Из книги И.Нонака, Х.Такеучи, Компания – создатель знания



  1. Три основные характеристики создания знания:
    • Чтобы выразить невыразимое, следует активно использовать язык образов и символов
    • Для распространения знаний один человек должен поделиться ими с окружающими
    • Новое знание рождается неопределенностью и избыточностью информации
  2. Трудно превращать информацию в полезное знание. На примере инженеров. Требования рынка для них смутны и противоречивы. Сотрудники могут увлечься узким участком работы и утратить перспективу. Не всегда они могут доказать ценность своей идеи или догадки окружающим. То, что ценно с одной точки зрения, не представляет ценности с другой.
  3. Менеджеры среднего звена обеспечивают стыковку идеалов высшего звена и суровой, зачастую хаотичной реальности рядовых сотрудников. Средние менеджеры - посредники между тем, что «могло бы быть» в представлении руководства и тем, что есть в настоящее время.
  4. Японцы рассматривают время в качестве непрерывного потока постоянно обновляющегося настоящего. В понятии пространства нет «перспективы», значит, нет необходимости изображать тени.
  5. Тейлор в 1911 году возложил на менеджеров груз классификации, приведения к одному знаменателю и оформления знаний в виде правил и формул, внедрения их в повседневный производственный процесс.
  6. Герберт Саймон считал основной функцией руководителей принятие решений, а саму организацию рассматривал как машину для переработки информации. Коэн, Марч и Ольсен разработали теорию мусорного ведра. По их мнению, любая организация - собрание различных решений, которые ждут приложения в качестве разрешения проблем, чувств - в поисках ситуаций, где они могут быть высказаны, ответов - в поисках вопросов и тех, кто принимает решение, в поисках работы.
  7. Синдром «аналитического паралича», потеря динамизма.
  8. Дракер: единственный способ перенять навык - превратиться в подмастерье и впитать опыт мастера.
  9. В статичной экономике можно позволить себе статичную стратегию. Сейчас конкуренция - война маневренная, успех в ней зависит от способности предвидеть тенденции рынка и быстрой реакции на изменение запросов клиентов. Успешно конкурирующая компания быстро меняет продукцию, рынки, целые предприятия, то есть все больше напоминает не шахматы, а интерактивные компьютерные игры. Смысл стратегии - не в структурировании рынков и продуктов, а в динамизме поведения.
  10. Паскаль и Атос: В японском языке место глагола - в конце фразы, то есть слушатель не знает, о чем идет речь, пока предложение не произнесено до конца. Говорящий, в зависимости от реакции слушателя, может заменить глагол. Таким образом, их желание достичь согласия может вести к отсутствию определенности всех глаголов. Согласие или сомнение слушателя как реакция на несколько ключевых существительных оставляет место для достижения взаимопонимания. Японцы начинают дискуссию с общих слов, оставляя за собой свободу маневра с целью достижения компромисса. Японец может сказать «нет» 19 способами и все они крайне деликатны, то есть благодаря своему языку они могут сглаживать острые углы.
  11. Минцберг (1994) считал фундаментальными заблуждениями три исходных положения стратегического планирования:
    • Формализацию - допущение о способности системы разрабатывать стратегию лучше человека
    • Беспристрастность, предполагающую отделение мыслей и стратегии и мыслителей и стратегов от действия и объектов приложения стратегии
    • Предопределенность, предполагающую возможность предсказуемости процесса создания стратегий и самих стратегий на основе предсказуемости условий разработки стратегии
  12. Аакер проводил различие между активом и навыками. Актив - что-либо, чем фирма владеет, например, торговая марка, выгодное, с точки зрения конкуренции, расположение магазина. Навык - что-либо, что фирма делает лучше конкурентов, например, рекламная компания или эффективное производство.