Шейнов - Искусство убеждать



  1. Правило Гомера: очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Лучше всего: сильные - средние - один самый сильный. Слабые аргументы лучше вообще не использовать (сила и слабость определяются с точки зрения ЛПР).
  2. Правило Сократа: для получения положительного решения по важному для вас вопросу нужно поставить этот вопрос третьим, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопросов, на которые он без затруднения ответит «да».
  3. Правило Паскаля: ничто так не разоружает как условия почетной капитуляции. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо». 
  4. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего (возраст, пол, положение и т.д.).
  5. Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус. Не принижайте статус и имидж собеседника.
  6. К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного - критически. Обаяние личности не есть ни доказательство, ни убеждение. Это, в сущности, обольщение, подкуп слушателя. 
  7. Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов. А с того, в чем вы согласны с оппонентом. 
  8. Проявите эмпатию (способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания). Попробуйте, как бы влезть в его шкуру. 
  9. Будьте хорошим слушателем. Часто спорящие говорят о разных вещах, но не понимают этого.
  10. Избегайте конфликтогенов (слов, действий или бездействий, могущих привести к конфликту) - они раскручивают друг друга.
  11. Проверьте, правильно ли вы понимаете друг друга. 500 наиболее употребительных слов английского языка имеют в среднем по 28 значений. Никто не мог превзойти в научных спорах Галилео Галилея: он начинал с того, что излагал точку зрения своих противников более ясно, чем это могли сделать они сами, а затем разносил ее в пух и прах - в этом отношении он был истинным виртуозом.
  12. Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника («читайте» себя и его).
  13. Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника (на одном из пяти уровней - физиология, безопасность, общность, признание, самореализация). Так, страховой бизнес эксплуатирует потребность человека в безопасности.
  14. Процедура убеждения включает в себя 4 вида убеждающих воздействий: информирование, разъяснение, доказательство, опровержение.
  15. Человек, настроенный на игривый тон, с охотой воспринимает подаваемую ему информацию.
  16. Очень часто происходит потеря тезиса, его полная или частичная подмена.