Из книги Жан-Мари Дрю «Ломая стереотипы»
- Председатель Grand Metropolitan Алан Шеппард: Изменение доставляет неудобства, создает трения и неопределенность... Надо оркестровать анархию в соответствии с четкой стратегией... Привычка порождает комфорт, который препятствует изменению.
- Отделить факты от мнений трудно. Информация именно в процессе интерпретации обретает дополнительную ценность.
- Как говорят немцы: Открытие - это умение видеть то, что видят все и думать так, как не думает никто.
- Интеллектуальный капитал любой компании со временем изнашивается. Для того. Чтобы построить будущее, нужно освободиться от прошлого. (Поль Валери советовал избавляться от мысли, которая занимает ум слишком быстро). Не скатывайтесь в интеллектуальном болоте.
- Декарт: Вера - не что иное, как отсутствие воображения.
- Видение должно быть непреодолимой силой. Возбуждающей. Оно должно придавать людям смелости, чтобы им захотелось превзойти самих себя.
- Роберт Кеннеди считал гимном переменам слова Бернарда Шоу: некоторые люди видят вещи такими, каковы они есть и спрашивают «почему?». Я мечтаю о вещах небывалых и спрашиваю «почему бы и нет?».
- Большая мечта - это тесное переплетение того, что компания, продукт или услуга способны олицетворять собой в будущем, и того, что реально требуется потребителю.
- Видение сегодня недосягаемо, но безумно к себе манит. Видение задает масштаб шагов.
10. Видение - это не набор целей, это целенаправленное включение воображения. Видение должно быть одновременно амбициозным и разумным.
- Эл Райс и Джек Траут ввели:
- «закон господства»: важнее быть первым, а не просто быть лучше кого-то. Если вы не лидируете на данном рынке, создайте внутри него категорию, где будете первым.
- «закон фокуса»: Volvo владеет словом «безопасность», Federal Express - «быстро», Crest - «кариес».
- Отпуск и досуг должны стать «противоядием цивилизации» (Club Med).
- «Именно дети откроют для родителей Макдональдс» - это стратегия. А еще Макдональдс - это универсальное место встречи для людей любого возраста и любой национальности. Это некая защищенная зона, где не бывает вражды и конфликтов.
- Надо чувствовать тенденции или создавать их.
- Инвесторы фондовой биржи на Уолл-стрите оценивают доллар от роста дохода в два раза выше доллара, вырученного в результате снижения издержек производства. Привлечение нового клиента обходится в 6 раз дороже, чем сохранение старого.
- Ценность марки шире ценности продукта.
- Рекламный агент - опекун торговой марки.
- Virgin исповедует культ отличия и неповиновения.
- Заголовок: «чем больше женщин читает The Economist, тем меньше рабочих мест достается парням».
- Нас затягивает болото прошлого.
- Сервантес сказал: нужно дать времени достаточно времени.
- Компании должны быть территориями, где рождаются и встречаются новые идеи. Менеджеры должны создавать условия для этого - чтобы «нечаянности превращались в процесс». Нужен катализатор творческих идей. (Но творчество невозможно в вакууме, надо готовить ум).
- Как сказал Том Питерс, мы должны быть «на службе у любознательности». Это включает собственное воображение. Речь не о подражании или плагиате, а об эффекте «рикошета».
- Счастливый случай не войдет в запертую дверь.
- Cadillac еще в 1921 году выпустило печатное объявление «Бремя лидерства». За этим заголовком скрывалась мысль, что лидер - в любой области - никогда не должен уподобляться в своих поступках толпе. Он должен сомневаться, он должен гореть желанием сделать больше других.
- «Это нелегко. Вы либо лучший, либо никто».
- База данных систематизирована по типу стереотипа, разрыва или видения.
- Обратная логика: Heinz в Британии заявила о своих приправах: к ним готовят салаты. Или - дети кормят с ложечки родителей йогуртом Данон.
- Вопрос всегда шире, чем иллюстрирующие его примеры. Вопрос - это исходная площадка для новых мыслей. Надо задавать правильные вопросы и уметь творчески слушать. Нужны вопросы, которые ставят под сомнение очевидное. Создаются банки вопросов: «а что, если?» и «почему бы и нет?».
- Линейная логика не должна мешать взаимодействию идей. Рациональность не должна лишать источников вдохновения.
- Самое главное - это творческое задание. Чем лучше сформулировано задание, тем больше денег оно принесет.
- Не надо терять свежесть восприятия.
- Аналитическое мышление - «северное», интуитивное - «южное».
- Не надо путать простоту и упрощение.
- Джин Келли: «Если вам кажется, что вы потратили слишком много сил на выполнение работы, значит, вы потрудились недостаточно».
- Суть программы British Airways: «приезжайте и взлетайте». Если мест в самолете не окажется, компания обещает организовать чартерный рейс - даже для одного пассажира. Это идея обслуживания по максимуму. За каждый купленный билет на международный рейс компания выдавала еще один билет бесплатно.
- Casino, крупнейший продавец продуктов питания во Франции, создала общенациональный экспертный совет потребителей из 10 тыс. человек и обязалась публиковать все отзывы, в том числе и нелестные.
- BMW имитировала следы НЛО, некий фермер вызвал полицию (понять это можно было только с вертолета), а потом во всех газетах выдала полностраничное объявление: «Разум где-то рядом. BMW»... Нужно сделать неосязаемое зримым, материализовать невидимое.
- Автомобильная компания Saturn организовала 4-дневный фестиваль клиентов.
- Калейдоскоп идей.
- «Наступило то трудное время, когда ваш босс моложе вас?» - это вторжение в реальные мысли потребителя.
- Популярное женское лекарство от плохого настроения - поход по магазинам.
- Фактическая информация придает рекламе глубину.
- Чтобы найти правильный угол зрения, необходимо выдержать определенную дистанцию.
- Технология никогда не превзойдет по важности те идеи, которые она призвана выражать.
- Демонстрация результатов присутствия (или отсутствия!) марки в нашей жизни - хороший способ показать ее важность.
- Неизменность уязвима. Все мы будем мастерами постоянных преобразований.
- Чтобы быть услышанным потребителями, надо изобретать новые средства выражения и новые языки (языки диалога).
- Роль мультимедиа - в углублении взаимосвязей на индивидуальном уровне. Интернет помогает создавать кланы.
- Важны не слова, а то, на какую мысль они наводят человека, сталкивающегося с нашим обращением.
- Рекламу считали «смазочным материалом» рыночной экономики.
- Время расточительности и неумеренности прошло. (Этот бизнес сошел с пьедестала).
- Рекламная индустрия 90-х страдала от утечки мозгов и нехватки талантов.
- Эл Райс и Джек Траут называют рекламные агентства «вечными посторонними». (Агентства - это консультанты с воображением).
- Не надо отказываться мыслить широко. Прогресс достигается благодаря междисциплинарности и объединению разнообразных знаний и умений.
- Горизонтальный рост сотрудника и перемещение его опыта - это рост не чинов, а доходов, сочетающийся с более плоской структурой организации.
- Власть - в скорости, с которой мы получаем доступ к данным, можем их обрабатывать. Ценность информации определяется только скоростью, с которой она добывается.
- Том Питерс: «самонадеянно думать, что люди, способные выполнить данную работу наилучшим образом, находятся в вашем здании».
- Сеть - это не набор флагов, а совокупность разнообразных знаний и умений. Руководство сети должно их выявлять и стимулировать.
- Стратегия обретает ценность только в момент ее реализации.
- Кибернетика рождает системы, способные одновременно применять алгоритмы и использовать результаты их применения для корректировки использованных алгоритмов.
- Французский социолог Лео Шер писал, что «знак становится более реальным, чем объект, а объект более виртуальным, чем знак». Будь то духи или йогурт, ценность значения превалирует над материальной ценностью.
- Мир усложняется, баланс между властью и идеями изменится в пользу идей.
- Слово «авторитет» происходит от слова «автор», обозначающего человека, у которого рождается идея.
- Сегодняшнее видение завтра станет стереотипом.
Жак Дрю, «Ломая стереотипы»:
1. Лолита Волкова (предисловие):
- была бы хороша идея, мы найдем ей применение - говорят практичные японцы и собирают все
- Реклама - один из способов сделать умных богатыми.
- Кнопка телепульта - инструмент голосования за или против чего-то
2. Разрыв: выявление стереотипа, его ломка и новое видение.
3. Успех фирмы зависит от умения сомневаться и мобильности. Фирмы должны создавать новые миры. Они должны постоянно строить, ломать и перестраивать... нельзя плыть по волнам, надо ловить ветер, который эти волны рождает.
4. Разрыв - это катализатор воображения, ориентир на многих дорогах. Это агент перемен.
5. Творчество не рождается в вакууме. Чем больше источников вдохновения, тем больше возможностей для рождения новых идей.
6. Французская реклама, в отличие от американской, скорее соблазняет, чем убеждает.
7. Мастер американской рекламы Билл Бернбах: я могу нарисовать портрет плачущего человека, который будет всего лишь портретом плачущего человека. Но я могу нарисовать его и так, что плакать будете вы.
8. Непрямолинейное движение мысли, которая все время мечется и рвется.
9. Вербальная неэкономичность французского языка требует метафор, визуального поиска.
10. Единомыслие возможно на уровне наименьшего общего знаменателя.
11. (Идея - недосказанный, незавершенный, чуть-чуть голодный).
12. Реклама должна показывать продукт в действии.
13. Правдоподобность усиливается, если есть конфликт.
14. Релитивизация качества.
15. Удобство абсолютно, эффективность относительна.
16. «Продающая идея» («тает во рту, а не в руках»).
17. Идея «взбалтывания» / Идея «резонанса»
18. Идея - это новый угол зрения на продукт, непривычный ракурс. Творческие скачки - это способ возвращения продуктов к жизни, они получают новое измерение.
19. Девиз Порше - гонка с самим собой - это единственная гонка, в которой нельзя победить.
20. Идея должна поразить зрителя, мысль - убедить.
21. Творчество - это способ управления изменениями.
22. Нарушение непрерывности - это источник прогресса во всех областях.
23. Рита Мае Браун: безумие - это совершение одного и того же действия снова и снова и ожидание при этом какого-то нового результата.
24. Мы живем в мире одинаковости. Том Питерс назвал это «морем подобия», а Жан Бодрийар «ксерокопированным миром».
25. Мелкие корректировки - это иллюзия изменений.
26. М.Хаммер: каждая компания переполнена негласными правилами, пережитком прошлых лет.
27. Перефокусируется линза, изменяется угол зрения, происходит качественный скачок. Мы вдруг замечаем то, что всегда существовало рядом с нами.
28. Жан Кокто: Красоту создают, а не воссоздают.
29. Nordstrom нанимает больше служащих, чем конкуренты, но там непревзойденное обслуживание: продавец поможет выбрать, примерить, подогнать, оформить возврат и даже будет сопровождать вас по отделам магазина.
30. В Home Dupot, торгующей товарами для ремонта, торговый персонал владеет профессиями электрика, сантехника, садовника и т.п.
31. Покупать можно не только продукт, но и впечатления.
32. The GAP - скромная одежда, антимодная мода. Свежий взгляд.
33. Лозунг Banc One - «чего бы это ни стоило».
34. Стив Росс: людей увольняют за то, что они не ошибаются.
35. Видение - это прыжок воображения из настоящего в будущее.
36. Уолл Стрит Джорнал: Деньги говорят. Мы переводим.
37. Победы добываются за сотые доли секунды или на нескольких последних сантиметрах.
38. Реклама ничего не изобретает. Она проливает свет на то, что раньше находилось в тени.
39. Чарльз Хэнди: Перестройка - это способность увидеть вещи, проблемы, ситуации по-новому, взглянуть на них со стороны, с иного ракурса или в ином контексте... Надо вставить знакомую картину в новую раму, переосмыслить очевидное.
40. Dun&Bradstreet выбрала для рекламы тему: «Мы видим то, что не видят другие», подняв свой статус до бизнес-консультанта.
41. Творчество (необычный ракурс) обезоруживает.
42. И.Ансофф: возрастание уровня турбулентности сигнализирует о том, что пришло время не реагировать, а упреждать, не решать проблему, а использовать открывающуюся возможность. Самим создать новый уровень турбулентности, нарушить равновесие рынка, предприняв совершенно необычные для него шаги.
43. Netscape начала бесплатно предоставлять свое ПО в обмен на популярность во всем мире.
44. Ценна не торговая марка, а лояльность марки. Марка не должна почивать на лаврах, должна обновляться.
45. Очень важны внутреннее содержание и глубина.
46. Лидер не может безбоязненно зачехлить ружье - прошли те времена. (возникает идея Эстафеты, вновь всплывает идея Солиста Ансамбля).
47. Если вы не приметесь за перемены, перемены примутся за вас.