Из журнала «Менеджмент сегодня» (N5,2002)



  1. Функциональная модель деятельности, описанные бизнес-процессы со своей верной логикой не всегда сочетаются, стыкуются в компании с логикой (тоже верной!) взаимоотношений, коммуникации и мотивации.
  2. Процесс изменений нужно «облегчать». Для этого нужны фасилитаторы, обладающие знаниями и навыками. (от английского facilitate - облегчать, помогать). Фасилитатор должен быть внешним человеком по отношению к системе, в которой планируются изменения. Он должен быть тактичным, дипломатичным и честным, быстро устанавливать доверительные отношения с людьми, вовлеченными в изменения.
  3. «Куб сбора данных»: Ось Х: три раздела - мысли, чувства, действия, Ось Y - три раздела: настоящее, будущее, стратегия, Ось Z: три раздела: методы работы, взаимоотношения, задачи.
  4. Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности. - Наполеон I.
  5. Надо четко обговаривать с привлекаемыми специалистами «стоимость» их достоинств исходя из приоритетов компании.
  6. Денис Каминский: Новые способы ведения бизнеса (на их основе рождаются новые модели бизнеса, а затем - и новые виды бизнеса) распадаются на 3 составляющие: новые способы организации технологических производственных процессов, новые способы организации функциональных процессов и новые способы организации административных процессов (последние 2 группы объединяются термином «бизнес-процессы»).
  7. Внедрение высокотехнологичного процесса производства на фабрике Коркунов резко снизила потребность в персонале - 10-15 человек на всю фабрику (и менеджмент тут нужен другой).
  8. Система управления - это поддерживающая система, которая сама по себе не дает ценности, а лишь усиливает другие виды деятельности. Основная задача управления - оптимизация деятельности. 
  9. Структура системы управления: это оргструктура + процессы. 
  10. Функции системы управления: 
    • планирование и прогнозирование, 
    • координация, руководство и лидерство,
    • организация, 
    • мотивация, 
    • принятие решений, 
    • коммуникации, 
    • контроль.
  11. Власть лидера по многом зависит от последователей.
  12. Работа должна разбиваться на такие части, чтобы достигался одновременно эффект специализации и эффект синергии от выполнения схожих функций, а также сохранялся нормальный масштаб управляемости.
  13. Нужно учитывать и минимизировать «организационный вакуум» (расстояние, возникающее между зонами ответственности различных личностей, групп или подразделений) при разделении работы на части.
  14. Нужна персонификация общих целей компании, их трактовка в более близких для данного человека понятиях (не высокая норма прибыли, а высокая зарплата, не доля рынка, а престижная и интересная работа).
  15. Надо четко определить субъектов принятия решений и дать им полномочия. Должны быть созданы стандарты для принятия решений в схожих и повторяющихся условиях.
  16. Механизм коммуникации: это и организация циркуляции информационных потоков внутри и с внешней средой, и преодоление шумов, и фильтрацию, стандартизацию форм, архивацию и т.п.
  17. Менеджер должен формулировать общие процессы и процедуры, задавать стандарты.
  18. Изменения внешней среды происходят настолько быстро, что стабильный план - это всего лишь добротно сколоченный гроб для компании.
  19. Один безумно удачливый биржевой аналитик в строительной индустрии вдруг перестал угадывать (оказалось, раньше он работал на вершине одного из небоскребов и когда замечал, что активность на стройках падает или прекращается, давал рекомендации продавать. Росла активность - покупать). Эти рекомендации давались несколько раз в день!
  20. Акценты переносятся с планирования на прогнозирование, план становится все более «рамочным» - закрепляются основные результаты и принципы действий.
  21. Отмирают взгляды на планирование как на способ управления бездумными человеческими ресурсами. ИТ позволяет моделировать много сценариев. (здесь конец статьи Дениса Каминского).
  22. Дмитрий Подобный: 
    • Цель - это (в отличие от текущих функций) однократно достигаемый к определенному моменту результат. У цели есть: содержание, срок достижения, критерий выполнения (лучше измеримый), измеритель, ответственный, план мероприятий.
    • Повышение качества управления позволит руководителю избавиться от авральных методов работы, рутинной текучки и полнее себя реализовать, освободившись для представительских функций, стратегического управления, решения вопросов корпоративной политики.
    • Команда может быть функционально неполной и даже не замечать этого.
    • Система менеджмента качества или ERP-система больше важна для средних и нижних слоев управления, работа топов имеет творческий и трудно прогнозируемый характер. Но именно этот слой задает множитель (который обеспечивает быстрое развитие или сводит все на нет).
    • Работа делится на 3 отдельных блока: Цели, Проблемы, Структура и по каждому идет движение: лидер  лидерская группа (1-5 чел.)  управляющая команда (20-25 чел.).
    • Реальная структура может сильно отличаться от той, которая зафиксирована в устаревших документах.
    • Мало кто будет сопротивляться внедрению изменений, которые сам прорабатывал.
    • Большинство людей считают, что другие люди воспринимают мир так же и понимают то, что им кажется очевидным. (у каждого члена команды - свои представления и ценности).
    • Свободу и полномочия даже замам надо выдавать постепенно, когда они покажут свой потенциал.
    • При оптимальной жесткости изменений надо менять 20-25% управленческой команды.
    • Даже конфликты должны быть переведены в режим деловой конкуренции с понятными правилами.
    • Периодически нужно делать экскурсы назад (анкеты, опросы), чтобы напоминать людям, что было раньше и что есть сейчас.