Мин Цзен, Питер Вильямсон, Дракон у дверей
Создание книги о китайских компаниях - это неизбежно стрельба по движущейся мишени. Но мы попытались выявить в хаосе фактов, вымыслов и «белого шума» устойчивые сдвиги, составляющие суть новых явлений.
CMIC с лозунгом «учиться, улучшать и ломать».
Глобализация мировой экономики создала новые каналы и ворота, через которые китайские компании могут ворваться на мировые рынки. Барьеры на пути международной торговли и инвестиций неуклонно рушатся, цепи международных поставок все больше превращаются в устойчивые модули, многие производства теперь снабжаются извне или используют внешнюю рабочую силу, а глобальные рынки капитала, знаний и приобретений стали более открытыми.
Эти компании выбрали нужную стратегию в нужное время и оказались достаточно гибкими для того, чтобы оседлать волну быстро меняющихся внутренних условий Китая. Руководители этих компаний - не только умные стратеги. Это немногие компании, оказавшиеся способными основать инновационную стратегию на грамотном менеджменте и великолепном исполнении - точно так же, как и все успешные компании остального мира.
Не только безусловные победители обладают потенциалом нарушить устоявшиеся и общепринятые правила глобальной конкуренции. На самом деле некоторые из пилотов-камикадзе могут причинить больше всего вреда сегодняшней модели бизнеса.
Кроме очевидных нижних сегментов рынка, к «слабым звеньям» зубров относятся:
- Рынки на географической периферии, которые традиционные игроки игнорируют или вкладывают туда недостаточно инвестиций
- Беспокойные и надоедливые покупатели, которые требуют нестандартных изделий или услуг, но не желают переплачивать
- Уютные рыночные ниши, которые давно созрели для того, чтобы китайцы сотрясли их своей стоимостной инновацией.
Товары и информация распространяются по миру практически мгновенно, и конкуренция, с которой они сталкиваются, почти сразу становится глобальной. Во многих отношениях конкурентная среда превратилась в беспощадные джунгли, роскошь пестования организационных возможностей предприятий в тепличных рыночных условиях ушла в прошлое вместе с долговечностью товаров. Сильнее стало давление, вынуждающее либо быстро становиться игроком мирового класса, либо умереть, не добившись успеха на мировом рынке.
Но глобализация создала и преимущества для припоздавших новичков: знания, технологии и комплектующие стали более мобильными и доступными практически в любой точке Земли. Нарождающиеся многонациональные корпорации не заперты в собственном доме. География перестала быть злым роком. Для того, чтобы воспользоваться преимуществами такого положения, надо поставить с ног на голову традиционную стратегию интернационализации: достижение глобального успеха равнозначно выработке способности получения знаний в любом месте земного шара. Только совершенство в умении «учиться у мира» позволит опоздавшим наверстать упущенное в формировании базы возможностей и преодолеть ограниченность внутреннего рынка развивающейся страны.
Основные факторы:
- Популярность получения комплектующих из-за рубежа
- Растущая модульность товаров и услуг - от автомобилей и программного обеспечения до финансового сервиса.
- Глобальная экономика знаний и стремление кодифицировать мировое знание так, чтобы им можно было управлять с помощью информационных технологий и систем коммуникации
- Концентрация и глобализация розничной торговли
- Повышенная доступность международного рынка для талантливых людей и профессиональных услуг
- Рынок стал более открытым для корпоративного контроля, что позволяет китайцам скупать иностранные компании.
Уникальный, хотя и неполный, набор преимуществ у китайских компаний:
- Доступ к дешевым талантам во всем диапазоне квалификаций
- Возможность доступа к государственному имуществу и интеллектуальной собственности по низкой цене
- Высокий уровень независимости управленческого аппарата от держателей акций
- Сильное личное стремление к инновациям и принятию рискованных решений
Зам директора Chint, крупнейшего производителя электрического оборудования: «Машины требуют высокой степени стандартизации, а люди могут приспосабливаться. Если какая-то деталь чуть-чуть не соответствует стандарту, рабочий может немного ее подправить и поставить на место. Автомат же на это не способен, он отбракует такую деталь. Это увеличивает стоимость поставок и стоимость брака.» Поступающее на предприятие сырье предприятие тоже классифицирует на несколько сортов - низкосортное сырье идет в цеха ручной сборки, высококачественное - на автоматические линии. Для поддержания разумного баланса между ручными и автоматизированными процессами разработаны сложные системы, чтобы справиться с неграмотностью новичков и высокой текучестью рабочих кадров.
Жень Чженфэй (Huawei) сказал одному из колеблющихся сотрудников: «Если наступит день, когда российский рынок оживет, а нашей компании на нем не будет, вы с досады выпрыгнете из окна этого здания».
Шесть ортодоксальных правил западного менеджмента:
- Бедные не являются желанными покупателями
- Бедные не могут себе позволить продукцию и услуги, которые продаются на развитых рынках, бедным эта продукция и услуги не приносят никакой пользы
- Только развитый рынок способен по достоинству оценить и оплатить новую технологию
- Основание пирамиды не имеет никакого значения для долгосрочного выживания бизнеса
- Менеджеров не волную деловые задачи, имеющие гуманитарную составляющую
- Интеллектуальные вызовы присутствуют только на развитых рынках
Генеральный директор автомобильной компании Chery придерживается своего излюбленного лозунга: «учитесь контролю затрат у японцев, безумию - у корейцев, скрупулезному соблюдению технологии - у немцев и рыночным маневрам - у американцев».
Концепция стоимостной инновации как стратегия будет означать освобождение от «смирительной рубашки» взгляда, будто инновации применяют исключительно для того, чтобы добавить изделиям сложности и выйти на передний край. Компаниям придется изменить баланс новаторства и сдвинуть его в сторону отыскания способов выпуска более широкого и более индивидуализированного ассортимента продукции без увеличения ее цены.
Китайские драконы показали удивительную способность учиться у мира, пользуясь для этого самыми разнообразными каналами:
- Через Интернет
- Наблюдая работу глобальных корпораций в Китае
- Нанимая для работы в своей стране иностранных специалистов, поставщиков или фирмы, профессионально оказывающие разнообразные услуги
- Заключая партнерские соглашения с иностранными компаниями или покупая их
- Организуя за границей технологические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры