Джим Карлтон, Apple, взгляд изнутри
- В американской армии практикуется анализ выполненных действий (АВД), призванный ответить на три вопроса:
- Что произошло?
- Почему это случилось?
- Как лучше использовать наши сильные стороны и укрепить слабые?
Любой бизнес, чтобы оставаться бизнесом, должен усвоить модель АВД.
- Руководители должны досконально знать свое дело и уметь видеть перспективу.
- Компания должна кушать как птица, а какать, как слон. Птица ежедневно съедает количество пищи, равное половине собственного веса. Слон извергает из себя в день 165 фунтов экскрементов. Apple должна с аппетитом птицы собирать и усваивать информацию: узнавать запросы клиентов, составлять рейтинги, внимательно следить за всеми выставками и презентациями, искать конкурентоспособные разработки и т.п. Кроме того, она должна с энергией слона наполнять мир продуктами своей жизнедеятельности: распространять собственные технологии, создавать открытые стандарты и вести агрессивную лицензионную политику.
- В Apple официальные титулы мало что значили, статус определялся интеллектом и способностью громко высказывать свои мысли. Менеджеры обожали указывать на визитках «программист - волшебник» или «рупор корпорации».
- Джон Скалли: «я был настолько заметен именно потому, что этой компанией оказалось проще управлять, находясь извне, а не внутри ее. Для меня Apple была разновидностью продукции, и я всеми силами стремился сделать ее как можно более популярной. Благодаря моим усилиям средства массовой информации постоянно говорили об Apple, причем чаще всего это обходилось компании совершенно бесплатно».
- Apple больше нуждалась в хорошем надсмотрщике, а не в пророке.
- Движение порождает движение - говорил Б.Гейтс - если на ваши компьютеры растет спрос, программисты начинают писать для них больше приложений, из-за чего спрос на ваши компьютеры растет еще быстрее.
- Жан-Луи Гассе объяснял, чем формирование общественного мнения отличается от рекламы. «Занимаясь рекламой, я, Жан-Луи, должен буду во всеуслышание заявить, что являюсь лучшим любовником в мире. Вряд ли эти слова привлекут ко мне женское внимание. Но если две самые прекрасные женщины в мире, скажут, что провели вечер с Жаном-Луи, это должно сработать, и именно здесь лежит разница между рекламой и общественным мнением.
- Обладавший недюжинным интеллектом, но не умевший ясно выражать свои мысли, Марк Шпиндлер порой увлекался и выплескивал весь свой запас теорий глобальной стратегии компании на первого встречного, имевшего несчастье находиться рядом в этот момент. (Записи на его доске практически не поддавались дешифровке).
10. В Купертино ходила поговорка: «если вам не нравится очередная реорганизация, не волнуйтесь - через три месяца произойдет еще одна»... Реорганизации следовали одна за другой, ведь каждый должен был получить свою собственную песочницу.
- Скалли мог придумать правдоподобное объяснение каждой реорганизации, поскольку обладал отточенной способностью придавать смысл тому, что на самом деле являлось очередным нонсенсом.
- Псевдо-семинары, псевдо-тренинги, псевдо-инструктажи.
- Скалли: Apple всегда жила по законам средневекового религиозного ордена с гипнотическим лидером (Стив Джобс) во главе. Поэтому я старался управлять компанией извне - через публичные выступления и встречи за ее пределами.
- В целом торговые представители - не слишком надежная публика, и ее приходится всячески холить и лелеять. Любой крупной компании хорошо известно, что сбытовых агентов минимум раз в год следует созывать на большую конференцию, чтобы каждого отечески похлопать по спине, а самым отличившимся вручить достойные подарки. Главная цель подобного мероприятия - поднять моральный дух его участников.
- В действительности контролировали компанию инженеры. Apple превратилась в сумасшедший дом, управляемый его же пациентами. (в конце 80-х инженеров было 5 тыс. - половина персонала компании). (Оклады раз в полгода увеличивались на 10% + 15% бонусы по итогам года).
- На карточках разного цвета удобно записывать разные идеи (красный цвет - для самых невероятных).
- Гассе больше всего ненавидел слова «рыночная доля» - компьютеры Apple настолько элегантны и прекрасны, что представляют собой отдельный класс и их бессмысленно сопоставлять их с продукцией других производителей. (начинала фирма с «компьютеров для простых смертных», но к концу 80-х из-за дороговизны модельного ряда перешла к «компьютерам для избранных»).
- Аллан Лорен был встревожен постоянным шараханьем от одной «стратегической инициативы» к другой. Мы находились в положении игроков команды, тренер которой выбирает новую тактику для каждой игры чемпионата. Разве можно хорошо сыграть в подобных условиях?
- Майкл Шпиндлер: при мультилокальном подходе вы строите сеть филиалов, способных адаптироваться к требованиям местных рынков и действовать подобно местным компаниям, оставаясь тесно связанными единой сетью с центральным офисом компании, расположенным за океаном. В результате весь земной шар становится одним гигантским банком идей и капитала. (Стефан Уинсенс выступал в роли переводчика у страстного Шпиндлера, который брызгал потом и слюной).
- Скалли достаточно хорошо разбирался в маркетинге и имел прирожденную способность переводить технический компьютерный жаргон на язык, понятный широким массам клиентов.
- Дилеры Apple чувствовали себя гражданами второго сорта, хотя именно они являлись основным каналом взаимодействия с простыми пользователями. «Нам необходимо было уменьшить комиссионные дилеров, чтобы не начать нести убытки, и поэтому мы решили уменьшить число самих дилеров» - полный произвол (работа топором, а не скальпелем).
- Все они были управленцами старой школы и верили друг другу на слово.
- IBM и Apple при первых встречах старались сгладить различия в корпоративных традициях. Делегация Apple приехала в IBM в строгих костюмах, а IBM приехала на переговоры в майках, шортах и кроссовках.
- Apple заботилась только о пользователях, а MS - еще и о разработчиках ПО.
- Dell - идея рассылать компьютеры по почте, экономя немалые деньги клиентов (20%) на всех посредниках. В 1984 году его компания располагалась в одной из спален общежития колледжа, а в 1987 оборот составил 70 млн. долл., в 1992 - 1 млрд. д. Техасский университет Майкл Делл так и не закончил.
- Ценовые войны - это самые грязные войны.
- Форсайт был компетентен в вопросах производства, но имел дурную привычку вмешиваться в дела, которые его не касались.
- Отпуск как нельзя лучше способствовал «перезарядке» мозгов - после бессчисленных 90-часовых рабочих недель.
- Такова уж корпоративная жизнь, что всегда один борется за успех общего дела, а завистники стараются подставить ему подножку.
- Раз за разом смельчаки предлагали великие идеи, способные вытащить Apple из пропасти. Но Джон Скалли не мог воплотить свои решения в жизнь, оставаясь марионеткой в руках своих собственных заместителей.
- Крупные технологические прорывы создаются немногочисленными отступниками, окопавшимися у подножия имперской пирамиды и тайно вынашивавшими наполеоновские планы.
- Теория разделения рынка держится на трех китах: цены ниже, продвижение на рынок быстрее, качественных продуктов больше. (Цены, качество, скорость - интересное пространство - ИА).
- Львиная доля прибыли - от самых важных клиентов.
- Превратившись в товар народного потребления, ПК унаследовал и все характерные особенности такого товара: с ростом объемов производства рыночные цены на готовые компьютеры падали, причем быстрее, чем цена на комплектующие для них. (норма прибыли в 1991 году была 35-45%, в 1993 - 15-22%).
- За порогом компании Шпиндлеру приходилось иметь дело с людьми, которых он не мог проконтролировать и которые могли спросить его обо всем, что придет им в голову. Неудивительно, что на публике он чувствовал себя, как двоечник у доски.
- В трудные для компании времена как никогда важно формировать ее имидж. Необходимо успокаивать клиентов, инвесторов, утихомиривать прессу, спокойным, уверенным тоном рассказывая о том, что все под контролем и нет причин для паники. Лучше всего, если это делает сам глава компании.
- «В нашем деле - говорил Шпиндлер - необходимо очень точно очертить границы рыночных сегментов, пути сбыта и выбор технологий для продуктов, которые будет покупать тот или иной клиент». Фирма больше не могла и не хотела делать все для всех. Отныне она собиралась участвовать только в тех битвах, в которых имела шанс одержать победу.
- Нельзя проводить децентрализацию, но при этом все за всех решать.
- «В любом достаточно большом комитете согласие достижимо только на уровне минимального общего знаменателя, а время реакции слишком велико» - говорил один из ветеранов - управленцев.
- Инструменты для разработки программ можно сравнить с системой канализации в доме: вы не обращаете никакого внимания, пока все работает исправно, но если что-то там ломается, в доме жить становится невозможно.
- Массачусетский фанат Макинтоша Тед Уоррен: «Работа на Макинтоше сравнима с катанием с друзьями на лыжах в солнечную погоду по великолепно утрамбованной лыжне. Работать в Windows95 - все равно что съезжать на лыжах по каменистым, обленеделым, продуваемым всеми ветрами склонам под руководством красавца - инструктора, которому абсолютно наплевать, получается у вас что-нибудь или нет».
- Fujitsu Ltd., прежде, чем атаковать мировой рынок, решила за год удвоить свою долю (9%) на японском рынке, снизила цены на 37% - с 3 тыс до 1,9 тыс.д. и развернула ценовую войну невиданной силы.
- «Они не смогут продолжать работать так, как работали последние несколько лет, - говорил Джон Уилчек, - либо они реорганизуются и останутся независимыми, либо за них это сделает тот, кто их захватит».
- Когда одна сторона слаба, а другая, напротив, слишком сильна, настоящую сделку заключить невозможно. Для начала нужно привести компанию в порядок.
- Глава Sun Скотт МакНили, после неоднократных неудавшихся попыток слиться с Apple, на встрече с промышленными аналитиками открыл свое выступление, смачно надкусив вытащенное из кармана яблоко. «Вот и все, что я могу сказать по этому поводу» - сказал он. (Отличная презентация - ИА).
- Для выхода из финансовой ямы Амелио применил стратегию собственного изобретения, названную им «шартрезианской»: столкнувшись с серьезными проблемами в бизнесе, попытайтесь любой ценой изменить свое душевное состояние так, чтобы вам стало все равно чем заниматься - вашим традиционным бизнесом или, к примеру, приготовлением ликера шартрез.
- То, насколько удачны преобразования, задуманные администратором, можно определить по наличию у компании желания продолжать эти преобразования и дальше даже в отсутствие руководителя, начавшего претворение этой программы.
- Высшие руководители компании всегда проживали в башне из слоновой кости, им не нужны были советы, приходящие извне.
- Нужно, хотя бы иногда, общаться со всеми сотрудниками, чтобы получать информацию из первых рук. (Руководитель должен оценивать свои успехи по оценкам сотрудников). Амелио: точное выполнение графика нужно возвести в абсолютную ценность.
- Все они прослужили компании так долго, что утратили свежесть взгляда.
- Mag-Lite - «кадиллак» среди карманных фонариков, надежный и долговечный, стоит 20 д, обычные фонарики - 3д.
- Понравилась его спокойная основательность, без витания в облаках и демонстрации своей крутизны.
- Мою должность следовало бы обозначить как «делающая, что скажут».
- Они старались впихнуть в систему все, что можно. В итоге проект переродился в грандиозный конгломерат, который окрестили Винни-Пухом: он ел все больше и больше и в конце концов не мог вылезти наружу.
- Айзек Насси: у меня было две возможности - либо провести радикальные организационные преобразования, либо пустить все на самотек и решать спорные вопросы по мере продвижения.
- IBM напоминала семейство сусликов: менеджеры видели свою задачу в том, чтобы слепо плодить себе подобных - бюрократия росла как на дрожжах.
- Как когда-то ПК, Интернет совершил революцию, создал новое средство производства, резко повысил производительность всех видов человеческой деятельности на работе и дома, изменил саму структуру общества - в существовании обширнейших электронных банков данных, объединенных в одну всемирную сеть, заложен безграничный потенциал свободы информации. (Наберите пару ключевых слов по интересующему вас вопросу и мощнейшие поисковые серверы Интернета направят вас к нужным документам).
- У.Черчилль: «Нельзя недооценивать проблемы. Но еще более опасно переоценивать их.»
- Когда публика чует неудачника, она тут же поворачивается к нему спиной.
- Редколлегия влиятельного журнала «Red Herring» опубликовала в мае 1997 года открытое письмо: «Джил Амелио, пожалуйста, уйдите. Таких, как вы, в бейсболе выпускают на замену, чтобы дать отдохнуть лидерам. Их нельзя оставлять на площадке слишком долго - напортачат. Apple нужен руководитель, ясно мыслящий, с широким технологическим кругозором, незаурядными маркетинговыми способностями и страстностью, без которой невозможно вытянуть из болота эту компанию. Простите, но это не Вы. Уйдите».
- «Нельзя приказать производительности вырасти. Следует предоставить людям все необходимое, чтобы они раскрыли свой потенциал» - Стив Джобс.
- Вместе с Джобсом к Apple вернулась способность стратегического прозрения.
- Когда практические вопросы бизнеса ставятся выше эмоциональных соображений, возникает «соконкуренция» (можно конкурировать, но можно и сотрудничать во многих сферах).
- Джобс оказался неумолимым патологическим диктатором, помешанным на тотальном контроле. С маниакальным упорством он желал подписываться под каждым из множества мелких распоряжений, например, об упаковке продуктов, так что многие менеджеры среднего звена стали бояться принимать какие-либо решения вообще... Ходил сомнительный слух, что Джобс допрашивал на месте каждого белолагу, случайно встреченного им в лифте и требовал, чтобы тот в течение 30 секунд, что занят работой, иначе его уволят.
- Рекламный лозунг «Думай иначе». «Именно люди, достаточно сумасшедшие для того, чтобы думать, что могут изменить мир, меняют его в действительности» -утверждал актер Ричард Дрейфус в телеролике.
- Человек выходит из кинотеатра и на него наваливается реальность. Он вдруг начинает видеть все более отчетливо.
- Apple справедливо гордилась коллекцией лучших умов в мире.
- Кевин Салливен, заведующий кадровой политикой: «Apple напоминала песочный замок, возведенный на пляже. Сколько бы мы не строили укреплений, если уж начался прилив, за замок было бесполезно бороться».
- Вся деятельность Амелио свелась к заклейке раны пластырем раны, для которой требовался по крайней мере жгут, шина и огромный моток бинта.
- Это было вполне конкретное рассмотрение возможных вариантов. Я уважал и принимал любое мнение, ведь умные люди всегда смотрят на вещи с разных сторон.