Из книги Дж. Маурика «Эффективный стратег»:
- Стратегия - это искусство подвести войска к соприкосновению с врагом. Тактика - искусство использования войск, когда они вошли в соприкосновение с врагом.
- Стратегия - это искусство иметь нужных людей и активы в нужном месте с целью победы.
- Можно ли «остановить часы» и оценить обстановку?
- Одновременно - сотрудничество и конкуренция.
- Надо определить наше место на рынке (где конкурировать?) и УКП (как конкурировать?).
- Три ценностных фактора успеха: операционное совершенство, лидерство в продукции, близость к покупателям.
- Стратегия - процесс усвоения нового образа мыслей.
- Носорог близорук и склонен нападать без предупреждения, сочтя, что перед ним враг, несется на него дуром.
- Статичное мышление приносит статичные результаты.
- Великие организации обладают «душами». Всякие «де» и «ре» губят эти души.
- Невозможно измерить здравый смысл. Попытка сделать это приводит к обратному результату.
- Сила открытых вопросов. Еще Р.Киплинг говорил о пользе простых слов:
«что?», почему?», «когда?», «как?», «где?», «кто?». - Нед Херрманн дал определение творчества: «Это способность ставить под сомнения предположения, распознавать закономерности, видеть по новому, улавливать связи, брать на себя риск и ловить шанс». Добавка: «и тем самым сделать нечто новое, представляющее значительную ценность».
- Старые привычки подобны легким цепям.
- Джаз - это свобода выражения + дисциплина.
- 4 типа мышления: рациональный, перестраховочный, эмоциональный, экспериментальный.
- 17. 5 стадий стратегии: анализ, формулирование, оценка, осуществление, контроль.
- Три подхода к формулированию стратегии: предпринимательский (широкие и ловкие шаги, смелые действия, повороты), адаптивный (цели менее конкретные, гибкое движение небольшими шагами), плановый подход (обеспечение предсказуемых результатов, снижение риска).
- В SWOT есть такой инструмент как конвертирование W -> S, T à в О. Кроме того, есть интересный вариант OSWT-анализа (начать с возможностей).
- Хэмел и Прахалад: вы можете не заметить сильных сторон конкурентов, если будете смотреть на их конечную продукцию, так же, как не увидите мощь дерева, если обратите внимание только на его листья.
- Мало «выдумать» свою уникальность, надо еще защитить ее от имитаций и копирования.
- Хороший инструмент - сопоставительный анализ. Примеры: скорость доставки, информированность работников, реакция на жалобы, послепродажное обслуживание, техническое превосходство.
- Как попасть в «высшую лигу»?
- Модель Розмари Стюарт - «потребности, ограничения, выбор».
- Большую часть рабочего времени менеджеры посвящают мелким, слабо взаимосвязанным делам.
- Человек нуждается в видении будущего.
- Видение - куда идти (сначала надо «зажечь сердце»), стратегия - как идти (подключается ум и ноги).
- Надо уточнить свое видение будущего в цифрах, целях и состояниях.
- Дж. Маурин: организация - это гора, посредине которой - туча. (руководство видит вдаль, но не вниз, средний менеджмент видит все, он посредине - но в туче).
- Единственный источник преимуществ - непрерывные стратегические нововведения.
- Стимулирование нововведений можно сравнить с соблазнением - сначала надо ухаживать.
- Неверные допущения относительно реальности.
- Симптомы грядущих перемен.
- У.Койн, 3М - установите напряженные цели. Наймите хороших работников, а потом доверяйте им.
- Проект - это идея, способная привлечь людей, это организация с минимумом организации.
- Кого интересуют лишь текущие проблемы, всегда будут застигать врасплох будущие проблемы.
- Если образ мыслей остается неизменным, а среда меняется, вектора, некогда близкие, начинают расходиться.
- Шкала Рихтера для оценки эффективности: Зона комфорта, Зона усилий и Зона паники (обычный колокольчик - максимум эффективности достигается в Зоне усилий).
- Причины неудач могут крыться в любой стадии: анализа, планирования, оценки, реализации, контроля.
- Теории лидерства: врожденные черты, поведенческие теории, ситуационные теории, трансформационное лидерство (лидер - инициатор перемен).
- Интересная для рассмотрения плоскость: «Вероятность по оси Х - Последствия по оси Y).
Методология «анализ действующих факторов»:
1. Опишите проблему
- ситуация, проблема, как она представляется и ваше отношение к ней
- желаемое состояние. Подробное описание идеальной ситуации
2. Анализ проблемы
- Ограничивающие факторы, действующие в ноль или в минус
- Движущие силы, которые можно использовать в плюс
- Все факторы - в порядке важности
3. Выработка решений
- Мозговая атака для уменьшения или избавления от неблагоприятных факторов
- Мозговая атака для усиления позитивных движущих сил
- Выбор наиболее многообещающих (эффективных) вариантов из двух мозговых атак
4. Разработка плана
- Перечислите действия и требуемые ресурсы для них - материальные, людские, финансовые
- Предложите проект общего плана действий, составьте график, распределите обязанности
- Обсудите план с коллегами. Какие возможны препятствия или возражения? Какие могут быть негативные последствия?
- Завершите разработку плана и приступите к его реализации