Дж.Шонесси, «Принципы организации управления фирмой»:



1.    гл.1:

  •          Цель - это желаемое состояние объекта в будущем. В управлении необходимо оценить каждую функцию и вид деятельности внутри компании, исходя из их вклада в достижение целей компании. Цели формируют крите­рии для оценки целесообразности предлагаемого образа действий, устанавливают стандарты для оценки достига­емой эффективности и дают общий ориентир для деятель­ности фирмы в целом.
  •          Цели основаны на гипотезах развития в будущем. Поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипо­тез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего и тем в более общей форме формулируются цели...Не определив цели, мы не сформулируем проблему, а без нее нет необходимости в решениях.
  •          Цели зачастую множественны и конфликтны; при достижении одной цели эффективность по отношению к другой может понижаться либо вследствие ограниченно­сти ресурсов, либо потому, что некоторые цели логически несовместимы.
  •          Перечисление возможных целей, именуемое «целе­вая проекция». Описание стратегии, необходимой для преодоления разрыва между целевой и ретроспективной проекциями. Перечисление основных предпосылок, на которых основывается стратегия. Если имеется набор возможных ситуаций, ре­комендуется составлять ситуационные планы
  •          Стратегия - это широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимизации достижения целей.
  •          Цели подчеркивают состояние, тог­да как стратегия подчеркивает процесс его достижения. Однако стратегия часто включает определение как цели, так и средств ее достижения. Так, А. Чандлер дает сле­дующее толкование: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действий и распределения ре­сурсов, необходимых для достижения этих целей».
  •          Политика - «искусство выявления и объединения интересов для достижения согласия в условиях, когда интересы людей не совпадают». Отсюда определение целей и стратегий - политическая задача.
  •          Цели могут быть установлены только после разработки стра­тегии и бюджета, поскольку только тогда становится возможным определить их достижимость.

2.    гл.3:

  •          в организациях, где, за исключением чрезвычайных ситуаций, могут быть заранее установлены стандарты, а корректи­рующие действия предпринимаются только при отклоне­ниях от этих стандартов.
  •          Хорошая идея - % контактов высших руководителей (и других тоже) - с потребителями, поставщиками, руководителями, коллегами, подчиненными, лицами промежуточного статуса, руководителями обслуживающих отделов, консультантами, представителями общественности (в сумме - 100%).
  •          Минимизация контроля подчиненных: обучение, сотрудничество, информация, упрощение процесса принятия решений
  •          Люди, преследующие общие цели, должны действовать, зная содержание работы своих кол­лег. Это становится все труднее по мере распыления ответственности за достижение целей и увеличения чис­ла и длины линий коммуникации.
  •          комитет «не имеет ни души для прокля­тия, ни тела для наказания».
  •          Решения должны приниматься в нужном месте и на нужном уровне. Проблема координации действий служб.

3.    Гл.4, Структуризация работ

  •          А. Файоль определил полномочия как «право отда­вать приказы и требовать повиновения» и проводил раз­личие между официальными полномочиями, «полученными по должности», и личным авторитетом
  •          стоимость принятия решения ниже, если оно принимается в точке возникно­вения проблемы, а не на вышестоящих уровнях. С дру­гой стороны, если использование полномочий происходит нечасто, фактическая стоимость решения может не играть роли.
  •          Один из вариантов децентрализации, принятый компа­нией «Дженерал моторс», назван «централизованная ко­ординация и децентрализованное руководство». При таком варианте каждое отделение - центр прибыли
  •          Как говорит Файоль, «полномо­чия не должны рассматриваться отдельно от ответствен­ности, т. е. в отрыве от вознаграждений или наказаний, сопровождающих осуществление власти. Ответственность есть следствие полномочий, по существу, двойник, и там, где осуществляются полномочия, возникает ответственность».
  •          президент Ф. Рузвельт отказался распределить фор­мальную ответственность между учреждениями его пра­вительства. Это привело к конфликтам, которые могли быть разрешены только самим президентом. Благодаря этому он всегда был в курсе того, что происходит в его правительственном аппарате.
  •          Работники штабных подразделений выполняют: консультирование, обслуживание, контроль. Они могут также заниматься поиском альтернатив и ограничением альтернатив.
  •          принципы организации являются ре­комендациями высокого уровня обобщения. Г. Саймон считает их пословицами и в качестве таковых - практи­чески бесполезными, потому что «почти для каждого принципа можно найти равноценный и приемлемый про­тивоположный принцип».
  •          «принципы» - контрольный вопросник, который может быть использован при проверке проектируемой или су­ществующей структуры.

4.    Гл.5, человеческие отношения:

  •          М.Вебер утверждал, что «доминирование» может быть «харизматическим» (т. е. основанным на вере в индиви­дуума, имеющего власть), традиционным (т. е. основан­ным на вере в справедливость исторически сложившейся ситуации) или рационально-правовым (т. е. основанным на вере в то, что существующее законодательство делает его справедливым).

5.    Гл.6 мотивация:

  •          Потребности в - принадлежности к, во власти, в успехе или достижении целей.
  •          Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность во власти (т. е., по существу, заинтересованность в том, чтобы иметь сильное влияние на других) и что высокая потребность в достижении целей характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиноч­ку.
  •          Социальные психологи говорят об «эффекте Хоуторна» для обозначения тех случаев, когда непосред­ственное наблюдение обследуемых или проявление интереса к ним само по себе повышает их производительность.
  •          Если человек оказывает гораздо большее влияние на своих коллег, чем они на него, говорят, что он осу­ществляет лидерство. Если его влияние охватывает ши­рокую сферу, о нем говорят как о лидере. Банально рас­сматривать лидера как человека, обладающего набором определенных личностных качеств, говорить о выборе «естественных лидеров» и пытаться перечислить их пред­полагаемые черты. На практике это проблема более слож­ная. Обеспечивается ли лидерство в группе, зависит не только от личностных характеристик, но и от той ситуа­ции, в которой оказывается группа. Человек, которого обычно подвергают осмеянию, могут избрать лидером на время забастовки, если есть мнение, что он не пойдет на компромисс в переговорах.
  •          Лидер не может слишком быстро отклониться от ожидаемого шаблона поведения, хотя если выполнение им основных правил оценивается высоко, то на наруше­ние менее важных могут смотреть сквозь пальцы.

6.    гл.7, лидерство:

  •          Обычно различают два подхода к изучению эффек­тивности лидерства (независимо от того, выдвинут лидер в связи с какой-то необходимостью, выбран или назна­чен) : личностный, при котором акцент делается на том, каковы лидеры (например, обладают ли они такими личными качествами, как обаяние, упорство, честность и т. д.), и поведенческий, где акцент делается на том, ка­кие действия предпринимают лидеры.
  •          Надо учесть - для лидеров - значение роли вла­сти, возможности распоряжаться ресурсами, применять санкции и поощрения, контролировать информацию.
  •          лидеры, ориентированные на за­дачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.
  •          конфликтность отношений между группа­ми может быть ослаблена введением «высших» целей, т. е. целей, в достижении которых заинтересованы две или более группы, участвующие в конфликте, и которые не могут быть достигнуты без объединения усилий всех групп.

7.    гл.8, оргструктура:

  •          Существует взаимосвязь между демократией в об­ществе и темпами его экономического и культурного раз­вития, и всякий раз, когда свобода выражения блокиру­ется, возникает опасность социального взрыва.
  •          Г. Саймон: власть - это возможность принимать решения, ко­торым безоговорочно подчиняются.

8.    гл.9, эффективность:

  •          Без стандартов - официально установленных или неформальных - не может быть ни настоящего пла­нирования, ни реального руководства. Стандарты важны даже тогда, когда они несовершенны и приблизительны. Однако нет смысла устанавливать стандарты, если не предусматривается принятие мер при отклонении от них, что неизбежно предполагает воздействие на людей и делает необходимой оценку работы подчиненных. Глав­ная ошибка при установлении стандартов заключается в том, что в их основу закладываются не те показатели, которые действительно характеризуют уровень исполне­ния, а те, которые легко измерить.
  •          Размеры личного кабинета, ковер на полу, наименование должности и т. д. обычно воспринимаются как индикаторы статуса.

9.    Гл.10, системы:

  •          Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию.
  •          Слишком широкое изучение системы для локальных целей расточительно, а слишком узкое может привести к последующему повышению эффективности одной из подсистем за счет остальных.
  •          Классификация систем по взаимодействию с внешней средой: изолированная, закрытая (есть импорт/экспорт информации, энергии, но не вещества).
  •          Сайерт и Марч утверждают, что пла­номерный поиск потенциальных проблем не является та­ким обычным правилом, как реагирование на уже возник­шие проблемы и последующий поиск альтернатив для их разрешения. Найденные проблемы могут разрешаться не с помощью разработки альтернатив, удовлетворяющих це­лям, а путем пересмотра самих целей для реализации име­ющихся альтернатив.
  •          Поглощение изменений, сглаживание колебаний, нормирование.

10. Гл. 11, Определение потребностей в информации:

  •          Стратегия организации - это набор пра­вил для получения решения.
  •          управляющие могут пожертвовать, дополнительной прибылью ради определенности
  •          Лица, занимающиеся формированием поли­тики организации, никогда не могут сколько-нибудь точно ответить на вопрос, к какому же положению дел они стре­мятся, и, возможно, знают лишь то, чего они хотят избе­жать
  •          информация выполняет в управлении такую же функ­цию, что и фары для водителя в ночное время. Фары осве­щают дорогу впереди, но не снимают необходимости пра­вильных решений.
  •          Определение целей. Сигнальная система. Определение проблем. Определение альтернативных линий поведения. Определение вероятных последствий выбора той или иной альтернативы. Оценка последствий (в $).
  •          Измерение, сравнение фактического значения с нормой и последующее корректирующее воздействие называются «обратной связью». Она должна быть отрицательной, уменьшать ошибку. (должна быть норма, измерение, сравнение, директива). Чтобы контроль был эффективным, кто-то должен отвечать за отклонение от нормы
  •          контрольные от­четы, составляемые для разных уровней управления, долж­ны быть сопоставимы и должны «стыковаться» точно так же, как географический атлас «стыкуется» с артиллерий­ской картой местности. Только отчет, предназначенный для исполнителя, должен содержать подробности, касаю­щиеся отклонения от нормы.
  •          Три категории систем контроля: системы следящего контроля (прогноз -  корректировка - и здесь нужны индикаторы обратной связи), контроль да-нет (для перехода на следующий этап), система контроля по результатам (в конце цикла).

11. Гл.12, проектирование инф. каналов:

  •          Борьба с искажениями информации: дублирование информации, исправление возможного искажения, уменьшение числа уровней, разработка устойчивых к искажению сообщений.
  •          «Матрич­ный» руководитель не может отдавать распоряжений ни одному из функциональных руководителей, а вынужден рассчитывать лишь на «консультации, кооперацию, ком­промисс». Кроме того, исполнители проекта имеют прак­тически двух начальников и поэтому иногда сомневаются, есть ли он у них вообще.
  •          Саймон: «Люди не про­являют особого интереса к ситуациям либо совершенно незнакомым, либо полностью известным, не содержащим проблемы, которую можно было бы исследовать, применяя накопленный опыт».

12. Гл.13, ситуационные теории

  •          при единичном производстве продажа изделия предшествует его изготовлению.
  •          Компании средних размеров должны управлять «переходом от неформаль­ности процессов и структур в предпринимательской фир­ме к формализации компаний-гигантов».
  •          формализованность организационной структуры оценивается по числу уровней управления, соот­ношению числа руководителей и подчиненных, количест­ву действующих правил, детальности контроля и т. д.
  •          развитие само по себе уменьшает внут­ренние конфликты, так как существует больше возмож­ностей повысить статус одних людей, не понижая при этом статус других.