Александр Репьев, «Маркетинговое мышление или клиентомания», М, Эксмо, 2006



  1. Учить не мыслям, а мыслить. Иммануил Кант.
  2. Маркетологу следует платить за пользу (прибыль), которую он приносит своей фирме. А не за образование, эрудицию и умение надувать щеки.
  3. Профанация маркетинга, его уродливый двойник - псевдомаркетинг.
  4. Энтони Браун из АйБиЭм: есть корпорации с маркетинговым отделом и корпорации с маркетинговой душой.
  5. Определение Прабху Гуптара: маркетинг - это творческий процесс удовлетворения потребностей клиента с выгодой для себя.
  6. Chartered Institute of Marketing (CIM): Маркетинг - это процесс выявления, предугадывания и удовлетворения потребностей клиента с выгодой для себя.
  7. Еще определение: маркетинг - это незримое присутствие Клиента во всех аспектах бизнеса. Это обеспечение для компании и клиента ситуации «выигрыш-выигрыш».
  8. Маркетинг делается в сознании равнодушных клиентов.
  9. Задача маркетинга - разрабатывать решения на базе производимых фирмой товаров и услуг. Задача маркетинговых коммуникаций - эти решения разъяснять и предлагать потребителю.
  10. Весь мир знает имя Калашникова, мастерового человека с золотыми руками, светлой головой и образованием 9 классов алтайской школы.
  11. Ф.Котлер: чтобы выучить маркетинг, нужен день, чтобы его освоить, нужна вся жизнь.
  12. Термин SONK (Scientification of Non-Knowledge) - онаучивание не-знания.
  13. Слово «маркетинг» любят украшать разными определениями: агрессивный, атакующий, виртуальный, виртуозный, вирусный, дифференцированный, из засады, интегрированный, классический, клиентоориентированный, клиентский, конкуренто-ориентированный, концентрированный, латеральный, массовый, мобильный, нейро-, нетрадиционный, новый, оперативный, партизанский, постиндустриальный, постмодернистский, практический, предпринимательский, проактивный, развлекательный, синергетический, синтетический, стратегический, тактический, творческий, теле-, товарно-дифференцированный, традиционный, эмоциональный, эмпирический.
  14. Из маркетингового образования ушло понимание клиента и сермяжный здравый смысл.
  15. Альфред Уайтхэд: по-настоящему полезное обучение состоит в усвоении нескольких общих принципов и способов их применения к широкому спектру конкретных деталей.
  16. Маркетолога нужно учить принимать нестандартные решения в типичных ситуациях.
  17. Владение техникой CYA (cover your ass - прикрыть свою задницу).
  18. Маркетинг - это не теоретизирование, а трудное и тонкое исполнительское мастерство. («Самое большое расстояние - до кошелька» (незаинтересованного, циничного клиента). Это путь через сознание и подсознание человека покупающего).
  19. Маркетинг - мышление универсальное, решения уникальные.
  20. Маркетинг: дисциплинированное творчество.
  21. Один журналист спросил Эйнштейна: есть ли у вас записная книжка, куда вы записываете свои великие мысли? Эйнштейн ответил: молодой человек! По-настоящему великие мысли приходят так редко, что их нетрудно и запомнить.
  22. Герберт Спенсер: не то знание ценно, которое накапливается в виде умственного жира, а то, которое превращается в умственные мускулы.
  23. Подобно художественным вузам маркетинговые классы полезно было бы называть мастерскими. (Сэм Уолтон заставлял своих детей с детсадовского возраста работать уборщиками и продавцами в его магазинах. Теперь они стоят у руля компании)... Физиком студента делает не учебник, а задачник.
  24. При анализе маркетинговых ситуаций и реклам я прошу студентов в нарушение языковых норм каждое свое выступление начинать со слова Клиент. 
  25. Известный канадский юморист и профессор политэкономии Стефан Ликок: я очень верю в удачу, и чем больше я работаю, тем более удачливым я становлюсь.
  26. Нужно выработать привычку искать возможные негативные последствия решения (по деньгам, времени, людям...). Проект можно начинать, когда плюсы заметно перевешивают минусы.
  27. В западных колледжах есть одна полезная традиция - «общества дебатов». В них студенты учатся грамотно отстаивать свою точку зрения. Всех делят на две группы - сторонников и противников какой-либо идеи. Излагают свои доводы, потом меняются местами.
  28. Русский стиль - «авось», «была ни была», «ввяжемся в бой, а там посмотрим». Немецкий стиль - это обстоятельная до занудности продуманность всех шагов, учет максимального количества обстоятельств, ответы на массу поставленных самим себе вопросов, причем под разными углами... Наилучшие результаты дает творческое сочетание продуманности и импровизации.
  29. Правильный опыт служит основой для «правильной» интуиции и «правильного» воображения.
  30. Закон исходных данных Спенсера: каждый может принять решение, располагая достаточной информацией. Хороший руководитель принимает решение и при ее нехватке. Идеальный действует в абсолютном неведении.
  31. Черчилль: настоящая гениальность заключается в способности оценивать неопределенную, опасную и противоречивую информацию.
  32. Академик Ландау называл учебники и монографии кладбищами идей.
  33. Русский физик Лебедев говорил: мой книжный шкаф знает больше меня, но он не физик, а я физик.
  34. Маркетологу нужны мозги с обоими «талантливыми» полушариями.
  35. Эмоциональный анализ - это умение одновременно думать за клиента и чувствовать за клиента... Основным результатом эмоционального анализа должно быть выявление всех продающих моментов.
  36. Сыщик, военный, охотник должны своего клиента победить, а маркетолог - ублажить, причем лучше конкурентов.
  37. Я-позиция - это отношение к рынку со своей колокольни, ТЫ-позиция ориентирована на клиента.
  38. Маркетинг возник под давлением обстоятельств, он не нужен в командно-распределительной экономике, где «спрос сам бегал за сбытом».
  39. Фирма Минольта ввела у себя программу CS-Pro (Customer Satisfaction Program), изменившая на фирме все - проектирование, технологии, сервис, продажи, маркетинговые проекты и т.п.
  40. Сеть отелей Риц: если вы попросите о чем-то в хорошем отеле, вы это получите. В великолепном отеле вам ни о чем просить не надо.
  41. «Абсолютный маркетинговый слух» у Цино Давидоффа, Акио Морита, Билла Гейтса.
  42. Для клиента вы и ваши продукты - это всего лишь один из вариантов.
  43. Хочешь добиться успеха? Тогда думай не о собственной выгоде, а о выгоде другого. Думай о клиенте. Тогда твоя выгода найдет тебя сама.
  44. Горький писал о русском человеке у власти: «недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего». (По настоящему быть рабом клиента может только свободный человек).
  45. Маркетинг - это незримое присутствие клиента буквально везде в компании.
  46. У внутреннего маркетинга два клиента: сотрудники компании и клиенты, пришедшие на фирму или вступившие с ней в контакт по телефону, электронной почте и т.п. (начинать нужно с внутреннего маркетинга).
  47. Компании создают специальные рекламы для сотрудников подобно обращению тренера к игрокам перед игрой. На Кока-Кола создали короткий фильм, в котором фургон Кока врезается в 6-метровую стену из ящиков Пепси, перегораживающую дорогу. Голос за кадром: «Напор! Когда у вас есть напор, никто его у вас не отнимет». Этот фильм показывали водителям каждое утро. Он заряжал их энергией, создавал ощущение силы, гордости и своей важности для компании. (Каждый сотрудник должен быть ходячей рекламой вашей компании. В России они часто являются антирекламой и антипродавцами).
  48. Эргономика - систематизированное применение знаний о физиологических, психологических и социальных аспектах человека при проектировании всех вещей, которые влияют на среду обитания человека на работе, дома, во время отдыха и т.д.
  49. Акио Морита (Sony), которому показали советские электронные заводы, писал: они работали грубыми инструментами и применяли неудобную и неэффективную технологию производства. Мне было ясно, что отсутствие качества и надежности было непосредственно связано с безразличным, незаинтересованным отношением рабочих и руководства, которое не знало, как стимулировать инженеров и рабочих-производственников.
  50. Менделеев: не бывает вредных веществ, бывают только вредные количества.
  51. Новая экономика требует творческой атмосферы: это минимум бюрократии, отсутствие жестких должностных инструкций, полный доступ к финансовой и прочей информации, участие в принятии решений, нескончаемая вереница увлекательных проектов (при возможности работать в нескольких проектах одновременно), полная свобода и ответственность при разумной отчетности, отсутствие «спихотехники», постоянное новаторство.
  52. В маркетинге, рекламе и брэндинге важны результаты, а не методы.
  53. Анастас Микоян поговаривал, что образование только полирует мозги, а если их нет...
  54. Огилви сетовал: я отмечаю все возрастающее сопротивление маркетологов полагаться на здравый смысл, они все больше полагаются на результаты исследований, и они их используют, как пьяный использует фонарный столб - для опоры, а не для освещения.
  55. Маркетолог должен уметь стрелять по «движущейся мишени», то есть реагировать на все динамично и нестандартно.
  56. Теодор Левит писал в книге «Маркетинговое воображение»: исходной точкой успеха в маркетинге является маркетинговое воображение. От других видов воображения его отличает то, что оно дает возможность получить уникальное представление о Клиентах, их проблемах и возможностях завладеть их вниманием и привычками.
  57. Воображение без цели, границ и дисциплины бессмысленно и опасно.
  58. Акио Морита: как вы можете проводить исследования рынка, если рынка еще не существует?
  59. Шутливое немецкое высказывание: маркетинг - это чесаться раньше, чем укусит пчела.
  60. Маркетолог должен уметь задавать себе простейшие вопросы: 
    • а зачем вообще я это делаю, 
    • а какое место это занимает в общей картине, 
    • использовал ли я все бесплатные возможности, 
    • что такое хороший продукт с точки зрения потребителя,
    • Как живет этот документ
  61. Для долгосрочного партнера рекламист становится добрым семейным маркетинговым доктором. Не зря Огилви и многие другие рекламисты и многие другие рекламисты входили в советы директоров своих клиентов.