Кризисная эк-ка современной России под ред Гайдара
Кризисная экономика современной России (под ред. Е.Т.Гайдара):
В России за восемь тучных лет выросло поколение политиков, привыкших «управлять ростом благосостояния» и все более забывающих о кризисном управлении.
Налицо три важные особенности.
Первая. Начавшийся в условиях глобализации, этот кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся в последнее десятилетие страны и регионы. Налицо важная закономерность: кризис больнее всего ударяет по тем, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие, и напротив, застойные страны и регионы меньше от него пострадали. Причем сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных государствах, включая Россию: наиболее серьезные проблемы наблюдаются в тех регионах, которые испытывали экономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений. Это делает особенно сложным выход из кризиса - неясным остается: кто сможет стать локомотивом восстановления роста?
Вторая. Современный кризис носит структурный характер, т.е. предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные изменения последуют, однако результатом явно будет перераспределение сил в отраслевом и региональном отношениях.
Третья. Кризис носит инновационный характер. Мы много говорили в последние годы о важности инноваций и о переводе экономики на инновационный путь развития, и именно это произошло в финансово-экономическом пространстве. Ведь в основе его лежит появление и быстрое распространение финансовых инноваций - новых инструментов финансового рынка, которые, как некоторым тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста и о которых, как выясняется теперь, многие лидеры финансового мира имели весьма слабое представление.
Экономическая и политическая элита в условиях инновационного финансового бума явно утратила контроль за движением финансовых инструментов. Поэтому нынешний кризис можно определить как «бунт финансовых инноваций» - бунт против своих создателей. Это вещь неприятная, но не раз случавшаяся в истории.
Самостоятельным фактором кризиса стали беспрецедентные темпы экономического роста, позволившие за 5 лет на четверть увеличить мировой ВВП. Такой подъем неизбежно накапливает системные противоречия, невидимые из-за роста благосостояния. И, главное, даже при осознании этих противоречий очень трудно вмешаться и что- то исправить: действительно, почему надо принимать какие-то ограничительные или корректирующие меры, когда и так все выглядит замечательно? Каждый раз, когда в подобных ситуациях бума кто-то начинает высказывать предостережения или сомневаться в правильности курса, появляются уверенные голоса о том, что «на этот раз все будет иначе» («this time it's different») .
Существует и другой аспект глобализации, который также (помимо новых инструментов) считался источником бесконечного финансового успеха и поступательного роста. Этот феномен был назван Н. Фергюсоном (N. Ferguson) как Химерика, что по-английски составлено из сочетания слов Китай (China) и Америка (America). Речь идет о формировании глобального дисбаланса, который на протяжении десятилетия считался источником сбалансированности и устойчивости мирового роста. В результате сформировался режим, противоположный модели глобализации рубежа XIX-XX вв.: если 100 лет назад капитал двигался из центра (развитых стран) на периферию (emerging markets того времени), то теперь развивающиеся рынки стали центрами сбережения, а США и другие развитые страны преимущественно потребляли.
Наконец, у разворачивающегося кризиса имеется фундаментальная, наиболее важная предпосылка. Речь идет о целевой функции развития бизнеса, которая, по нашему мнению, за последние полтора-два десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Ключевым ориентиром развития корпораций стал рост капитализации. Именно этот показатель более всего интересовал акционеров, и именно по нему оценивается в наши дни эффективность менеджмента. Между тем стремление к максимальной капитализации вступает в противоречие с реальным основанием социально-экономического прогресса - с повышением производительности труда. Рост капитализации связан, конечно, с производительностью труда, но лишь в конечном счете. Однако перед акционерами надо отчитываться ежегодно. А для получения красивых годовых отчетов, для обеспечения текущего роста капитализации требуется совсем не то же самое, что обеспечивает рост производительности. Для хороших отчетов надо проводить слияния и поглощения, поскольку объем активов способствует росту капитализации. И, разумеется, не следует закрывать отсталые предприятия, поскольку это ведет в текущем периоде к снижению капитализации. В результате в рамках многих крупных промышленных корпораций сохраняются старые, неэффективные производства и предприятия.
Подобная ситуация хорошо известна из советского опыта. Только тогда это называлось борьбой за план. Предприятия предпочитали выпускать устаревшую продукцию, а не переходить на выпуск новой: обновление привело бы к сокращению выпуска в штуках (килограммах, метрах, рублях), и в результатене удалось бы обеспечить выполнение и перевыполнение планового задания. Тогда это называлось плановым фетишизмом.
Серьезнейшей проблемой стал рост корпоративных внешних заимствований. Особой проблемой было то, что большинство этих заимствований фактически были квазигосударственными. Многие предприятия-заемщики тесно связаны с государством и действуют в логике «приватизации прибылей и национализации убытков». Так они воспринимаются и на финансовом рынке, агенты которого понимают, что в случае кризиса крупнейшие российские частные заемщики смогут опереться на поддержку федерального бюджета. Тем самым возникает ситуация недобросовестного поведения, известная со времен азиатского кризиса 1997 г.: когда одни могут безответственно занимать деньги, а другие - давать их без достаточных для того оснований.
К дирижистским мерам относится принятие индивидуальных решений институтами власти, выбор ими (а не рынком) правых и виноватых, а также готовность государства диктовать экономическим агентам, какие услуги они должны оказывать и какие товары производить. Ситуация с Lehman Brothers, с одной стороны, и с Bear Stearns, AIG и CitiBank - с другой, плохо поддается рыночной интерпретации. Кто-то «наверху» решил разобраться с одним и помочь другому, как это и должно происходить в центрально управляемой экономике.
Следующим, вполне естественным шагом становится принятие правительственных решений относительно характера деятельности фактически национализированных институтов. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявлял, что он будет побуждать попавшие под его контроль банки вкладывать больше средств в малый бизнес. Того же требуют и от российских госбанков безотносительно к тому, как это отразится на качестве их портфелей. Поддержка малого бизнеса - конечно, святое дело, любимое всеми современными правительствами. Однако последствия такого рода решений нетрудно спрогнозировать: если власти дают указания, куда вкладывать деньги, то они должны будут оказать поддержку своему банку, когда эти политически заданные инвестиции окажутся неэффективными. То есть и господдержка, и неэффективность вложений образуют замкнутый круг.
К социалистическим мерам относится обобществление (или национализация) рисков. Спасая должников и наполняя банки капиталом, увеличивая гарантии по частным вкладам, государство берет на себя риски за решения всех основных участников хозяйственной жизни - и банкиров, и вкладчиков, и заемщиков. (Тем более что на практике это нередко одни и те же лица.) Под сомнение ставится фундаментальный принцип капитализма - личная ответственность за принимаемые решения. Применительно же к российской ситуации можно утверждать, что политика национализации убытков делает на следующем шаге неизбежной национализацию рисков.
Раздача дешевых денег товаропроизводителям будет иметь опасные последствия, поскольку неизбежно приведет к ускорению инфляции. В этом, кстати, существенное отличие российской ситуации от американской. Мы (как и большинство других стран) не обладаем станком, печатающим резервную валюту. И поэтому денежный популизм у нас будет не стимулировать рост, а провоцировать бегство от рубля.
«Поворот», наблюдаемый в странах с укоренившейся капиталистической традицией, напоминает резкий переход от «военного коммунизма» к НЭПу. Еще в марте 1921 г. ничто не предвещало отказа от жесткой модели, в которой видели начало осуществления коммунистической мечты. И вдруг несколькими неделями позднее происходит резкий поворот в сторону восстановления рыночных отношений. Что случилось? Советская власть оказалась на грани уничтожения, и Кронштадтское восстание было хорошо понято большевистским руководством. Новая экономическая политика должна была снять конфликты, ослабить социальное напряжение, восстановить экономический рост. НЭП, по словам Ленина, вводился «всерьез и надолго», но «не навсегда».
Поворот к социализму является, несомненно, попыткой выиграть время для передышки, переосмыслить ценности. Пока еще рано судить, надолго ли он. Но точно не навсегда. Всякое избыточное госрегулирование противоречит гибкому и динамичному характеру современных производительных сил, вызовам постиндустриальной эпохи - так же, как рыночная стихия плохо сочеталась с задачами ускоренной индустриализации начала XX в. Именно поэтому рыночная модель НЭПа была свернута уже через несколько лет. И именно поэтому же вряд ли можно про нынешние этатистско- социалистические тенденции говорить, что они «всерьез и надолго».
Быстрый экономический рост последних лет в значительной мере был связан с наличием дешевых денежных ресурсов на мировом рынке, которые охотно занимали отечественные компании. Однако дешевизна денег не способствует их эффективному инвестированию, особенно если речь идет о компаниях, связанных с государством, которым дают деньги тем охотнее, что понимают: государство в случае чего не даст им погибнуть.
Теперь ситуация изменилась. Доступных кредитов нет, а заложенные в обеспечение кредитов бумаги быстро дешевеют.
Мощные финансовые вливания, которые осуществляют США и Евросоюз, действительно, могут предотвратить ухудшение экономической ситуации до политически нетерпимого уровня. Однако следует быть очень осторожным при попытке применения этих мер в развивающихся экономиках. Дело в том, что денежные власти США обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, в их руках находится печатный станок по производству мировой резервной валюты, и этот статус, хотя и несколько поколеблен нынешним финансовым кризисом, все-таки никем всерьез не подвергается сомнению. Более того, большинство стран мира, хранящих резервы именно в долларах, заинтересовано в поддержании его относительной стабильности.
Во-вторых, именно в силу особого статуса доллара фирмы и домохозяйства США не имеют альтернативных инструментов для хеджирования валютных рисков - маловероятно, чтобы они бросились менять доллары на евро или иены даже в случае сомнения в правильности политики денежных властей. Вот почему, несмотря на бюджетно- денежный экспансионизм последних месяцев, скорость обращения денег в США не увеличивается, как это было бы в других странах, а замедляется.
Совершенно другой будет реакция на финансовую экспансию в большинстве развивающихся рынков, особенно в России. Там, где не сформировалась длительная кредитная история национальной валюты, а сама эта валюта, естественно, не является ни в коей мере резервной, ослабление бюджетной и денежной политики с высокой вероятностью обернется бегством от национальной валюты, ростом скорости обращения денег и инфляцией. А на фоне мировой рецессии такой вариант будет неизбежно означать стагфляцию.
Особенно опасной подобная политика была бы в странах с доминированием сырьевых отраслей в структуре экспорта. Зависимость таких экономик от мировой конъюнктуры исключительно высока, поскольку даже небольшое снижение спроса на внешних рынках оборачивается существенным падением производства в странах - экспортерах сырья. При сохранении низкой деловой активности в развитых странах и низкого спроса на экспортные товары развивающихся экономик депрессия в последних может сопровождаться бегством от национальной валюты. Бюджетная экспансия не сможет компенсировать падение внешнего спроса, что приведет к инфляции, не сопровождаемой ростом производственной активности.
Таким образом, в условиях нынешнего кризиса вполне мыслима ситуация сочетания дефляции в одной части мира и стагфляции в другой. Последнее является одним из самых серьезных рисков для современной России.
Кризис прежде всего опасен социально-политической дестабилизацией, и именно этому вопросу надо уделять первостепенное внимание. Поэтому, смягчая последствия кризиса, надо сначала помогать работникам, а не предприятиям, менеджерам и акционерам. За годы бума накопилось немало структурных перекосов (многие из них остались с советских времен), и попытка удержать на плаву предприятия будет только отодвигать назревшие структурные сдвиги в народном хозяйстве. Государство должно обеспечивать социально-политическую стабильность, а не поддерживать конкретный бизнес.
В борьбе с безработицей не стоит возлагать большие надежды на общественные работы. Мы много читали о них в советских учебниках истории («как было у них»), но не учитываем, что это был феномен индустриального общества, когда большая часть высвобождаемых работников были заводскими «синими воротничками». В современном мире гораздо шире могут и должны применяться разного рода образовательные программы, позволяющие использовать кризис для переосмысления своей жизненной стратегии и для переквалификации. Затраты на эти программы будут отнюдь не выше, чем на общественные работы, зато они дадут значимый эффект при выходе из кризиса.
Обсуждая перспективы помощи отдельным («системообразующим») предприятиям, необходимо сформулировать внятные критерии отнесения к этой категории и различать разные формы помощи им. Одно дело - моногорода, где проблема закрытия предприятия - прежде всего социальная и политическая (снятие препятствий для развития малого бизнеса). Другое дело - инфраструктурные объекты, когда вполне допустима прямая поддержка функционирования предприятия со стороны государства.
Принимаемые правительствами большинства стран меры имеют три важные особенности:
- хаотичность (особенно на первом этапе);
- ослабление бюджетной и денежной политики вплоть до откровенного популизма
- готовность к принятию государством частных рисков вплоть до масштабной национализации.
Однако главной проблемой является то, что принимаемые меры пока не предполагают решения стратегических (структурных) задач современной экономики.
Очевидно, что негативный внешнеэкономический фон и сокращение объемов поступлений от внутренних налогов обуславливают необходимость проведения более сдержанной бюджетной политики, основанной на взвешенном соизмерении объемов принимаемых обязательств с возможностями их финансирования. Одним из направлений сокращения расходов федерального бюджета может быть пересмотр объемов финансирования приоритетных национальных проектов. Дело в том, что отсутствие системного подхода к формированию содержания проектов приводит к ежегодному расширению перечня направлений и мероприятий государственной поддержки, тем самым возникают дополнительные бюджетные расходы (на финансирование новых «узких мест»: например, сначала подсоединение школ к интернету, затем оплата трафика, так как в муниципальных бюджетах на это не было предусмотрено средств).
Реализация национальных проектов создает дополнительные расходные обязательства и для региональных властей. Дело в том, что сферы, выбранные в качестве общенациональных приоритетов, в основном закреплены за региональными властями. Вторгаясь в компетенцию региональных властей, национальные проекты создают для них скрытые нефинансируемые расходные мандаты.
Обращает на себя внимание и отказ Правительства от практики составления трехлетнего бюджета. Безусловно, при существующей неопределенности нельзя добиться высокого качество трехлетнего бюджетного планирования. Однако следует осознавать, что возврат к однолетнему бюджету является шагом назад на пути развития стратегического планирования, так как ухудшает общественное понимание проводимой Правительством РФ долгосрочной бюджетно-налоговой политики, не позволяет перейти к среднесрочным государственным контрактам, не формирует основ для повышения прозрачности финансового обеспечения государственных инвестиционных расходов.
Паническим настроениям на российском фондовом рынке и его падению (в том числе значительному снижению стоимости акций на российских биржах по итогам торгов в июле (до 28%), а также котировок индексов ММВБ и РТС и объема торгов (более чем на 15%)) также способствовал внутренний новостной фон: обвал котировок «Мечела» (на 38%) и снижение капитализации компании на 1/3 в течение одного дня в результате критики премьера В. Путина в ее адрес, не оправдавшая ожидания отчетность Сбербанка России и информация Росстата о резком замедлении промышленного производства в июне.
В августе российские акции также продемонстрировали резкое снижение. Основными причинами столь заметного спада на рынке стали значительное снижение цен на нефть, российско-грузинский военный конфликт, выжидательная позиция инвесторов относительно разрешения ситуации с компанией «Мечел» и существенное ослабление курса рубля по отношению к доллару США.
Экономический рост в 2006-2008 гг., по сути, являлся этапом количественного накопления и не поддерживался структурными преобразованиями в инвестиционной деятельности, во внешней торговле, в производстве, а также институциональными реформами, обеспечивающими благоприятные условия для эффективной деятельности экономических агентов. Это определило уязвимость российской экономики в условиях глобальных изменений мировой конъюнктуры рынка.
Средств Стабилизационного фонда (Резервного фонда и Фонда благосостояния) оказалось недостаточно, чтобы демпфировать негативное влияние внешних факторов.
В структуре занятого населения только 8% приходится на лиц, работающих не по найму, - это работодатели, привлекающие для работы на собственных предприятиях наемных работников на постоянной основе, самостоятельно занятые работники. Соответственно это определило особенности формирования структуры доходов населения и ВВП. Примерно 70% доходов населения приходилось на долю оплаты труда наемных рабочих при сокращении удельного веса доходов от предпринимательской деятельности и собственности.
Низкая эффективность использования факторов производства является одной из основных причин снижения конкурентных преимуществ российских товаров, Негативное влияние на качественные показатели экономической динамики оказывало усиление разрыва в темпах производительности труда и заработной платы в пользу последней.
В результате произошедшего перераспределения активов в нефтяном секторе «Роснефть» стала крупнейшей нефтяной компанией страны, а доля государственных (находящихся в федеральной собственности) компаний в общероссийской добыче нефти в 2008 г. достигла 32,2%. С учетом компаний, контролируемых государственными органами субъектов Федерации («Татнефть», «Башнефть»), доля госкомпаний в добыче нефти достигла 39,9%. Для сравнения можно отметить, что в 2003 г. доля «Роснефти» и «Газпрома» в общероссийской добыче нефти составляла лишь 7,3%, а суммарная доля государственных компаний (с учетом «Татнефти» и «Башнефти») - 16,1%.
Снижение темпов роста добычи нефти объясняется прежде всего объективным ухудшением условий ее добычи. Значительная часть эксплуатируемых месторождений вступила в стадию падающей добычи, а новые месторождения в большинстве случаев характеризуются худшими горно-геологическими и географическими параметрами, их разработка требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат. В то же время действующая налоговая система не обеспечивает необходимого снижения налоговой нагрузки при разработке новых месторождений с повышенными затратами, что сдерживает инвестиции в новые проекты. В результате осуществляемые инвестиции не обеспечивают тот прирост производства нефти, который компенсировал бы падение ее добычи на старых месторождениях.
Определенное влияние на динамику инвестиций в последние годы, по-видимому, оказала и государственная экспансия в нефтяном секторе, породившая опасения по поводу дальнейшего поглощения частного бизнеса и как следствие снижение стимулов к долгосрочным инвестициям у частных нефтяных компаний. В то же время в государственных компаниях возможности увеличения инвестиций существенно ограничивались необходимостью осуществления значительных выплат по кредитам, привлеченным ими на приобретение новых активов.
Существенное влияние на динамику и на характер развития машиностроения продолжал оказывать импорт. Это связано с тем, что неконкурентоспособность многих видов машин и оборудования по сравнению с импортными аналогами по критерию «цена/качество», а также отсутствие мощностей по выпуску современных видов техники существенно ограничивали рынок для отечественного машиностроения.
Влияние импорта значительно дифференцируется по различным секторам экономики и товарным рынкам. На рынке товаров инвестиционного машиностроения наращивание импорта выступало одним из основных факторов реализации инвестиционных проектов, модернизации производства и внедрения технологических инноваций. Вместе с тем отмечалось обострение конкуренции с импортом, в частности, в таких машиностроительных производствах, как станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство строительно-дорожной техники, автомобилестроение. Для этих производств характерными оставались низкая инвестиционная активность, высокий износ основных фондов, отсталые технологии, Для этих сфер деятельности одним из перспективных направлений развития являлись активное внедрение механизма промышленной сборки и перенос деятельности иностранных компаний на российскую территорию. Опережающий рост выпуска продукции на предприятиях с участием иностранного капитала изменял условия конкуренции и стимулировал деятельность традиционных структур. Однако именно в условиях кризиса эти производства оказались наиболее уязвимыми, поскольку на протяжении длительного времени не были приняты радикальные меры по развитию производства комплектующих на отечественных предприятиях. С учетом разветвленной системы межотраслевых связей в машиностроении, в частности в автомобилестроении, резкое падение выпуска затронуло сопряженные производства, отрасли инфраструктуры и болезненно отразилось на уровне занятости населения.
Ускоренный рост цен, регистрировавшийся всеми показателями в начале 2008г., сыграл, похоже, злую шутку с российской промышленностью: ее продукция утратила конкурентные преимущества в отношении импорта.
Предприятия пока считают работников достаточно ценным ресурсом и понимают, что в условиях деградации системы профтехобразования и девальвации высшего образования даже возможные массовые увольнения в других секторах экономики не позволят им в случае необходимости быстро найти квалифицированных рабочих и инженеров.
Помехи росту производства:
- Нехватка кадров (дефицит квалифицированных кадров)
- Нехватка оборудования
- Недостаток оборотных средств
- Недостаток сырья
- Низкий спрос
- Конкуренция импорта
(а кредиты берутся в основном для пополнения оборотных средств, меньше – для расширения или переоборудования производства).
По числу студентов вузов на 10 ООО населения - 525 чел. - Россия вышла на второе место в мире, пропустив вперед только США. Однако если учитывать студентов и учебных заведений среднего профессионального образования, то в этом случае Россия является абсолютным лидером, имея 695 студентов на 10 ООО человек населения.
В последние годы в системе ВПО наметился крайне важный сдвиг: задача обеспечения доступности высшего образования все более явно замещалась задачей повышения его качества. В условиях экономического кризиса и резкого роста безработицы, в том числе и среди лиц, имеющих высшее образование, приоритеты вновь могут измениться. Система высшего образования опять может стать во многом «социальным сейфом» для молодежи, который должен будет сохранить ее до лучших экономических времен, демпфируя массовую молодежную безработицу.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. провозглашен переход к инновационному социально ориентированному развитию, который предполагает «формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие; формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям» .
В частности, планируется достичь следующих показателей научного и инновационного развития: доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2007 г. - 8,5%), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2007 г. - 5,5%). В итоге к 2020 г. Россия может занять значительное место (5-10%о) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг, по крайней мере, в 5-7 секторах.
К 2012 г. планируется завершить формирование национальной инновационной системы, модернизацию фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования. К 2020 г. планируется интегрировать национальную инновационную систему в глобальную инновационную и осуществить интеграцию науки, образования и бизнеса. К 2012 г. расходы на НИОКР должны достичь 1,4-1,6%) ВВП, к 2020 г. - 3%о ВВП. Меры, благодаря которым поставленные цели будут достигнуты, сформулированы расплывчато. Показано, в какой области они будут предприниматься, но не ясно, что именно и каким образом будет сделано. Например, мерами названы: развитие конкурентной среды; стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности; создание условий для эффективной рыночной оценки, накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности и др. В области развития науки меры сформулированы более четко, но они уже расходятся с фактическими планами правительства.
Оценка научных организаций, безусловно, нужна. О том, что государственный сектор науки не вписывается в современную систему экономических отношений, говорят и пишут давно. Наращиваемое в последние годы бюджетное финансирование науки пока не дало ожидаемой отдачи - по индексу цитирования и количеству публикаций место России в мировых рейтингах постоянно снижается, уровень инновационной активности остается невысоким, российские университеты не входят в число мировых лидеров и т.д. При этом попытки реструктуризации сети научных организаций предпринимаются правительством в течение всего постсоветского периода. Разрабатывались различные методики: реформирования сети бюджетных учреждений науки, управления имущественными комплексами, в том числе академических научных организаций, формирования сети национальных лабораторий и др. Но поскольку практически всегда реформированием занимались ведомства, в подчинении которых находятся инвентаризируемые организации, результат действий, даже если они предпринимались, а не только обсуждались, оказывался малозначимым. Внешнее реформирование, проводимое на основании заключений независимых комиссий, пока еще ни разу не удавалось инициировать - из-за неспособности или нежелания ведомств прийти к консенсусу (противостояние Министерства образования и науки РФ и Российской академии наук по многим вопросам научной политики стало в последние годы практически нормой).
Сложная проблема заключается в том, что все российские институты и вузы неоднородны, в них сосуществуют сильные и слабые лаборатории. Составление ранжированного списка организаций дает слишком грубое усреднение, не соответствующее действительности, а ведь разделение институтов на кластеры влечет за собой принятие достаточно жестких управленческих решений в отношении тех, кто не вошел в число лидеров. Неадекватность методики для целей ранжирования подтверждена рядом попыток ее использования, например, на кластере академических институтов астрономического профиля, показавшем, что в лидерах оказались далеко не самые сильные и признанные в стране и мире институты .
За последние 10 лет доля профессорско-преподавательского состава, принимающего участие в научных исследованиях, снизилась с 38 до 17,7%; научную деятельность в настоящее время ведут только 45% российских вузов, и около 80% программ высшего образования не базируется на научной работе . При этом бюджетное финансирование вузовской науки остается на очень низком уровне.
Самыми важными характеристиками исследовательских университетов являются:
- доля НИОКР в суммарном бюджете исследовательского университета составляет около 50%;
- доля аспирантов (к которым относят и магистров) выше доли студентов;
- в штате научного и преподавательского персонала 30-60% составляют приглашенные из-за рубежа специалисты.
Компания «РУСАЛ» сократила персонал в своих научных подразделениях на 80%. Компания «Норильский никель» пока не сокращает находящиеся в ее структуре НИИ, однако урезает расходы на исследования и разработки. Такой же стратегии придерживаются OAK, «СИБУР» и ряд других компаний.
Кризис также отразился на положении малых инновационных предприятий. Крупные и средние компании стали не только сворачивать собственные исследовательские подразделения, но и значительно снизили объемы аутсорсинга НИОКР, заказы на которые они размещали на малых наукоемких предприятиях. В свою очередь, банки приостановили кредитование малых наукоемких фирм, как наименее устойчивых в своем развитии. Все это создало серьезную угрозу потери «критической массы» малых инновационных предприятий.
Важной тенденцией, усилившейся в последнее время, является ориентация компаний на имитационный стиль инноваций, т.е. основанных на заимствовании технологий, в основном зарубежных. Это, хотя и закладывает определенное отставание от передовых в научно-технологическом отношении стран, все же лучше, чем полное отсутствие инновационной деятельности. При этом в условиях экономического кризиса повышается вероятность импортозамещения, когда предприятия будут вынуждены переориентироваться на покупку отечественного оборудования и технологий. Это могло бы способствовать постепенному переходу от имитационной к инновационной модели развития. Однако у отечественных производителей современного оборудования и технологий возникают в связи с кризисом собственные проблемы.
Среди всех мер стимулирования инновационной активности и развития связей между наукой и бизнесом государство предпочитало в прошедшем году инициативы по поддержке инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается как техническая инфраструктура (технопарки, инкубаторы, центры по продвижению технологий и т.п.), так и финансовые институты или институты развития (РВК, РОСНАНО, Фонд содействия, РФТР и др.).
Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО) профинансировала к декабрю 2008 г. только 6 проектов, в то время как заявок поступило около 750.
Ранние стадии развития компаний во всем мире финансируются не только фондами, но и бизнес-ангелами. Бизнес-ангелы (физические и юридические лица) вкладывают средства в инновационные компании на «посевной» и начальной стадиях развития. В России было создано первое содружество бизнес-ангелов, которое объединяет индивидуальных и институциональных инвесторов и пока включает около 100 бизнес- ангелов, в основном юридических лиц. Для сравнения: в США насчитывается более 225 тысяч бизнес-ангелов. Масштабы деятельности российских бизнес-ангелов также пока очень скромные: Содружеством было рассмотрено около 500 заявок на финансирование, а проинвестировано только около 10 проектов. В условиях кризиса активность бизнес-ангелов вряд ли будет возрастать.
Следует отметить, что в условиях развернувшегося финансового кризиса роль государства возрастает, однако это не означает усиления прямого вмешательства. Возрастает значение регулирующей роли государства, обеспечивающего взаимодействие науки, бизнеса, технологических посредников, системы образования. Пока, однако, наблюдается обратная тенденция - усиление прямого участия государства в виде концентрации внимания на работе госкорпораций, участия в масштабных проектах по формированию инфраструктуры. При этом государственное регулирование несистемно, многие решения являются ситуативными, что делает научную и инновационную политику непоследовательной и лишенной, по сути, реальных стратегических ориентиров.
Специфической чертой нынешнего кризиса (в отличие от кризиса 1997-1998 гг.) является активное участие государства и контролируемых им хозяйственных субъектов в процессе перераспределения собственности. Более того, современная ситуация становится фактически зеркальной по отношению к ставшему уже легендарным периоду залоговых аукционов (ноябрь - декабрь 1995 г.), когда правительство, получая частные финансовые средства для пополнения бюджета, для обеспечения исполнения своих обязательств предоставило в залог акции 12 крупных (стратегических) российских предприятий. В их числе, в частности, были пакеты акций компаний «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Норильский никель», «Новолипецкий металлургический комбинат» и др., но ни в одном случае подобный псевдокредит так и не был возвращен, что означало фактическую приватизацию этих пакетов акций по многократно заниженным ценам, согласно подавляющему большинству оценок.
Осенью 2008 г. роли диаметрально поменялись: из публично заявленных соображений «экономической безопасности» государство проявило готовность рефинансировать те внешние займы госкомпаний и частного сектора, невыполнение обязательств по которым способно повлечь за собой утрату национального контроля (со стороны государства или национального капитала) за стратегическими активами. Это означает, в частности, что объектами потенциальной фактической национализации могут стать не только ценные бумаги компаний государственного сектора в строгом смысле слова (с участием государства в капитале более 50%), но и стратегические - при всей неопределенности этого термина в российском правовом поле - компании частного сектора. С одной стороны, именно кризисные явления привели к здравому осознанию количественных пределов прямого расширения государственного сектора. Проблема управляемости разросшегося государственного сектора (во всех ее аспектах - оперативное управление, оппортунизм менеджмента, моральные риски, отношения в системе «принципал - агент», коррупция и рента и т.п.), по всей видимости, осознаются и в правительстве. Об этом, возможно, свидетельствует и постепенный отказ государства - уже в ходе кризиса - от прямых методов поддержки, основанных на вхождении государства в капитал проблемных частных компаний и банков. Более того, возможность запуска новой «большой приватизации» вновь становится одним из обсуждаемых вариантов в ситуации именно кризиса, а не инвестиционного экономического роста. С другой стороны, это не дает оснований говорить об отходе от дирижистских принципов, ибо приостановка прямой «антикризисной» экспансии замещается в настоящее время усилением косвенного контроля - через узкий круг имеющих государственную подпитку банков, формирование привилегированных списков «значимых» предприятий, продолжающуюся имущественную активность госкорпораций и госхолдингов (остающихся среди немногих субъектов рынка, имеющих возможности для новых поглощений), неизбежную (хотя и не столь интенсивную, как предполагалось ранее) национализацию проблемных активов в «жестких» или «мягких» ее вариантах.
Наиболее актуальными в этой связи являются вопросы, лежащие в плоскости качественных оценок, - прежде всего относительно внятной стратегии, целей (мотивов) и долгосрочных последствий (издержек) данного процесса. Переход к масштабному созданию государственных корпораций (ГК) в 2007 г. явился одним из направлений новой имущественной политики государства.
С формальной точки зрения в текущем году оно не получило своего продолжения. В 2008 г. не принимались специальные федеральные законы по учреждению новых хозяйствующих субъектов в этой организационно-правовой форме, хотя достаточно предметно рассматривались варианты по созданию ГК в сфере дорожного хозяйства и заготовок зерна.
Вместе с тем сфера влияния некоторых ГК, появившихся в 2007 г., заметно расширилась. Прежде всего это касается ГК «Ростехнологии», вокруг которой начал формироваться крупный холдинг ярко выраженного конгломеративного типа.
Как официально заявил в Послании к Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. президент России, в связи с кризисом в стране не произойдет огосударствления промышленности и финансов, а с начала 2009 г. в выступлениях высшего политического руководства страны по экономической проблематике стал звучать сравнительно новый тезис об актуальности задачи приобретения активов за рубежом, что можно рассматривать как сигнал игрокам на рынке слияний и поглощений, каковыми в предшествующие 5 лет являлись преимущественно государственные компании, перенести свои основные усилия за пределы страны.
Влияние финансового кризиса осенью 2008 г. на российский рынок корпоративного контроля остается пока не вполне ясным. С одной стороны, подешевевшие активы являются естественным объектом потенциальных слияний и поглощений, в том числе и со стороны как государственных, так и частных компаний. С другой стороны, уже накопленная долговая нагрузка и потеря прежней легкости доступа к заемным средствам должны объективно способствовать продажам части активов или, по крайней мере, служить тормозом для новых приобретений.
Соображения эффективности требуют того, чтобы государственное присутствие в экономике в аспекте отношений собственности было приведено в соответствие с реальными, весьма скромными управленческими возможностями государства. Из этого вытекает, что приоритет в его действиях должен отдаваться усилиям по оптимизации структуры имеющихся активов, повышению эффективности управления уже существующими государственными компаниями путем определения их места в системе государственных приоритетов, обеспечения прозрачности финансовых потоков, распространения в них лучшей практики и стандартов корпоративного управления.
Применительно к проблематике участия государственных компаний в слияниях и поглощениях основное внимание должно быть уделено ограничению приобретения непрофильных активов, более тщательной селекции решений, требующих согласия государства и как собственника, и как регулятора рынков.
Типичными причинами конфликтов интересов между различными группами акционеров являются1^3:
- стремление к высокой текущей доходности и ликвидности акций, краткосрочному повышению стоимости компании;
- ориентация на интерес к долгосрочному росту курсовой стоимости, направлению средств на развитие компании в ущерб текущим выгодам;
- стремление к росту доходов одной или нескольких компаний в группе (холдинге) за счет перераспределения текущих издержек и налогового бремени между аффилированными компаниями (что может вести к занижению прибылей, появлению искусственных убытков и т.д. в других компаниях группы (холдинга));
- стремление к росту доходности группы компаний, обусловливающее перераспределение ресурсов между компаниями, изменение их долей рынка, что приводит к завышению прибыльности и рыночной стоимости одних компаний за счет других (при этом могут использоваться трансфертные цены, снижение налогооблагаемой базы и
др.);
- интерес к искусственному ограничению объемов производства, прибыли и производственного потенциала компании для снижения конкуренции на рынке, максимизации рыночной стоимости и рыночной ниши аффилированных компаний;
- интерес к искусственному понижению рыночной стоимости компании (с целью скупки акций, ослабления налогового бремени, относящегося к акционеру или группе акционеров, противостояния попыткам поглощения компании и т.д.);
- стремление к получению более высоких вознаграждений акционерами - менеджерами и работниками в ущерб политике снижения издержек, текущей дивидендной и курсовой доходности акций;
- стремление к перехвату контроля акционеров, находящихся в меньшинстве, у акционеров, находящихся в большинстве (на открытом рынке, путем выкупа компании работниками или менеджерами, на основе сделок слияния-поглощения и т.д.).
Именно приобретение контроля над активами компаний зачастую становится причиной наиболее серьезных и затяжных корпоративных конфликтов, нередко приобретающих характер криминальных захватов корпоративных активов. Сегодня степень угрозы потери контроля над компанией оценивается как достаточно высокая, что обусловливает закрытость всей информации, касающейся ведения бизнеса значительным
Методика Calpers предполагала оценку возможности инвестирования в развивающиеся рынки исходя из двух групп факторов - страновых рисков и рисков, присущих конкретному финансовому рынку.
Страновые риски оценивались Calpers по следующим критериям:
- политическая стабильность - состояние гражданских свобод, степень независимости судебной системы и политического риска;
- информационная открытость, включая оценку свободы прессы, уровня раскрытия информации о денежной политике и бюджете, качества листинга фондовых бирж и эффективность применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
- соответствие трудового законодательства требованиям международных стандартов регулирования трудовых отношений - ратификация Конвенции МОТ, соответствие законодательства о труде стандартам МОТ, эффективность правоприменения.
Иными словами, страновые риски предполагают оценку инвестиционного климата и институтов как основ финансовых рынков.
Вторая группа критериев предполагает оценку количественных и качественных параметров развивающихся рынков капитала, включая следующие показатели:
- ликвидность и волатильность фондового рынка, в том числе оценка рыночной капитализации и темпов ее роста, коэффициента, характеризующего отношение ежемесячных оборотов биржевых торгов к рыночной капитализации, роста числа компаний, включенных в листинг; волатильность рынка акций и коэффициентов риск/доходность;
- оценка эффективности банковского надзора и правоприменения на фондовом рынке, уровня защиты прав кредиторов и акционеров;
- оценка степени открытости экономики для иностранных инвестиций, либеральности режима регулирования банков и финансовых институтов, ограничений на покупку ценных бумаг;
• оценка эффективности механизмов расчетов на фондовом рынке и уровня транзакци- онных, преимущественно налоговых, издержек при совершении сделок на рынке ценных бумаг и выплате доходов их владельцам.
Максимальная оценка, которую мог получить тот или иной рынок, равна трем. Если страна получала оценку 2,0 и более, она попадала в список рынков, разрешенных для инвестирования активов Calpers. В ином случае рынок той или иной страны относился к категории запрещенных к инвестированию активов данного пенсионного фонда.
Инвестиции в создание новых производственных мощностей должны быть экономически более выгодными по сравнению с операциями купли-продажи акций, в том числе при слияниях-поглощениях, продажах пакетов акций стратегическим или рыночным инвесторам и т.п. Отчасти ключ к решению данной проблемы на уровне компаний дает метод анализа эффективности инвестиционных решений на основании так называемого коэффициента Q, который был предложен нобелевским лауреатом, профессором Иельского университета Джеймсом Тобиным. Данный коэффициент показывает соотношение между рыночной капитализацией компании и восстановительной стоимостью ее активов, т.е. стоимостью, по которой обойдется приобретение аналогичных действующим основных фондов. При низком уровне коэффициента Q - например, меньше 1 - акции компании являются недооцененными. В этом случае более выгодны инвестиции в виде покупки ее акций. Если коэффициент Q компании завышен по сравнению с конкурентами, значит, ее акции переоценены. В этом случае становятся выгодными инвестиции в реальные активы. К сожалению, по большинству российских компаний данные о восстановительной стоимости их активов являются недоступными. По этой причине при анализе эффективности инвестиций в покупку акций или в создание новых активов можно использовать другой подход, а именно сравнение доходности вложений в акции с рентабельностью активов компаний. Если доходность вложений в акции существенно превышает рентабельность активов, это делает экономически более привлекательными сделки на вторичном рынке акций по сравнению с инвестициями в производственные мощности и запасы товарно-материальных ценностей.
Оценивая в целом Федеральный закон № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», заложивший основы муниципальной реформы, можно сделать вывод, что в нем изначально сосуществовали и переплетались четыре абсолютно разные идеологии:
- идеология разграничения полномочий, стремящаяся к четкому разделению непересекающейся компетенции между различными уровнями власти и однозначному определению ответственности того или иного уровня за определенные вопросы;
- идеология приближения власти к населению, выразившаяся в создании практически на всей территории страны муниципалитетов, обеспечивающих максимальную территориальную доступность местной власти - поселений;
- идеология финансовой самостоятельности местного самоуправления, предусматривающая обеспечение федеральных гарантий в сфере финансирования муниципальных образований (закрепление доходных источников, четкие правила распределения финансовой помощи и т.п.);
- идеология огосударствления института местного самоуправления, его встраивания в «вертикаль власти».
В исходном пункте баланс этих идеологий был не до конца ясен, его окончательное оформление неизбежно должно было произойти при переходе от деклараций к реальной практике.