"Секрет фирмы" - из журнала
Из «Секрета фирмы», Юлия Ипатова, «Почувствуйте розницу»:
1. Возможна замена франчайзинга на филиальную схему торговли, опираясь на принцип «три слона торговли»: опт - логистика - розница. При филиальной схеме появляется дополнительная возможность минимизировать издержки и заметно увеличить прибыльность в сравнении с франчайзингом.
- Компания считает, что развивается за счет франчайзинга и облегчила себе задачу, решив не вкладываться в большое количество собственных магазинов, а сами франчайзи думают, что развиваются за счет Компании
- Пока сеть не набрала обороты, нельзя говорить о каком-либо преимуществе, которое дает брэнд.
- Компания еще не разработала такой набор предложений, который позволял бы ей быть единственным партнером для магазинов. Вопрос не в контроле над франчайзи и низкой мотивации для магазинов, а в хлипкости самой модели франчайзинга.
- Необходимо увеличивать складские запасы по наиболее ликвидным позициям. Если товар хорошо продается, то в своих магазинах и магазинах-франчайзи он должен присутствовать.
- Компании обязательно нужно внедрять собственное ПО, чтобы контролировать продажи магазинов.
- Андрей Бобров (Он мечтает создавать бизнесы, эффективно работающие даже после того, как он перестал активно с ними работать):
- Предполагалось, что розница обеспечит увеличение оборотов, и это должно компенсировать потери фирмы на "оптовом фронте". Однако попытки создать "костыли" для направления, которое недостаточно успешно функционирует само по себе, приводят лишь к тому, что совокупная эффективность бизнеса снижается.
- Не стоит надеяться на синергизм двух бизнесов, которые автономно функционируют недостаточно эффективно.
- На высококонкурентном рынке выигрывают специализированные игроки. Это относится как к товарным группам, так и к региональному охвату.
- В настоящий момент в российском бизнесе мало кто руководствуется этическими соображениями.
- Требование полной лояльности партнеров приводит к тому, что розничное направление работает не так эффективно, как могло бы, если имело бы возможность выбирать лучших поставщиков.
- В качестве платы за франшизу следует требовать не полной лояльности, а процент с прибыли франчайзи. Схему можно сделать более гибкой, если в некоторых случаях в качестве платы за франшизу требовать от партнеров обеспечения определенного объема закупок, снижая процент забираемой прибыли или вовсе отказавшись от него.
- В любом случае отношения между оптом и розницей должны строиться на коммерческой основе. Независимо от выбранной структуры, она должна быть жестко централизованной и вертикальной. Это позволит сократить издержки на высокооплачиваемый персонал, повысить управляемость, унифицировать отчетность и стиль магазинов, сделать более прозрачной структуру.
- Усиливающаяся конкуренция делает опт малопривлекательным по доходности. Во многих отраслях маржа оптовых фирм снизилась до 1-3%. Будущее для ряда оптовых фирм - в создании собственных розничных сетей.
- Франчайзинг как форма партнерства применим, если франчайзер обладает суперпопулярной товарной маркой или предлагает под своей маркой уникальные товары, дающие очень высокий доход.
- Необходимо провести предварительный анализ регионов и открываться в первую очередь там, где активно строится коммерческое жилье, ведь новые кухни покупают в основном собственники новых квартир.
Из Секрета фирмы:
Марина Иванющенкова о «Калине»
- Тимур Горяев бежит впереди команды и флажками машет.
- Шестеренки большого механизма должны работать слаженно, набирая обороты.
- Все в компании помешаны на дисциплине и порядке. Работа руководителей подразделений оценивается по трем параметрам, второй - чистота и порядок в подразделениях. Везде висят 10 заповедей менеджеров.
- Заповедь 7: проделанная работа оценивается только по полезному для компании результату, а не по затраченному времени или пролитому поту.
- Заповедь 9: В компании нет места подвигу. Подвиг - это всегда результат некомпетентности или безответственности.
- На каждой стадии бизнес-процесса есть результат - продукция, документ, решение - и ответственные.
- У каждого цеха униформа определенного цвета.
- Чтобы совместить качество и производительность, надо регламентировать их.
- Когда сформировался менеджерский костяк, возможностей для карьерного роста стало меньше. Тогда ввели категоризацию должностей. (Более высокую категорию и зарплату можно получить в рамках прежней должности).
- Привлекательный рынок - тот, на котором мы максимально быстро можем получить долю, где меньше всего сопротивление, где быстрее всего будет отдача от вложений.
- Селекция ассортимента - на марках заработаешь больше.
- Ингредиенты успеха: энергичность, дисциплина, регламентация, люди, маркетинг, производство, лидер, амбиции.
- Тимур Горяев:
- Менять на бегу зону ключевых компетенций неправильно. Если мы не можем сделать изделия, которым гордимся, лучше их не делать...
Хороший маркетинг и не должен много стоить - он показывает, где ты сейчас находишься, какая у тебя доля на рынке. Но маркетинговые исследования с высокой долей гарантии не скажут, правильно ли вы приняли решение, туда ли вы идете.
Я не иду на пенсию, потому что пока не встретил менеджера, который мог бы меня заменить. - У меня семь замов и я не перенапрягаюсь.
- У нас есть обсуждение, но нет голосования.
- Импульса управленческого, идущего сверху, может не хватить. Наверху крик, а внизу «мяу».
Из остальных материалов:
- Хорошая разогнавшаяся машина может двигаться по инерции.
- Бизнес стал большим, неповоротливым, неуправляемым, внутри начались конфликты.
- Мерчендайзинг строит тропу и проводит по ней покупателя.
- Покупатели: определившиеся (всегда одно и то же, это самая маленькая группа), мигрирующие (в рамках товарной группы, этих больше всего), импульсивные и подверженные рекламе.
- POS-материалы (point of sales - место продажи). Рекламные стикеры с изображением товара, мобайлы - рекламные изображения большого формата, джумби - объемные конструкции, формой повторяющие товар, но в несколько раз больше. Воблеры (ярлыки) крепятся к полке на гибкой ножке. Световые короба.
- Кстати, определившихся POS-материалы раздражают (все должно быть на том же месте).
- Средний доход гендиректоров 350 крупнейших компаний США составлял 1,6 млн. долл., а за счет опционов они заработали по 2 млн.
- За оценку компании с оборотом 1 млн. придется заплатить до 10 тыс.
- Пообещав закрыть или законсервировать 5 тыс. низкорентабельных скважин (это 24%), и тем самым снизить себестоимость с 3,5 долл. за баррель до 2,6-2,8, Лукойл повысил цену своих акций на 8% за неделю.
- Капитализация ЮКОСа за 2 года выросла в 10 раз, до 22 млрд, в том числе и за счет финансовой прозрачности.
- Успешное получение кредитов у западных инвесторов улучшает финансовый имидж.
- Скупать конкурентов в России сегодня сложно, акции нигде не котируются, бизнес сложно оценить, а переплачивать не хочется.
Из следующего номера (19.06.02):
- Слабые сигналы от низших менеджеров позволяют выяснить закономерности («статистические проблемы»).
- Электронный банк рекомендательных писем.
- Любой недостаток, любой разбор полетов проходит в «Основной задаче».
- Любой сотрудник, передавая распоряжение, должен сослаться на документ - первоисточник.
Из журнала Секрет фирмы, N1 (10) 2002г:
- Владимир Бернштейн, директор по стратегическому и инновационному планированию «Альфа-групп»: корпоративный центр не вмешивается в оперативную деятельность компаний, мы не являемся экспертами во всех отраслях. Задача корпоративного центра - формализовать процедуру принятия важнейших решений. Мы разрабатываем (уже 9 месяцев) очень подробные регламенты инвестиционного планирования. Это единые требования к тому, как строить финансовые модели, оценивать инвестиционную ситуацию, как должен проходить процесс согласования и прохождения инвестиционного проекта от момента его инициирования до принятия. (Это и есть современные технологии бизнеса).
- АФК система сверхжестко управляет венчурами.
- Матричная структура самая антироссийская, ее основные принципы: никакой регламентации, полная лояльность сотрудников, умение руководителей находить компромиссы. «Если начальство в вашу работу почти не вмешивается, это и есть матричная структура -Леонид Евенко. - И регламентация, рациональное распределение полномочий и ответственности в данном случае - идиотизм.
- Менеджеры - носители стандартов компании.
- Люди рефлекторно сопротивляются любым переменам.
- Структура является лишь внешним отражением всей системы управления - и планирования, и квалификации, и мотивации персонала, и культуры организации.
- Идея «налогового щита» - убыточной компании, присоединение которой позволяет уменьшить облагаемую прибыль (на треть).
- Андрей Младенцев: нет понятия «конкуренты», «не конкуренты». Мы просто ищем передовой опыт и жадно впитываем его.
- На Западе есть «индустриальные бюро знакомств» (www.globalbenchmarking.com , www.benchnet.com и др.)/
- В чужом опыте есть вкрапления алмазов, но гранить их надо по-своему.
- Работа с конкурентами - провокация на уровне имитации секретарши потенциального клиента (слабо представляет, что надо - посмотрим, что умеете).
- Внутренний бенчмаркинг - положительный опыт можно найти и в соседних подразделениях.
- Пары, посещающие кофейни, можно разделить на романтические и деловые.
- Все, что может быть украдено, будет украдено. Это непреложная истина общепита (сказали люди, устанавливая камеры видеонаблюдения).
- Председатель Совета директоров «Русагро» Вадим Мошкович:
- успешность управления оценивается как сумма положительно и отрицательно решенных задач. Если положительно решенных задач больше - бизнес развивается».
- Мы никогда не отказывались от выбранной цели. Хотя проигрывать случалось.
- Если плюсов больше, чем минусов, стратегия выбрана правильно. Если нет - нужно менять способы достижения цели, но не саму цель.
- Есть не линейный вектор, а некий коридор, в границах которого возможны подъемы и падения.
- Этап бешеного роста каких-либо компаний всегда сменяется этапом не менее стремительного падения, когда вскрываются негативные аспекты прежних успехов. (корпоративные скандалы повторяются в мире каждые 5-7 лет).
- А.Карачинский: как только один попробовал жить нечестно и ему за это ничего не было, его опыт немедленно повторяют другие - так устроен рынок.
- NLP - метод как топор, можно и дом построить, и старушку зарубить. NLP - это язык описания человеческого опыта (как нотная грамота в музыке - говорит Андрей Плигин).
- В одном дорогом салоне красоты, оформленном в оранжевых тонах, клиентам на прощание дарят мандарин (сначала удовольствие от красивой прически, потом неприятный момент оплаты, потом приятный сюрприз - мандарин).
- Владимир Тарасов (Таллин):
- Какого человека обычно считают жестким? Который объявляет решение, но не объясняет его. А тот, кто объясняет логику своего решения, выглядит очень даже доброжелательным.
- Слабость, когда ее не стесняются, превращается в силу.
- Либо я управляю амбициями, либо они мной.
- Опытный руководитель - как костер, рядом с которым тепло, но если подойти слишком близко, можно обжечься.
- Мир бизнеса гораздо более субъективен, чем кажется.
- Марк Уоркмэн скорее склонен заниматься собственным бизнесом, чем работать наемным менеджером: мне нравилось задавать тон, принимать рискованные решения и следовать собственным инструкциям. К тому же, я терпеть не мог совещаний.