Клиланд Сист анализ и целевое управление
Клиланд Системный анализ и целевое управление
Можно поверить авторитету Джеймса Шлезингера - начальника отдела политических исследований корпорации РЭНД, утверждавшего, что анализ используется при подготовке только малой доли решений министра обороны. «Больше половины решений, - говорил он, - предопределено вмешательством на высшем политическом уровне-звонком из Белого Дома, интересами влиятельных членов военных комиссий конгресса, членами конгресса или военно-промышленными комитетами. Еще в тридцати процентах случаев решения связаны с престижными соображениями руководителей вооруженных сил и только в 20% случаев научный анализ оказывается полезным и способствует повышению качества решения».
Систему следует определять как организованный комплекс средств достижения общей цели. Такой комплекс имеет в общем случае иерархическую структуру, каждый из элементов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента (подсистемы) более высокого уровня (И.М.Верещагин, редактор книги Клиланда).
Производственный отдел предприятия, несомненно, предпочтет иметь узкую номенклатуру изделий и большой объем их производства, чтобы сократить число дорогостоящих переналадок станочного парка, необходимых при перестройке производства с одного изделия на другое. Такая политика должна вести к накоплению больших запасов готовой продукции малой номенклатуры.
Сотрудники отдела сбыта, наоборот, хотели бы иметь на складе много разных типов изделий с тем, чтобы можно было гарантировать быструю поставку любого изделия. Управляющий финансовой частью, зная, что большие запасы замораживают деньги, которые можно было бы вложить где-нибудь еще, хотел бы уменьшить общий уровень запасов. Управляющий отделом кадров хотел бы сохранить постоянным уровень загрузки производства, чтобы ему не приходилось постоянно нанимать новых рабочих на короткие периоды повышенной загрузки и увольнять их при сокращении производства. Продолжая так, можно выявить интересы почти всех функциональных подразделений организации по отношению к этому простому тактическому решению. Очевидно, что все эти интересы в большей или меньшей степени противоречивы - высокий и низкий уровень запасов, широкая и узкая номенклатура изделий и т. д.
Системный принцип, или системный подход, - это всего лишь признание того, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Управляющий понимает, что достигнуть общих целей организации можно только в том случае, если рассматривать ее как единую систему, стремясь для этого понять и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно добиться ее целей.
Применение системного подхода к выработке управленческих решений настоятельно требует объективного анализа проблемы решений как таковой. Возможности человеческого мозга ограничены, а системный подход требует рассмотрения множества сложных взаимодействий между элементами проблемы и учета задач многочисленных функциональных подразделений. Более того, даже в том, случае, если управляющий, абстрагируясь от всех малосущественных деталей, был бы в состоянии свести эти сложности к обозримому числу соотношений, он не был бы уверен в том, что процесс его субъективных решений последователен и непротиворечив.
Исследование операций, научное управление и системный анализ внесли свой вклад в развитие научных методов решения проблем управления.
Таким образом, системный подход к планированию можно рассматривать как логически непротиворечивый метод сведения большей части сложной проблемы к простому результату, который может быть использован принимающим решения для повышения качества решения наряду с учетом других соображений. Это позволит ему сосредоточить свое внимание на наиболее существенных сторонах проблемы и ослабить внимание к тем областям, которые могут быть исследованы методами системного анализа. Такое сочетание научных методов и интуиции дает возможность анализировать взаимозависимости различных функциональных областей деятельности. Иными словами, оно позволяет управляющему получить «общую картину» в необходимой перспективе, не вынуждая его уделять внимание относительно несущественным сторонам общей системы.
Выделение специальной должности управляющего проектом явилось следствием признания того обстоятельства, что современные организации слишком сложны, чтобы ими можно было управлять, используя традиционные организационные структуры и связи. Традиционный подход к управлению основан на вертикальной схеме распределения полномочий и обязанностей, при котором ориентируются, главным образом, на части и сегменты организации и не уделяют достаточного внимания взаимосвязям и интеграции действий в единый комплекс.
Функциональные подразделения, естественно, больше заняты выполнением собственных функций, чем конкретными изделиями или проектами. Этим объясняется возникшая потребность в управляющем, способном действовать вне традиционных линий функционального управления и концентрировать ресурсы на достижении общих целей проекта.
В научном смысле принимающий решение-это некий реально существующий индивидуум (или группа), которого не устраивает существующее состояние дел или перспектива их будущего состояния и который имеет желание и полномочия действовать, чтобы изменить это состояние.
Как правило, принимающий решение выражает свои задачи в виде комбинации практически достижимых целей и ограничений на усилия по достижению этих целей (например, максимизация прибыли без ущерба для репутации фирмы). Для того чтобы процесс достижения целей был разумным, принимающий решение должен иметь выбор среди альтернативных действий, приводящих к достижению желаемого состояния дел. Наличие альтернатив и сомнения по поводу того, какая из них лучшая, определяют сущность любой проблемы, по которой принимается решение.
Наиболее распространенной ошибкой, совершаемой лицом, могущим принимать решение (т. е. тем неудовлетворенным индивидуумом, который обладает полномочиями на действия и основывающим свои рассуждения на субъективном опыте, оценках и интуиции), является, по-видимому, то, что он не может или не умеет распознать наличие альтернатив. Он оказывается неспособным заметить и учесть такие альтернативы, которые ранее ему не встречались и поэтому остались за пределами накопленного им опыта.
Великие исторические деятели часто считались великими именно потому, что им была присуща способность смотреть и за пределы предложенной им группы альтернатив. Например, царь Соломон сделав вид, что избрал предложенную им альтернативу (разрубить ребенка пополам), в действительности выбрал альтернативу, включающую сбор информации (в форме реакции женщин, предъявивших свои материнские права). Подобным же образом поступил и Карл Великий, введя новую альтернативу, состоящую в том, что он взял корону из рук папы и сам возложил ее себе на голову. Поступив так, он избежал двух плохих и, казалось, не оставляющих другого выбора, альтернатив - быть коронованным папой или отказаться от коронования.
Стратегическое планирование и выработка решений по самой своей природе требуют рассмотрения хода событий в будущем, а будущему всегда свойственна неопределенность. По существу любой процесс выработки решения, независимо от того, идет ли он в соответствии с формальной методикой или нет, связан неопределенностями будущего. Важнейший аспект системного анализа как метода состоит в том, что он дает четкое понимание места и значения неопределенности в принятии решений.
Для предельно чувствительных ко времени тактических и военных проблем быстрота принятия решения является критическим параметром, так как конечный исход ситуации в большей степени зависит от быстроты, с которой предпринято действие, чем от того, какая именно альтернатива избрана. В подобных ситуациях командир тактического звена для решения проблем по необходимости должен опираться на свой опыт и интуицию.
В решении проблем стратегического плана, будь то в военной или гражданской сфере, условия таковы, что результат решения критически зависит от степени понимания ситуации. Другими словами, на конечный результат действия гораздо больше влияет характер выбранной альтернативы, чем быстрота действия. Для этой категории решений характерно наличие неопределенностей, безграничное количество возможных альтернатив ц то, что использование ресурсов будет происходить в будущем, часто весьма отдаленном.
Объекты системного анализа, как правило, сложны, и далеко не всегда представляется возможным хорошо понять их структуру. Никто не может утверждать, что ему абсолютно четко ясна связь между денежными затратами на телевизионную рекламу и выгодой, получаемой от увеличения объема продаж рекламируемого товара.
Но факт, что мы полностью не понимаем ни структуры, ни функционирования систем, вовсе не означает, что решаемые проблемы не могут быть подвергнуты анализу. Это означает только то, что для проведения анализа необходимым условием является принятие определенных допущений, позволяющих исключить из анализа те аспекты проблемы, которые мы не понимаем, а другие - представить как абстракцию реального мира.
Поступая так, анализирующий систему должен четко понимать, что сформулированная им и построенная на бумаге проблема уже не является реальной проблемой. Это проблема искусственная и лишь тесно связана (будем на это надеяться) с той проблемой, которая существует реально. И можно только полагать, что решение этой искусственной проблемы будет полезным для принимающего решения по реальным проблемам.
Человек по природе своей не способен к исчерпывающему пониманию сложных проблем, требующих учета многих взаимодействующих факторов. Любой формальный анализ или даже попытка формального анализа обычно ценны тем, что как минимум заставляют принимающего решение думать о главном и двигаться в нужном направлении. И хотя анализирующий систему в своем итоговом анализе не сможет безошибочно сказать принимающему решение, что было бы правильным сделать, сам факт анализа потребует от него перечислить альтернативы и поставить вопрос о том, к чему он стремится. Более того, принимающему решение будет дано четкое представление о том, что он должен знать, чтобы принять рациональное решение. Даже если он не знает всего, что он должен знать, и не располагает всей необходимой информацией, простое знание того, что ему нужно, обеспечивает, как правило, лучшую основу для принятия решения. Это позволяет, принимая решение, либо быть осторожным, либо рискнуть и надеяться на положительный исход.
Основным инструментом рассмотренных основ анализа служит матрица исходов. В принципе она представляет собой таблицу обстоятельств, возникающих в результате любого из предпринятых действий и реализации определенных условий среды. При решении любой реальной проблемы в действительности невозможно сформировать матрицу исходов (проблема может быть слишком велика). Ценность матрицы исходов состоит в том, что ее формирование требует, чтобы анализирующий проблему при выработке решения мыслил в терминах широкого диапазона последствий (исходов), которые могут иметь место в результате некоторого действия. Поступая так, принимающий решение ограждает себя от такой ошибки, как сосредоточение чрезмерного внимания на тех исходах, появление которых он почему-либо считает наиболее вероятным.
Главная привлекательность принципиальных основ системного анализа состоит в том, что они наглядно показывают путь, по которому каждый следует или думает, что следует, при выработке решения. Их ценность состоит в том, что они побуждают уделять должное внимание составлению перечня альтернативных стратегий, определять диапазон случайностей и весь спектр возможных исходов и приводить их к виду, недостижимому при интуитивном и неформальном подходе к проблеме. Более того, необходимость описывать исходы вынуждает принимающего решение четко и ясно выражать то, что он пытается делать, т. е. определять цели, и разработать достаточно точные меры для оценки степени достижения целей. В большинстве случаев этот процесс ведет к такой степени понимания сущности ответственности, лежащей на принимающем решение, которое далеко превосходит любой уровень понимания сущности проблемы, достижимого иными способами. Часто одного этого достаточно для применения формальных методов анализа, и лучшая стратегия, избранная в результате такого анализа, представляет собой как бы побочный продукт.
Определение того, какой фактор считать существенным, а какой несущественным, зависит от целевого назначения модели. Если модель будет служить для украшения детской комнаты, то существенны внешние очертания самолета, его окраска и опознавательные знаки, тогда как внутренние, не видимые снаружи элементы значения не имеют. Для тренажера летчика эстетика внешних очертаний роли не играет. В то же время чрезвычайное значение имеет внутреннее устройство тренажера.
В терминах основных концепций системного анализа модель представляет собой некоторое множество связей, объединяющих цели, стратегии и состояния природы. Именно таково назначение матрицы исходов - установить связь между стратегиями, состояниями природы и целями (напомним, что каждый исход записывается в терминах целей). Матрица исходов -
это таблица, отображающая результаты моделирования. В случае матрицы модель - это множество рассчитываемых и предсказуемых соотношений, используемых для решения проблемы. Такая концепция модели включает показатель времени как существенный фактор, свойственный большинству решаемых проблем.
При анализе проблемы мы нуждаемся в таком имитаторе исследуемой системы, который можно было бы использовать для испытаний и замен реальной системы. Таким имитатором служит модель. При работе с моделью исследователь формулирует зависимости, соотношения и допущения, выражающие взаимные связи различных элементов системы друг с другом, и оценивает их воздействие на функциональные характеристики системы.
Чарльз Хитч, помощник министра обороны США по контрольно-финансовой службе, 1962г: «Как выразить количественно разницу между людьми с высоким сознанием долга и людьми деморализованными? Или, иначе, как количественно предсказать, что может воодушевить, а что деморализовать людей?... Но значит ли это, что весь анализ становится бессмысленным? Я думаю, что нет. Любая часть общей проблемы, которую можно проанализировать достаточно надежно, снимает еще один элемент неопределенности в процессе выбора решения».
Большая трудность в применении концепций системного анализа - проблемы несоизмеримости критериев выгоды.
Анализ ... не может, строго говоря, подсказать руководителю лучшее решение, но дает ему надежную основу для использования своего «чувства» ситуации, и он может с большей уверенностью предпочесть израсходовать дополнительные средства на тактическое оружие.
Рассматривая, например, задачу согласования функций производства и сбыта, можно показать, что увеличение затрат на замену и переналадку станочного парка ведет к сокращению сроков и увеличению объема поставок. Это позволяет не только скомпенсировать увеличение затрат на развитие станочного парка, но и дать более высокую прибыль предприятию. В данном случае увеличение затрат в производственных подразделениях не служит показателем их плохой работы, а скорее, наоборот, показателем использования системного подхода в решении проблемы.
Для выработки оптимальных решений в проблемах управления организацией необходимо рассматривать ее в возможно более широком контексте. Решая, например, проблему освоения рынка, следует учитывать ее влияние на производство, финансы, контроль качества и другие элементы организации, одновременно оценивая также роль конкурентов, правительственных организаций, поставщиков и других элементов полной системы.
Естественно, что для рассмотрения проблемы во всей ее полноте может потребоваться объем аналитической работы, значительно превышающий возможности данной организации. На практике такие ограничения ведут к тому, что приходится абстрагироваться от реальных сложностей проблемы и рассматривать системы, не охватывающие организацию полностью. В этих случаях следует обязательно оценивать возможные последствия подобных упрощений. ...Простое объединение решений проблем низшего уровня не дает ответа на все вопросы стратегического масштаба. То, что является лучшим для производственного отдела, отдела сбыта или бухгалтерии в совокупности, не обязательно будет наилучшим для организации в целом. Более того, эти субоптимальные ответы часто несовместимы друг с другом.
Здравомыслящему человеку ясно, что, проводя анализ, лучше учесть наличие неразрешимых проблем, чем полностью их игнорировать. Это как раз и есть то, чем занимается системный анализ: борется с трудностями решений, а не выдает готовые ответы, которые либо не отвечают проблеме, либо отвечают на неправильно поставленные вопросы. Если, воспользовавшись системным подходом, принимающий решение будет знать, какие вопросы следует задать о наиболее важных деталях и свойствах проблемы, то он уже получит главную выгоду от анализа, даже если системный анализ и не обеспечил его быстрым ответом.
Если при этом он еще получил и более глубокое представление о проблеме и смог выделить наилучшую стратегию для реальных условий, то он может быть вдвойне благодарен системному анализу.
Преимущества перспективного планирования. Кирби Уоррен в 1966г. выделил четыре «больших ожидания» перспективного планирования; они по сути дела характеризуют ценность всей системы перспективного планирования:
- 1) более ясное представление о вероятных последствиях современных решений;
- 2) выявление областей, требующих решений в будущем;
- 3) увеличение скорости потока релевантной информации;
- 4) обеспечение быстрой и плавной реализации будущих решений.
Ценность перспективного планирования состоит в том, что оно позволяет повышать качество текущих решений и увеличивать эффективность будущих.
Руководитель предприятия должен постоянно следить за тем, как части его системы взаимодействуют с системой внешней среды. Здесь внимание концентрируется на поддержании отношений с теми элементами внешней системы, которые оказывают наибольшее влияние на планирование его действий (конкуренты, заказчики, правительство, финансовые учреждения и тому подобные факторы внешней среды, влияющие на планирование деятельности предприятия).
Основным методом для предсказания поведения неуправляемых переменных является прогнозирование. Прогнозу будущего по самой его природе свойственна неопределенность. Это в еще большей степени справедливо и для догадок, предположений и предчувствий, являющихся частью любой альтернативы формального прогнозирования.
Система планов (Стэнфорд, 1963г):
Стратегический план. Стратегический план организации - это вершина всех ее планов. Он определяет самые общие цели и стратегию фирмы как в настоящее время, так и в будущем. Он включает ответы на такие вопросы:
- - Каковы общие целевые задачи и роль организации?
- - Какая нужна стратегия для перехода из современного состояния в конкурентоспособное состояние в будущем?
- - Насколько реалистичной выглядит общая стратегия организации на фоне других планов, разработанных в организации?
- - Какое место хотела бы занимать данная организация в структуре более сложной системы (социальной, экономической, политической), частью которой она является?
Важность стратегического плана состоит в том, что он дает исходные нормы для решений о направлениях планирования для всех уровней организации. Стратегический план - это общий документ, определяющий совместимость планов проектов с другими планами организации.
В идеальном случае анализ как финансовых, так и описательных аспектов планов на уровне корпорации должен проводить объективный специалист, не заинтересованный ни в каком из отделов. Такой анализ гарантирует реалистичный пересмотр допущений и прогнозов. Подобная объективность может быть достигнута, если вознаграждение лиц, проводящих анализ планов корпорации, будет определяться по критерию, связанному с процессом планирования, а не с конкретными результатами текущих операций корпорации или какого-либо ее отдела. Таким образом, если для управляющего операциями естественно сосредоточивать свое внимание на достижении ближайших результатов (часто в ущерб будущему корпорации), то поощрение работников аналитической службы должно зависеть от прямо противоположного. Если в отделах жертвуют будущим во имя сегодняшнего результата, то часть вины в этом лежит и на службе анализа. Аналогично, если в корпорации заботятся о будущем ценой настоящего, аналитик должен быть вознагражден.
Основным инструментом системного анализа является модель - некоторая абстракция реального мира, используемая для прогнозирования того, как изменения, вносимые в систему, могут сказаться на ее поведении. Для выработки стратегических решений в организации могут потребоваться модели нескольких уровней и видов. Исходную схему для построения моделей на всех уровнях дают информационные входы. Чтобы прогнозировать затраты, необходимо иметь информацию либо о прошлых затратах, либо о связях между стоимостью и технологией производства изделия. Для прогнозирования выгод необходимы аналогичные сведения.
Системный анализ и выработка решений по природе своей близки к искусству. Например, совсем нельзя считать невероятным то обстоятельство, что сочетание суждений и интуиции, являющихся обязательным атрибутом процесса выработки стратегических решений, с информацией, требуемой для рационального решения, поведет к тому, что в будущем формальному анализу будут отдавать меньшее предпочтение, чем теперь. Вполне возможно, что качество решений будет более чувствительно к качеству входной информации, а не к объему аналитической работы при его подготовке.
Признаки бюрократии. Организация может считаться бюрократической, если она обнаруживает следующие признаки:
- 1. Она настолько велика, что все сотрудники не могут знать друг Друга.
- 2. Ее сотрудники стремятся сделать в ней карьеру, и от нее (организации) зависит большая часть их доходов. Сотрудники серьезно преданы организации и ее точке зрения. Они чувствуют себя ограниченными в высказывании личных взглядов, особенно если эти взгляды противоречат общему образу мышления.
- 3. Иерархия управления организации включает много уровней, и продвижение по службе основано на том, как человек выполняет свою роль в организации. Личные цели сотрудников подчинены целям организации. От сотрудников требуется эффективность, единство, лояльность и личная заинтересованность. При этом в любом конкретном учреждении имеются сотрудники различных типов, одними движут личные интересы («что мне это дает?»), а другими лояльность и самопожертвование.
- 4. Она стремится к вечному сохранению и расширению независимо от того, имеется или нет реальная потребность в ее услугах. Это явление талантливо описано в широко известном первом законе Паркин- сона: «Работа расширяется настолько, чтобы заполнить время, отводимое на ее выполнение». Способность организации к разбуханию про- пропорциональна ее возможности привлекать и удерживать способных сотрудников. Расширяющаяся организация обычно дает ее лидерам увеличение власти, дохода и престижа, поэтому лидеры поощряют ее рост. Рост организации позволяет также избежать внутренних конфликтов, поскольку позволяет новым членам улучшить свое положение, не ущемляя положение старых работников.
Другие признаки бюрократической организации можно сформулировать так:
- 1. Бюрократия никогда не теряет своей полезности. Она только изменяет свои функции, чтобы выжить, и тем самым утверждает право на свое существование.
- 2. Проявляется глубокая приверженность к формальным принципам и правилам при мотивации и управлении поведением сотрудников. Однако бок о бок с формальной структурой может существовать неформальная структура полномочий и коммуникационных каналов. Эта неформальная структура может способствовать развитию среди сотрудников и особенно среди высокопоставленных должностных лиц иерархии сильного чувства личной преданности и взаимовыручки.
- 3. Должностные лица, находящиеся вблизи верхушки бюрократической системы, имеют более обширную информацию о делах организации, чем те, кто находится ниже. Но зато лица, находящиеся на нижних уровнях, обладают более полными знаниями в своем конкретном деле. Таким образом, никто не обладает полной информацией о том, что происходит в организации.
В течение многих лет традиционная теория управления была основным предметом для изучения на учебных курсах. Сегодня же она служит всего лишь отправной точкой для развития идей управления. Хрестоматийные принципы организации - иерархическая структура, полномочия, единоначалие, специализация по задачам, зона контроля, линейно-штабное деление, соответствие прав и обязанностей, святость отношений соподчиненности и так далее - составляют комплекс представлений, оказавших глубокое влияние на мышления ряда поколений управляющих. Многие из этих принципов были заимствованы из военных и религиозных учреждений, которые отличаются от современной деловой организации во многих отношениях и особенно в том, что они игнорируют политическую, социальную и экономическую реальность нашей изменяющейся среды.
Полномочия и обязанности образуют «веер отношений» в среде проекта.
Поэлементный подход. В прошлом при обучении управлению и в практике элементы организации (бухгалтерский учет, производство, сбыт, финансирование) и человеческие отношения в ней изучались как независимые дисциплины. При этом предполагалось, довольно наивно, что руководители в процессе практического опыта приобретут способность к интеграции этих дисциплин в реальных ситуациях управления. Что же касается системного подхода к управлению, то он приобрел признание именно потому, что учитывает внутреннюю взаимосвязанность всех аспектов современной промышленной системы. Взаимосвязи и взаимодействие между элементами системы часто оказываются более важными, чем отдельные элементы сами по себе.
Не следует думать, что целевое управление необходимо лишь большим и сложным компаниям; все компании, как большие, так и малые, являются частью окружающей их среды, и степень, с какой им удается свободно вписаться в эту среду, может служить хорошей мерой их успеха.
Границы компании определить не так просто. Операции компании с позиций системы требуют участия людей и групп, которые никогда не отражаются на организационных схемах.
Целостная система. Организация должна быть построена так, чтобы отдельные функции сливались вместе в единую, целостную систему, части которой ориентированы на достижение общей цели. Системный подход к организации трудовых и материальных ресурсов содержит следующие основные идеи:
- 1. Организация состоит из многих подсистем, находящихся внутри головной организации и во внешней среде.
- 2. Организация не может оставаться изолированной; она вынуждена взаимодействовать с другйми группами (общественными организациями, заказчиками, поставщиками, профсоюзами, кредиторами, банкирами, акционерами, правительством и пр.) для того, чтобы выжить в своей среде.
- 3. Подчиненные составляют только часть групп сотрудников, работающих на начальника подразделения.
- 4. Внутренняя логика задачи может иногда преобладать над законами вертикальной иерархии.
- 5. Каждый сотрудник организации в рамках полной системы имеет ряд обязанностей, а не только одну узкую специальность.
- 6. Отдельные управляющие не должны постоянно занимать одно и то же центральное фиксированное положение в организации. Они должны обладать достаточной организационной подвижностью, чтобы поддерживать необходимые связи в среде.
- 7. Управляющий должен хорошо представлять себе связи между частями системы и специфику своих обязанностей.
Modus operandi - норма поведения, стандартный образ действий.
«Горизонтальные и диагональные связи редко бывают формально выражены и отражены на схеме, хотя они необходимы благодаря способности сглаживать огрехи технологий или работ. Тем не менее, всюду и везде, где современная техника работает эффективно, эти связи существуют, правда, только на неформальной основе». (Жазински, 1959г.)
Это линейная карта распределения ответственности (ЛКРО была предложена в начале 50-х годов прошлого века американской компанией Бирн).
А вот более низкий уровень - отношения функциональных полномочий:
Генри П. Кендалл, приветствуя.первую конференцию по научному управлению в Дормутском колледже (1911 г.) сказал, что сотрудники подразделений и процессы должны быть «приведены в систематическое соединение и работать как эффективные части единого целого». В последующие годы были созданы диаграммы Ганта, карты хода работ и процессов, система ПЕРТ и другие графические средства, призванные помогать управляющим в планировании и контроле процессов и деятельности и обеспечивать их надлежащее соединение в системное целое.
Подсистемы управления. Будем исходить из того, что организационная система может быть разделена на три подсистемы.
Подсистема техники - ее элементами являются предметы или услуги, создание которых является целью организации.
Подсистема труда - ее элементами являются работы и производственные задания, осуществление которых необходимо для создания подсистемы техники и ее частей. В эту подсистему входят также производственные мощности и оборудование, необходимое для выполнения этих работ и производственных заданий.
Подсистема управления - ее элементами являются члены организации, выполняющие работы и производственные задания, структура которых задается подсистемой труда.
Основными свойствами закрытой системы с четкой структурой будет предсказуемость и согласованность. Все будущие ситуации и условия должны быть учтены и обеспечены (или, наоборот, нейтрализованы) разработчиком, и все события должны протекать согласно предсказанию. Примером закрытой, структуризованной системы является система центрального отопления в жилых домах, включающая термостат.
Подсистему управления в отличие от технической системы следует рассматривать как неструктуризованную открытую систему. Ее составными частями являются члены организации. Человек не «структуризуется» под заданный набор должностных характеристик настолько, чтобы он мог выполнять работу в определенной манере при заданной совокупности условий и входов. Не может и управляющий, составляя организационную схему, настолько оценить факторы риска и неопределенности, связанные с его задачей, чтобы заблаговременно учесть или предусмотреть в своем проекте все существенные черты устройства будущей организации.
Подсистема управления выглядит неструктуризованной и открытой только в сравнении с более простыми техническими системами. Организация, конечно, обладает определенной структурой; если это было бы не так, вряд ли ее можно назвать организацией... Однако эффективностью современных операций приходится поступиться перед необходимостью думать об эффективности в будущем, чтобы быть готовым к изменениям. Для удовлетворения этой потребности организации управляющий стремится не к закрытой системе инженера, а к открытой системе биолога Людвига фон Берталанфи, т. е. к системе, способной поддерживать динамическое равновесие со своей изменяющейся и непредсказуемой средой.
Роберт Голембиевски, 1964: концепция полномочий не балует нас идейным единством.
Джордж Вейссман, президент Филипп Морисс, заявил как-то, что его роль - это роль смазчика.
С позиции организации в целом создаваемый комплекс нормативов должен включать следующие:
- 1) этические нормы - ожидаемая схема поведения участников проекта;
- 2) нормы затрат - нормативные издержки реализации отдельных функций или этапов работ;
- 3) финансовые критерии - нормы расхода материальных средств, указывающие, например, соотношение между определенными финансовыми показателями;
- 4) финансовый план - план выделения ассигнований исполнителя, сначала служит средством планирования и становится нормативом после его утверждения;
- 5) доход на капитал - контрольный показатель для оценки общих результатов работ проекта;
- 6) разные критерии - нормативы, которые могут служить длительное время для контроля и оценки характеристик деятельности фирмы, например: а) общие принципы и качество управления; б) положение на рынке; в) репутация фирмы; г) жизнестойкость организации; д) стремление к сотрудничеству внутри организации; е) отношения с заказчиками и общественностью; ж) подготовка и рост кадров; з) нововведения и исследования; и) сохранение активов.