И.Б.Гурков, Стратегия и структура корпорации, М., Дело, 2006:
Стратегия - система решений и действий, направленная на достижение долгосрочных целей человека или организации.
В работе Г. Эмерсона "Двенадцать принципов производительности", изданной в 1911 г., были сформулированы отдельные постулаты функционирования крупной корпорации, ряд из которых не потерял свою актуальность до сегодняшнего дня:
- примат долгосрочных интересов развития компании над получением сиюминутной выгоды;
- постоянное отслеживание "цены роста" и отказ от амбициозных, но неэффективных проектов;
- вовлеченность в процесс разработки и реализации стратегии не только высшего руководства, но и менеджеров среднего звена и ключевых специалистов заводского уровня;
- регулярная "поверка" новых идей о продуктах и процессах производства с помощью "здравого смысла" тех, кому придется реализовывать данные идеи.
Можно сформулировать ряд стратегических дилемм, имеющих особую актуальность для российских корпораций:
- система стратегического мышления (рациональное либо интуитивное);
- система формулировки стратегии (свободная либо вынужденная);
- способ реализации стратегии (контролируемый либо неконтролируемый эволюционный процесс).
Данные дилеммы можно "перевести на человеческий язык" как три простых вопроса:
- Как принимаются стратегические решения?
- Как выполняются стратегические действия?
- Кто принимает стратегические решения?
Аргументы противников стратегического планирования:
- Планирование и контроль применимы к рутинным действиям (и рутинным стратегиям), но неприменимы к инновациям, в то время как инновации (в продуктах, технологиях и управленческих процессах) становятся основой повышения эффективности фирмы.
- Плановый подход к решению комплексных проблем предполагает предсказуемую реакцию партнеров (и конкурентов). Чтобы достичь предсказуемости в их поведения, уже при составлении плана необходимо идти на определенные соглашения, что сковывает корпорацию в ее дальнейших действиях.
- Наконец, сложный иерархический процесс составления стратегического плана приводит к тому, что при изменении одного параметра (например, одной программы) приходится пересматривать весь стратегический план.
Чем менее стандартными являются процедуры бизнеса, тем больше успех определяется уникальными способностями и умениями персонала и тем больше ограничен руководитель как организационный и персональный лидер.
Общие закономерности:
- Чем выше "избегание неопределенности", тем больше менеджер склонен видеть стратегию как аналитический процесс, доступный точным количественным расчетам. Этому же способствует и высокий уровень "стратегической ориентации". Соответственно, и реализация стратегии сводится к выполнению запланированных действий и преследованию заранее установленных целей.
- Чем выше индивидуализм и соревновательность, тем выше интуитивная составляющая в разработке и реализации стратегии.
- Чем выше дистанция власти, тем больше менеджеры (как высшего звена, так и их подчиненные) склонны рассматривать стратегию как исключительно деятельность высшего руководства и подчиняться "сигналам сверху", меняя привычный образ действий.
Стремясь к устойчивости своего состояния через инновации, корпорация сама выводит ситуацию из равновесия.
В течение длительного времени в разных странах сложилась определенная иерархия функций. Так, в Германии ведущую роль играли "производственники", в Великобритании - финансисты, а в Италии - дизайнеры и маркетологи. В результате в одной и той же отрасли, например в химическом машиностроении, потребителям приходилось выбирать между "добротным, но дорогим" немецким оборудованием, "передовым, но хрупким" итальянским и английским, освоенным в период расцвета "Владычицы морей" и сохранившимся в производстве благодаря превосходному первоначальному техническому решению и амортизации всех первоначальных издержек.
В разных фирмах один и тот же круг обязанностей может выполняться "вице-президентом по внутренней логистике" или "старшим кладовщиком".
Как правило, уровень должности определяется закрепленным за должностью годовым бюджетом инвестиций, расходуемым в течение финансового года без дополнительного согласования. Бюджет определяется в процентах от общего объема чистых активов корпорации. Принятые уровни бюджетных полномочий - до 0,05%; 0,05-0,15%; 0,15-0,5% чистых активов корпорации. Лицо, распоряжающееся годовым бюджетом свыше 0,5% чистых активов корпорации, принадлежит к высшему менеджменту.
Самое циничное описание благотворительных фондов дал в начале 20 века О'Генри: «когда человек ограбил своих ближних на изрядную сумму, ему становится жутковато и хочется отдать часть награбленного».
Пять базовых ценностей:
- деньги,
- власть,
- слава,
- любопытство,
- покой.
Под покоем здесь имеется в виду не абсолютный покой, а наступление событий с привычной частотой и последовательностью, поддержание заданных рутинных действий.
Интересы потребителей обычно сводятся к соблюдению соотношения цена-качество. Под качеством здесь будут пониматься "все свойства товара, кроме цены". Хотя качество продукта (товаров и услуг) имеет значительное количество частных показателей, вполне возможно свести их воедино и представить любой товар в виде совокупности пяти признаков:
- Функциональность, т.е. способность удовлетворять потребность.
- Надежность, т.е. соответствие уровня качества ожиданиям потребителя.
- Уровень обслуживания - дополнительные услуги, оказываемые потребителю до покупки, во время покупки и после покупки товара, например гарантийное обслуживание.
- Известность (раскрученность) товара - уровень осведомленности - потенциальных потребителей о существовании подобного товара и его свойствах.
- Престижность товара - представление о потреблении данного товара знаменитыми и (или) богатыми людьми.
Интересы работников можно свести к соотношению вознаграждения и усилий. Прежде всего, отметим, что вознаграждения не сводятся лишь к денежным доходам. В практике мотивации современных корпораций принято выделять три вида вознаграждения:
- Денежное вознаграждение (зарплата, денежные премии и социальные блага, имеющие альтернативную денежную оценку, например "бесплатное" дополнительное медицинское обслуживание).
- Моральное стимулирование, которое может осуществляться руководством компании (похвала, публичное признание), так и возникать из-за осознания социальной значимости деятельности фирмы.
- Внутреннее стимулирование в ходе труда, своеобразная "мышечная радость" от использования своих сил в ходе работы.
Соответственно, и усилия, связанные с выполнением работы, можно разбить как:
- Затраты умственной и физической энергии на выполнение основных действий, предписанных в должностных инструкциях.
- Затраты на "достижение" рабочего места. Данные затраты могут выступать как чисто физические (например, в условиях московского дорожного движения нервы, расходуемые ежедневно при продвижении в пробках к месту работы, могут в разы превышать нервные усилия на самой работе), так и умственные (иррегулярные попытки "отбиться" от дополнительных ценных указаний относительно дополнительных заданий и заняться непосредственно своими рабочими обязанностями).
- Затраты на поддержание работоспособного состояния в условиях того или иного стиля руководства.
«Героическая» школа стратегических исследований.
«Культура извинений» и высокий уровень «терпимости к цикличности».