В лабиринтах современного управления
- Задержка на старте или фальстарт
- Беспочвенные фантазии
- Стратегическое планирование должно быть:
- Реалистичным
- Комплексным
- Командным
- Клиентоориентированным
- Активным
- Объективным
- Ориентированным на конкретные результаты
- Непрерывным
- Стратегическое планирование - это не «умственная гимнастика» для высшего руководства.
5. Стратегическое мероприятие (стратегия) - это цель в совокупности со средствами ее достижения.
6. 4 граничных стратегии сливаются в один список, при этом исключаются или объединяются конкурирующие (несовместимые) стратегии, идет ранжирование и уточнение + оценка стоимости + тестирование на реальность. Окончательный список содержит название стратегий, их цели, задачи, а также фамилии ответственных за детализацию.
7. Подмена предмета беседы.
8. Собственно стратегическое управление включает в себя:
- анализ причин отклонений от стратегического плана
- принятие оперативных мер с целью исполнения последующих мероприятий и действий в установленные сроки
- корректировку стратегического плана в соответствии с изменившимися обстоятельствами, если исполнение последующих мероприятий и действий признается невозможным или нецелесообразным.
9. Возможные причины отклонений:
- недобросовестные или некомпетентные действия
- недостаточные полномочия отдельных должностных лиц
- недостаток ресурсов (финансовых, трудовых, административных, технических, временных) у структурных подразделений
- новые внешние факторы
- обстоятельства непреодолимой силы и т.п.
10. Возможные предложения по устранению причин:
- применить дисциплинарные меры
- внести изменения в планы (по задачам, целям, срокам и т.д.)
- произвести кадровые перемещения
- предоставить на временной основе необходимые ресурсы
- откорректировать оргструктуру и т.п.
11. На каждой стадии стратегического планирования перед консультантом ставятся различные задачи, предполагающие исполнение (иногда одновременно, иногда последовательно) следующих ролей:
- агитатора
- посредника
- преподавателя
- помощника
- специалиста
- стратега
12. Процесс стратегического планирования (если он есть в организации) обязательно приводит к созданию системы распределения ресурсов (в частности, трудовых).
13. Можно решать насущные вопросы, а можно критические.
14. Будущее надо придумать, а потом создать.
15. Детальное знание технологий стратегического планирования, опыт их успешного применения, интеллект, воображение, творческие способности и интуиция, знание процессов управления и рыночных процессов, глубокое понимание поведения организаций и способность его предсказать, умение договариваться и искать альтернативы - вот далеко не полный перечень качеств хорошего консультанта. Кроме того, он должен быть знаком с новейшей литературой как по общим вопросам бизнеса, так и по проблемам стратегического планирования, чтобы быть в курсе всех изменений.
16. Очень важны индикаторы выполнения.
17. Текст миссии раздается всем на кофейных стаканах.
18. «Синдром красивых фраз».
19. Стратегическое планирование - процесс, в котором стратегический план - промежуточный результат.
20. Управление с помощью документов - это косвенное управление. Традиционно руководитель склонен действовать импульсивно и непосредственно. Так достигается иллюзия получения результата - «подчиненные засуетились и дело пошло». На самом деле в 9 случаях из 10 дело быстро останавливается или приводит не к тем результатам, на которые рассчитывал руководитель.
21. Составление управленческих документов - дело мучительное (но, в перспективе, именно оно экономит время). Очень сложно связно объяснить другому человеку нечто, что сам не вполне понимаешь.
22. Выдержки из миссий:
- предоставлять людям дешевый транспорт - Форд
- создать супермаркеты для людей с разным уровнем доходов - Global USA
- защищенное качество - защищенное здоровье - Довгань
- создать посетителю приятный развлекательный и образовательный опыт, обеспечивая в то же время качественный уход за собранием животных и растений и реализуя надлежащую программу по размножению животных, которые в этом нуждаются - зоопарк «Монтана».
23. Миссия как «визитная карточка фирмы».
24. Бюрократические глаголы - «усилить», «упрочить», «развить».
25. Обаяние и привлекательность простоты.
26. Как заставить людей работать? Одновременно запустить требования, стимулы и санкции:
- запланировать максимальную загрузку работников
- создать такую систему оплаты труда и материального стимулирования, которая будет сполна вознаграждать человека, если он будет «вкалывать» на работе.
- установить систему административного контроля и наказания для случаев, когда работник не соблюдает правила, закрепленные в положениях и инструкциях компании.
27. Энергия заблуждения - страсть.
28. Происходящие в компании процессы анализируются глазами беспристрастного клиента (внешнего или даже внутреннего - ИА), который выступает в роли судьи, выносящего приговор вашему бизнесу. («Клиент - судья», Но есть и Божий суд, - хорошая идея - ИА).
29. В основе технологии workflow лежит создание специальных технологических карт (mapping), отображающих последовательность производственных процессов, построенную по принципу «если - то - кроме». Цепочки заканчиваются выпуском продукта или предоставлением услуги. Обычно под производительностью труда понимается объем продукции или услуг, выпускаемых в единицу времени. В концепции технологии wоrkflow производительность труда - это отношение количества часов рабочего времени, затраты на которые относятся на себестоимость, к количеству часов, которые напрямую не оплачиваются потребителем продукта или услуги.
В технологических картах две категории процессов - информационные и производственные (в одних передаются документы, в других идет материальное производство и обслуживание).
30. Пять условных знаков диаграмм workflow - анализ, принятие решения, процесс, передача (информации или физических предметов), действие.
Три формы связи между анализом и принятием решений: «вперед» - переход к следующему действию в цепочке, «стоп» - поиск альтернатив, «назад» - возврат к предыдущему действию в цепочке, переделка.
31. Причины неуспеха могут быть не в том, что ты сделал, а в том, что ты не сделал.
32. Что такое максимизация цены акций? Пока нет достаточной прибыли, никто не будет инвестировать в компанию. Пока никто не будет инвестировать, не будет и достаточной прибыли. (Цикл, тупик. Снежный ком - успеха или неудачи).
33. Ресурсы перетекают туда, где есть прибыль.
34. Первая ступень разработки стратегии - отраслевой анализ. Далее - анализ конкурентной среды.
35. Личная встреча с клиентом как метод маркетингового исследования. Регулярные посещения корпоративных клиентов - очень сильный инструмент.
36. Выборка из 12 компаний дает 70% точность результатов, 20 компаний - 80%, 30% - 90%. Зачем же тратиться на интервьюирование 60 фирм?
37. Желания индивидуальны, для кого-то кино в полете - плюс, для кого-то - минус.
38. Бриллианты группы G от бриллиантов группы I глазом отличить совершенно невозможно, а цены отличаются на порядок.
39. Выбор по привычке - это минимизация усилий (по принятию решений, но не по использованию продукта!).
40. Узнать, чего хочет клиент, просто - спросить его. Трудность - в количественном выражении ожиданий клиента, чтобы потом оценить эффективность удовлетворения этих ожиданий.
41. Разница в терминах - «ошибка» (значит, «кто виноват?») и «дефект качества».
42. Имидж - это представление клиента о компании. Репутация - то, что рассказывают клиенты о компании.
43. Манера телефонных переговоров - визитка любой компании.
44. Вопросы в анкетах должны быть поставлены так, чтобы клиент понял - компания заботится о нем как о клиенте, а не просто собирает статистику.
45. Должностная инструкция - это ожидаемые действия, критерии оценки и ориентиры.
46. В американском бизнесе нет снисходительности к новичкам - «вышел на работу в понедельник, дай результат в понедельник».
47. У.Черчилль: «полезно смотреть вперед, но не дальше, чем вы можете увидеть».
48. Успешный подбор кадров требует системного подхода:
- анализ потребности в кадрах
- определение должностных обязанностей
- определение основных источников поступления кандидатов
- выбор технологии отбора кадров (методики отсеивания, тестирования, рекомендательные письма и т.п.)
- адаптация
49. Анализ рабочего места (наблюдение, собеседование, анкеты) преобразуется в должностные инструкции.
50. Анкеты надо тестировать, они слишком структурированы (нет гибкости).
51. Шкалирование задач (1 - не важна, 4 - крайне важна) и шкалирование времени, требуемого для решения задачи: очень значительно (более 66% времени), значительно (от 33 до 66%), не очень значительно (10-33%), мало (менее 10%).
52. Необученные работники дают неясные, неполные или неточные ответы.
53. В анкеты должны включаться вопросы-ловушки, возможен опрос коллег и несколько собеседований с одним лицом в разное время, информация должна тестироваться на достоверность.
54. Анализ собственной работы должен войти в должностные обязанности каждого сотрудника.
55. Интервью - это навыки нейтрального поведения (а как же с моим провоцирующим? - ИА) и открытых вопросов.
56. Аттестационные комиссии - это система коллективной безответственности, нужен диалог «начальник - подчиненный» (планирование - цели, повышение квалификации, сотрудничество; контрольные встречи; годовая оценка). По каждой должностной обязанности, ответственности должен быть установлен стандарт ответственности (цель).