Мин Цзен, Питер Вильямсон, Дракон у дверей



Создание книги о китайских компаниях - это неизбежно стрельба по движущейся мишени. Но мы попытались выявить в хаосе фактов, вымыслов и «белого шума» устойчивые сдвиги, составляющие суть новых явлений.

CMIC с лозунгом «учиться, улучшать и ломать».

Глобализация мировой экономики создала новые каналы и ворота, через которые китайские компании могут ворваться на мировые рынки. Барьеры на пути международной торговли и инвестиций неуклонно рушатся, цепи международных поставок все больше превращаются в устойчивые модули, многие производства теперь снабжаются извне или используют внешнюю рабочую силу, а глобальные рынки капитала, знаний и приобретений стали более открытыми.

Эти компании выбрали нужную стратегию в нужное время и оказались достаточно гибкими для того, чтобы оседлать волну быстро меняющихся внутренних условий Китая. Руководители этих компаний - не только умные стратеги. Это немногие компании, оказавшиеся способными основать инновационную стратегию на грамотном менеджменте и великолепном исполнении - точно так же, как и все успешные компании остального мира.

Не только безусловные победители обладают потенциалом нарушить устоявшиеся и общепринятые правила глобальной конкуренции. На самом деле некоторые из пилотов-камикадзе могут причинить больше всего вреда сегодняшней модели бизнеса.

 

Кроме очевидных нижних сегментов рынка, к «слабым звеньям» зубров относятся:

  • Рынки на географической периферии, которые традиционные игроки игнорируют или вкладывают туда недостаточно инвестиций
  • Беспокойные и надоедливые покупатели, которые требуют нестандартных изделий или услуг, но не желают переплачивать
  • Уютные рыночные ниши, которые давно созрели для того, чтобы китайцы сотрясли их своей стоимостной инновацией.

 

Товары и информация распространяются по миру практически мгновенно, и конкуренция, с которой они сталкиваются, почти сразу становится глобальной. Во многих отношениях конкурентная среда превратилась в беспощадные джунгли, роскошь пестования организационных возможностей предприятий в тепличных рыночных условиях ушла в прошлое вместе с долговечностью товаров. Сильнее стало давление, вынуждающее либо быстро становиться игроком мирового класса, либо умереть, не добившись успеха на мировом рынке.

Но глобализация создала и преимущества для припоздавших новичков: знания, технологии и комплектующие стали более мобильными и доступными практически в любой точке Земли. Нарождающиеся многонациональные корпорации не заперты в собственном доме. География перестала быть злым роком. Для того, чтобы воспользоваться преимуществами такого положения, надо поставить с ног на голову традиционную стратегию интернационализации: достижение глобального успеха равнозначно выработке способности получения знаний в любом месте земного шара. Только совершенство в умении «учиться у мира» позволит опоздавшим наверстать упущенное в формировании базы возможностей и преодолеть ограниченность внутреннего рынка развивающейся страны.

 

Основные факторы:

  • Популярность получения комплектующих из-за рубежа
  • Растущая модульность товаров и услуг - от автомобилей и программного обеспечения до финансового сервиса.
  • Глобальная экономика знаний и стремление кодифицировать мировое знание так, чтобы им можно было управлять с помощью информационных технологий и систем коммуникации
  • Концентрация и глобализация розничной торговли
  • Повышенная доступность международного рынка для талантливых людей и профессиональных услуг
  • Рынок стал более открытым для корпоративного контроля, что позволяет китайцам скупать иностранные компании.

 

Уникальный, хотя и неполный, набор преимуществ у китайских компаний:

  • Доступ к дешевым талантам во всем диапазоне квалификаций
  • Возможность доступа к государственному имуществу и интеллектуальной собственности по низкой цене
  • Высокий уровень независимости управленческого аппарата от держателей акций
  • Сильное личное стремление к инновациям и принятию рискованных решений

 

Зам директора Chint, крупнейшего производителя электрического оборудования: «Машины требуют высокой степени стандартизации, а люди могут приспосабливаться. Если какая-то деталь чуть-чуть не соответствует стандарту, рабочий может немного ее подправить и поставить на место. Автомат же на это не способен, он отбракует такую деталь. Это увеличивает стоимость поставок и стоимость брака.» Поступающее на предприятие сырье предприятие тоже классифицирует на несколько сортов - низкосортное сырье идет в цеха ручной сборки, высококачественное - на автоматические линии. Для поддержания разумного баланса между ручными и автоматизированными процессами разработаны сложные системы, чтобы справиться с неграмотностью новичков и высокой текучестью рабочих кадров.

 

Жень Чженфэй (Huawei) сказал одному из колеблющихся сотрудников: «Если наступит день, когда российский рынок оживет, а нашей компании на нем не будет, вы с досады выпрыгнете из окна этого здания».

 

Шесть ортодоксальных правил западного менеджмента:

  1. Бедные не являются желанными покупателями
  2. Бедные не могут себе позволить продукцию и услуги, которые продаются на развитых рынках, бедным эта продукция и услуги не приносят никакой пользы
  3. Только развитый рынок способен по достоинству оценить и оплатить новую технологию
  4. Основание пирамиды не имеет никакого значения для долгосрочного выживания бизнеса
  5. Менеджеров не волную деловые задачи, имеющие гуманитарную составляющую
  6. Интеллектуальные вызовы присутствуют только на развитых рынках

 

Генеральный директор автомобильной компании Chery придерживается своего излюбленного лозунга: «учитесь контролю затрат у японцев, безумию - у корейцев, скрупулезному соблюдению технологии - у немцев и рыночным маневрам - у американцев».

Концепция стоимостной инновации как стратегия будет означать освобождение от «смирительной рубашки» взгляда, будто инновации применяют исключительно для того, чтобы добавить изделиям сложности и выйти на передний край. Компаниям придется изменить баланс новаторства и сдвинуть его в сторону отыскания способов выпуска более широкого и более индивидуализированного ассортимента продукции без увеличения ее цены.

Китайские драконы показали удивительную способность учиться у мира, пользуясь для этого самыми разнообразными каналами:

  • Через Интернет
  • Наблюдая работу глобальных корпораций в Китае
  • Нанимая для работы в своей стране иностранных специалистов, поставщиков или фирмы, профессионально оказывающие разнообразные услуги
  • Заключая партнерские соглашения с иностранными компаниями или покупая их
  • Организуя за границей технологические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры