Дж.Шонесси, «Принципы организации управления фирмой»:
1. гл.1:
- Цель - это желаемое состояние объекта в будущем. В управлении необходимо оценить каждую функцию и вид деятельности внутри компании, исходя из их вклада в достижение целей компании. Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемого образа действий, устанавливают стандарты для оценки достигаемой эффективности и дают общий ориентир для деятельности фирмы в целом.
- Цели основаны на гипотезах развития в будущем. Поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего и тем в более общей форме формулируются цели...Не определив цели, мы не сформулируем проблему, а без нее нет необходимости в решениях.
- Цели зачастую множественны и конфликтны; при достижении одной цели эффективность по отношению к другой может понижаться либо вследствие ограниченности ресурсов, либо потому, что некоторые цели логически несовместимы.
- Перечисление возможных целей, именуемое «целевая проекция». Описание стратегии, необходимой для преодоления разрыва между целевой и ретроспективной проекциями. Перечисление основных предпосылок, на которых основывается стратегия. Если имеется набор возможных ситуаций, рекомендуется составлять ситуационные планы
- Стратегия - это широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимизации достижения целей.
- Цели подчеркивают состояние, тогда как стратегия подчеркивает процесс его достижения. Однако стратегия часто включает определение как цели, так и средств ее достижения. Так, А. Чандлер дает следующее толкование: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».
- Политика - «искусство выявления и объединения интересов для достижения согласия в условиях, когда интересы людей не совпадают». Отсюда определение целей и стратегий - политическая задача.
- Цели могут быть установлены только после разработки стратегии и бюджета, поскольку только тогда становится возможным определить их достижимость.
2. гл.3:
- в организациях, где, за исключением чрезвычайных ситуаций, могут быть заранее установлены стандарты, а корректирующие действия предпринимаются только при отклонениях от этих стандартов.
- Хорошая идея - % контактов высших руководителей (и других тоже) - с потребителями, поставщиками, руководителями, коллегами, подчиненными, лицами промежуточного статуса, руководителями обслуживающих отделов, консультантами, представителями общественности (в сумме - 100%).
- Минимизация контроля подчиненных: обучение, сотрудничество, информация, упрощение процесса принятия решений
- Люди, преследующие общие цели, должны действовать, зная содержание работы своих коллег. Это становится все труднее по мере распыления ответственности за достижение целей и увеличения числа и длины линий коммуникации.
- комитет «не имеет ни души для проклятия, ни тела для наказания».
- Решения должны приниматься в нужном месте и на нужном уровне. Проблема координации действий служб.
3. Гл.4, Структуризация работ
- А. Файоль определил полномочия как «право отдавать приказы и требовать повиновения» и проводил различие между официальными полномочиями, «полученными по должности», и личным авторитетом
- стоимость принятия решения ниже, если оно принимается в точке возникновения проблемы, а не на вышестоящих уровнях. С другой стороны, если использование полномочий происходит нечасто, фактическая стоимость решения может не играть роли.
- Один из вариантов децентрализации, принятый компанией «Дженерал моторс», назван «централизованная координация и децентрализованное руководство». При таком варианте каждое отделение - центр прибыли
- Как говорит Файоль, «полномочия не должны рассматриваться отдельно от ответственности, т. е. в отрыве от вознаграждений или наказаний, сопровождающих осуществление власти. Ответственность есть следствие полномочий, по существу, двойник, и там, где осуществляются полномочия, возникает ответственность».
- президент Ф. Рузвельт отказался распределить формальную ответственность между учреждениями его правительства. Это привело к конфликтам, которые могли быть разрешены только самим президентом. Благодаря этому он всегда был в курсе того, что происходит в его правительственном аппарате.
- Работники штабных подразделений выполняют: консультирование, обслуживание, контроль. Они могут также заниматься поиском альтернатив и ограничением альтернатив.
- принципы организации являются рекомендациями высокого уровня обобщения. Г. Саймон считает их пословицами и в качестве таковых - практически бесполезными, потому что «почти для каждого принципа можно найти равноценный и приемлемый противоположный принцип».
- «принципы» - контрольный вопросник, который может быть использован при проверке проектируемой или существующей структуры.
4. Гл.5, человеческие отношения:
- М.Вебер утверждал, что «доминирование» может быть «харизматическим» (т. е. основанным на вере в индивидуума, имеющего власть), традиционным (т. е. основанным на вере в справедливость исторически сложившейся ситуации) или рационально-правовым (т. е. основанным на вере в то, что существующее законодательство делает его справедливым).
5. Гл.6 мотивация:
- Потребности в - принадлежности к, во власти, в успехе или достижении целей.
- Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность во власти (т. е., по существу, заинтересованность в том, чтобы иметь сильное влияние на других) и что высокая потребность в достижении целей характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиночку.
- Социальные психологи говорят об «эффекте Хоуторна» для обозначения тех случаев, когда непосредственное наблюдение обследуемых или проявление интереса к ним само по себе повышает их производительность.
- Если человек оказывает гораздо большее влияние на своих коллег, чем они на него, говорят, что он осуществляет лидерство. Если его влияние охватывает широкую сферу, о нем говорят как о лидере. Банально рассматривать лидера как человека, обладающего набором определенных личностных качеств, говорить о выборе «естественных лидеров» и пытаться перечислить их предполагаемые черты. На практике это проблема более сложная. Обеспечивается ли лидерство в группе, зависит не только от личностных характеристик, но и от той ситуации, в которой оказывается группа. Человек, которого обычно подвергают осмеянию, могут избрать лидером на время забастовки, если есть мнение, что он не пойдет на компромисс в переговорах.
- Лидер не может слишком быстро отклониться от ожидаемого шаблона поведения, хотя если выполнение им основных правил оценивается высоко, то на нарушение менее важных могут смотреть сквозь пальцы.
6. гл.7, лидерство:
- Обычно различают два подхода к изучению эффективности лидерства (независимо от того, выдвинут лидер в связи с какой-то необходимостью, выбран или назначен) : личностный, при котором акцент делается на том, каковы лидеры (например, обладают ли они такими личными качествами, как обаяние, упорство, честность и т. д.), и поведенческий, где акцент делается на том, какие действия предпринимают лидеры.
- Надо учесть - для лидеров - значение роли власти, возможности распоряжаться ресурсами, применять санкции и поощрения, контролировать информацию.
- лидеры, ориентированные на задачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.
- конфликтность отношений между группами может быть ослаблена введением «высших» целей, т. е. целей, в достижении которых заинтересованы две или более группы, участвующие в конфликте, и которые не могут быть достигнуты без объединения усилий всех групп.
7. гл.8, оргструктура:
- Существует взаимосвязь между демократией в обществе и темпами его экономического и культурного развития, и всякий раз, когда свобода выражения блокируется, возникает опасность социального взрыва.
- Г. Саймон: власть - это возможность принимать решения, которым безоговорочно подчиняются.
8. гл.9, эффективность:
- Без стандартов - официально установленных или неформальных - не может быть ни настоящего планирования, ни реального руководства. Стандарты важны даже тогда, когда они несовершенны и приблизительны. Однако нет смысла устанавливать стандарты, если не предусматривается принятие мер при отклонении от них, что неизбежно предполагает воздействие на людей и делает необходимой оценку работы подчиненных. Главная ошибка при установлении стандартов заключается в том, что в их основу закладываются не те показатели, которые действительно характеризуют уровень исполнения, а те, которые легко измерить.
- Размеры личного кабинета, ковер на полу, наименование должности и т. д. обычно воспринимаются как индикаторы статуса.
9. Гл.10, системы:
- Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию.
- Слишком широкое изучение системы для локальных целей расточительно, а слишком узкое может привести к последующему повышению эффективности одной из подсистем за счет остальных.
- Классификация систем по взаимодействию с внешней средой: изолированная, закрытая (есть импорт/экспорт информации, энергии, но не вещества).
- Сайерт и Марч утверждают, что планомерный поиск потенциальных проблем не является таким обычным правилом, как реагирование на уже возникшие проблемы и последующий поиск альтернатив для их разрешения. Найденные проблемы могут разрешаться не с помощью разработки альтернатив, удовлетворяющих целям, а путем пересмотра самих целей для реализации имеющихся альтернатив.
- Поглощение изменений, сглаживание колебаний, нормирование.
10. Гл. 11, Определение потребностей в информации:
- Стратегия организации - это набор правил для получения решения.
- управляющие могут пожертвовать, дополнительной прибылью ради определенности
- Лица, занимающиеся формированием политики организации, никогда не могут сколько-нибудь точно ответить на вопрос, к какому же положению дел они стремятся, и, возможно, знают лишь то, чего они хотят избежать
- информация выполняет в управлении такую же функцию, что и фары для водителя в ночное время. Фары освещают дорогу впереди, но не снимают необходимости правильных решений.
- Определение целей. Сигнальная система. Определение проблем. Определение альтернативных линий поведения. Определение вероятных последствий выбора той или иной альтернативы. Оценка последствий (в $).
- Измерение, сравнение фактического значения с нормой и последующее корректирующее воздействие называются «обратной связью». Она должна быть отрицательной, уменьшать ошибку. (должна быть норма, измерение, сравнение, директива). Чтобы контроль был эффективным, кто-то должен отвечать за отклонение от нормы
- контрольные отчеты, составляемые для разных уровней управления, должны быть сопоставимы и должны «стыковаться» точно так же, как географический атлас «стыкуется» с артиллерийской картой местности. Только отчет, предназначенный для исполнителя, должен содержать подробности, касающиеся отклонения от нормы.
- Три категории систем контроля: системы следящего контроля (прогноз - корректировка - и здесь нужны индикаторы обратной связи), контроль да-нет (для перехода на следующий этап), система контроля по результатам (в конце цикла).
11. Гл.12, проектирование инф. каналов:
- Борьба с искажениями информации: дублирование информации, исправление возможного искажения, уменьшение числа уровней, разработка устойчивых к искажению сообщений.
- «Матричный» руководитель не может отдавать распоряжений ни одному из функциональных руководителей, а вынужден рассчитывать лишь на «консультации, кооперацию, компромисс». Кроме того, исполнители проекта имеют практически двух начальников и поэтому иногда сомневаются, есть ли он у них вообще.
- Саймон: «Люди не проявляют особого интереса к ситуациям либо совершенно незнакомым, либо полностью известным, не содержащим проблемы, которую можно было бы исследовать, применяя накопленный опыт».
12. Гл.13, ситуационные теории
- при единичном производстве продажа изделия предшествует его изготовлению.
- Компании средних размеров должны управлять «переходом от неформальности процессов и структур в предпринимательской фирме к формализации компаний-гигантов».
- формализованность организационной структуры оценивается по числу уровней управления, соотношению числа руководителей и подчиненных, количеству действующих правил, детальности контроля и т. д.
- развитие само по себе уменьшает внутренние конфликты, так как существует больше возможностей повысить статус одних людей, не понижая при этом статус других.