Минцберг и др., Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения
- Эффективная стратегия должна содержать некие критические факторы и структурные элементы:
- Важные, отчетливо сформулированные задачи
- Поддержка инициативы (некоторый простор для самостоятельных действий и решений)
- Концентрация (УКП)
- Гибкость (запас прочности для маневров, резервирование
- Скоординированное и ответственное руководство
- Неожиданность (неожиданные атаки на противника)
- Защита (защита основных систем и ресурсов, система обороны, использование коалиций)
- Пять толкований слова «стратегия» по Минцбергу: план, ловкий прием, паттерн (принцип поведения, устойчивая схема действий), позиция, перспектива и некоторые их взаимосвязи.
- IBM - Ideology Built around Market
- МакДональдс - «качество, сервис, чистота и уважение».
- Стратегия - это разделяемая членами организации перспектива.
- Менеджеры внимательно относятся к сплетням, слухам и домыслам. Нужны не столько обобщения, сколько отрывочные, но осязаемые детали.
- Стратегическое намерение - это «побить» кого-то, возбуждает больше, чем набивание кошельков акционеров.
- Суть стратегии - создавать конкурентные преимущества быстрее, чем конкуренты успевают их копировать.
- Очень важно знать слабые места конкурентов (и направление их движения).
- Корпоративная стратегия - это паттерн принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает ее основную политику и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность компании, тип экономической и человеческой организации, а также природу экономических и внеэкономических достижений, которые она намерена предложить акционерам, наемным служащим, покупателям и обществу в целом. Сначала идет формулирование (определение того, что следует делать):
- определение возможностей на рынке и риска,
- определение доступных материальных, технических, финансовых и управленческих ресурсов
- личностные ценности и устремления руководства компании
- признание роли внеэкономических факторов социальной ответственности
- Далее идет осуществление (достижение результата):
- Оргструктура и взаимоотношения. Разделение труда. Координация взаимной ответственности. Информационные системы.
- Оргпроцессы и поведение. Стандарты и измерения. Мотивация и система стимулирования. Системы контроля. Системы подбора и служебного роста менеджеров.
- Высшее руководство. Стратегическое. Организационное. Личное.
- Каждый работник должен иметь свое мнение о стержневых компетенциях компании.
- Выбор альтернатив развития связан с сопоставлением перспектив и компетенций фирмы.
- в основе модели лежит метафора ракеты-носителя (организации), которая должна доставить боеголовку (товар или услугу) в заданный район (рынок) и, преодолевая противодействие противника (конкурентов), поразить намеченную цель.
- Разработка, производство - это основа стартового комплекса, а башенные опоры - это снабжение, источники ресурсов с одной стороны и системы администрирования и обеспечения - с другой. Первая ступень ракеты носителя - это продажи и маркетинг, вторая - физическое распределение.
- Компетенции обычно разделяются на стержневые и обычные (более подверженные имитации).
- Стратегическая идея вертикальной интеграции - заставить поставщиков двигаться вверх по течению, а клиентов вниз, и, таким образом, контролировать все их активы.
- Аутсорсинг приводит к возникновению виртуальной организации. Компетенции комбинируются через СП, лицензионные соглашения, франчайзинг, долгосрочные контракты, деловые сети.
- По боеголовке (товару или услуге) может быть принята стратегия дифференциации по: цене, имиджу (упаковке), послепродажному сервису, качеству товара, дизайну, новым функциям и т.д.
- Далее идут стратегии усложнения или расширения набора товаров: все более интенсивное проникновение путем нарастающей рекламы, пакетирование продуктов, предложение того же продукта новым рынкам, развитие самого продукта, диверсификация (разные продукты - разным рынкам).
- Сами цели (рынки) можно определить как: массовый (крупный), фрагментированный (множество мелких ниш), сегментированный (различный спрос в разных сегментах), вялый (небольшое количество случайных покупателей на рынке ядерных реакторов), развивающийся (молодой), зрелый, устоявшийся, разрушающийся, географические (локальные, региональные, глобальные).
- Есть входные барьеры и барьеры мобильности между сегментами.
- Масштаб соответствия товара рынку: стратегия стандартизованного товара, или сегментирования (спектр продуктов), или ниши (небольшие изолированные сегменты рынка и специально ориентированные на них товары), или кастомизации (крайний вариант сегмента или ниши, частный дом). Далее устанавливается безопасность, долговечность и устойчивость этого соответствия.
- Естественное соответствие - товар сам порождает рынок или рынок инициирует разработку товара. Для уязвимого соответствия есть механизмы подкрепления - стратегия «норы» - усиление лояльности к торговой марке, стратегия уплотнения (послепродажный сервис или поддерживающие ТМ - без особых допзатрат), фортификации (создание барьеров или укрытий), стратегия обучения.
- Несоответствие может быть по емкости, компетенциям, дизайну, близорукости, местоположению. Есть безвозвратное соответствие (например, для очень специализированного оборудования).
- Есть несколько вариантов конкуренции - лидер рынка, стабильная конкуренция, многополюсная конкуренция (на одном рынке можно воздействовать на другой), нестабильная конкуренция. Состязательность - есть первопроходцы, а есть поздние последователи.
- Стратегическое окно -вдруг возникла возможность. Лобовая атака через концентрацию сил. Косвенная фланговая атака (подкоп под наименее стойких клиентов, серия последовательных ударов). Партизанская война (удар - отход, неожиданное для конкурентов введение больших скидок). Ложная атака (объявление о строительстве нового завода). Есть еще картель, мирное соглашение.
- Товар, перед которым невозможно устоять.
- Диверсифицированные компании подобны дереву, ствол и самые большие ветви - стержневые продукты, другие ветки - подразделения, листья, цветки и плоды - конечные товары. Корневую систему, обеспечивающую питание, поддержку и устойчивость дерева, образуют стержневые компетенции. Крона - украшение деревьев, но не нужно забывать и о корнях. Компетенции - клей, скрепляющий все компоненты бизнеса и, одновременно, движущая сила новых направлений бизнеса.
- Менеджеры СБЕ стараются припрятать наиболее способных сотрудников (как жители слаборазвитых стран хранят деньги «под матрасом»).
- Стратегическая архитектура - своего рода карта будущего, совпадающая с развиваемыми стержневыми компонентами и соответствующими технологиями. Стратегическая архитектура делает приоритеты распределения ресурсов прозрачными для всех работников компании, она задает определенный шаблон для принятия решений.
- СБЕ должны стремиться к построению ядра компетенций так же, как они стремятся к прибыли.
- Подразделение не обладает монополией на сотрудника. Оно может претендовать на него до тех пор, пока может доказать, что эффективность всей деятельности зависит от использования именно его навыков и опыта. Идея спланированной ротации кадров. Должны быть также команды, занимающиеся сквозными задачами (в Canon были комитеты из 7 молодых инженеров, которым давали 2 года на планирование будущих направлений развития компании).
- Носителей компетенций нужно время от времени собирать вместе для обмена опытом и идеями (для воспитания общности и солидарности).
- Оценка стратегии - это способ заглянуть за пределы очевидного.
- Три главных вопроса:
- Являются ли поставленные перед корпорацией задачи надлежащими?
- Соответствуют ли им основные направления политики и планирования компании?
- Подтверждаются ли полученными на сегодняшний день результатами положенные в основу стратегии допущения?
- Закаленные менеджеры больше привыкли реализовывать поставленные цели, а не оценивать их.
- Критерии для стратегии: последовательность (нет несовместимых целей), гармоничность (адаптивная реакция на среду и ее изменения, сочетание генерических и конкурентных стратегий), преимущества (возможность приобретения и удержания преимуществ), осуществимость (не должна предъявлять чрезмерные требования к ресурсам или порождать неразрешимые проблемы).
- Ясная стратегия может стимулировать климат «координации по умолчанию» (более эффективной, чем административные механизмы), сотрудники смогут вести переговоры с минимумом согласований.
- Если проблемы координации и планирования не исчезают при замене людей, если успех одного подразделения вызывает провал другого, если операционные проблемы возводятся в ранг важнейших - это непоследовательность стратегии.
- Стейнвей за умеренную плату предоставляет ведущим исполнителям возможность использовать в концертной деятельности принадлежащие компании рояли.
- Стратегия не должна расписывать в деталях каждый шаг сотрудников, ее задача - задать общую структуру целей бизнеса и методов взаимодействия со средой.
- Оценка стратегии - часто неотъемлемая часть организационного процесса планирования, критики и контроля.
- Эффект обратной связи, фиксация разрыва ожиданий и реальности. Обучение с одинарной петлей - отбор наиболее удачных методов и поддержание функциональных параметров организации в пределах заданных норм, с двойной петлей - оцениваются уже и сами нормы, и принципы.
- Не все то золото, что блестит. Стратегическими являются те виды деятельности, которые значительным образом влияют на отбор и модификацию задач и потребление важнейших ресурсов.
- Как только некая процедура становится регулярной, она быстро обретает черты автоматизма и затрудняет рефлексию.
- В системно-плановом подходе акцент делается на количественных факторах, а качественные, организационные и властные остаются в тени.
- Эффективные стратегии развиваются небольшими последовательными шагами. Точно предугадать последствия того или иного шага невозможно, поэтому надо сохранить возможность маневра.
- Чем дольше откладывается момент принятия окончательного решения, тем больше фирма может воспользоваться вновь поступающей информацией (это позиция логического инкрементализма).
- Стратегический процесс скорее напоминает биохимическую ферментацию, нежели промышленный конвейер. Отдельные сегменты общей стратегии находятся на разных стадиях, каждый из высших руководителей может видеть их по-своему. (сила стратегии - не в ее логической строгости и чистоте).
- Прошлое неизменно присутствует в настоящем, проектируясь в будущее.
- Стратегии не только создают, они еще появляются сами собой.
- Стратегия растет постепенно, по мере того, как организация действует и накапливает опыт.
- Менеджмент крупных компаний очень старается разделить «головы» и «руки» организации.
- Всякая стратегия стоит на двух ногах: сознательность и спонтанность. Обучение + контроль.
- Есть стратегии, растущие как сорняки в саду.
- Изменения не должны быть постоянными, стратегия должна реализовываться квантовыми скачками. (Фирма может бежать импульсивно, вслепую).
- Управление стратегией - это умелое сочетание мысли и действий, контроля и обучения, стабильности и перемен.
- Стратегии не столько создают, сколько отыскивают.
- Стратегический менеджмент есть, прежде всего, управление в стабильных условиях (надо следить за тем, чтобы эффективно осуществлялись уже найденные решения). СМ - не столько осуществление изменений, сколько определение момента, когда в них возникает необходимость.
- Стратегу нужен острый ум и знание ситуаций. Это не аналитическое и не цифровое знание, это скорее мудрость. Настоящий стратег должен обладать особым периферическим зрением, обращая в свою пользу все существенные детали. Одно из основных качеств стратега - способность выявлять спонтанно возникающие схемы деятельности и помогать им оформляться.
- Суть стратегического мышления - способность к быстрым переключениям мышления (движение вперед в выбранном направлении в периоды стабильности и быстрота реакции на существенные непредвиденные сбои).
- С.Кьеркегор говорил, что жизнь проживают вперед, но понимают задним числом. Так и менеджеры - они должны проживать стратегии в будущее, но анализировать их сквозь призму прошлого.
- Стратегия основана на естественном синтезе будущего, настоящего и прошлого.
- Японцы убеждены, что периферийное видение - это основное условие идентификации изменений.
- Стратегическая близорукость - это злоупотребление концепциями, игнорирование рынка, клиентов и проблем исполнения.
- Форма руля Хонды 250см2 повторяла изгиб бровей Будды, что было сильным поддерживающим продажи фактором.
- Японцам не нужен термин «стратегия», они мыслят в терминах «адаптивной сопротивляемости». Важна способность организации к перемещению в бесконечном диалоге информации и идей с самого низа на самый верх и снова вниз.
- Взаимосвязи структуры и стратегии в чем-то напоминают «отношения» правой и левой ног человека (существуют отдельно, но влияют друг на друга).
- Конфигурационный подход - внутреннее единство норм управляемости, типов формализации и децентрализации, систем планирования и матричных структур.
- Основа любой организации - операторы (это деятельность по производству продукции и предоставлению услуг). Но хотя бы один выделенный менеджер должен держать позицию стратегического апекса, удерживать в поле зрения систему в целом.
- Базовые механизмы координации: взаимная подгонка, прямой надзор, стандартизация труда, стандартизация выпуска, стандартизация навыков, стандартизация норм.
- Биологическая метафора: формальная структура - это анатомия организации, межличностные отношения и процесс управления - это ее физиология, общее видение ситуации вкупе с общими нормами и ценностями - психология.