще никак от него не зависят. Вдобавок многие из этих переменных взаимосвязаны и влияют друг на друга. Второй фактор сложности - это степень синхронизации, необходимая для эффективной работы производства. Одни части производственного процесса сравнительно слабо связаны с предыдущими шагами, другие - очень тесно.
- Наконец, любой производственной системе свойственна большая степень неопределенности. Рыночный спрос и вкусы потребителей способны сильно и подчас неожиданно меняться. Поставщики появляются и исчезают. Некоторые оказываются ненадежными, поставляют некачественный товар или срывают сроки. Внутренние операции тоже не всегда стабильны.
- Даже если мы сбалансируем мощности всех элементов системы, она не сможет слишком долго оставаться в таком состоянии из-за совокупного эффекта колебаний и зависимых событий.
- 4. Прочность системы, как и прочность цепи, равняется прочности ее слабейшего звена. Голдратт предложил называть это слабейшее звено системным ограничением. Укрепление какого угодно звена, кроме самого слабого, никак не укрепляет цепь в целом. Если же укрепить слабейшее звено, прочность цепи сразу же возрастает - но лишь до предела прочности следующего слабейшего звена.
- 5. Ограничения никогда не исчезают по-настоящему - они просто перемещаются в какое-то другое место внутри системы или за ее пределами. Однако важно отметить, что всякий раз, когда благодаря усилиям, направленным на совершенствование системы, ограничение перемещается на новое место, эффективность системы в целом повышается скачкообразно.
- 6. Можно вспомнить историю о римском императоре Нероне, который «играл на скрипке, пока горел Рим», или о «перестановке кресел на палубе "Титаника" после столкновения с айсбергом». Если руководители отвлекаются от факторов, критически важных для успешного функционирования системы, последствия могут быть самыми тяжелыми. В каждой системе в каждый момент времени есть очень немного переменных, которые надо отслеживать и которыми надо управлять, - может быть, всего одна такая переменная. Сами переменные могут время от времени меняться, но их всегда будет мало.
- Цель коммерческих фирм - «зарабатывать больше денег, сегодня и в будущем». Но есть и обязательные условия (мораль, допустимые риски, минимальная удовлетворенность сотрудников).
- Когда система достаточно стабильна и управляема, позволительно возиться с переменными, практически не влияющими на конечный результат, когда же у нас есть проблемы, связанные с одной из главных переменных, подобное недопустимо.
- Начальные шаги:
- определить концептуальные границы системы,
- Уяснить цель системы,
- Выявить ключевые факторы успеха.
- Пять направляющих шагов:
- Найти ограничение системы
- Решить, как использовать ограничение
- Подчинить этому решению всю остальную работу.
- Оценить возможные способы расширения ограничений.
- Вернуться к первому шагу.
- Основная масса собираемой нами и доступной нам информации не представляет интереса с точки зрения производительности организации. В большинстве случаев это «шум», а не «сигнал», скорее запутывающий нас, чем проясняющий ситуацию. В-третьих, нужно помнить, что практически все элементы внутри нашей системы обладают значительной избыточной мощностью.
- 12. Теория ограничений рассматривает увеличение генерируемого дохода как приоритет номер один. Второй по значимости задачей считается сокращение вложений, а снижение операционных расходов стоит на последнем месте.
- Семь основных типов ограничений:
- Рынок
- Ресурсы
- Материалы
- Поставщики
- Денежные потоки
- Нехватка знаний и компетентности
- Принятые правила работы
- 14. Тому, кто перешел в режим производства на склад, сложно вернуться назад. У людей появляется приятное ощущение комфорта, которое им очень не хочется терять. Хотя производство на заказ обладает явными преимуществами перед производством на склад, в некоторых ситуациях без склада не обойтись. Обычно это происходит, когда рынок задает компании сроки, более короткие, чем производственный цикл.
- 15. Нельзя полностью загрузить все части системы и при этом удовлетворять клиентов (рынок). Опасно даже предпринимать такие попытки, потому что это может отрицательно повлиять на гибкость и время реакции системы, а также на своевременность поставок.
- Информационная перегрузка - инстинктивное стремление, растерявшись, искать дополнительную информацию, когда на самом деле нам требуется выделить важную информацию из всего, что у нас уже есть. Информация - это ответ на заданный вопрос, все прочее - данные.
- Действия, направленные на разрешение конфликтов, Голдратт предложил называть «инъекциями».
- Неужели упрощенный документооборот настолько нам нужен, что мы действительно готовы сделать его ограничением для всей организации? Действительно ли мы теряем контроль, допуская разделение заказов между несколькими этапами производственного цикла?
- Барабан - производственный график для ресурса ограниченной мощности. Темп работы. Буфер - контроль времени прихода деталей к этому ресурсу. Буфер защищает критический ресурс от недогруза. Буферы защищают обязательства системы по выполнению заказов от негативных эффектов, вызванных внутренними отклонениями и внешней неопределенностью. Канат - план-график отпуска материалов со склада в производство (под барабан).
- Представляется аксиомой, что подробное планирование и внимание к каждой мелочи положительно сказываются на эффективности контроля. Возможно, это и справедливо для случаев, когда неопределенность не играет существенной роли. Но там, где она проявляет себя, подробное планирование, скорее всего, будет напрасной потерей времени и, вполне возможно, принесет больше вреда, чем пользы. Этот факт хорошо известен военным - и стратегам, и тактикам. На поле боя неопределенность выражена еще более явно, чем в бизнесе, поэтому в военных планах очень мало деталей: ставится цель, выделяются силы (ресурсы), определяется подчинение и указывается время начала действий.
- 21. Хороший пример - пожарная часть. Она выполняет крайне важную функцию, но никто не составляет для нее график тушения пожаров с указанием точного времени: когда нужно потушить пожар, его тушат. И это возможно потому, что у пожарной части обычно есть много свободных (простаивающих) мощностей.
- 22. Колебаниями мы считаем нарушения хода процесса по внутренним причинам - например, из-за внезапной неявки сотрудника на работу, поломки оборудования, задержки с переналадкой, неожиданных проблем с качеством, пожара, аварии водопровода, кратковременного падения напряжения в электросети и т. д. К неопределенности мы относим факторы, внешние по отношению к предприятию. Самая большая неопределенность, под которую обычно приходится подстраиваться, - это переменчивый рыночный спрос, но есть и другие, такие как надежность поставщиков, наличие сырья и т. п.
- Традиционно контроль определялся как сравнение фактических и желаемых результатов, а также принятие решения относительно пересмотра задач или методов работы. Для наших целей определим контроль как механизм реагирования, предназначенный для борьбы с неопределенностью путем отслеживания информации, свидетельствующей об угрозе, и принятия адекватных корректирующих мер до того, как угроза осуществится.
- В 1998 г. компания AT&T предприняла попытку увеличить свою долю на развивающемся рынке сотовой связи и для этого с большой помпой ввела новый тариф Digital One c единой ставкой за минуту разговора по сотовому телефону для любых звонков в пределах США - как местных, так и междугородних. Реакция превзошла все ожидания отдела маркетинга, и коммуникационное оборудование компании не могло справиться с возросшей нагрузкой. Тысячи абонентов - новых и старых - не могли дозвониться на сотовые номера AT&T, а если и дозванивались, то звонок обрывался. В результате начался массовый переход разочарованных клиентов к другим операторам, который сопровождался эпидемией коллективных исков. Репутация компании среди прошлых, нынешних и будущих абонентов была испорчена.
- Мышление в категориях локальной эффективности (следствие применения метода отнесения затрат в бухгалтерском учете) приводит к тому, что простаивающие мощности рассматриваются только в связи с затратами, а не с прибылями. Поэтому руководство традиционно настаивает на максимальной загрузке ресурсов. Это значит, что время простоев (резерв мощности) расходуется на работу, не необходимую для выполнения подтвержденных приносящих доход заказов, - другими словами, на производство продукции на склад: «пока у нас нет подтвержденных заказов, мы будем производить продукцию на черный день и создавать имитацию бурной деятельности». Тем самым защитная мощность (страховка от неопределенности) распыляется - зато ресурсы работают эффективно (хотя, может быть, и без пользы).
- 26. Организации добиваются успеха как целостные системы, а не как совокупности разрозненных процессов. Но компании обычно подразделяются на отделы и филиалы, между которыми распределяются функции... Части системы нередко теряют общую картину и перестают видеть систему в целом. Чаще всего они в состоянии более или менее отчетливо разглядеть лишь свою область и соседние этапы процесса. Чем масштабнее и сложнее организация, тем выше вероятность того, что это случится... Работа руководителей функциональных подразделений оценивается и поощряется в зависимости от того, насколько эффективно они управляют своим подразделением, а не от их вклада в общий успех организации.
- Что касается глобального успеха системы, то он всегда оценивается по финансовым критериям - используются такие показатели, как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, денежный поток. А вот к результатам работы функциональных подразделений часто применяют нефинансовые или не чисто финансовые оценки. Типичные показатели здесь - объем производства (в натуральном выражении), процент брака, процент недоделок, надежность поставок.
- 28. Генерируемый доход - это все средства, поступающие в компанию. Скорость, с которой организация зарабатывает деньги. Вложения - это все средства, связанные внутри системы, материальные активы компании. Операционные расходы - это все средства, выплачиваемые компанией. Средства, затрачиваемые на то, чтобы превратить вложения в генерируемый доход.
- 29. Информация - это палка о двух концах. Без нее мы не можем эффективно принимать решения, а когда ее слишком много, процесс принятия решений может замедлиться... Информационные системы - не замена для глубокого понимания причинно-следственных связей внутри сложной системы. Они в состоянии с головой завалить руководителя информацией, но руководитель должен сам разобраться, что в этой информации важно, а что нет.
- 30. Цепь поставок включает все процессы от исходного сырья до конечного потребителя. Например, в цепь поставок для пачки картофельных чипсов, которые вы едите дома, войдут: фермер и всё, что он делает, чтобы вырастить картофель; оптовый дистрибьютор, закупающий картофель у фермеров и поставляющий его предприятиям пищевой промышленности; фабрика, производящая картофельные чипсы, где режут, обжаривают и упаковывают чипсы семнадцати разных вкусов и двух разных форм (обычные и рифленые); розничный дистрибьютор, который перевозит чипсы с фабрики в точки продаж; розничный магазин, где вы покупаете себе пачку чипсов со вкусом бекона прямо перед двойным футбольным матчем в воскресенье. Эта цепь поставок состоит из независимых организаций различного размера и сложности.