Питер Друкер, Бизнес и инновации



1.    Русский экономист Николай Кондратьев был расстрелян в середине 1930-х годов за то, что его эконометрические модели предсказывали, что коллективизация совет­ского сельского хозяйства приведет к резкому падению производительности, что и произошло в действитель­ности. "Пятидесятилетний цикл Кондратьева" был осно­ван на присущей каждой технологии динамике. Каждые пятьдесят лет, по утверждению Кондратьева, длинная технологическая волна оказывается в своей высшей точ­ке. В течение последних двадцати лет такого цикла кажет­ся, что в растущих отраслях, основанных на последних технологических достижениях, все очень хорошо. Однако то, что кажется рекордно высокими прибылями, на самом деле является возвратом капитала, который больше не нужен, поскольку рост в отрасли прекратился. Такая ситуация никогда не длится больше двадцати лет, за ней |наступает неожиданный кризис, который обычно сопро­вождается чем-то вроде паники. Затем следуют двадцать лет стагнации, во время которой новые, только что поя­вившиеся технологии не могут создать достаточного ко­личества рабочих мест для того, чтобы экономика снова начала расти.

2.    Эдисон, самый удачливый изобретатель XIX века, превратил изобретательство в научную дисциплину, которую мы сегодня называем исследованиями. Но на самом деле он стремился к тому, чтобы создать свое дело и стати крупным бизнесменом. В то же время он провалил все деловые начинания, за которые брался, и его приходилось каждый раз отстранять от управления, чтобы сохранить каждое из начатых им дел. Большей частью наукоемких предприятий сегодня продолжают управлять так же, вернее, продолжают делать такие же ошибки в управлении, которые совершал Эдисон. Это объясняет, во-первых, почему наукоемкие отрасли идут привычным путем: все начинается с восторженных откликов, стремительного развития, а затем следуют внезапный кризис и крах - "из грязи в князи» и снва в грязь в течение пяти лет.

3.    Рассмотрим конкретный пример. Гамбургеры продавались в США на улицах с XIX века; после Второй ми­ровой войны небольшие ресторанчики быстрого питания появились в крупных городах на каждом углу. Однако в сети ресторанов быстрого питания МакДональдс - это одна из успешных историй за последние двадцать пять лет - принципы менеджмента были применены к облас­ти, в которой царил семейный подряд и в которой всегда работали наугад. В МакДональдс первыми создали готовый продукт; затем полностью перестроили весь процесс его изготовления; затем перекроили или, во многих случаях, изобрели заново технологии, которые позволяют обеспечивать, чтобы каждый кусочек мяса, каждое кольцо лука, каждая булочка, каждый ломтик жареного картофеля были одинаковыми, были результатом точно выверенного во времени и полностью автоматизированного процесса. И, наконец, в МакДональдс  изучили то, что делает предложение привлекательным для посетителя, и выяснили, что это качество и предсказуемость того, что получаешь, скорость обслуживания, абсолютная чистота и дружелюбное отношение. После этого установили стандарты, обучили их соблюдению и разработали схемы поощрения. Все эти шаги и есть менеджмент, причем весьма высокого уровня.

4.    Предприниматель - заметил французский экономист Жан-Батист Сей, - переносит экономические ресурсы из области более низкой в область более высокой продуктивности и большей отдачи... Предприниматель нарушает существующий порядок вещей и вносит сумятицу. (динамическое неравновесие, а не равновесие и оптимизация).

5.    Инновационная деятельность создает ресурсы (или увеличивает потенциал отдачи от уже существующих). Ресурс не становится ресурсом до тех пор, пока кто-то не находит чему-то существующему в природе применение, тем самым придавая этому чему-то экономическую ценность. До этого момента любое растение - просто сорняк, а любой минерал - просто камень.

6.    Контейнер, учебник, оплата в рассрочку, социальные инновации японцев (в сочетании с технической имитацией) - все это меняет экономическую картину.

7.    Главное достижение 19 века - это «изобретение изобретения».

8.    Для руководства непросто принять неожиданный успех. Требуется известная решимость, конкретные про­цедуры, желание реально смотреть на положение вещей и готовность признать собственную неправоту. Одна из причин, по которой руководству тяжело при­знать неожиданный успех, заключается в том, что все мы склонны верить в то, что если что-то продолжается до­статочно долго, значит, это "нормально" и должно длитьcя "вечно". Все, что вступает в противоречие с тем, что мы уже привыкли считать обычным порядком вещей, отрицается как неправильное, нездоровое и очевидно ненормальное. (принцип «птенца кукушки»).

9.    Одна из причин слепоты по отношению к неожиданному успеху - это система отчетности. Неожиданный успех - симптом, но чего?

10. Один из первых компьютеров IBM был изобретен потому, что Томас Уотсон увлекался астрономией. Он был выставлен в витрине в Нью-Йорке и запрограммирован на вычисление всех прошлых, настоящих и будущих фаз луны. Однако представители бизнеса начали закупать это научное чудо для примитивного расчета заработной платы.

11. В 1970-х годах молодые американцы не хотели покупать базовые дешевые вариантов домов, потому что им нужно было: а) временное убежище, б) дорожающее со временем, чтобы можно было за счет его продажи внести взнос за более дорогой и комфортный дом. Одна из компаний ввела концепцию «ваш первый дом» и дала гарантии выкупа через несколько лет.

12. Это супермаркеты, в которых на книги смотрят как на «массовый товар" и главный упор делается на книги, которые быстро раскупаются и приносят наибольший доход из расчета на единицу торговой площади. Они располагаются в крупных универмагах, где стоимость квадратного метра торговой площади высока, но туда приходит много людей. Раньше же всем продавцам книг было ясно, что продавать их нужно там, где арендная плата за торговое помещение невысока, желательно недалеко от университета. Традиционно у продавцов книг был "литературный склад ума", а на работу они нанимали тех, кто любит книги". Менеджеры новых книжных магазинов в прошлом продавали косметику. Популярная шутка среди них: любой продавец, у которого есть желание читать что еще, кроме ценника на товаре, чересчур образован. На протяжении вот уже десяти лет эти новые сети книжных магазинов являются одним из самых успешных и быстроразвивающихся сегментов в американской розничной торговле, а также одним из самых быстрорасту­щих бизнесов во всей стране.

13. Н.Хрущев: советские люди никогда не захотят быть владельцами автомобилей, дешевые такси - куда более разумное решение.

14. Одна финансовая фирма в США работает с теми скромными, кто хочет сохранить, а не приумножить, она продает «душевное спокойствие для разумного инвестора».

15. Традиционные подходы в период стремительного роста отрасли становятся неадекватными.

16. «Шесть дней в неделю мы питаемся, а один день - обедаем» (раньше вообще обедали только богатые, сейчас разные люди и пытаются и обедают).

17. Когда происходит перемена восприятия, факты не меняются. Меняется их значение. Настроения, а не факты определяют -  стакан наполовину полон или наполовину пуст. (Многое из того, что кажется переменами восприятия, на самом деле является краткосрочными веяниями моды).

18. В 1923 году Герберт Гу­вер, ставший вскоре президентом Соединенных Штатов Америки, и Томас Масарик, основатель и президент Че­хословакии, провели первый Международный конгресс по менеджменту в Праге. В это же время в нескольких крупных компаниях в разных странах, особенно в Дюпон и Дженерал Моторс  в США, начали реорганизацию на основе новых концепций менеджмента. В течение следующего пятилетия несколько активных последователей, осо­бенно англичанин Линделл Урвик, основатель первой консалтинговой фирмы по вопросам менеджмента, до сих пор носящей его имя, начали писать о менеджменте. Тем не менее, до выхода в свет моих трудов Концепция корпо­рации (1946) и Практика менеджмента (1954) новая дис­циплина не была доступна широкому кругу управленцев во всем мире.

19. Компьютер, как уже было сказано, требовал объединения не менее пяти видов знаний: научного изобретения - аудиона; крупной математической теории, бинарной теоремы; новой логики; модели перфокарты; а также концепции программы и обратной связи. До тех пор, пока все они не стали доступными, компьютер построить было нельзя.

20. Британцы открыли пенициллин и создали первый в мире пассажирский реактивный самолет, а воспользовались этим американцы, тот же Боинг.

21. В 1910 году в США было до 200 автомобилестроительных компаний, к началу 30-х годов их стало 20, к 1960 году - 4.

22. Прусский король предсказал верную неудачу новой диковинке, железной дороге: "никто не будет платить приличные деньги за то, чтобы добраться из Берлина в Потсдам за час, в то время, как можно на своей лошади потратить на ту же самую поездку день и ничего при этом не платить».

23. В существующем бизнесе всегда присутствует соблазн подкармливать день вчерашний и держать впроголодь день завтрашний.

24. Каждые три года или около того предприятие должно подвергать проверке ан целесообразность каждый отдельно взятый выпускаемый товар, каждый производственный процесс, технологию, рынок, канал дистрибуции, не говоря уже о каждом виде деятельности сотрудников.

25. Идея «родства душ» с клиентом.

26. Понятие «организационной гигиены».

27. «Бизнес-рентген» - инструмент для постановки правильных вопросов, а не способ автоматического получения правильных ответов.

28. Нужно отдельно проводить совещания - по проблемам и по возможностям (в том числе итогово-отчетные).

29. Предпринимательский менеджмент выдвигает четыре требования к новому предприятию. Он требует:

  •          концентрации на рынке
  •          построения финансовых прогнозов и особенно планирования прихода наличности и потребностей в капитале в будущем
  •          создания команды управленцев высшего звена задолго до того, как новому предприятию она понадобится, и задолго до того, как оно сможет себе ее позволить.
  •          от предпринимателя - основателя - принятия решения о своей собственной роли, сфере приложения усилий и отношении с окружающими.

30. В 1950 году Univac провела точные маркетинговые исследования, показавшие, что в 2000 году в мире будет продаваться до 1000 компьютеров, на самом же деле в 1984 году их было продано около миллиона.

31. У банкиров существует старое правило: при прогнозировании объемов наличных поступлений и затрат нужно исходить из предположения, что по счетам нужно будет платить на 60 дней раньше, чем ожидалось ранее, а поступления придут на 60 дней позже.

32. Критическим является рост объемов в 40-50%, при этом старые методы контроля становятся неадекватными.

33. До самой смерти в 80 лет Рэй Крок посещал 2-3 ресторана Макдональдс в неделю, тщательно проверяя качество, уровень чистоты и дружелюбие сотрудников, слушая посетителей и беседуя с ними.

34. Джеймс Казенс, позднее мэр Детройта и сенатор, сделал для компании Форда не меньше, чем сам Форд: он занимался управлением делами, финансами, дистрибуцией, маркетингом, продажами и кадрами. Уделом Форда было инженерное дело и производство.

35. Свобода вне закона - это вседозволенность, которая очень быстро превращается в анархию, а после этого очень скоро и в тиранию.

36. Существует 4 ярко выраженные предпринимательские стратегии:

  •          Побеждать числом и скоростью (имея амбициозные цели)
  •          Бить их там, где их нет (творческая имитация и предпринимательское дзюдо)
  •          Занять «экологическую нишу» (стратегия контрольного пункта, товарной или маркетинговой специализации)
  •          Изменять экономические характеристики товара, рынка или отрасли (приданием полезных свойств, ценообразованием, адаптацией к социальным и экономическим реалиям покупателей, предоставлением покупателям того, что представляет для них ценность)

37. Опасные дурные привычки: высокомерие, привычка снимать сливки, слепая вера в «качество», иллюзия, что для качественного продукта допустима высокая цена и, наконец, максимизация вместо оптимизации.

38. Кинг Кемп Жилет продавал бритвы по 55 центов в рознице и по 20 центов оптом(это не больше пятой части стоимости производства). Но она могла работать только с его запатентованными лезвиями. Их можно было использовать 6-7 раз, производство их стоило меньше цента, продавал он их за 5 центов.

39. Нет «неразумных покупателей», есть лишь ленивые производители.

40. Революция - это иллюзия, миф. Она не представляет собой какого-то достижения и начала чего-то нового. Она становится результатом дряхлости и упадка, следствием банкротства людей и институтов, неспособности самообновления... «Революции не разрушают тюрем старого режима, они их расширяют».

41. Инновационная деятельность должна вестись децентрализовано, специализированно, автономно, конкретно, на микроэкономическом уровне... Инновационные возможности не приходят с бурей, они подобны дуновению ветерка.

42. Высокие технологии действительно находятся на острие прогресса, но если нет ножа, нет и острия. Эффективный наукоемкий сектор больше не может существовать сам по себе, как мозг не может существовать без здорового тела. Должна существовать экономика, где будет множество новаторов и предпринимателей, доступ к капиталу, где будут царить предпринимательское видение и предпринимательские ценности, предпринимательский дух.

43. У госучреждений есть определенный период существования, а у законов - период действия - они же имеют человеческую, а не божественную природу... Налоговая система должна способствовать движению капитала из дня вчерашнего в день завтрашний, а не препятствовать этому.

44. Интересная идея - растущие скрытые расходы на содержание правительства (медсестры половину рабочего времени тратят на различные отчеты).