Чиксентмихайи В поисках потока



 

Чиксентмихайи, В поисках потока:

Как писал историк Ле Рой Ладури, в тринадцатом веке во французских деревнях – которые были на то время одними из наиболее развитых в мире – любимым занятием жителей на досуге было вычесывание вшей из волос друг друга. Сейчас, конечно же, у нас есть телевидение.

Есть такая поговорка о богатом и влиятельном человеке: «Как и все остальные, он не может надеть сразу две штанины на две ноги».

Жить – значит испытывать, посредством чувств, мыслей, действий. Опыт происходит во времени, поэтому время – наш самый главный ресурс.

Мы говорим о времени, используя термины, заимствованные из языка финансов: вложить время во что-то, распределить его, распланировать, потратить… На самом деле, ... деньги – это просто общепринятый эквивалент времени, который мы используем для того, чтобы измерить время, вкладываемое  в то или иное дело. Мы ценим деньги, потому что до определенной степени они освобождают нас от трудностей жизни, позволяя иметь свободное время и тратить его на то, что нам хочется делать.

По мнению многих мыслителей прошлого, мужчины и женщины могут осознать свой потенциал только тогда, когда они ничего не делают. Греческие философы считали, что мы становимся по-настоящему людьми именно в свое свободное время, посвящая его собственному развитию – обучению, занятию искусствами и политической деятельностью. В действительности  английское слово «школа» (school) происходит от греческого слова scholea, обозначающего «досуг», так как греки полагали, что лучшее использование свободного времени – это обучение.

Намного проще выпускать программы, которые возбуждают праздное любопытство зрителей, а не образовывают его. Поэтому то, что смотрит большинство людей, вряд ли может помочь им развить свою личность.

Люди в традиционной индийской культуре считались не отдельными индивидуумами, как мы о них думаем, а скорее «узелками» в обширной общественной сети. Личность человека определялась не столько его индивидуальными мыслями и действиями, сколько тем, чьим сыном, братом, двоюродным братом или отцом он являлся. И в наше время: если сравнить детей с Кавказа с детьми из Восточной Азии, то последние намного глубже осознают ожидания и взгляды своих родителей, даже когда они находятся одни.

Нам не нужны богатство, здоровье или слава сами по себе. Они нужны нам лишь потому, что мы надеемся, что они сделают нас счастливыми.

Возможно, … пророки и мыслители были перфекционистами и не могли смириться с несовершенством жизни, в то время как остальное человечество довольно своей жизнью, несмотря на все ее несовершенства… Жан-Поль Сартр утверждал, что большинство людей живет с «ложным сознанием», уверяя себя, что они живут в лучшем из возможных миров.

Перейдя порог бедности, дополнительные материальные ресурсы существенно не влияют на возможность чувствовать себя счастливым… Беднейший ирландец утверждает, что он счастливее, чем богатый японец.

Не мечтая и не рискуя, человек может достичь только жалкого подобия жизни.

Люди ощущают себя наилучшим образом, когда они делают что-то добровольно, однако они не чувствуют себя наихудшим образом, когда они делают что-то обязательное. Напротив, физическая энтропия достигает наивысшего уровня, когда люди чувствуют, что делают что-то по тому, что им нечего больше делать.

Азиатские студенты, учащиеся в Америке и имеющие великолепные оценки, обычно имеют более низкую самооценку, чем другие студенты, чьи оценки намного хуже. Дело в том, что они ставят перед собой более высокие цели, которые непропорциональны их успехам.

Люди, которые думают, что, ведя спонтанный образ жизни, они избегают каких-либо целей, часто слепо выполняют цели,  поставленные перед нами нашими инстинктами или воспитанием.

Истинный смысл идей восточных религий, как мне кажется, не заключается в отказе от всех целей. Восточные религии учат нас, что большинство наших намерений возникают спонтанно, и мы не должны им доверять. Для того чтобы выжить в опасном мире с ограниченными ресурсами, наши гены побуждают нас быть жадными, добиваться власти и господствовать над другими людьми. По той же самой причине, социальная группа, в которой мы родились, учит нас доверять только тем, кто говорит на одном языке с нами и исповедует ту же религию… Это именно те цели, которые мы должны научиться сдерживать, по мнению буддистов.

Эмоции концентрируют наше внимание, мобилизуя нашу психическую энергию на притяжение к чему-либо или на отталкивание от чего-либо. Цели делают это в результате воображения результатов наших желаний.

Эмоции, намерения и мысли не проходят через сознание как отдельные элементы нашего опыта. Они непрерывно связаны между собой и изменяют друг друга.

Интеллект относится к разнообразным мыслительным процессам; например, как легко человек может представлять цифры и манипулировать ими в уме, или насколько хорошо он воспринимает информацию, выраженную в словах. Однако как показал Ховард Гарднер, концепцию интеллекта можно расширить, включив в нее способность различать и использовать разные виды информации, например, ощущения мышц, звуки, чувства и визуальные образы.

Очень редко мы переживаем безмятежное состояние, когда наши сердце, воля и мысли не противоречат друг другу. Обычно в нашем сознании сталкиваются противоположные желания, намерения и мысли, и мы не способны их примирить.

Люди часто используют метафору потока, течения, чтобы описать ощущение легкости, с которой они выполняли какое-то дело. И эти моменты они считают лучшими в своей жизни. Спортсмены описывают эти моменты как «второе дыхание», религиозные мистики как «экстаз», а художники и музыканты как моменты эстетического восторга…

Как правило, поток приходит, когда перед человеком стоят ясные цели, требующие определенной реакции. Легко испытать состояние потока, играя в такие игры как шахматы, теннис или покер, потому что в этих играх есть цели и правила, благодаря которым игрок действует, не задаваясь вопросом, что ему надо делать и как. На протяжении игры игрок находится в замкнутом пространстве игры, где все белое и черное. Та же самая ясность целей присутствует, когда вы участвуете в религиозном ритуале, играете музыкальную пьесу, плетете коврик, пишете компьютерную программу, забираетесь на скалу или делаете хирургическую операцию. Те виды деятельности, которые вызывают поток, можно назвать «потоковыми», поскольку, занимаясь ими, велика вероятность испытать поток. В отличие от повседневной жизни, потоковые виды деятельности позволяют человеку сконцентрироваться на ясных и достижимых целях. Другой характеристикой вдохновляющих видов деятельности является немедленный результат, который они приносят.

Поток обычно посещает нас, когда человеку требуется все его мастерство, чтобы справиться с поставленной задачей. Оптимальное состояние обычно достигается путем баланса между способностями человека действовать или предоставленными возможностями для реализации действия. Если задача слишком сложна, человек разочаровывается, начинает беспокоиться и постепенно в нем зарождается тревога. Если задача слишком проста, человек расслабляется, а затем ему становится скучно. Если задача несложна, а способности человека невелики, то человек чувствует апатию.

 

 

 

Изменяется ощущение времени: кажется, что часы летят как минуты. Когда все существо человека сконцентрировано на полной работе тела и сознания, то что бы человек ни делал, это становится ценным само по себе; существование оправдывает само себя. Гармоническое соединение физической и психической энергии приводит к тому, что жизнь наконец-то становится жизнью. Именно полная отдача потоку, а не счастье, делают нашу жизнь замечательной. Когда мы находимся в состоянии потока, мы не чувствуем себя счастливыми, поскольку чтобы испытать счастье, мы должны сконцентрироваться на наших внутренних чувствах, а для этого нам нужно отвлечь свое внимание от задачи, которую мы сейчас выполняем. Если альпинист отвлечется от осуществления сложного подъема, чтобы почувствовать, счастлив ли он, он может свалиться в пропасть. Хирург не может чувствовать себя счастливым, когда он выполняет сложную операцию, а музыкант, когда он исполняет трудную партитуру.

Мы можем чувствовать себя счастливыми, когда наше тело отдыхает или мы наслаждаемся теплыми лучами солнца, или мы чувствуем удовлетворение от общения с друзьями. Этими моментами мы тоже дорожим, однако этот вид счастья очень уязвим, поскольку он зависит от благоприятных внешних обстоятельств. Счастье же, которое мы ощущаем в результате потока, мы создаем собственными руками, и оно обогащает и расширяет наше сознание.

Подъем и Контроль - это важные состояния, в которых мы можем чему-то научиться. Другие состояния менее благоприятны. Когда человек испытывает беспокойство или тревогу, ему кажется, что до состояния потока очень далеко, и он отступает, выполняя менее сложные задачи, вместо того чтобы попытаться справиться с более сложными.

Таким образом, состояние потока действует как магнит, побуждающий нас учиться – то есть, выходить на новые уровни задач и мастерства.

Редко поток приходит к людям, когда они заняты пассивными видами деятельности, например, смотрят телевизор или отдыхают. Однако так как любой вид деятельности может вызвать поток при наличии определенных условий, то это значит, что возможно улучшить качество своей жизни, если добиться, чтобы в повседневной жизни присутствовали четкие цели, немедленные результаты и баланс между нашими профессиональными навыками и возможностями их реализации.

Творческие люди особенно хорошо умеют организовывать свою жизнь таким образом, что всё, что они делают, когда они это делают и с кем они это делают, помогает им сделать свою работу наилучшим образом. Если им необходимы непосредственность и беспорядок, они также их создают.

В одиночестве, когда нам нечего делать, у нас нет необходимости концентрировать внимание, наши мысли начинают блуждать, и вскоре мы находим повод для беспокойства.

Важность дружбы для самочувствия человека трудно переоценить. Качество нашей жизни возрастает во много раз, если есть хотя бы один человек, который выслушивает наши проблемы и эмоционально нас поддерживает. Национальные исследования показывают, что если человек заявляет, что у него есть 5 или более друзей, с которыми он может обсудить важные проблемы, вероятность того, что он считает себя «очень счастливым» возрастает на 60 процентов.

Манфред Эйген, получивший Нобелевскую премию в области химии в 1967 году, сказал, что некоторые очень важные озарения пришли к нему во время его зимних путешествий в Швейцарские Альпы, куда он приглашал своих коллег со всего мира, чтобы покататься на лыжах и поговорить о науке. Если вы прочтете биографии таких физиков, как Бор, Гейзенберг и др. у вас сложится впечатление, что без прогулок по горам и любования звездами по ночам они не достигли бы таких высот в науке.

Когда шахматисты играют сложный шахматный турнир, они могут провести за игрой долгие часы, не замечая чувства голода или головную боль; соревнующиеся спортсмены могут не замечать боли или усталости, пока не закончится соревнование. Когда наше внимание сконцентрировано, сознание не воспринимает симптомы легкого недомогания.

В конечном итоге имеют значение не внешние обстоятельства, а то, как мы ими пользуемся. Совершенно спокойно можно чувствовать себя счастливой, выполняя работу по дому в полном одиночестве, быть мотивированным на работе и сконцентрированным, разговаривая с ребенком. Другими словами, в конечном счете, качество нашей повседневной жизни зависит не от того, что мы делаем, а от того, как мы это делаем.

Римские философы утверждали, что «занятие ручным трудом отвратительно и недостойно свободного человека, занятие ремеслом отвратительно, как, впрочем, и занятие торговлей». Идеал заключался в том, чтобы завоевать или купить участок плодородной земли и затем нанять слуг, которые бы руководили обработкой земли с помощью рабов и наемных рабочих.

К 10-11 годам дети четко осознают различие между необходимой, но неприятной работой и приятной, но бесполезной игрой. По мере того как дети учатся в средней школе дальше, они все более ясно осознают это различие. Когда те же самые подростки постепенно начинают работать, они испытывают те же самые чувства на своей работе. В США 9 из 10 подростков работает в процессе учебы в средней школе… В США 57% учащихся десятых классов и 86% учащихся двенадцатых классов работают на оплачиваемой работе. Обычно они работают в ресторанах быстрого питания, секретарями, менеджерами по продажам или сидят с маленькими детьми. Когда подростки получают деньги за свою работу, их самооценка повышается.

Практически повсеместно считается, что если мужчина не может обеспечить свою семью, в какой-то степени он является неудачником. С другой стороны, самооценка женщины традиционно строилась на ее способности создать подходящую материальную и эмоциональную обстановку для воспитания детей и удобства взрослых членов семьи. Несмотря на все наше образование и стремление уйти от этих стереотипов, они глубоко в нас сидят.

Если у человека нет цели и задач, которые обычно ставит перед нами работа, ему необходимо обладать необыкновенной самодисциплиной, чтобы поддерживать концентрацию сознания на достаточно интенсивном уровне, для того чтобы его жизнь имела смысл.

Хотя свободное время, возможно, и является необходимым условием для счастья, однако само по себе оно счастья не гарантирует. Научиться использовать его с пользой для себя, оказывается, более трудно, чем можно было бы предположить. Тем более не всегда оказывается, что чем больше мы имеем какого-то блага, тем лучше; как это происходит с другими вещами, то, что хорошо в маленьких дозах, может оказаться губительным в больших.

Трудоголик рискует тем, что видит только задачи, относящиеся к работе, и приобретает только навыки, необходимые для выполнения своей работы; он неспособен испытывать вдохновение в другой деятельности. Такой человек упускает много возможностей, которые обогащают нашу жизнь, и часто к концу жизни он чувствует себя несчастным, поскольку после всепоглощающей страсти к работе, у него не остается ничего, чем бы он мог заняться.

В 1958 году Группа по развитию психиатрии так закончила свой годовой доклад: «Для многих американцев досуг представляет опасность». Другие утверждали, что успешное развитие Америки как цивилизации будет зависеть от того, как мы используем свободное время.

Еще на рубеже ХХ столетия психоаналитик Шандор Ференци заметил, что его пациенты чаще испытывают припадки истерии и депрессии по воскресеньям, чем в другие дни недели; он назвал этот синдром «воскресным неврозом». С тех пор установлено, что периоды праздников и отпусков являются периодами повышенного душевного беспокойства. Для людей, которые посвятили жизнь своей работе, выход на пенсию часто становится переходом к хронической депрессии.

В результате эволюции наша нервная система приспособилась к тому, чтобы реагировать на внешние сигналы, однако она не успела адаптироваться к долгим периодам, в которых нет препятствий и опасностей. Мало людей умеет структурировать свою психическую энергию автономно, изнутри. В тех счастливых обществах, где у взрослых людей было свободное время, придумывались специальные культурные мероприятия, которые должны были занимать умы людей. К ним относились обряды и ритуалы, состоящие из нескольких циклов, танцы и спортивные соревнования, которые иногда длились несколько дней и недель – например, Олимпийские Игры, которые появились на заре европейской истории.

В большинстве видов деятельности, вызывающих поток, присутствуют ясные цели, четкие правила и немедленные результаты – комплекс внешних факторов, на которых фокусируется наше внимание и которые требуют от нас применения наших способностей. Это именно те условия, которые обычно отсутствуют, когда мы проводим свободное время.

В каждом виде деятельности, который вызывает в нас потоковое состояние, требуется начальное приложение внимания, пока нам не начнет нравиться то, что мы делаем. Человеку необходимо обладать «энергией активации» для того, чтобы получать удовольствие от сложных видов деятельности. Если человек слишком устал, чем-то обеспокоен или у него не хватает дисциплины, чтобы преодолеть это начальное препятствие, он будет делать то, что хотя и менее увлекательно, зато более доступно. Именно в эти моменты к нам на помощь приходят «пассивные» виды отдыха.

В результате широкомасштабного исследования в Германии выяснилось, что чем чаще люди читают книги, тем больше потока они испытывают в жизни; противоположная тенденция была выявлена в отношении людей, часто смотрящих телевизор.

Фраза «хлеба и зрелищ» стала избитым выражением, описывающим, как в течение нескольких веков распада Римской Империи удавалось поддерживать настроение в массах. Правящие классы сдерживали социальные беспорядки путем обеспечения достаточного количества пищи, что поддерживало тело, и достаточного количества зрелищ, чтобы занять умы граждан. Вряд ли, это была сознательно выбранная тактика, однако, похоже, что ее широкое применение оказалось действенным. Это не первый и не последний случай, когда обеспечение возможностей для отдыха помогает сдержать беспокойство в том или ином обществе.

Похожая ситуация сложилась и в Константинополе во времена упадка Византийской Империи. Чтобы поддержать настроение граждан, в городе устраивались бега на колесницах. Те, кто лучше всех управлял колесницами, становились богатыми и знаменитыми, и их автоматически избирали в Сенат.

Тактика «хлеба и зрелищ» становится последним ухищрением, которое откладывает распад общества только на какое-то время.

Как избежать опасности разделения жизни на работу, которая бессмысленна, потому что она не свободна, и досугом, который бессмыслен, потому что у него нет цели?

Из всех вещей, которые мы обычно делаем, взаимодействие с другими людьми наименее предсказуемо. В какой-то момент мы можем почувствовать поток, а в следующий - апатию, беспокойство, расслабление или скуку.

Со времен Руссо мы привыкли думать об обществе как о препятствии, которое стоит на пути самореализации человека. В отличие от этого, традиционное мнение, особенно в Азии, состоит в том, что человек - ничто, пока взаимодействие с другими людьми не сформирует и не облагородит его.

У японцев есть несколько слов, описывающих тонкие оттенки зависимости, обязанностей и ответственности, которые очень трудно перевести на английский язык, поскольку в нашем социальном окружении мы не научились испытывать подобные чувства в той же степени. По словам Шинтаро Рю, тонко чувствующего японского журналиста, типичный японец «хочет идти туда, куда идут все; даже если он идет на пляж, чтобы поплавать, он не пойдет в пустынное место, а выберет то место, где практически яблоку негде упасть».

Греческое слово «идиот» первоначально означало человека, который живет сам по себе; считалось, что человек, живущий отдельно от сообщества других людей, психически неполноценен.

Отношения, которые ведут к упорядочиванию сознания, а не к психической энтропии, должны отвечать, по крайней мере, двум условиям. Первое условие состоит в том, что должно быть что-то общее между нашими целями и целями другого человека или других людей. Это трудновыполнимое условие в принципе, поскольку каждый участник взаимодействия преследует свои интересы. Но, тем не менее, в большинстве случаев, если мы захотим сделать это, мы сможем найти хотя бы частицу общих целей. Второе условие успешного  взаимодействия заключается в том, что мы готовы уделить внимание целям другого человека. Это тоже нелегкая задача, учитывая, что физическая энергия – это самый основной и дефицитный ресурс, которым мы обладаем.

В идеале дружеские отношения никогда не застывают на месте: они рождают все новые эмоциональные и интеллектуальные стимулы развития, чтобы эти взаимоотношения не превратились в скучные или вялые. Мы исследуем новые вещи, занимаемся новыми делами, переживаем новые события; у нас появляются новые взгляды, идеи и ценности; мы узнаем своих друзей глубже и ближе. В то время как многими потоковыми видами деятельности мы наслаждаемся только какое-то короткое время, поскольку их задачи быстро исчерпывают себя, друзья дают нам практически бесконечный источник потока, оттачивая наши эмоциональные и интеллектуальные способности… Вместо того чтобы способствовать развитию, дружба часто превращается в безопасный кокон, в котором наше представление о себе остается неизменным.

Ни одно общество – ни Советский Союз, ни Израиль, ни коммунистический Китай – не смогло придумать, как уничтожить семью и заменить ее другими социальными институтами. Один из великих парадоксов нашего времени заключается в том, что, имея самые лучшие намерения, либеральный капитализм смог ослабить семью больше, чем это когда-либо было ранее – не придумав для нее никакой замены.

Семьи, которые поддерживают эмоциональное благополучие и развитие своих членов, сочетают в себе две совершенно противоположные тенденции. В них сочетаются дисциплина и спонтанность, правила и свобода, высокие ожидания и безграничная любовь. Оптимальная система семьи комплексная: она поощряет уникальное индивидуальное развитие ее членов и в то же время связывает их всех эмоциональными узами любви и заботы.

Даже такое приветствие, как «Удачного дня!», заверяет нас, что мы существуем, поскольку другие люди замечают нас и заботятся о нашем самочувствии. Таким образом, основная функция даже самых повседневных встреч с людьми заключается в поддержании реальности происходящего. Это необходимо, иначе наше сознание превратится в хаос.

Как только мы допускаем, что «Другие» разделяют наши основные цели и ведут себя предсказуемо в определенных рамках, их присутствие делает нашу жизнь значительно более разнообразной и интересной.

Стереотип «одинокого гения» все еще силен, и он имеет под собой основания в реальной жизни. В конце концов, человек преимущественно должен быть один, чтобы писать, рисовать или проводить эксперименты в лаборатории. Однако снова и снова творческие люди подчеркивают, как важно видеть людей, слышать их, обмениваться с ними идеями и узнавать работы других людей. Физик Джон Арчибальд Уилер говорит об этом со всей прямотой: «Если Вы не общаетесь с людьми, Вы отрезаны от мира. Я всегда говорил, что невозможно стать  кем-то, если вокруг никого нет».

Антонио Грамши, философ, сторонник гуманистического социализма, который оказал сильное влияние на европейскую философию ХХ века и постепенное развенчание философии ленинизма-сталинизма. Он родился в бедной семье на небогатом острове Сардиния. С рождения у него была искривлена спина, и все детство он болел. Их бедность стала практически невыносимой, когда отца посадили в тюрьму по ложному обвинению, и он не мог больше поддерживать свою большую семью. Безуспешно пытаясь вылечить горб на спине Антонио, его дядя подвешивал мальчика за лодыжки к балкам лачуги, в которой они жили. Мать Антонио была так уверена, что когда-нибудь он умрет во сне, что каждую ночь она доставала его единственный хороший костюм и ставила на кухонный шкаф две свечи, чтобы быстрее подготовиться к похоронам. Учитывая все эти факты, было бы неудивительным, если бы Грамши вырос человеком, полным ненависти и злости. Вместо этого он посвятил свою жизнь помощи угнетенным людям, став тонким писателем и блестящим теоретиком. Хотя он был одним из основателей Итальянской Коммунистической Партии, он никогда не компрометировал свои гуманистические ценности в угоду партийной догме или политической целесообразности. Даже после того как Муссолини посадил его в средневековую тюремную камеру, чтобы он умер в одиночном заточении, он продолжал писать письма и эссе, полные света, надежды и сострадания. Все внешние факторы, как будто, сговорились, чтобы сломать жизнь Грамши; ему понадобилась вся его вера, чтобы достичь интеллектуальной и эмоциональной гармонии, которую он оставил нам в наследство.

Другой пример из моих собственных исследований относится к жизни Лайнуса Полинга. Он родился в Портланде, штат Орегон, в начале ХХ века. Его отец умер, когда мальчику было девять лет, оставив семью на грани бедности. Хотя Лайнус поглощал книги одну за другой, коллекционировал минералы, растения и насекомых, он никогда не думал, что получит высшее образование. К счастью, родители одного из его друзей практически заставили его поступить в колледж. Затем он получил стипендию, чтобы учиться в Калифорнийском технологическом институте, занялся исследовательской деятельностью, был награжден Нобелевской премией в области химии в 1954 году и Нобелевской Премией мира в 1962 году… Что так удивляет в Лайнусе Полинге, так это то, что даже в возрасте девяноста лет он сохранил энтузиазм и любопытство маленького ребенка. Все, что он делал или говорил, было наполнено энергией. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства в детстве и последующие трудности в юности, он обладал подлинной жизнерадостностью. И в этом нет никакого секрета; как говорил он сам: «Я просто шел вперед, делая то, что мне нравилось».

Некоторые государственные служащие, продавцы, которым приходится много «давить» на клиентов и даже ученые, работающие в таких областях, как вооружение или табачная промышленность, должны во многом поступиться своей совестью, чтобы примириться с тем, что они делают для существования. Вторая причина заключается в том, что наша работа скучна и рутинна; в ней нет разнообразия или вызова. Спустя годы ее можно выполнять даже во сне, и все, что она дает, это ощущение застоя, а не роста. Третья проблема состоит в том, на работе мы часто испытываем стресс; особенно когда мы не можем поладить с начальником или коллегами, которые ожидают от нас слишком многого или не признают нашего вклада в дело.

Без приложения каких-либо усилий скучная работа так и останется скучной. Основное решение очень просто. Оно заключается в том, чтобы уделять пристальное внимание каждому шагу в своей работе и спрашивать себя: Необходим ли этот шаг? Кому он необходим? Если он действительно необходим, можно ли его сделать лучше, быстрее, эффективнее? Какие дополнительные шаги можно сделать, чтобы увеличить ценность моего вклада в работу? Наше отношение к работе часто сводится к тому, что мы прикладываем много усилий, чтобы срезать углы и сделать как можно меньше. Однако это недальновидная стратегия. Если бы мы прилагали столько же усилий, чтобы сделать на работе больше, то мы бы получали большее удовольствие от нее – и, возможно, были бы также более успешны в ней.

Даже некоторые самые значительные открытия произошли, когда ученые обращали внимание на повседневные вещи и замечали в них нечто новое и неожиданное, что требовало объяснения. Вильгельм К. Рентген открыл радиацию, когда заметил, что негативы фотографий просвечивали даже в отсутствии света; Александр Флеминг открыл пенициллин, когда заметил, что на грязных тарелках, покрытых плесенью, плотность бактериальных культур была не так велика; Розалин Ялоу открыла технику радиоиммуноанализа, когда заметила, что больные диабетом медленнее усваивают инсулин, чем обычные пациенты, хотя раньше предполагалось, что они делают это быстрее. Во всех этих случаях – а история науки насчитывает множество подобных случаев – банальное событие было превращено в большое открытие, которое изменило нашу жизнь, потому что кто-то обратил на него больше внимания, чем, казалось бы, этого требовала ситуация. Если бы Архимед, опускаясь в ванну с водой, только бы подумал: «Черт, я опять намочил пол. Что скажет моя жена?» - человечеству, возможно, пришлось бы подождать еще несколько сотен лет, прежде чем понять принцип вымещения воды.

Прежде всего, человек должен быть внимательным, чтобы понимать, что происходит и почему; во-вторых, нельзя пассивно воспринимать, что все, что делается, является единственным способом сделать данную работу; затем человек должен найти альтернативы и поэкспериментировать с ними, пока он не найдет лучший способ выполнить свою работу.

Как человек может избежать стресса? Первый шаг заключается в определении приоритетов среди всех задач, которые роятся у нас в сознании. Чем больше у вас ответственности, тем важнее для вас знать, что действительно важно, а что нет. Успешные люди часто составляют списки или делают схемы всех дел, которые им нужно сделать, и таким образом они быстро решают, какие дела можно поручить кому-то другому, о каких  - можно забыть, а какими делами надо заняться лично, и в каком порядке все это сделать. Иногда это принимает форму ритуала, а функция ритуала в какой-то степени состоит в том, чтобы уверить нас, что все под контролем.

Многие люди, «женатые» на своей работе, осознают это и стараются компенсировать эту ситуацию, либо, выбирая себе супруга, который бы это понимал, либо за счет очень аккуратного распределения своего внимания. Лайнус Полинг очень открыто говорил об этом вопросе: «Я думаю, что мне повезло, поскольку моя жена чувствовала, что ее долг и удовольствие в жизни находятся в ее семье – ее муже и детях. И что лучшее, что она может для этого сделать, это оградить меня от проблем, касающихся домашнего хозяйства; и решать все эти проблемы таким образом, чтобы я мог посвящать все мое время своей работе».

Наше обычное убеждение состоит в том, что, чтобы достичь успеха в карьере, нужно непрерывно вкладывать энергию и прилагать умственные усилия. Семейные же отношения, напротив, являются «естественными», и поэтому не требуют больших умственных усилий. Супруг всегда будет вас поддерживать, а дети всегда будут о вас помнить – в большей или меньшей степени – поскольку считается, что так должно быть в семье. Бизнесмены знают, что даже самая успешная компания требует постоянного внимания, поскольку внешние и внутренние условия постоянно меняются и их нужно корректировать. Энтропия является постоянным фактором, и если не обращать на нее внимания, компания развалится. Несмотря на это, многие из них считают, что семья это нечто другое – энтропия не может ее затронуть и поэтому она не поддается изменениям.

Преимущество брачного договора состоит в том, что он делает отношения предсказуемыми и экономит энергию за счет того, что исключает проблему выбора и необходимость постоянных переговоров.

Канадский писатель Робертсон Дэвис описывает одну из причин, почему его брак, длящийся 54 года, так удачен: «В нашем браке необыкновенную роль сыграл Шекспир как неиссякаемый источник цитат, шуток и упоминаний. Я чувствую, что мне необычайно повезло в том, что нам было так хорошо вместе. Это всегда было приключением, и мы до сих пор не подошли к его концу. Мы не перестали разговаривать, и я клянусь, что для брака разговоры важнее, чем секс». Для Дэвиса и его жены их любовь и знание литературы стали тем умением, которое позволило им испытать взаимное состояние потока. Однако мы можем заменить Шекспира практически любым другим предметом. Одна пара, которым за 60 лет, оживила свои взаимоотношения, начав бегать вместе марафон; другие добиваются этого, путешествуя вместе, или занимаясь садоводством, или разводя собак.

Причины межличностных конфликтов часто заключаются в том, что мы слишком много заботимся о себе и неспособны уделять внимание нуждам других людей. Печально видеть, как часто люди разрушают взаимоотношения, потому что не хотят понять, что они могут лучше удовлетворить свои интересы, если помогут другим достичь их целей.

Для того, чтобы вам доверили руководство, стоит продвигать цели других людей так же, как свои собственные.

Секрет того, как начать приятный разговор, в действительности очень прост. Сначала нужно выяснить, какие цели у другого человека: Что его интересует в данный момент? Чем он увлечен? Чего он достиг или пытается достичь? Если любой из этих вопросов можно развить, вторым шагом является использование своего опыта и знаний по проблеме, поднятой другим человеком – не пытаясь перетянуть разговор на себя, а развивая его совместно. Хороший разговор подобен импровизации в джазе, когда музыкант начинает с обычных элементов, а затем вводит спонтанные вариации, которые создают новую красивую композицию.

Чтобы иметь замечательную жизнь, недостаточно быть счастливым. Важно быть счастливым, когда занимаешься вещами, которые развивают наши способности, способствуют нашему росту и реализуют наш потенциал.

Семья является защитной средой, в которой ребенок может исследовать мир в относительной безопасности. В ней у него нет необходимости стесняться, и тревожится о том, чтобы обороняться от кого-либо или соперничать с кем-либо.

Полинг не был вундеркиндом, который поражал старших своим блестящими интеллектуальными способностями. Он самостоятельно следовал своим интересам без какого-либо признания или большой поддержки со стороны других людей. Толчком к длинной и продуктивной жизни послужила его решимость принимать как можно более полное участие во всем, что его окружало.

Без бескорыстного интереса жизнь неинтересна. В ней нет места для чуда, открытий, удивления и преодоления границ, обусловленных нашими страхами и предрассудками.

Первый шаг состоит в том, чтобы делать все, что вам необходимо делать, концентрируя на этом внимание, делая это с мастерством, а не по инерции… Мир буквально заполнен миллионами потенциально интересных вещей, которые можно увидеть, узнать и которыми можно заняться. Однако они не станут действительно интересными, пока мы не посвятим им свое внимание… Способность контролировать свое внимание и заинтересованность соотносятся между собой, взаимно пробуждая и усиливая друг друга.

Информация проникает в наше сознание только тогда, когда мы обращаем на нее свое внимание. Внимание действует как фильтр между внешними событиями нашей жизни и тем, как мы их воспринимаем (нашим опытом).

Человеку необходимо учиться контролировать свою энергию. В принципе подойдет любое умение или наука, которыми человек может заниматься самостоятельно: это может быть медитация или молитва, если вы к этому склонны; физические упражнения, аэробика, боевые искусства для тех, кто предпочитает концентрироваться на физических занятиях. Подойдет любая специализация или любые знания, которые приносят вам удовольствие, и с помощью которых вы можете научиться лучше контролировать свое время. Однако очень важным является то, как вы относитесь к этим занятиям… Важно получать удовольствие от самого занятия и знать, что значение имеет не результат, а контроль над своим вниманием, который в результате вы приобретаете.

Это легче сделать, если человек знает поэзию, математику или какую-нибудь другую систему символов, которая позволяет концентрироваться и производить работу в уме без видимых, материальных усилий.

Как правило, наше внимание управляется нашими генами, общественными условностями и привычками, приобретенными нами в детстве. И, следовательно, не мы решаем, на что нам обращать внимание, и какая информация поступит в наше сознание. В результате по большому счету наша жизнь нам не принадлежит; большая часть того, что мы испытываем, запрограммировано за нас… В течение лет наш опыт выполняет сценарий, написанный для нас биологией и культурой.

Никто не может вести великолепную жизнь, не чувствуя, что он принадлежит к чему-то более великому и вечному, чем он сам.

Истинная задача человека заключается в том, чтобы уменьшить энтропию в своем окружении, не увеличивая ее в своем сознании. Буддисты дают хороший совет, как это можно сделать: «Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют». Именно такой серьезный юмор, такое сочетание участия и смирения делают возможным относиться к делу с полной вовлеченностью, и в то же время непринужденно.

Животные, не имеющие «эго», проявляют активность до тех пор, пока не удовлетворены их биологические потребности, но не более того. Они преследуют добычу, защищают свою территорию, дерутся за самку, но когда эти нужды удовлетворены, они отдыхают. Однако если человек создаст представление о себе, основанное на власти или богатстве, то не существует пределов его активности. Он будет неустанно преследовать цель, поставленную его «эго», даже если при этом ему придется подорвать свое здоровье или разрушить жизнь других людей.

Несмотря на важные открытия психоанализа, его неудача заключалась в том, что он давал ложное ощущение уверенности людям, которые верили, что, открыв свою детскую травму, они теперь будут жить более счастливо. Увы, наше «эго» - более коварно и сложно, чем такое о нем представление.

Психотерапия основывается, главным образом, на воспоминаниях и последующем обсуждении их с обученным психотерапевтом. Этот процесс размышлений под руководством специалиста может принести значительную пользу, и по своей форме он не сильно отличается от предписания Дельфийского оракула. Трудность заключается в том, что популярность этой формы терапии ведет к тому, что люди верят, что с помощью самоанализа и размышлений о своем прошлом они смогут решить свои проблемы. Обычно этого не происходит, потому что линзы, через которые мы смотрим на прошлое, искажены именно той проблемой, которую мы хотим решить.

Для того чтобы испытать поток, может помочь наличие ясных целей – не потому что именно достижение целей является важным, а потому что, не имея цели, трудно сконцентрироваться и не отвлекаться. Так, альпинист ставит перед собой цель достичь вершины не потому, что у него такое сильное желание достичь ее, а потому что эта цель делает занятие альпинизмом возможным. Если бы не вершина, то подъем на гору был бы бесцельным занятием, которое оставляет у человека ощущение беспокойства и безразличия.

Мы можем ставить цели даже для самого нелюбимого занятия: например, скосить траву на лужайке как можно быстрее и эффективнее. Сама постановка цели уже делает занятие не таким неприятным. Такое отношение к выбору хорошо выражено в концепции amor fati – или любви к судьбе – центральной идее философии Ницше.

Абрахам Маслоу считал, что развитие личности является результатом пиковых переживаний. В этих ситуациях присутствует согласованность между «эго» человека и внешним окружением: он называет это гармонией между «внутренней необходимостью» и «внешней необходимостью», или гармонией между «Я хочу» и «Я должен». Когда это происходит, «человек свободно, счастливо и искренне принимает необходимое. Он сам выбирает и желает свою судьбу».

Поток – это источник психической энергии, которая фокусирует наше внимание и мотивирует наши действия. Как и другие формы энергии, она нейтральна – она может быть использована для созидательных и разрушительных целей. Огонь можно использовать, чтобы согреться холодной ночью, или чтобы спалить дом. То же самое является верным по отношению к электричеству или ядерной энергии. … создавая хорошую жизнь, недостаточно стремиться к целям, приносящим нам удовольствие, нужно также выбирать цели, которые будут уменьшать общее количество энтропии в мире.

Откровение, достойное доверия, должно основываться на консенсусе между научной истиной и демократическим путем принятия решений.

Возможно, что теория относительности и более современные открытия фрактальной геометрии говорят о том, что ту же самую реальность можно, так сказать, упаковать в разные связки, и что в зависимости от перспективы смотрящего, угла обзора, временных рамок и масштаба наблюдения мы можем видеть совершенно различные виды одной и той же правды, лежащей в основе.

Эволюция помогает нам представить себе будущее относительно прошлого, а также она дает нам направление для создания существования, имеющего смысл и приносящего удовлетворение… Процесс эволюции, как мы понимаем его сейчас, действует статистически в большом масштабе, и он ничего не говорит об отдельных людях; им управляет предопределенность и случай, а не цель и свободная воля. Таким образом, процесс эволюции выглядит сухой доктриной, не способной вдохновить человека на организацию своей жизни в соответствии с ним. Тем не менее, научные факты могут сказать каждому из нас кое-что обнадеживающее… Поскольку человек становится личностью только в рамках физического, социального и культурного контекстов, место и время рождения человека дают ему отдельные координаты существования, которые принадлежат только ему.

Мы называем злом то, что причиняет боль, страдание, беспорядок в душе или сообществе людей. Обычно оно предполагает, что человек идет по пути наименьшего сопротивления или действует в соответствии с принципами более низкой степени организации… То, что это предотвращает, мы называем «добром» - это действия, определяемые потребностями наиболее развитых систем, которые сохраняют порядок, избегая при этом догматизма. Действия, которые принимают во внимание будущее, общее благо, эмоциональное благополучие других людей. Добро – это творческое преодоление инертности, это энергия, которая ведет к эволюции человеческого сознания.

Ад в этом представлении - это просто отделение индивидуума от течения жизни. Такой человек держится за прошлое, за свое «эго», за безопасность инертности. Смысл этого отражается в корне слова «дьявол» («devil»): оно происходит от греческого слова «dia bollein», что означало «отделяться» или «оставаться в стороне». Дьявольское дело - ослаблять образующуюся сложность бытия, отделяя от нее свою физическую энергию.