Дмитрий Потапов, NLP в продажах
10 ключевых принципов NLP:
- Любое поведение уместно в определенном контексте.
- Копирование - черта, свойственная человеку как биологическому виду.
- За каждым действием должно стоять позитивное намерение.
- Делая то, что мы делали раньше, мы будем получать то, что мы получали раньше.
- Хотите получить новый результат - начните делать что-то новое!
- Карта - это не территория!
- Каждый человек располагает всеми ресурсами, которые ему необходимы для решения всех проблем, которые у него возникают.
- Из всех доступных вариантов человек всегда выбирает лучший.
- Неудач не существует. Существует негативная или позитивная обратная связь.
- Умение и понимание приходят с опытом.
Пять ключевых этапов NLP-продажи:
-
- Присоединение
- Подстройка
- Калибровка
- Ведение
- Раппорт
Подстройка - это синхронизация вербальных и невербальных параметров одного человеческого организма с параметрами другого с целью создания в подсознании последнего иллюзии общения с самим собой.
Отстройка - модель поведения, противоположная по смыслу подстройке, т.е. создание искусственного рассогласования между поведенческими моделями людей с целью создания у собеседника негативного состояния.
Конгруэнтность - внешнее проявление того, насколько человек гармоничен, насколько все его естество работает синергично для достижения единой цели.
Калибровка - мониторинг реакции человека на психологические воздействия с целью максимально четкой подстройки. Пример - сигналы глазного доступа.
Якорение - техника установления якоря (триггера), посредством которого некое внутреннее (внешнее) действие (воздействие) (воспроизведение звука, слова, прикосновение, место, предмет, образ и т.д.) вызывает некую реакцию или включает определенное состояние. Якори бывают положительные и негативные.
Три классические подстройки:
- «Отзеркаливание» позы и движений
- Копирование дыхания (быстрое ключичное, грудное, диафрагмальное)
- Подстройка по голосу (темп, тембр, громкость, интонация)
Состояния:
- Ресурсное (позитивное, открытое, готовое к коммуникации) - состояние «да»
- Нересурсное (негативное, закрытое) - состояние «нет»
Шесть каналов восприятия:
- Визуальный (картинки, образы - «видел»)
- Аудиальный (речь, звуки - «слышал»)
- Кинестетический (тактильный контакт, ориентация в пространстве - «можно подержать»)
- Ольфакториальный (запахи - «чую»)
- Густаториальный (вкусовые ощущения - «не по вкусу»)
- Дигитальный (некая абсолютная логика вместо ощущений - «какие функции», «сколько стоит»)
Жизненные установки:
|
Ключевой вопрос: |
Место |
Где? |
Ценности |
Зачем? |
Вещи |
Что? |
Время |
Когда? |
Процессы |
Как? |
Люди |
Кто? |
Часто встречаются комбинации, у дигиталов,
например, «люди + место»
Тезисы «теории карт»:
- Любое мнение не является ни истиной, ни ложью.
- Абсолютной истины не существует.
- Карта - это не территория!
- Если у вас начались проблемы, проверьте, не забыли ли вы, что карта - это не территория.
- Не существует истинных или ложных карт, каждая карта истинна и ложна одновременно.
- Если карта позволяет вам достичь цели или двигаться в правильном направлении, это полезная карта.
- Эти тезисы - тоже карта ...
Раппорт:
- Специфическое состояние готовности выполнять приказы, инструкции, внушения, которые возникают у человека
- Специфическое состояние подсознательного доверия, возникающее к другому, ранее незнакомому человеку, без всяких логических и рациональных оснований
- В общем виде - отношения полного согласия, понимания и доверия внутри малой группы
Рефрейминг - способ поменять оценку какого-либо события или явления, выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны.
Рефрейминг содержания:
- Рефрейминг значения («это дорого!» - «вовсе нет. Посмотрите в других магазинах»)
- Рефрейминг контекста («это дорого!» - «зато это супер-качество, эксклюзив»).
Рефрейминг контекста эффективен при работе с возражениями - мы ищем ситуацию, в которой проблема получает положительное звучание.