Сэм Хилл, 60 трендов за 60 минут
- Есть большая разница между наблюдением и пониманием. Мы все ежегодно наблюдаем тысячи трендов, но не тратим время на их понимание.
- Он умел анализировать технологические тренды, чтобы понять куда направляется отрасль и встать прямо у нее на дороге.
- Он читал широкий круг источников. И концентрировался не на информации в каждой конкретной статье, а искал вместо этого потенциальную синергию и взаимосвязь.
- Кофе - это не просто напиток, это общение. Кофейни - это способ донести до широких масс идею хорошего кофе.
- Трендмейстеры всегда находятся во включенном состоянии. И это не гениальность, это всего лишь внимательность.
- Прихоти - это кратковременные тренды, вызванные общим толчком.
- Циклические прихоти называются модой.
- Если вы хотите заняться ловлей прихотей, входите в игру рано и выходите из нее тоже рано.
- Они влезли слишком поздно и не успели соскочить, когда началось торможение. В этом риск гонки за прихотями.
- Чем больше он думал о придуманном им слухе, тем более правдоподобным он ему казался.
- За угадывание победителя вчерашних скачек денег не получить.
- Возможности, создаваемые антитрендами, могут быть ничуть не хуже, чем основные тренды.
- Для типичного тренда указывается около дюжины фактоидов.
- Пример лучшего маркетинга в истории: кто-то додумался написать на бутылку с шампунем «смыть, повторить». Это немедленно удвоило объем продаж.
- Указания на следствия и возможности лучше стимулирует мысль, чем ответы.
- Разъединенность - это не-включенность в систему связей, обеспечивающих коммуникацию (передвижение идей), транспорт (передвижение людей) и распределение (передвижение товаров и услуг).
- Во взаимосвязанном мире информация, люди и вещи будут очень легко преодолевать географию.
- В 1900 году только 1% американцев владел какими-либо акциями, в 1980 - 13%, в 1998 - 52% прямо или косвенно владели акциями компаний. ESOP - employee stock ownership plan, введенный в 1974 году «актом пенсионного обеспечения сотрудников».
- Обладание было мощной мотивацией сто лет назад и остается такой по сей день. Обладание - это гордость и эмоциональная удовлетворенность. Люди хотят владеть домом, в котором живут, и компанией, в которой работают. Тут уже речь идет не об инвестициях. Обладание компанией - это страховка, защита от неожиданного закрытия завода или сокращения производства.
- Если вы - растущая компания, то предлагайте звучные должности и возможность владения бизнесом как валюту, покупающую талант. Права собственности для сотрудников - это хороший способ обналичить трудное для продажи индивидуальное обслуживание. Как только ваша компания достаточно разрастется (например, более 100 человек), подумайте о том, чтобы слегка распространить владение ею.
- В начале 20 века правительство США тратило 15% от ВНП, в конце века - 34%. (в европейских странах - уже за 40%). Сокращающихся правительств не бывает.
- В 1945 году в ООН была 51 страна. В 2000 - уже 189 (сегментация, размножение государств - балканизация!). А языков в мире 5628. Но торговые объединения будут возникать.
- Политических единиц будет все больше, а экономических - все меньше. 200 международных компаний контролируют более четверти мировой экономики. GM по доходу обходит Норвегию, Форд - Саудовскую Аравию. Страны фрагментируются и уменьшаются, корпорации консолидируются и растут. GM может уволить 10 тыс. непродуктивных работников, а куда Нигерия денет 10 млн. безграмотных земледельцев? GE может переместиться поближе к основным рынкам, а Исландия?
- В глобальной международной корпорации от первого контакта до первой продажи проходит около 18 месяцев и 17 из них тратятся на то, чтобы понять, с кем связаться и что сказать.
- Технологии подобны бильярдным шарам. Интересны они, когда во что-то врезаются, будь то другие технологии или новые рынки. Технология - шар, рынок - луза.
- Можно продавать логарифмические линейки и пишущие машинки. Просто их покупают ничтожно мало.
- За последние 20 лет цена шин упала на треть, а срок службы увеличился на 50%.
- Триста лет назад жизнь на юге США была расплатой за банкротство. Сейчас это награда за богатство - и все благодаря технологии (кондиционеры преобразили прежде необитаемые места).
- Человеческое тело - удивительно сложная конструкция, в ней более 200 костей, дюжины органов и тысячи миль артерий, вен и капилляров.
- Первый мобильный телефон Моторола в 1963 году весил больше 1 кг, Первый портативный компьютер Compaq в 1973 году - чудо размером с чемоданчик, весил 12,7 кг.
- Шахты данных. 90% данных - текстовые, но работали больше с числовыми. C 1977 года стоимость переработки данных подешевела в 1000 раз, а скорость их переработки увеличилась в 100 000 раз. Сегодня собираются огромные коллекции данных практически обо всем.
- Томас Гоббс дал знаменитое определение жизни в Средние века: неприятная, жестокая и короткая. (даже в 1900 году средняя продолжительность жизни составляла 47,3 года). Инсулин добавил 4 года, пенициллин - 5 и т.д.
- Политеизм - мы заменили единую всеохватную религию коллекцией мелких религий и квазирелигиозных действий.
- Факторы и фактоиды. Чуть более половины взрослых в США женится - 30 лет назад их было три четверти. Уже есть 5 млн. семей, где люди живут, не сочетаясь браком. 50% разводов. 30% американских детей - незаконнорожденные. В одной из 6 традиционных семей папа сидит дома, а мама работает.
- Появляются новые племена (клубы, тусовки), преодолевающие географию. Бизнес на племени делается иначе.
- Доверие и доверчивость - как миндалины. Уж если их удалили, то их больше нет.
- Мегаполисы растут как экс-атлеты среднего возраста - во все стороны, но не вверх.
- С какого-то момента люди ценят свое время больше, чем деньги. (Полосы дорого первого класса - за плату без пробок).
- Интерактивность телевидения - это наше лавирование между каналами. Беспредельный аппетит и терпимость в отношении коммуникаций.
- Писатель Гюнтер Грасс: «сам объем информации растворяет информацию. Мы не можем уже ее воспринимать». Здесь возможность помочь людям рассортировать информацию, защититься от какофонии.
- Каждая фирма, маленькая или большая, должна иметь «карманную» группу сотрудников и клиентов, на которых в нужный момент можно быстро протестировать новые стратегические и тактические ходы.
- Я не слышу социальных «полутонов». Социальному ритму в беседе я следую ничуть не лучше, чем музыкальному - на танцплощадке.
- Ожидания клиентов растут гораздо быстрее, чем наша способность им отвечать, тем более - превосходить их. «Гонка за удовлетворенностью». Чем более неразумные требования удовлетворяются, тем менее разумными становимся мы.
- У потребителя появился иммунитет к маркетингу и рекламе. Он научился отключаться в целях самозащиты. Реклама должна быть направленной, короткой и креативной.
- «Вездесущая компьютеризация» приходит повсюду.
- Мы - поколение многозадачности.
- До войны долги считали опасной ловушкой, чем-то морально неправильным. Сейчас считается, что долг - это просто ускоренное потребление. Говорят уже не о безответственности, а об ошибке в прогнозах.
- Средний американский дом - 650м2, на 50% больше, чем в 1970 году. Это при том, что размер средней семьи уменьшился на 20%. Rollex продают 600 тыс. часов в год.
- «Бережливые богачи». Затраты все меньше являются индикатором богатства и даже успеха.
- Аппетит кроманьонца + любовь к сахару неандертальца + пищевая промышленность 21 века = ожирение.
- От продажи товаров - к предоставлению услуг, а от них - к предложению опыта. (Товары - услуги - впечатления).
- Времена фиксированных цен проходят. Массовая персонализация.
- Маркетинг родился в 1841 году в Филадельфии, когда Волни Палмер открыл первое рекламное агентство. Секрет - найти правильное место в правильной газете и на правильной радиостанции, чтобы донести сообщение до правильных населенных пунктов. Вторая великая эпоха маркетинга началась в октябре 1946 года, когда фармакомпания Bristol-Myers спонсировала первую телевизионную развлекательную передачу. Дальше была эра демографии, теперь - эра единичности.
- Тестирование стало дешевым и быстрым, теперь проще сразу проверить новую идею на практике. Union Bank of Norvey начал использовать анализ данных о потребительском поведении, чтобы посылать микросообщения конкретным людям. Ответы они получают в 60% случаях (а не в 5% - как по классике).
- Идет «война» между старым и новым, и в ней выигрывают торговцы оружием.
- 50 лет назад в супермаркетах была соль. Рынок рос, и отваливались ниши - йодированная соль, соль для тротуаров, соль для гурманов и т.п. Специализация.
- Ниша - это не просто место, где можно найти опору перед стартом в хорошие времена. Ниши страшноваты - все яйца кладутся в одну корзину. Выберите более узкий рынок и ограниченную товарную линию.
- «Коллекционер впечатлений».. впечатления, в отличие от продуктов и даже услуг трудно скопировать, они запоминаются - и главное, сотрудники обожают устраивать их для клиентов (это шоу-бизнес). Прогулки на танках, стрельба из автоматического оружия. Сервис - это не серия запрограммированных шагов.
- Брэнды имеют в бизнесе уникальное свойство: чем сильнее конкуренция, тем дороже они стоят.
- Компании в действительности нужны только три вещи: брэнд, наличие связей с клиентами, ядро интеллектуального капитала. Все остальное, теоретически, можно получать извне.
- Со временем компании всегда начинают нажимать на своих поставщиков (циклическая судьба аутсорсинга).
- Декларируется отказ от посредников - Билл Гейтс еще в 1995 году обещал «экономику без торможения».
- Ценовый рай для продавца - это когда вы знаете, сколько каждый покупатель готов заплатить, и ни один покупатель не знает, сколько заплатил другой. А ценовый ад - мир, где покупатель точно знает, сколько вы собираетесь взять и сколько заплатили остальные.
- Все имеющие срок годности товары будут иметь динамические цены.
- CRM - индустриализованная интимность или массовая персонализация.
- Парапрофессионалы (типа помощников врача или юриста) - это рабочие сервисной экономики. Уже есть ассистенты медсестры и фармацевта.
- Кому нужны машинистки или сапожники - 20 лет карьеры за спиной и совершенно бесполезный опыт? Надо перевооружаться, переучиваться.
- Армия наемников и портативность (и долгосрочность) умений. Круглосуточное общество.
- Работа с трендами:
Что меняется? |
Наблюдение |
Тренд |
Перископ |
|||||||
Почему это происходит? Это недолговременная мода или нечто более фундаментальное? |
Изучение |
Факторы и фактоиды |
Микроскоп |
|||||||
Как и когда это может проявиться? |
Экстраполяция |
Следствия |
Телескоп |
|||||||
Какие возможности откроются в этом случае? |
Придумывание |
Возможности |
калейдоскоп |
|||||||
- Уравнение трендовой реакции:
В= (Т*М)/t, где В - возможности, Т - тренды, М - мозг, t - время.
- Для взрыва нужны 30 трендов, дюжина или две хороших мозгов и несколько часов работы. Важно: многообразие участников, их сообразительность, большое помещение вне работы. Трендовая мастерская.
- Процесс:
- Короткая презентация большого количества трендов как катализаторов для мысли (на каждый отводится не более 90 секунд - это обзор, а не изучение).
- Отдельные обсуждения в нескольких маленьких подгруппах, сосредоточившихся на нескольких наиболее релевантных трендах и готовящих потом выступления
- Свободное обсуждение в большой группе, тестирующее результаты, полученные у маленьких групп.
- Перерыв - это не напрасно потраченное время, люди продолжают думать над поставленными вопросами.
- Мое дело - написать книгу, а ваше - прочитать ее и обрести нужный взгляд. Разделение труда.
- В бизнесе и в жизни, как и в серфинге, не важно, насколько вы ловки: если вас не несет волна, далеко вы не уплывете. Чтобы преуспеть, вам нужно поймать волну. Но не любую волну. Некоторые волны - «дамперы», некоторые уже прошли, а некоторые вам не подойдут. Вам надо знать, за какую волну схватиться, а какие пропустить.