Из книги Дж. Маурика «Эффективный стратег»:



  1. Стратегия - это искусство подвести войска к соприкосновению с врагом. Тактика - искусство использования войск, когда они вошли в соприкосновение с врагом.
  2. Стратегия - это искусство иметь нужных людей и активы в нужном месте с целью победы.
  3. Можно ли «остановить часы» и оценить обстановку?
  4. Одновременно  - сотрудничество и конкуренция.
  5. Надо определить наше место на рынке (где конкурировать?) и УКП (как конкурировать?).
  6. Три ценностных фактора успеха: операционное совершенство, лидерство в продукции, близость к покупателям.
  7. Стратегия - процесс усвоения нового образа мыслей.
  8. Носорог близорук и склонен нападать без предупреждения, сочтя, что перед ним враг, несется на него дуром.
  9. Статичное мышление приносит статичные результаты.
  10. Великие организации обладают «душами». Всякие «де» и «ре» губят эти души.
  11. Невозможно измерить здравый смысл. Попытка сделать это приводит к обратному результату.
  12. Сила открытых вопросов. Еще Р.Киплинг говорил о пользе простых слов:
    «что?», почему?», «когда?», «как?», «где?», «кто?».
  13. Нед Херрманн дал определение творчества: «Это способность ставить под сомнения предположения, распознавать закономерности, видеть по новому, улавливать связи, брать на себя риск и ловить шанс». Добавка: «и тем самым сделать нечто новое, представляющее значительную ценность».
  14. Старые привычки подобны легким цепям.
  15. Джаз - это свобода выражения + дисциплина.
  16. 4 типа мышления: рациональный, перестраховочный, эмоциональный, экспериментальный.
  17. 17.  5 стадий стратегии: анализ, формулирование, оценка, осуществление, контроль.
  18. Три подхода к формулированию стратегии: предпринимательский (широкие и ловкие шаги, смелые действия, повороты), адаптивный (цели менее конкретные, гибкое движение небольшими шагами), плановый подход (обеспечение предсказуемых результатов, снижение риска).
  19. В SWOT есть такой инструмент как конвертирование W -> S, T à в О. Кроме того, есть интересный вариант OSWT-анализа (начать с возможностей).
  20. Хэмел и Прахалад: вы можете не заметить сильных сторон конкурентов, если будете смотреть на их конечную продукцию, так же, как не увидите мощь дерева, если обратите внимание только на его листья.
  21. Мало «выдумать» свою уникальность, надо еще защитить ее от имитаций и копирования.
  22. Хороший инструмент - сопоставительный анализ. Примеры: скорость доставки, информированность работников, реакция на жалобы, послепродажное обслуживание, техническое превосходство.
  23. Как попасть в «высшую лигу»?
  24. Модель Розмари Стюарт - «потребности, ограничения, выбор».
  25. Большую часть рабочего времени менеджеры посвящают мелким, слабо взаимосвязанным делам.
  26. Человек нуждается в видении будущего.
  27. Видение - куда идти (сначала надо «зажечь сердце»), стратегия - как идти (подключается ум и ноги).
  28. Надо уточнить свое видение будущего в цифрах, целях и состояниях.
  29. Дж. Маурин: организация - это гора, посредине которой - туча. (руководство видит вдаль, но не вниз, средний менеджмент видит все, он посредине - но в туче).
  30. Единственный источник преимуществ - непрерывные стратегические нововведения.
  31. Стимулирование нововведений можно сравнить с соблазнением - сначала надо ухаживать.
  32. Неверные допущения относительно реальности.
  33. Симптомы грядущих перемен.
  34. У.Койн, 3М - установите напряженные цели. Наймите хороших работников, а потом доверяйте им.
  35. Проект - это идея, способная привлечь людей, это организация с минимумом организации.
  36. Кого интересуют лишь текущие проблемы, всегда будут застигать врасплох будущие проблемы.
  37. Если образ мыслей остается неизменным, а среда меняется, вектора, некогда близкие, начинают расходиться.
  38. Шкала Рихтера для оценки эффективности: Зона комфорта, Зона усилий и Зона паники (обычный колокольчик - максимум эффективности достигается в Зоне усилий).
  39. Причины неудач могут крыться в любой стадии: анализа, планирования, оценки, реализации, контроля.
  40. Теории лидерства: врожденные черты, поведенческие теории, ситуационные теории, трансформационное лидерство (лидер - инициатор перемен).
  41. Интересная для рассмотрения плоскость: «Вероятность по оси Х - Последствия по оси Y).

 

Методология «анализ действующих факторов»:

 

1.    Опишите проблему

  •          ситуация, проблема, как она представляется и ваше отношение к ней
  •          желаемое состояние. Подробное описание идеальной ситуации

2.    Анализ проблемы

  •          Ограничивающие факторы, действующие в ноль или в минус
  •          Движущие силы, которые можно использовать в плюс
  •          Все факторы - в порядке важности

3.    Выработка решений

  •          Мозговая атака для уменьшения или избавления от неблагоприятных факторов
  •          Мозговая атака для усиления позитивных движущих сил
  •          Выбор наиболее многообещающих (эффективных) вариантов из двух мозговых атак

4.    Разработка плана

  •          Перечислите действия и требуемые ресурсы для них - материальные, людские, финансовые
  •          Предложите проект общего плана действий, составьте график, распределите обязанности
  •          Обсудите план с коллегами. Какие возможны препятствия или возражения? Какие могут быть негативные последствия?
  •          Завершите разработку плана и приступите к его реализации