Джон Коттер и Дэн Коэн, Суть перемен
- Люди начинают что-то менять не столько потому, что они провели анализ, который изменил их мышление, сколько потому, что они увидели правду, которая изменила их чувства. Последовательность «увидеть - прочувствовать - изменить» более эффективна, чем «проанализировать - продумать - изменить».
- Успешные крупномасштабные преобразования - это сложный процесс, который проходит через восемь этапов. Последовательность такова:
- внушите сотрудникам ощущение необходимости срочных перемен;
- соберите группу лидеров;
- разработайте видение и выберите стратегию;
- эффективно разъясните всем окружающим эти видение и стратегию;
- устраните все препятствия для начала действий;
- добивайтесь скорых побед;
- шаг за шагом двигайтесь курсом перемен, пока не достигнете желаемого;
- и наконец, внедряйте новую организационную культуру, чтобы новая форма поведения прижилась.
- Основная трудность всех восьми этапов - изменить поведение людей. Стратегия, системы и организационная культура не представляют собой главную проблему реформ. Все они, как и многие другие компоненты, могут быть очень важны, но, вне всякого сомнения, ключевым вопросом является поведение, то есть как поступают люди и что конкретно нужно изменить.
- Наиболее успешные компании знают, как подавить «антитела», которые сопротивляются всему новому. Они умеют пользоваться представившимися возможностями и избегать опасностей. Эти компании понимают, что большим победам часто сопутствуют большие трудности.
- Люди учатся работать как сплоченная команда, взаимно доверяя и морально поддерживая друг друга. Менее удачливые полагаются на одного человека, часто лишь на себя, а также на слабые группы и комитеты или на сложные властные структуры, не имеющие способностей, полномочий или сил для выполнения задачи. Деловой ландшафт засорен специальными группами, плохо приспособленными для осуществления нужных преобразований.
- В лучшем случае лидерская группа создает реальное, ясное, простое и воодушевляющее видение и разрабатывает правильные стратегии. В менее удачных примерах реформ либо есть лишь детальные планы и бюджеты, которые при всей своей важности недостаточны
- дела бывают гораздо важнее слов. Символы говорят сами за себя. Главное - чаше повторять. В менее удачных случаях либо имеет место недостаточная пропаганда перемен, либо люди слышат слова, но не воспринимают их.
- При анализе самых удачных ситуаций вы обнаружите, что сотрудникам были переданы изрядные дополнительные полномочия. Главная задача состоит в том, чтобы устранить препятствия, а не раздать всем полномочия. Нельзя пускать власть на ветер.
- Победы необходимы. Они внушают окружающим доверие, привлекают новые ресурсы и стимулируют общие усилия.
- У процесса преобразований есть несколько тонкостей: его этапы могут не последовательно сменять друг друга, а частично пересекаться, лидерские группы - возникать на разных уровнях организации, приходится управлять множественными циклами перемен и так далее.
- руководитель службы материально-технического снабжения начинает неотложную реформу с эффектной презентации. На стол в зале заседаний он кладет 424 одинаковые пары перчаток для рабочих, которые его отдел закупает по десяткам разных цен у десятков разных поставщиков. Сначала люди испытывают потрясение, но потом привычное самодовольство исчезает и растет ощущение необходимости срочных действий. Именно образ, от которого трудно отмахнуться, вызывает ощущение необходимости что-то сделать.
- руководители «разрушают» свои офисы, делая их менее королевскими, чем поражают своих сотрудников и усиливают их доверие к менеджерам высшего звена и предлагаемому видению.