Г.Б.Клейнер, Стратегия предприятия, М., Дело, 2008
Со стратегической позиции естественно выделить следующие типы технологической динамики предприятия по отношению к данному периоду:
- стабильную технологию;
- технологический дрейф, т.е. планомерное однонаправленное эволюционное изменение технологии;
- технологический скачок, т.е. резкое кратковременное единичное в данный период изменение технологии;
- хаотичное изменение технологии;
- плавные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом;
- пилообразные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом, т.е. совокупность технологических скачков вокруг некоторого тренда.
В российских условиях для взаимоотношений между работником и предприятием наиболее характерной является сложившаяся своеобразная «философия гостя». Суть ее состоит в следующих особенностях взаимоотношений в треугольнике «работник - коллектив - руководитель»:
1) принадлежность к данному коллективу является важным для данного периода, но временным фактором;
2) обязательства работника по отношению как к коллективу, так и к руководству аналогичны отношениям участника застолья к собравшимся и к хозяину квартиры: членство в коллективе не накладывает безусловных обязательств на работника, но со стороны коллектива должно быть проявлено уважительное отношение; руководитель поначалу пользуется уважением со стороны работника ввиду статусного распределения ролей, однако очень быстро это распределение стирается и статус перестает действовать;
3) в свою очередь, руководитель не считает работников незаменимыми и допускает поступки, противоречащие трудовому договору (контракту). Однако по отношению к коллективу в целом директор считает неудобным без крайней нужды предпринимать действия, явно направленные против коллектива.
Каждый элемент системы взаимных ожиданий характеризуется:
- субъектом ожидания, т.е. лицом (фиксированной группой или неопределенным множеством лиц), испытывающим данный вид ожиданий;
- объектом ожидания, т.е. лицом (группой, неопределенным множеством лиц или фрагментом среды), от которого субъект ожидает тех или иных действий или другого изменения состояния;
- предметом ожиданий, т.е. ожидаемым состоянием или действиями объекта ожидания;
- степенью уверенности субъекта ожидания в реализации предмета надежд;
- вероятным временем исполнения ожиданий (лагом ожидания);
- чувствительностью целевого (т.е. являющегося предметом интереса) поведения или состояния объекта ожиданий по отношению к тем или иным факторам, в том числе к действиям субъекта ожиданий (иначе говоря, эластичностью ожидания по факторам).
Зафиксировав субъект или объект ожидания, можно говорить о конфигурации ожиданий как системе отношений на множестве других объектов, рассматривая каждое из них с точки зрения предмета, степени уверенности, лага и эластичности ожиданий.
Разделы стратегии:
1. Товарно-рыночная стратегия
2. Ресурсно-рыночная стратегия
3. Технологическая стратегия
4. Интеграционная стратегия
5. Финансово-инвестиционная стратегия
6. Кадровая стратегия
7. Стратегия формирования корпоративной культуры
8. Институциональная стратегия
9. Когнитивная стратегия
10. Имитационная стратегия
11. Эвентуальная стратегия
12. Стратегия управления
13. Стратегия реструктуризации
Предприятие в разные годы рассматривалось как:
- Ресурсный процессор
- Финансовый процессор
- Контрактный процессор
- Исторический процессор
- Имитационный процессор
- Процессор рыночного пространства
- Процессор знаний
- Стоимостной процессор
- Социальный процессор
- Процессор власти
- Информационно-когнитивный процессор
- Культурный процессор
- Процессор прав собственности
- Процессор событий
- Процессор стратегий
Ч. Ханди [Handy, 1983] предложил следующую типологию отношений внутри компании:
- культура власти («культура Зевса») - ситуация, при которой личная власть является доминирующим фактором в отношениях (культ власти);
- культура должности («культура Аполлона») - рациональна ролевая структура отношений, в которой характер отношений определяется соотношением должностей участнике! (культ должности);
- культура задачи («культура Афины») - культура, ориентированная на выполнение проектов, доступность ресурсов для каждого лица, выполняющего тот или иной проект (культ проекта);
- культура личности («культура Дионисия») - ориентация на личность как на базовую ценность организации (культ каждой личности).
По сути дела стратегическое планирование - это и есть движение к согласованию, компромиссу, балансу. В первую очередь это относится к таким полярно направленным силам и процессам, порой буквально разрывающим предприятие, как:
- инновационность/инерционность развития предприятия;
- тенденции прошлого/вызовы будущего;
- потребление/накопление;
- конкуренция/кооперация;
- внутреннее/внешнее давление на предприятие;
- интересы внутренних подсистем/предприятия в целом;
- интересы внешних/внутренних стейкхолдеров;
- детальное/обобщенное видение предприятия и т.п.
Смысл стратегического подхода - рассмотрение объекта как единого целого во времени и пространстве. Для этого разработчику стратегии, стратегу, приходится «взлететь над суетой», увидеть объект планирования с той единственной «стратегической» высоты, где достигается единство обобщения и индивидуальности. Найти такую высоту, свою для каждого объекта, - подлинное искусство стратегии, которое приходит с опытом и знаниями.
Эмоциональный интеллект - это набор навыков, которыми можно овладеть. Их можно распределить по пяти категориям:
- Самосознание. Мы редко обращаем внимание на то, что чувствуем. Поток настроений течет параллельно нашим мыслям. Эмоциональные переживания обеспечивают контекст для принятия решений.
- Управление эмоциями. Все эффективные лидеры учатся управлять своими эмоциями, особенно тремя основными: гневом, беспокойством и грустью. Это решающий жизненный навык.
- Мотивация других. «Мотив» и «эмоция» - однокоренные слова, значение которых связано с движением.
- Проявление эмпатии. Обратная сторона самосознания - это способность «читать» эмоции других людей.
- Поддержание взаимосвязи. Эмоции заразительны. Взаимодействуя друг с другом, мы словно заключаем негласную сделку, исподволь влияющую на наше самочувствие. Гоулмен называет это «тайной экономикой». Здесь скрыт ключ к мотивации людей, с которыми мы работаем.