Ф.Котлер, 300 ключевых вопросов маркетинга, Олимп-Бизнес, М, 2006
Основные новые тенденции:
ОТ: |
К: |
Маркетинг «сделай и продай» |
Маркетинг «услышь и откликнись» |
Владение активами |
Владение брэндами |
Вертикальная интеграция |
Виртуальная интеграция (аутсорсинг) |
Массовый маркетинг |
Маркетинг, ориентированный на запросы потребителя |
Деятельность только на рынке |
Дополнительная работа в киберпространстве |
Конкуренция за долю рынка |
Конкуренция за определенного потребителя |
Усилия по привлечению нового потребителя |
Сохранение и удовлетворение существующего потребителя |
Маркетинг сделок |
Маркетинг взаимоотношений с клиентами |
Посреднический маркетинг |
Прямой маркетинг |
Маркетинговый монолог |
Диалог с потребителем |
Раздельное планирование видов коммуникаций |
Интегрированные маркетинговые коммуникации |
Одноканальный маркетинг |
Многоканальный маркетинг |
Маркетинг, сосредоточенный на товаре |
Маркетинг, сосредоточенный на интересах потребителей |
Маркетинг силами отдела маркетинга |
Маркетинг силами всех сотрудников компании |
Эксплуатация поставщиков и дистрибьюторов |
Сотрудничество с поставщиками и дистрибьюторами |
10 смертных грехов маркетинга:
1 |
Недостаточное внимание проблемам рынка и нуждам потребителя |
2 |
Недопонимание целевой аудитории |
3 |
Нечеткое понимание круга конкурентов, нет мониторинга конкурентов |
4 |
Недостаточно хорошие взаимоотношения с партнерами |
5 |
Плохо налажен поиск новых возможностей |
6 |
Некачественные маркетинговые планы и неотлаженный процесс планирования |
7 |
Политика компании в области товаров и услуг нуждается в улучшении |
8 |
Недостаточные усилия компании по созданию брэнда и налаживанию коммуникаций |
9 |
Плохо организована деятельность компании в сфере маркетинга |
10 |
Недостаточное использование современных технологий |
Профессиональные навыки менеджера по маркетингу:
- Знание традиционных методов маркетинговых исследований, разработки новых продуктов, менеджмента продуктов, ценообразования, основ ведения переговоров, коммуникаций, продажи и управления каналами распределения
- Способность ориентироваться в глобальном рыночном пространстве и находить новые возможности
- Владение методами финансового анализа, позволяющими оценить отдачу маркетинговых стратегий, вычислить рентабельность покупателя, сегмента, канала, заказа.
- Хорошее понимание информационных технологий и средств коммуникации
- Понимание сильных и слабых сторон различных компонентов комплекса маркетинговых коммуникаций, позволяющих наладить интегрированные взаимосвязи
- Глубокое понимание математических и статистических методов (кластерный анализ, анализ сбыта, моделирование маркетинговых инициатив и т.п.)
- Навыки творческого мышления для поисков новых источников дохода компании
Ключевые инновации:
В рознице: универмаги, супермаркеты, гипермаркеты, специализированные магазины (убийцы категорий), магазины круглосуточной торговли, глобальные розничные сети, торговые пассажи, сети закусочных быстрого обслуживания
В логистике: поставка контейнерами, прямые поставки от производителя, технологии перекрестной погрузки товаров
В области управления качеством: технологии бездефектности товаров, «шесть сигма», команды общего управления качеством
В сфере продаж: новые каналы: прямая рассылка, телефонный маркетинг, маркетинг по факсу, онлайновый маркетинг
Изобретения на основе открытий в физике: телефон, радио, телевидение, компьютеры, мобильные телефоны, Интернет
В финансах: кредитные карточки, покупка в кредит, гарантия возврата денег за товар.
Схема 4Р (Джером Маккарти, 1960): продукт, цена, распределение, продвижение.
Схема 4С: Ценность для потребителя, Расходы потребителя, Доступность для потребителя, Информированность потребителя
Схема 4А (Ягдиш Шет): Осведомленность, Приемлемость, Доступность и Легкость приобретения (Awareness, Acceptability, Affordability, Accessability).
Брэнды - средство защиты от ценовой конкуренции.
Брэнды - важные активы, и они имеют свой жизненный цикл.
Самая большая угроза для брэндов - розничные сети.
Выдающиеся брэнды вызывают образы, создают ожидания и выполняют обещания.
Компании часто создают отдельные сайты для каждого брэнда (www.tide.com - P&G).
Раньше были отдельные курсы, посвященные рекламе, продвижению продукта, связям с общественностью и т.п. А эффективность разных инструментов зависит от времени. (Массовая реклама - чаще всего удар «на авось», а большинство методов стимулирования сбыта не укрепляют имидж брэнда, а удешевляют его).
Директор по коммуникациям отвечает за все, что так или иначе раскрывает любую информацию о компании - не только за стандартные инструменты коммуникации, но и за корпоративный стиль одежды, интерьер офиса, дизайн внешнего вида грузовых автомобилей и т.п.
Сообщения о брэнде компании, доносимые до клиента через разные каналы информации, не должны быть противоречивыми.
Лучшие рекламные агентства преобразуются в коммуникационные агентства полного цикла.
Предсказания на 10 лет по поводу средств информации:
- Продолжится падение газетных тиражей (молодое поколение перестало читать газеты)
- Телевидение будет по-прежнему привлекать зрителей, но на рекламу они будут обращать еще меньше внимания
- Радиостанции увеличат свою аудиторию за счет автомобильных пробок
- Возрастет количество журналов, в том числе узкоспециализированных
- Повысится эффективность рекламных щитов, опять же из-за автомобильных пробок
- Существенно возрастет значение Интернета, электронной почты и чатов, подрастет выросшее на них поколение
Любой маркетинговый план - это шесть последовательных шагов:
-
- Ситуационный анализ
- Определение целей
- Разработка стратегии
- Определение тактики
- Бюджет
- Контроль
10 заповедей успешного маркетинга компании:
- Она сегментирует рынок, выбирает лучшие сегменты и завоевывает сильные позиции в каждом из них
- Компания отслеживает потребности, впечатления, предпочтения и поведение покупателей и убеждает все заинтересованные стороны с энтузиазмом служить их интересам
- Она знает своих основных конкурентов, их сильные и слабые стороны
- Компания установила партнерские отношения со всеми вовлеченными в процесс сторонами (сотрудниками, поставщиками, дистрибьюторами) и щедро вознаграждает их усилия.
- Она разработала системы поиска, градации и отбора самых перспективных рыночных возможностей
- Она использует систему маркетингового планирования, позволяющую разрабатывать эффективные долгосрочные и краткосрочные планы
- Компания осуществляет строгий контроль качества товаров и услуг
- Она создает сильные брэнды, используя самые эффективные способы коммуникаций и продвижения
- Компания стремится быть лидером на рынке и придерживается принципов командной работы различных подразделений
- Она постоянно использует новые технологии, способные дать ей конкурентные преимущества на рынке.