Нейсбит Высокая технология глубокая гуманность



 

Нейсбит Джон, Высокая технология, глубокая гуманность:

 

  • 1. Со временем Америка превратилась из комфортабельной технологически развитой страны в Зону, Отравленную Технологией.
  • 2. Технология предлагает бесчисленные способы быстрых решений. Она претендует на то, чтобы сделать нас лучше, сделать нас умнее, повысить нашу работоспособность и сделать нас счастливыми. Новые технические приспособления сулят небывалое быстродействие, дешевизну и большую простоту в обращении, чем любое из прежних достижений в какой-либо данной области. Технология клянется обеспечить нас безопасностью, стабильностью, сохранением тайны и властью, принося нам при этом душевное спокойствие и освобождение от тревог. Технология обещает связать нас с огромным миром и поддержать нашу тесную связь с любимыми и семьями. Она запечатлевает драгоценные моменты нашей жизни и сохраняет их нам на память. Технология обещает стать основой новой мировой экономики и великим уравнителем шансов. Она обещает сделать нас богатыми.
  • 3. Отравленные соблазнительными технологическими удовольствиями и обещаниями, мы поворачиваемся спиной к последствиям использования технологии и удивляемся при этом почему будущее стало столь непредсказуемым.
  • 4. Маршалл Маклуган любил повторять, что не знает, кто изобрел воду, но это точно были не рыбы. Если ты погряз в трясине, то вряд ли сможешь хорошенько ее рассмотреть.
  • 5. Мы выявили следующие симптомы Отравленной Технологией Зоны:
  • Мы предпочитаем быстрые решения во всех областях - от религии до здорового питания.
  • Мы испытываем страх перед технологией и преклоняемся перед ней.
  • Мы перестали различать реальность и фантазию.
  • Мы принимаем насилие как норму жизни.
  • Мы любим технологию, как дети любят игрушки.
  • Наша жизнь стала отстраненной и рассеянной.
  • 6. По мере того как нарушалась преемственность поколений и ослаблялись внутрисемейные связи, традиционные носители ценностей и практической мудрости - большие семьи, церковь и община - все больше уступали место поп-культуре. В поисках ответов на фундаментальные вопросы мы в массе своей обращаемся к информационным технологиям, телевидению, видеозаписям, глянцевым журналам и дешевым книжкам.
  • 7. На помощь приходит поп-культура в форме поэтапных - шаг за шагом - программ, книжек самопомощи и газетных колонок, названия которых говорят сами за себя: «Девять важнейших заповедей питания», «Двадцать три быстрых способа сжигания жира», «Семь секретов бурного секса»...
  • 8. За прошедшие десятилетия врачи стали решать все проблемы с помощью быстродействующих лекарств, и пациенты в наши дни ожидают от таблеток мгновенного облегчения... Пластырная культура быстрых решений в конечном счете на поверку оказалась пустой. Мы чувствуем, что все идет не так, как надо, но не понимаем почему и продолжаем хвататься за костыли, которые нам охотно подсовывают.
  • 9. Мы давно вступили в никем не исследованную область отношений с технологией, и эти отношения представляют собой смесь страха и преклонения... Во времена, когда технология может неограниченно создавать суррогаты, эрзац, виртуальную реальность, киберов, мы все чаще начинаем путать реальность и подделку под нее... Вездесущие экраны формируют нас, хотя мы сами едва ли сознательно отдаем себе в этом отчет.
  • 10. В наше время, когда стало практически невозможно отличить истину от подделки и правду от вымысла, многие фирмы оказались заложниками подлинности. В коммерческом плане подлинность очень выгодна... В мире, где информация распространяется мгновенно, а люди перемещаются почти с такой же скоростью, возник самый подходящий климат для всякого рода имитаций, подделок, копий и муляжей.
  • 11. Недавно американцы назвали своим главным приоритетом стремление «получить удовольствие». Следующими пунктами в этом списке значатся похудение и лучшая организация времени.
  • 12. Мы бесстыдно наслаждаемся игрушками для взрослых, поскольку технология потребления развивалась в направлении от роскоши и необходимости к игрушкам. Например, в самом начале двадцатого века автомобиль считался завидной роскошью. К пятидесятым годам вся Америка была уже на колесах, и вся наша культура формировалась под влиянием автомобиля. Переселение в пригороды, большие торговые ярмарки и массовые перемещения сделали машину необходимостью. Сегодня мы покупаем автомобиль, как покупают игрушку... Наши гостиные, бывшие когда-то тихой гаванью с удобными креслами и каминами, теперь напоминают торговые пассажи с современными телевизорами, видеомагнитофонами, стерео- и игровыми системами.
  • 13. Тишина питает размышления, рефлексия развивает мудрость, умение слушать делает человека человечным. Там, где нет тишины, нет места размышлениям. Мы настолько проникаемся шумом, что перестаем его воспринимать.
  • 14. Звон и шепот технологии соблазнителен, но мы не осознаем в полной мере, насколько сильно они отчуждают и отвлекают нас от нашей собственной, единственной и неповторимой жизни. Некоторые из нас просто перестали задавать себе вопросы о том, что сотовые телефоны, электронные игры, телевидение или фотоаппараты добавляют к качеству нашей жизни или что они от него отнимают.
  • 15. Действительно ли камеры превращают в документ наиболее важные события жизни или отвлекают нас от важнейших эмоций и переживаний, от вида и незабываемых звуков запечатлеваемых событий? Вероятно, фотоаппарат скорее заставляет нас упустить момент, нежели зафиксировать его. Одно только обладание видеокамерой или фотоаппаратом заставляет нас непрестанно пользоваться ими, а потом составлять архив из полученных изображений. И мы в результате становимся обществом, складирующим документы, но для какой конечной цели мы это делаем?
  • 16. Метафора телевизора, как современного «домашнего очага», выглядит чересчур оптимистично. Члены семьи разбредаются по разным комнатам и смотрят каждый свои любимые передачи и фильмы или слушают каждый свою любимую музыку, наслаждаясь этими развлечениями в полном, по сути, одиночестве. Сегодня многие американцы живут под одной крышей, но в полной изоляции друг от друга.
  • 17. Теперь мы понимаем, что мощная технология может иметь тяжкие и далеко идущие последствия. Технология воплощает собой эти последствия - как хорошие, так и плохие. Технология не является нейтральной.
  • 18. Искусство, литература, драматургия, религия, естествознание и время являются равноправными партнерами развития технологии, так как именно они питают душу и утоляют ее жажду. Эти области человеческого бытия выражают то, что значит быть человеком, и помогают применять технологию так, чтобы плодотворно пользоваться ее достижениями. Этот подход означает умение ценить жизнь и принимать смерть.
  • 19. Это понимание того, что в своих лучших проявлениях технология поддерживает и улучшает человеческую жизнь, а в своих худших проявлениях технология отчуждает, изолирует, искажает и уничтожает ее.
  • 20. Потребительская технология изменяет наше представление о времени - она сокрушает, топчет и прессует время. Сегодня технология - это самозаводящаяся машина, своего рода вечный двигатель, подталкивающая самое себя постоянными усовершенствованиями, дополнениями и новым топливом. Технология ускоряет темп жизни и усиливает нашу зависимость, которая с необходимостью требует облегчения, для немедленного достижения которого мы опять-таки слишком часто обращаемся к технологии. Вас одолел стресс? Купите массажер. Жизнь пошла вразнос? Купите электронный органайзер. Живете в опасном районе? Купите охранную систему.
  • 21. С момента изобретения пружинных заводных (1876) и электрических портативных (1956) часов произошел сдвиг - от времени глубокой гуманности к времени высокой технологии... Прислушайтесь. Недостаток времени, ускорение времени, реальное время, срок сдачи, контрольное время, множественная задача, отставание, изыскание времени, создание времени, потеря времени, заполнение времени, убить время, потратить время, даром потерять время, вовремя, вне графика, временные рамки, временной прорыв.
  • 22. Именно те товары, которые сулили сберегать наше время, все в большей и большей степени его пожирают. Потребительская технология требует определения приоритетов, отбора торговых марок, покупки, установки, обслуживания и усовершенствования.
  • 23. Рестораны «Макдоналдс» большую часть своей продукции продают не в зале, а проезжающим автомобилистам через специальные окошки.
  • 24. Огонь теперь не зажигается, а включается. Тротуары не чистятся, а подогреваются. Занавески теперь не задергивают, ими управляют с помощью пульта дистанционного управления. То же самое касается пищи, которую теперь не варят, а программируют процесс приготовления. Мы втыкаем вилки в розетки и нажимаем кнопки, но никто не знает, как отключиться от всего этого на время, достаточное для того, чтобы обдумать, что мы, собственно говоря, делаем и в чем заключается наш выбор.
  • 25. Наше общество выбито из колеи стрессом и спрессованным временем, и мы взываем к усовершенствованным решениям. Мы вдыхаем эти поэтапные программы с той же скоростью, с какой они появляются на свет, и обращаемся к технологии за ответами. Она дает их: от лучшего к великолепному, от нового к революционному, от быстрого к мгновенному, от надежного к безопасному, от простого к не требующему никаких усилий, от силы к могуществу. Но так же, как песнь Сирены, зов технологии может быть обманчивым. Он соблазняет, манит, а потом захлопывает капкан.
  • 26. Домашние автоматизированные системы привлекли к себе общественное внимание после того, как Билл Гейтс разрекламировал свой дом стоимостью пятьдесят три миллиона долларов в Пьюджет-Саунд, штат Вашингтон, где все, начиная с ванны и кончая видеоаппаратурой, было снабжено автоматическим управлением и электронными мониторами.
  • 27. Доступ к информации сам по себе не научит ни синтезу, ни анализу.
  • 28. За последние пятнадцать лет ей [Марте Стюарт www.marthastewart.com ] удалось построить целую империю вокруг особых и порой противоречивых ощущений и понятий о времени. Лично сама Марта Стюарт, возможно, является одной из самых опутанных современной технологией женщин в мире. У нее шесть личных номеров факса, четырнадцать личных телефонных номеров, семь номеров автомобильных телефонов, два номера сотовой связи и «электронная книжка», с которой она не расстается ни на минуту. Ее «шевроле субурбан» оборудован миниатюрным проигрывателем пишущих компакт-дисков, телевизором, шумо-поглощающими наушниками, мобильной навигационной компьютерной системой и сотовым телефоном. Конференц-зал в ее главном офисе «Омнимедиа» в Нью-Йорке оборудован аудиовизуальной системой с панелью дистанционного управления, что избавляет Стюарт от необходимости лично присутствовать на заседаниях правления компании.
  • 29. Сегодня сорок один процент всей потребляемой еды - это блюда быстрого приготовления, еще сорок три процента - это еда, которую продают навынос в ресторанах и супермаркетах. В отличие от времен, когда наши матери готовили импровизированные обеды, настала эпоха, когда три четверти американцев в четыре часа дня не знают, что они будут сегодня есть на обед... «Скоро настанет время, когда об умении вскипятить воду будут говорить, как об утраченном искусстве».
  • 30. Два журнала, доступные пассажирам объединенной авиакомпании - высокотехнологичный журнал «Торговый центр Хай-стрит» и воплощающий глубокую гуманность журнал «Полушария», - это отражение двух крупнейших американских рынков услуг: потребительской технологии и способов бегства от потребительской технологии.
  • 31. Путешествия, туризм, вернее туристическая индустрия, которая только в Америке имеет оборот 442 миллиарда долларов, - это наш способ номер один избавления от стрессовой машины потребительской технологии. Увеличивается тенденция или, говоря по-научному, тренд к длительным путешествиям в выходные дни; нет тенденции к увеличению количества долгих и дальних путешествий. Спрессовано даже время отпускных отлучек.
  • 32. Для тех людей, у которых денег больше, чем времени, и которые хотят просмотреть список крупнейших городов мира, как список товаров продуктового магазина, «Три чудесных дня» - идеальное решение.
  • 33. «Люди в наше время уже не хотят, чтобы им просто показывали мир, - говорит Джеффри Кент, председатель одного из крупнейших в мире приключенческих туристических агентств «Abercrombie & Kent». - Они хотят активно участвовать в жизни мира - они хотят промочить ноги, испачкать руки и поломать голову»... Почти десять тысяч американских туроператоров предлагают путешествия с приключениями от велосипедных прогулок по Франции до походов в Непал и сплава на плотах по бурным рекам Патагонии. Общее для всех этих компаний одно: они уверяют клиентов в том, что предоставляют услуги профессиональных и опытных гидов и проводников, знают местность и предлагают детально разработанный маршрут. Все, что вам надо сделать, - это купить снаряжение, которое они рекомендуют. И какое снаряжение!
  • 34. Одно из рекламных объявлений «Найк» подчеркивает полярность: «Ты можешь наткнуться на медведя и умереть. Ты можешь сорваться со скалы и умереть. Ты можешь получить на охоте шальную пулю и умереть. Или ты можешь остаться дома, лечь на диван, есть картофельные чипсы и умереть».
  • 35. В рекламе «L.L. Bean» мы видим счастливую парочку, которая плывет в гребном каноэ по тихой речке. Подпись гласит: «Шесть миль до ближайшего телевизора. Вы поменяли свой двадцатисемидюймовый экран на триста шестьдесят градусов горизонта, заполненного лишь водой и небом. Теперь вам нужно только благоприятное течение».
  • 36. Индустрия электронных игр производит за год продукции на шестнадцать миллиардов долларов в одних только Соединенных Штатах. Это более чем вдвое превосходит продукцию Голливуда с его семью миллиардами. Объем продаж электронных игр составляет более тридцати процентов всего рынка детских игровых товаров в Америке. Популярность электронных игр превзошла популярность кинофильмов.
  • 37. Раввин Гринберг полагает, что следует руководствоваться как можно большим числом точек отсчета. «У нас нет волшебной пули и нет одной-единственной религии, которая может дать правильный ответ». Лучшей защитой является плюралистическое демократическое окружение, где люди могут ставить острые вопросы и критиковать.
  • 38. Существует глубокая озабоченность тем, что эти [генетические] технологии могут выскользнуть из области лечения в область моды так же, как реконструктивные операции, разработанные в свое время для солдат, получивших обезображивающие ранения на поле боя, стали использоваться в косметической хирургии.
  • 39. Исследователи пришли к заключению, что совершенное отношение объема талии к объему бедер у женщин равно 0,7, что с научной точки зрения соответствует наибольшей плодовитости, а у мужчин это соотношение равно 0,9.
  • 40. Теолог Дональд Шрайвер: «Начиная с настоящего момента, мы должны проявлять большую осторожность в делах, которые могут оказать сильнейшее влияние на нынешнее поколение. Одна из проблем нашей экономики заключается в том, что корпорации всегда планировали свою деятельность в соответствии с квартальными и годовыми отчетами. Так как сейчас они начнут делать вещи, воздействующие на естественные системы, то эффект может проявиться через сотни лет. Очень трудно, особенно в американском обществе, оперировать такими долговременными категориями. Но я бы соблюдал осторожность по отношению к духу нового дела именно по этой причине».
  • 41. Богослов Шрайвер красиво описывает этику - контекст свободы воли. «В этике и теологии мы должны больше говорить не о бесконечной свободе, а о свободе конечной. Бесконечная свобода - это категория, которая может быть приписана только и исключительно одному Богу. Вся свобода, которую мы, люди, познаем и на которую имеем право, является ограниченной свободой. Мы всегда должны задавать себе вопрос, где эти границы, каковы они и каков контекст, в котором мы должны принимать самостоятельные решения. Некоторые производят слово этика от древнегреческого слова, которым обозначали стойло или загон для скота. Можно продолжить эту аналогию и сказать, что домашнее животное, скотина, имеет полное право бежать и, таким образом, имеет полную свободу умереть от голода. Но никто не думает, что все так просто в приложении этой проблемы к человеку. Мы всегда пытаемся ущемить свободу друг друга. И нам всегда приходится решать, насколько справедливо моя свобода ограничена свободой другого человека».
  • 42. Биотехнологические компании, такие как «Монсанта» и «Новартис», обещают нам необычайный ландшафт - бескрайние поля морозоустойчивых, устойчивых к паразитам, пышных, обильных и питательных сельскохозяйственных культур, которыми можно будет накормить весь мир из-за их высокой урожайности и с меньшим применением химических удобрений.
  • 43. Специалист по эволюционной биологии Дэвид Дилчер из университета штата Флорида: «Я настаиваю на том, что дело растений - контролировать поведение животных. Растения, если учесть, что это существа, лишенные способности к мышлению, сумели тем не менее разработать стратегию использования животных в своих целях. Сначала растения выработали яркую окраску цветов, чтобы привлекать к себе животных. Потом растения предложили животным вознаграждение в виде пыльцы и нектара, для того, чтобы животные приходили регулярно». По мнению Дилчера, цветы - это «реклама половых органов», призванная заманивать животных, заставлять их подходить вплотную к себе и переносить генетический материал на дальние расстояния для дальнейшего оплодотворения и перекрестного опыления (исключительно важного условия выживания растений). «Такие растения, как львиный зев, горох, орхидея, не только сохранили яркую окраску, но и создали на поверхности своих цветков настоящую посадочную площадку и хорошо заметный вход. Потом, когда в природе появились такие животные, как грызуны и птицы, у растений появились сочные плоды и питательные семена. Теперь в кадре появился человек, и растения начали извлекать пользу и из него, предоставляя ему массу семян». «Мое научно-фантастическое утверждение гласит, что в действительности растения настолько хорошо научились приручать животных, что подчинили своему контролю также и поведение человека. Они, растения, нужны нам, а они в нас нисколько не нуждаются. Мы должны ухаживать за ними. Мы должны размножать их. Если мы не будем этого делать, то мы просто вымрем».
  • 44. Дональд Шрайвер: «Это можно выразить очень просто - все, что мы делаем, это не всегда то, что мы должны делать».
  • 45. Физик и богослов Ян Барбур: «Наука может сказать вам, что возможно, но она не сможет сказать вам, что желательно».
  • 46. Религия дает нам осознание того, что мы являемся духовной частью целого, что наши конкретные личные жизни помещены в контекст вечной непрерывающейся вселенной, что рождение и смерть суть столь же духовны, насколько они являются предметом заботы клиницистов, и что каждая индивидуальная жизнь неповторима и ценна, невзирая на то, насколько она несовершенна.
  • 47. Художники и ученые - чувствительные антенны общества, канарейки в шахте. Они принимают первые слабые сигналы новых веяний, разведывают незнакомую территорию, берут на себя риск и, что характерно, вдохновляют на подвиги друг друга. Они первыми подают нам голоса, оповещая о грядущих явлениях, возвещая их приход, и эти голоса часто раздражают нашу чувствительность.
  • 48. Художник Вито Аккончи, «прародитель» перфоманса, заложил основы спесимен-арта, уделив особое внимание использованию художником собственного тела. Больше всего Аккончи известен своим произведением «Ложе спермы», представленным в галерее «Зоннабенд» в Нью-Йорке в 1973 году. Художник - обнаженным - провел две недели под деревянной лестницей, непрерывно мастурбируя на глазах у публики.
  1. Британский художник Дэмиен Херст: Если ты всерьез полюбил женщину, то со временем тебе придется заниматься сексом со старухой. Тебе никогда не удастся этого избежать».
  2. Биолог из Гарвардского университета Нэнси Кедерша: «Больше всего меня воодушевляет усиление акцента на стремлении все унифицировать, увидеть с помощью технических средств цельную картину, увидеть, как мелкие детали складываются в нечто большее. Восхищает попытка увидеть целостный организм, то есть систему, единый поток».
  3. Кедерша: «Не параллельны ли закон всемирного тяготения и законы тока крови? Можем ли мы, несколько изменив ракурс и сместив акценты, почерпнуть знания об одном объекте, изучая другой?»
  4. Жидкости, о которых многие люди не любят даже говорить, а еще меньше смотреть на них и которые считаются чем-то сокровенным, становятся средствами живописи. Кровь, сперма, молоко, моча, менструальная кровь - художники спесимен-арта свели организм человека к чему-то, что по сути своей напоминает водопровод или канализацию. Стоит сконцентрировать внимание на этих универсальных жидкостях, как происходит нечто магическое - различия между людьми стираются... Искусство телесных жидкостей служит превосходной метафорой для ломки старых классификаций красоты и безобразия, нормы и патологии, реального и идеального, и наиболее глубоко, расовых различий.
  5. Вода составляет от 50 до 70 процентов веса тела, в зависимости от состояния здоровья и от возраста.
  6. Он отказался от мобильного телефона, предпочитая действовать по своему распорядку, а не быть объектом распорядка других людей, которые могут ему позвонить.
  7. Проблемы трудны, и ответы тоже не являются легкими, но мы надеемся, что эта книга послужит началом, детонатором изменений.
  8. Задолго до изобретения интернета и всеобщего применения компьютеров, корпорация городских исследований (основанная ушедшим из IBM Джоном Нейсбитом) разносила по категориям, формировала, индексировала и анализировала в день более двухсот местных газет, шесть тысяч ежемесячно, используя методологию «контент-анализа». Компания собирала информацию о том, что происходит на периферии, и составляла рисунок, паттерн этих событий... По сути, процесс сводился к системному поиску паттернов, с последующим детальным анализом того, что этот паттерн открывает и означает для Америки.
    Опираясь на результаты обсуждений, мы проводили дополнительные целевые исследования книг, статей, сайтов интернета и профессиональных журналов.
  9. Для подготовки материалов «Высокой технологии - глубокой гуманности» Джон заполнил пятьдесят пять записных книжек по 160 страниц каждая, итого 8 800 страниц. Его книги носят глубокий отпечаток его личности.
  10. В наши дни информация приходит к людям легко, слишком быстро и слишком часто, так что большинство из нас не желает больше иметь с ней дело.
  11. Глубокая гуманность не является больше противовесом высокой технологии в нашей жизни. Глубокая гуманность становится линзой, сквозь которую мы должны рассмотреть и понять высокую технологию. Мы пришли к пониманию того, что потребительская технология может быть лучше всего понята через призму игры и времени, а генные технологии могут быть лучше всего поняты через гуманистическую призму линзу религии и искусства.