Стивен Спир Догнать зайца
Спир Стивен, Догнать зайца
Из предисловия К.Кристенсена:
- Правильная теория в итоге оказывается практичной, потому что хорошая теория, основанная на хорошем исследовании, способна объяснить, что служит причиной чего-то и почему. Закон всемирного тяготения, например, тоже является теорией. Он чрезвычайно полезен, потому что позволяет заранее сказать, без сбора экспериментальных данных, что если мы шагнем с утеса, то упадем вниз. Правильные теории позволяют нам точно предсказывать результат какого-либо действия.
- Даже те руководители, которые не считают, что их действия направляются теориями, в большинстве своем на практике являются ненасытными пользователями теории. Каждый раз, когда руководители разрабатывают план или предпринимают какое-либо действие, они основываются на какой-либо теории или умственной модели…
- Стив устраивался на работу на предприятия Toyota и ее поставщиков и конкурентов, чтобы узнать все изнутри и ответить на вопрос: «Как размышляют эти парни, когда они разрабатывают и улучшают производственные процессы?» Стив интересовался не только процессами изготовления и сборки. Его интересы распространялись на такие процессы, как обучение, разработка продуктов, укрепление руководства и обслуживание оборудования. Каждый вечер, возвращаясь в свою комнату, он в мельчайших деталях записывал все, что увидел.
- Как учил великий историк науки Томас Кун, ключ к разработке теории, которая верна как внутренне, так и внешне, состоит в поиске аномалий, в поиске случаев, когда имеющееся объяснение причинно-следственной связи не подтверждает результатов, предсказанных теорией.
- Автомобиль изготавливается из 10 ООО деталей, и, значит, сотни тысяч вещей могут произойти неправильно. Алюминий изготавливается при помощи огромного по своим размерам оборудования, которое стоит десятки миллионов долларов и работает при температуре, давлении, напряжении и скорости не просто опасных, но и стоящих на грани возможного, с точки зрения законов химии и физики. Больницы пытаются скоординировать работу тысяч людей для спасения тысяч жизней от почти бесконечного количества заболеваний. Вместо предложения сложных решений для этих сложных систем Стив разбивает эту сложность. Все эти системы, на своем «атомном» уровне, состоят из содержания работы, связей и маршрутов. Стоит привести их в порядок, и даже исключительно сложные системы становятся высокоэффективными и самосовершенствующимися.
- Любые статичные, не принципиальные отличия являются временными…Тем не менее то тут, то там мы видим компании и организации, которым удается оставаться впереди стаи на протяжении нескольких лет или даже десятилетий подряд. Демонстрируя сочетание скорости, подвижности, реакции и выносливости, они видят и используют все возможности…
- Чем многочисленнее и разнообразнее работники, машины и материалы, тем многочисленнее способы их взаимодействия друг с другом, часто дающие непредсказуемые результаты. В конце концов, так много оказывается взаимосвязанным, что система становится «непознаваемой». Неважно, сколько усилий и умственного труда затрачивается на организацию сложной операции, невозможно организовать ее в совершенстве и предсказать, как она поведет себя в конкретных обстоятельствах.
- Много организаций считают, что они управляют своими системами работы целенаправленным способом. Но фактически это не так. Скорее они управляют отдельными функциями и специальностями, совмещая эти элементы при помощи упорной работы, доброй воли и импровизации.
- Быстродействующие организации … относятся к каждой проблеме, к каждому случаю, когда что-то происходит не так, как они ожидали, так, как будто сама операция говорит им: «Может вы и создали меня, но вы все еще не знаете меня как следует. Посмотрите внимательнее, постарайтесь узнать больше, и все у нас наладится».
- Быстродействующие организации … целенаправленно и последовательно, наилучшим образом используют обычные человеческие способности, в то время, как их конкуренты позволяют перемолоть эти способности жерновам постоянной фрустрации, авралов, «тушения пожаров» и неудач.
- В целом больницы оказываются опасным местом для пациентов. Институт медицины подсчитал, что из 33 миллионов американцев, госпитализируемых ежегодно, 98 тыс. человек умирают из-за того, что их лечение проводилось в чем-то неправильно. Другие исследования показывают, что такое же количество людей умирают в результате инфекции, полученной во время пребывания в больнице, и что еще больше людей травмируются или заражаются при оказании медицинской помощи. Это повышает риск нанесения вреда здоровью при госпитализации до одного на несколько сотен, а риск гибели - до одного на несколько тысяч.
- Разница между Toyota и ее конкурентами заключалась не в большем количестве инструментов и не в более тщательном использовании этих инструментов… Мне все больше нравился подход к управлению исключительно сложной работой, овладевавший руками и умами сотен людей и заключавшийся в непрерывности процесса улучшений, инноваций и адаптаций. Завод был не только местом производства физической продукции, но также и местом обучения тому, как производить эту продукцию, и, что важнее всего, местом непрерывного обучения тому, как производить эту продукцию… Любой моментальный снимок мог бы показать, где находится Toyota сейчас, но не то, куда она направляется.
- Многие…компании взяли у быстродействующих организаций только видимые инструменты - карты потока создания ценности, вытягивающие системы, производственные ячейки, карты статистического контроля процессов, но они не поняли, для чего предназначены все эти инструменты: для управления сложной работой в целях непрерывного улучшения этой работы.
- Ни один мозговой трест не способен заранее предусмотреть все мелочи, которые могут произойти. Вместо этого следует, выполняя работу, немедленно фиксировать все риски или потенциальные опасности в процессе работы и внедрять изменения, чтобы эти риски не возникали вновь.
10. Ориентированность быстродействующих организаций на процесс контрастирует с «отдельными башнями» во многих других организациях, где подразделения лишь говорят об интеграции, а сами стремятся действовать как суверенные государства.
11. Быстродействующие организации постоянно экспериментируют и узнают все больше о выполняемой работе. Именно так они успешно справляются с проблемой сложности, которая в той или иной форме стоит перед каждой такой организацией. Здесь не приветствуют и не любят временных решений, тушения пожаров или героических поступков. Здесь стремятся понять и решить проблемы, а не мириться с ними.
12. Еще одна парадоксальная польза - решение некой проблемы часто обнажает следующую, которая была скрыта первой. Да, появляется новая проблема, но теперь организация рассматривает ее просто как еще одну проблему, от которой они избавятся.
13. Четыре способности быстродействующих организаций:
- детальное проектирование с использованием имеющихся знаний и встраивание контроля с целью выявления проблем
- обозначение и решение проблем с целью получения новых знаний. Чем дольше проблема остается нерешенной, тем труднее и дороже будет с ней справиться.
- обмен знаниями со всей организацией. Они делятся не только решениями, но и процессами, при помощи которых они были найдены: что узнали и как это узнали.
- лидерство через развитие первых трех способностей.
14. Решить проблему - недостаточно само по себе, в быстродействующих организациях ее решают, стремясь одновременно углубить свои знания о том, как работают их собственные процессы.
15. Быстродействующие организации превращают ситуации типа «победа - поражение» в ситуации типа «победа - победа». Если они добиваются успеха, они побеждают. Если нет, они понимают, как добиться успеха в следующий раз, и это тоже победа.
16. Быстродействующие руководители занимают должности не для того, чтобы командовать, контролировать, править, запугивать или оценивать при помощи придуманных наборов измеряемых показателей, а для того, чтобы помочь своим организациям стать еще лучше в самодиагностике и самосовершенствовании, еще более умело обнаруживать и решать проблемы, умножая эффект путем предоставления найденных решений в распоряжение всей организации.
17. Менеджеры не всегда планируют путь своих организаций к величию, просто успешные организации разрабатывают стандартные процедуры, проверяют их на практике, выявляют неработающие и развивают те, которые работают.
18. Джай Джайкумар (Jai Jaikumar) выдвинул в качестве одной из своих аксиом об информации понятие «несохраняемости информации». В дополнение к тому, что для информации важен контекст, она еще и портится, поэтому очень важно обозначать проблемы.
19. В прошлом простая наука, как правило, означала простые системы, будь то физические продукты конечного потребления или системы работы (организаций или процессов). Они имели мало составных частей, их взаимоотношения стремились к линейности и предсказуемости - одно логично приводило к следующему. Ключевой задачей было добиться, чтобы каждый хорошо владел конкретной профессией и выполнял свои обязанности вовремя. Когда в системе были необходимы лишь несколько специальностей и несколько взаимосвязей между ними, управлять интеграцией четко различимых частей в одно хорошо функционирующее целое было достаточно просто, и осуществлялась эта интеграция одним из двух способов. В маломасштабных системах «части» можно было совместить путем неформализованного эпизодического сотрудничества и совместного решения проблем. В более крупных системах бюрократическая координация служила тому, чтобы обеспечить функционирование каждой «части» в согласии друг с другом. Оба подхода зависели от одного человека, который был способен увидеть всю систему как единое целое, понять ее структуру и иметь разумное представление о том, как она поведет себя в ограниченном наборе обстоятельств, которые могут возникнуть.
20. Сегодня мы находимся в совершенно иной ситуации… Что касается крупных систем, ни от кого нельзя требовать полного понимания их структуры и поведения. Даже бюрократическая командно-контрольная система не может быть здесь примером, так как слишком трудно понять, кто чем должен заниматься и кто чем фактически занимается, чтобы «сверху» указывать правильное направление для «низа». Тем не менее сейчас как никогда ранее важно обеспечивать эффективную интеграцию, сотрудничество и координацию… Больше невозможно заниматься только развитием глубокой компетенции, оставляя вопросы интеграции в единую систему воле случая. Сегодня совмещение отдельных частей в единое целое является самостоятельной наукой.
21. Главной трудностью для тех, кто возглавляет сложные системы, в которых множество людей (часто использующих сложное оборудование) должны работать в сотрудничестве и согласии, является то, что чем больше привлекается различных наук и специальностей, тем труднее заранее точно определить, кто, что и когда должен делать, от кого зависеть и перед кем отвечать. Учитывая все эти неопределенности, также трудно, если вообще возможно, предсказать, как поведет себя система в различных обстоятельствах, в которых она должна действовать. Может произойти много неожиданностей. Именно способ управления неопределенностями, ожиданиями и неожиданностями и отличает быстродействующие организации от их преследователей, оказываясь источником постоянного конкурентного преимущества.
22. Обманчивый образ подразумевает, что (1) отношения, связи и события происходят линейно и (2) система в целом исправна, кроме одного неполноценного элемента. Это приводит к заключению, что когда системы отказывают, то виноваты в этом отдельные люди. Для сложных систем это совсем не так. Здесь больше подходит образ паутины, состоящей из сложно и взаимно переплетенных ниточек. Одна-другая из них могут порваться, а вся сетка может выдержать, но если несколько ниточек рвутся в определенной комбинации, сетка приходит в негодность. Поэтому неудивительно, что пауки ремонтируют разрывы по мере появления, а не ждут, когда накопится много прорех.
23. Один из характерных признаков неэффективных организаций заключается в том, что они ухудшают положение, подавляя свою способность учиться на собственном опыте… Когда что-то происходит неправильно, люди учатся сдерживать проблемы, используя обходные технологии и методы борьбы с пожарами, часто демонстрируя замечательные творческие способности. Кажется, что проблема исчезла, но все факторы, вызвавшие ее, остаются и приводят к повторному появлению проблемы. В конце концов достаточное количество мелочей складываются в «нужной» комбинации, что и вызывает бедствие.
24. Полагаться на бдительность и внимательность вообще - довольно слабая защита от ошибки. Люди не запрограммированы на безупречную внимательность. Поэтому, например, ушло много сил на то, чтобы в кабине пилота самолета последнему было бы трудно сделать что-то неправильно - ошибочное нажатие кнопок, слишком резкие повороты или подъемы - и легко сделать то, что правильно. Вот почему экипажи самолетов могут работать определенное количество часов подряд, определенное количество часов в день и определенное количество дней в неделю.
25. Люди в медленнодействующих организациях подавляют признаки и показатели того, что процессы несовершенны и что их необходимо изменять. Когда они сталкиваются с препятствиями, то относятся к ним как к нормальному шуму процесса, его неизбежным пертурбациям, которые они должны обойти. Они выполняют свою работу, но не увеличивают вероятность того, что следующий пациент будет иметь больше шансов на успех и меньше шансов на неудачу.
26. Комиссия (расследовавшая гибель челнока «Колумбия») обнаружила, что: «Культурные свойства и организационные практики, вредные для безопасности, продолжали развиваться, включая расчет на прошлые успехи взамен надежных инжиниринговых практик (таких, как испытания и проверки с целью выяснения того, почему системы не функционировали в соответствии с требованиями); организационные барьеры, мешавшие эффективной коммуникации критически важной информации о безопасности, и замалчивание различий во мнениях специалистов; недостаток интегрированного управления всеми элементами программы; и появление неофициальной цепочки процессов командования и принятия решений, функционировавшей вне рамок правил организации»… Никакого инженерного анализа не проводилось, но руководители программы челноков использовали прошлые успехи для оправдания уверенности в успешности будущих полетов.
27. Те, кто преследует зайцев-лидеров, не рассматривают отклонения и отходы как позитивные сигналы и возможности для улучшения и обновления. Для этих организаций отклонения - всего лишь шумы, появляющиеся один за другим, раздражающий стук, с которым так или иначе приходится справляться.
28. Попробуйте управлять сложными системами так, чтобы было сложно увидеть, как отдельные кусочки складываются в единое целое, и настаивать (явно или неявно), чтобы люди обходили проблемы при их обнаружении, и результаты окажутся в промежутке между разочаровывающими и катастрофическими.
29. Быстродействующие организации всеми силами стараются рассмотреть неожиданности, как можно быстрее распознать несоответствия между ожидаемым и фактически происходящим.
30. Один из принципов эффективного управления сложными системами: ни одна команда не может разработать совершенной системы заранее, запланировав каждую случайность или нюанс… Несмотря на все усилия, вложенные в предварительное проектирование, что-то всегда упускается. Но за незнанием кроется возможность. Ключевой момент - определять проблемы в момент их появления - чем больше, тем лучше - и решать их, когда они видны… Чем скорее проблема обозначена, тем больше «скоропортящейся» информации можно собрать о ней.
31. Фундаментальное понимание: что-то делается неправильно, потому что есть недостаточное понимание, как сделать это что-то правильно… Проблемы являются не вечным бедствием, которое следует терпеть, а вечным руководством к совершенствованию.
32. В школах бизнеса управление представляется как набор шахматных стратегических разменных ходов, а сложные системы описываются как поддающиеся сложному математическому моделированию и контролю. Это совсем не похоже на то, что представляет собой лидерство в организации с интенсивными процессами или системами и с длительным производственным циклом.
33. Лидер большой организации действительно обладает огромной властью, но по большей части она имеет разрушительный характер. Он может увольнять людей, останавливать производство, сворачивать работу конвейеров и прекращать отношения с трудными заказчиками и поставщиками. Однако гораздо труднее овладеть конструктивной властью, потому что в конечном итоге созидание реализуется через сотрудничество и согласованность… В момент повторения и передачи любого заявления руководителя оно переформулируется, а смысл искажается.
34. Не понимая какую-либо часть системы, вы не понимаете и того, как она связана с другими элементами, и происшествие, которое само по себе представляется вам незначительным, может оказаться катастрофичным, если сложится определенная комбинация с другими происшествиями.
35. Эксперименты были не просто испытаниями, проводимыми для того, чтобы понять, какой материал лучше другого. Перед началом экспериментов инженеры предсказали, как каждый из материалов будет себя вести, объяснив, почему они так считали. Задача была не только в том, чтобы сделать выбор между претендентами, но и в том, чтобы выяснить то, что еще оставалось непонятым о каждом из них.
36. Серия вопросов «почему», «что» и «как» задавалась по всему потоку создания ценности и цепочке поставщиков… Пока Программа … не могла дать ответы на все эти вопросы, где-то в ее работе таилась смертоносная мина-ловушка.
37. Быстродействующие организации не отрицают фактора человеческого несовершенства. Они хотят, чтобы их операции доносили сами на себя без всякого стыда не только громко, но и точно и быстро… В быстродействующих организациях реакция на проблемы быстрая, серьезная и упорядоченная.
38. Технологическая дисциплина означает, что организация должна адаптироваться к технологии, а не технология к организации. Для передовых разработок данных всегда недостаточно, особенно если продукт со сложной технологией должен эксплуатироваться при соблюдении большого количества требований в течение многих лет.
39. Нужно дать своим сотрудникам возможность готовить четкие и сильные аргументы против противоположных точек зрения. Следует приветствовать открытые обсуждения и дискуссии, чтобы полностью изучить все стороны вопроса. Более того, важнейшие проблемы нужно представлять в письменном виде. Ничто так не заостряет мыслительный процесс, как запись аргументов и доводов. Слабые стороны, не замеченные в устном обсуждении, быстро становятся болезненно очевидными на бумаге.
40. В высокоэффективных организациях лидер выполняет две критически важные роли. Он отвечает за определение не только того, что должно быть сделано, ставя задачи, но также и того, как это должно быть сделано, формируя процессы и системы внутри компании. Конечно, подобная задача не для одного человека и никто не может оставаться лидером вечно, так что нужно развивать и в других людях навыки и умения, необходимые для управления сложными видами деятельности.
41. Эти напряженные и нервные интервью стали скандально знаменитыми, однако их целью было не удовлетворение садистских наклонностей или стремление унизить и запугать. Риковер хотел понять, как его будущие сотрудники справляются со стрессовой ситуацией, реагируют на незнакомые обстоятельства и обдумывают проблемы - все это определяло, сможет ли кандидат в Программу управлять сложными операциями с очень высокой эффективностью.
42. Стандарт помогает увидеть, где инновация нужна, и определить, где инновация полезна. Если нам необходимо внедрить новшество быстрее, стандартизированная работа способствует этому благодаря готовности нашего технологического процесса, так как ясное представление о том, что у нас уже имеется, и о том, как оно встраивается в проект в целом, помогает нам определить уровень допустимости рисков.
43. Когда коллективное знание … было обширно, но разделено между отдельными агентами, целое представляло собой гораздо меньше, чем сумма отдельных частей, потому что очень много усилий тратилось на выяснение того, кто обладает информацией, необходимой в каждый конкретный момент.
44. В 1940-х годах Тайити Оно, один из основателей производственной системы Toyota, очень расстраивался, что у операторов штамповочных прессов уходило от 2 до 3 часов на переналадку, то есть на переход от производства одного вида детали к другой. К 1950-м годам переналадка постепенно сократилась до менее чем 1 часа, а в 1960-х она занимала менее 3 минут. Рабочие не просто быстрее выполняли те же самые действия, как рабы на галерах под ускоряющийся бой барабана, а постоянно выявляли лучшие способы выполнения переналадки.
45. Тайити Оно… сформировал простое правило, согласно которому элементы должны работать совместно при помощи саморегулирующейся синхронизации: если кто-то - потребитель - нуждался в чем-то, он должен был пойти и заказать это, а поставщик не имел права производить и поставлять что-то, пока не получит такого заказа… Конечно, на практике трудно следовать этому правилу в его абсолютной форме… Но базовый алгоритм сохранялся. Потребность внизу потока задает темп работы вверху потока, так что отдельные виды работы обслуживают более крупный процесс и в конце концов все завязаны на обслуживании конечного потребителя, причем никто не действует изолированно.
46. Где бы мы ни были, что бы мы ни наблюдали, г-н Оба задавал одни и те же вопросы. Его обширный опыт помог ему создать надежную схему для понимания и диагностики структуры любой сложной рабочей системы. Именно эту схему, а не обязательное сравнение конкретных ситуаций, использовал он для своих чудесных выводов. Именно эта схема давала ему возможность охарактеризовать и проанализировать сложные системы, даже если они были совершенно ему незнакомы… Где бы мы ни были, г-н Оба в первую очередь обращался с просьбой начать осмотр со сбыта, обычно самой последней (и, как казалось, самой неинтересной) остановки во время посещения компании. Там он находил человека, загружавшего грузовики в тот день, не того, кто руководил отгрузкой, а того парня или девушку, которые своими руками поднимали и загружали продукцию, и спрашивал, сколько какой продукции кому и в какое время отгружалось. Он хотел узнать, в чем заключался для завода успех работы в тот день и как можно было определить, был ли этот успех достигнут или нет. Узнав это, он спрашивал, где находились коробки, предназначенные к отправке, и шел к последнему месту упаковки. Там он спрашивал рабочего, откуда поступала продукция, с которой он работал. Постоянно задавая вопросы: что вы делаете? откуда поступают ваши материалы? он шел с конца к началу процесса работы завода. Это помогало ему выяснить, какие шаги нужно было выполнить и кто отвечал за их выполнение, чтобы успешно отгрузить продукцию.
47. Фактически при каждой остановке он задавал еще один набор вопросов: что является сигналом приступить к выполнению работы: производственное задание, задание начальника? как вы реагируете на этот сигнал? каковы номенклатура, объем, контейнер и сроки для вашего реагирования? а вы в свою очередь как подаете сигнал, что вам что-то нужно? что тогда происходит?... Он хотел узнать не только, как все успешно выполнялось, но и как работники узнавали, если что-то не работало должным образом.
48. Этот принцип воплощен по всей компании Toyota в обобщенной форме: работа не может выполняться, если в нее не встроен механизм контроля, который должен немедленно сигнализировать, когда и где что-то идет неправильно. Есть контрольные механизмы, соответствующие каждому из четырех дизайнов системы:
- Результаты. Как узнать, отгружаете ли вы раньше, чем нужно, в срок или с опозданием?
- Маршруты. Как узнать, завершены ли все этапы процесса каждым работником, отвечающим за них?
- Связи. Как узнать, выполняете ли вы в срок или с опозданием запросы от непосредственных «потребителей» и получаете ли вы то, что вам нужно от непосредственных «поставщиков»?
- Работа. Как узнать, работает ли метод, применяемый вами для выполнения конкретного задания?
49. Отчетливо представляя себе, что должно происходить, легче удивляться неожиданностям, которых никто не предвидел.
50. Вектор изменений - направленность на «идеальную» систему - определяет способ осуществления изменения, используя научный метод на высокой скорости и с низкими затратами для решения проблем при одновременном углублении знаний. Таким образом, процесс устранения какой-либо проблемы помимо своей основной задачи приносит еще две пользы - приобретаются новые знания, которые пригодятся впоследствии, и развивается способность решать проблемы как у организации в целом, так и у каждого работника, столкнувшегося с проблемой в частности.
51. Идеал подразумевал, что производство и поставка должны быть:
- бездефектными - никогда не ставить под вопрос удовлетворенность потребителя;
- по требованию потребителя - отвечать на реальную потребность;
- по одному изделию - предоставлять тем, кому что-то надо, только то, что они могут непосредственно использовать, не отягощая их необходимостью хранить что-то в ожидании будущих потребностей;
- незамедлительными - предоставлять тем, кому что-то надо, то, что им надо, не заставляя их при этом ждать; если же это невозможно, следует иметь под рукой мелкие партии готовой продукции для создания иллюзии незамедлительности;
- без лишних трат - никогда не тратить время, усилия, креативность и другие ресурсы таким образом, что никто другой это не оценит,
- безопасными - такими, чтобы никто не пострадал физически или морально и профессионально;
- надежными - такими, чтобы продукция поступала только к тем, к кому она должна поступать, и ни к кому другому.
52. Технология решения проблем:
- Предпосылки: почему мы обеспокоились данной ситуацией.
- Текущее состояние: как выполнялась работа и какие возникали проблемы (симптомы).
- Анализ первопричин (диагноз): какие причины были выявлены при исследовании проблем.
- Применение контрмер: как мы пытались бороться с причинами и устранять проблемы.
- Целевое состояние: как, по ожиданиям, должна была пойти работа после применения контрмер и устранения проблем.
- Реальный результат: что было достигнуто в действительности.
- Сравнительный анализ: почему реальное положение отличалось от ожидаемого/прогнозного.
53. Принципиальным элементом работы руководителя является роль сократического учителя, который задает членам группы вопросы, развивает группу, формируя у ее членов способности продумывать ситуации, и обучает их решать проблемы самостоятельно при помощи научного метода…
54. Каждый раз, когда возникал какой-либо вопрос, ответ искали путем проведения быстрых экспериментов, а не при помощи рассуждений… Умения и навыки решения проблем формируются в процессе решения проблем, поэтому выполнение работы и улучшение способов выполнения работы тесно взаимосвязаны. Это не научный менеджмент Фредерика Тейлора (Frederick Taylor), когда тупицы выполняют работу, указанную им умниками.
55. При развитии способности к решению проблем по всей организации те, кто непосредственно страдал от какой-либо проблемы, могли зачастую решить ее сами и сразу же, обращаясь к экспертам только с проблемами достаточно крупного масштаба и высокой сложности.
56. Быстродействующие организации развивают скорость не только потому, что они видят и решают проблемы, но и потому, что их решения быстро становятся частью лучшего из известных на данный момент подхода, то есть наиболее актуальной (и постоянно улучшающейся) квинтэссенции того, что организация коллективно узнала о том, как наиболее успешно выполнять определенный тип работы.
57. Стрессовое испытание системы заставляет ее обнажать свои уязвимые места, скрытые в те моменты, когда ситуация не была критичной.
58. Нужно получить четкое представление о процессе - что в нем поддавется изменениям, а что неизменяемо. Другими словами, ситуацию можно изменить, но насколько?.. Цель может быть прогнозом, основанным на оправданных и обоснованных ожиданиях, а может быть целью, основанной на желании (это не улучшает понимания процесса).
59. Чтобы организация была быстродействующей, улучшение процессов, каким бы ценным оно не было само по себе, должно также служить улучшению навыков людей, выполняющих эти процессы. А если это не так, ответственность за видение проблем, решение проблем и формирование полезных знаний, которые уменьшат или предотвратят будущие проблемы, окажется в руках избранной группы людей и не будет иметь отношение к большинству работников организации.
60. Способ оставаться лидером заключается не в том, чтобы занять выгодную позицию и защищать ее, а в том, чтобы постоянно двигаться вперед с большей скоростью, маневренностью и выносливостью.
61. Успех зависит не от одного единственного события, так же, как и катастрофа зависит не от одной единственной неудачи. Определенное количество мелких инцидентов порой происходит именно таким образом, что система рушится или взрывается. Аналогичная смешанная динамика приводит к успеху, когда хорошие результаты накапливаются с течением времени. Лидеры - участники-зайцы накапливают победы быстрее и с большей частотой и продолжительностью их действия, чем остальные. Скорость и выносливость склоняют чашу весов, и победы достаются той команде, для которой каждое ее новое движение в гонке увеличивает шанс на то, что следующее движение будет еще быстрее и сильнее. И это случается, когда события рассматриваются не просто как успехи или неудачи, а как продвижение или возрастание шансов на успех в следующий раз.
62. Если вы формируете руководство из иностранных специалистов, это не совсем глобальная локализация. Это выглядит как колонизация, и в какой-то момент ваш запас администраторов истощается, если вы не развиваете местных специалистов.
63. Накопление знаний таким образом, чтобы они могли быть распространены по организации, вряд ли можно назвать простой задачей. GPC создал 3000 «наглядных учебников» - интерактивных веб-иллюстраций и объяснений критических навыков. Для создания каждого потребовалось около 200 часов рабочего времени, в целом примерно 300 рабочих лет. Столь длительная подготовка этих учебников объясняется тем, что их содержание должно было быть исчерпывающим, включающим описания множества навыков. Эту работу следует рассматривать в контексте общей цели - сократить время, необходимое для обучения тысяч работников, в два раза.
64. Toyota, казалось, нарушала передовые практики. Подход Toyota к управлению проектами был гораздо более «легковесным», чем у Крайслера, специалисты в нем отвечали в основном за свои непосредственные функции, а главные инженеры оказывали на поток работы побудительное, координирующее и обобщающее, а не принудительное влияние. Казалось также, что Toyota больше откладывала решения, оставляя неясность в критических параметрах конструкции и допуская существование гораздо большего числа дорогостоящих, требующих больших затрат времени прототипов… Toyota даже начинала проектировать и изготавливать штампы, еще не определив окончательной конструкции. Зато Toyota быстро получала и накапливала знания, полезные для достижения конкурентного превосходства в том, как должны разрабатываться отдельные компоненты, и особенно в том, как части этих компонентов должны гармонично сочетаться в хорошо объединенной системе.
65. Подход Toyota отражает тот факт, что в начале процесса разработки нельзя знать «верный ответ». Он должен быть обнаружен посредством многократных испытаний. Необходимо выяснить, что конкретно хотят потребители, а также как воплотить их желания в компонентах и подсистемах, разработать эти компоненты и подсистемы и объединить их… Идея заключалась в том, что, начав с большого количества потенциальных решений, можно с большей вероятностью прийти к верному решению, которое будет наилучшим и осуществимым для всех вовлеченных сторон
66. Инженеры Chrysler утверждали решения на ранней стадии в погоне за скоростью, обнаруживали, что эти решения ошибочны, и поспешно утверждали другие решения, которые, как выяснялось, тоже были неверными. Инженеры Toyota, напротив, постепенно сужали круг решений, которые можно было принять во всех областях знаний. Они на самом деле не задерживались в принятии и утверждении решений; они оставляли себе время, чтобы узнать как можно больше о разных вариантах… В книгах усвоенных уроков описываются способности компании на настоящий момент, включая диапазоны осуществимости.
67. Лидеры должны быть системно ориентированы - отвечать за создание и функционирование процессов на таких уровнях интеграции, на которых другие не обладают достаточным видением перспективы и полномочиями… Лидеры быстродействующих организаций должны выполнять еще одну роль: развивать тех, кем они руководят, чтобы способность организации к самокорректировке, самосовершенствованию и самообновлению могла распространяться и практиковаться широко и последовательно.
68. Даллис провел 12 недель, открывая для себя важность наблюдений как основы для улучшений и начиная понимать, насколько полезно использовать научный метод выяснения ожиданий до реализации изменений, а также отслеживания результатов этих изменений.
69. За первые семь месяцев на Toyota Даллис понял следующее:
- Важно проводить непосредственное наблюдение, чтобы видеть проблемы в сиюминутном контексте, включая работника, продукт, процесс, время и место в момент их возникновения, и исследовать, пока они еще актуальны. Именно так следует улучшать сложные системы работы, одновременно накапливая глубокие знания о том, как эти сложные системы функционируют в действительности.
- Важно структурировать всю работу по улучшениям, чтобы можно было проверить все исходные предположения, реализованные в работе и в изменениях.
- Важно усвоить урок «болтами, а не сваркой, клейкой лентой, а не болтами, руками, а не лентой», чтобы скорость и упорядоченность процесса решения проблем не мешали друг другу.
- Важно включать в отчеты не только сведения о действиях и результатах, но также и о причинах предпринятых действий и ожидаемых определенных результатах (которые могут совпадать или не совпадать с фактическими результатами).
70. Многие люди подчеркивали, что у Toyota было огромное количество инструментов управления потоками и материальными переделами - карты потока создания ценности, вытягивающие системы, стандартизированная работа, производственные ячейки и порядок на рабочем месте при помощи «5S». Это относится к аспектам управления горизонтальными потоками материалов от их приемки до отгрузки готовых изделий. Тем не менее Даллис начал понимать, как резко это контрастирует с нисходящей лестницей обучения и поддержки, ежедневным развитием умений и навыков работников в проектировании, эксплуатации и улучшении систем…Toyota создала производственное быстродействие и быстродействие улучшения и обновления… Контраст наблюдался между практикой Toyota по развитию работников и необычным упором ее подражателей на инструменты.
71. Поражает в Toyota то, что, когда просишь людей описать их плодотворную работу с руководителем, почти все рассказы вращаются вокруг того факта, что руководитель сделал что-то, что помогло рассказчику развить свои способности. Почти никогда не рассказывают о каком-либо сделанном руководителем трудном звонке или блестящем ходе.
72. На Toyota отчеты довольно простые: для каждого мероприятия указывается свой цвет - красный, желтый или зеленый.
73. Еще одно критически важное отличие руководителя в быстродействующей организации от его коллег во всех других местах. Если проблема выходит на его уровень, руководитель высокого ранга должен участвовать в ее решении. Неважно, переходит ли проблема межфункциональные границы, где никто больше не обладает достаточными полномочиями или властью, или не переходит, но достаточно трудна, чтобы быть решенной на более низких уровнях. И в том, и в другом случае руководитель высокого ранга вынужден стать участником работы по улучшению процесса в соответствии с его способностью видеть проблемы в момент и в месте их возникновения… Руководитель самого высшего ранга является самым подчиненным работником. Все делается для того, чтобы помочь отгрузке продукции потребителю.
74. Когда проблемы становятся видны, они обозначаются, исследуются и решаются, и не просто для того, чтобы заставить их исчезнуть, а для того, чтобы заменить незнание о процессе и (или) о системе, которые позволили этим проблемам проявиться, на полезное знание о том, как работать лучше. Это знание не хранится мертвым грузом в определенном месте. Оно распространяется, так чтобы опыт отдельных работников становился частью опыта и знаний их коллег. Наконец, руководители быстродействующих организаций выполняют роли, нечасто выполняемые руководителями организаций… несут личную ответственность за организацию каскада развития способностей во всей организации, что и делает эту организацию лидером.
75. Разработчики программных обеспечений, чьи системы должны быть динамичными и чувствительными, были поражены теми системами в природе, которые казались самоорганизующимися и саморегулирующимися, обходившимися без каких-либо команд и контроля или централизованного процесса принятия решений… Специалист по компьютерной графике Крейг Рейнолдс взялся за создание программы, имитирующей стаю птиц. Он не запрограммировал сложные схемы полета для каждой птицы… Вместо этого Рейнолдс запрограммировал три простых правила для каждой птицы: избегать препятствий (включая других птиц), летать в одном направлении с большинством остальных птиц и стараться оставаться в середине стаи. Эти простые правила хорошо работали и надежно регулировали.
76. Так и успешное функционирование сложных систем может достигаться при помощи нескольких простых правил:
- Проектируйте. Детализируйте системы в отношении: а) того результата, которого она предназначена достичь; б) тех, кто и в какой последовательности будет выполнять шаги на пути к достижению этого результата; в) того, как будет осуществляться обмен материалами и информацией (включая информационные сигналы к началу работы) между шагами и какие методы будут использоваться на каждом шаге. Разрабатывайте системы со встроенным контролем в целях немедленного выявления любых несоответствий между ожидаемым и происходящим.
- Улучшайте. Фиксируйте проблемы сразу же после их обнаружения, чтобы их можно было сдержать, исследовать и решить быстро. Привлекайте к решению тех, кого непосредственно затронули эти проблемы, используя дисциплину научного метода для того, чтобы не только решить проблему, но и получить дополнительные знания.
- Обменивайтесь знаниями. Делитесь со всей организацией всеми знаниями, полученными локально. Делитесь процессами получения знаний, а также конкретными решениями, чтобы новые знания могли шире применяться и приносить больше пользы.
- Развивайте способности к решению проблем. Развивайте эти основные способности в тех, кем вы руководите.
77. Сложная система, особенно разрастающаяся, постоянно испытывает нарушения и потрясения. Вопрос в том, как справляться с ними. Если деятельность организации существенно ограничена, эта организация может положиться на принцип избыточности: резервное оборудование, запасные мощности и дополнительные поставщики. Но такая безопасность может понизить конкурентоспособность цены: затраты на дополнительные ресурсы, занимаемую ими площадь, а также на инвентаризацию и обслуживание, которые им требуются. Это также может повлиять на качество. Избыточность ограждает организацию от проблем точно в такой же степени, в какой она ограждает эту организацию от возможностей решения этих проблем и от всех практик, знаний и улучшений, которые рождаются в результате этого.
Системная стабильность должна поддерживаться без ухудшения уровня себестоимости, качества и разнообразия продукции, но это невозможно, если система упростилась до глупости и раздулась от избыточности. Это возможно, если система хорошо видит и решает проблемы не только в малых масштабах, как высокоэффективная иммунная система, но также и в крупных масштабах, и самовосстанавливается даже после серьезных повреждений. Для такой организации реагирование на кризисы не является чем-то уникальным. Это то, что делается постоянно. Именно способность к реагированию и является источником ее надежности.
78. В соответствии с «правилом» конкретизации связей, или передач, Toyota и ее поставщики разрабатывают «интерфейсы» - стандартизированные способы пересылки заказов. Если заводу что-то нужно, он должен запросить это непосредственно у назначенного поставщика, а назначенный поставщик поставляет это только по предъявленному заказу. …Если один поставщик не может выполнить работу, завод-потребитель может легко попросить другого поставщика без необходимости узнавать вновь всю процедуру размещения заказов. Формы запросов и ответов уже согласованы, все, что осталось выяснить, - сколько, чего и к какому сроку запрашивается. Это похоже на жизнь в мире, в котором каждое периферийное устройство компьютера легко подсоединяется через порты USB, только намного проще.
79. Многие люди думают, что в работе существует демаркационная линия между нормальной ситуацией, когда все идет по намеченному руслу, и кризисной ситуацией, когда необходимо выбросить в окно все правила, чтобы справиться с ней. Давайте рассмотрим альтернативную точку зрения. Не то чтобы есть две категории работы - обычная и кризисная, а есть две категории организаций - те, для которых все оказывается кризисом, и те, для которых все оказывается обычным. В некоторых организациях процессы так плохо организованы, что даже в обычный день они регулярно порождают проблемы.
80. Поговорив с участковым терапевтом, кардиологом, пульмонологом, диабетологом и другими врачами своих родителей, она нашла только одного человека во всей системе здравоохранения, у которого было что-то похожее на целостное представление о состоянии и лечении ее родителей. Это был местный аптекарь.
81. Работники здравоохранения вынуждены каждый день выходить на работу, зная, что для ее выполнения им придется заниматься пожаротушением, поиском обходных решений проблем и полагаться только на свои сверхмерные усилия и сверхмерные усилия своих коллег лишь для того, чтобы предотвратить трагические последствия нарушающих работу ситуаций. И, тем не менее, они знают, что никакой героизм не исправит общее положение дел.
Все описанные выше истории успеха побудили организацию принять решение: (1) переключиться с управления каждой функцией в отдельности на управление предоставлением медицинской помощи как слаженным, объединенным от начала до конца процессом и (2) переключиться с принятия одноразовых мер при обнаружении проблем на организацию работы таким образом, что проблемы сразу же становятся видны, собираются вместе по мере возникновения, а те, кто страдает от этих проблем, оказываются вовлечены в их решение и улучшение своих собственных рабочих процессов.
82. Врачи, медсестры, технические работники и другие работали усердно, но в изоляции друг от друга. «Элементы» работы не были интегрированы в систему, что вызывало проблему за проблемой. Корни этих проблем уходили в неясность при распределении обязанностей (проблемы с маршрутами), нестабильность передачи и обмена информацией (проблемы со связями) и ненадежные способы выполнения работы отдельными сотрудниками.
83. «Я всегда считала, что я хорошо решаю проблемы, - призналась она, - но потом я поняла, что я «решала» одну и ту же проблему каждый день на протяжении 20 лет».
84. Взглянув на медицинское образование с точки зрения процесса, мы увидели, что ему не хватает ясности результата, последовательность обучения непредсказуема, передачи ненадежны, невозможно предсказать, какими знаниями обладают студенты, переходя на определенный этап процесса, и чему им нужно обучиться, прежде чем двигаться дальше, а в том, как проходит обучение во время практики определенной дисциплины, нет постоянства. Мы быстро поняли, что раздробленный подход в сущности гарантирует появление проблем, часто приписываемых медицинскому образованию, таких как слишком длительное время и высокая стоимость обучения, а также недостаток постоянства и качества. Решение заключается не в больших усилиях, а в более целостных усилиях.
Если бы такие усилия прилагались, можно было бы определять приемлемый и неприемлемый уровни на всем протяжении процесса, а не оценивать студентов по их старанию, личным качествам и другим оставляемым ими впечатлениям, которые не связаны напрямую с их профессиональными достижениями. В этом случае было бы также гораздо проще на более ранней стадии определять, когда студенты испытывают трудности, чтобы исправить это можно было за минуты, часы или дни вместо недель, месяцев или семестров.
85. Большинству организаций мешает структурная проблема: они управляют своими функциями по отдельности, а не как шагами хорошо интегрированного процесса. Каждая функция выполняет свою задачу, и так или иначе вся система срабатывает, кроме случаев, когда не срабатывает. В то же время большинству организаций также мешает проблема динамики: когда проблемы накапливаются, многие из них рассматриваются как неизбежный фоновый шум, то есть игнорируются. Это проблема динамики заключается в том, что сама организация не динамична - проблемы не приводят к изменениям.
86. Станок, каким бы он ни был красивым и элегантным, который не предупреждает своего оператора об ошибке, не может быть использован в работе. Он ненадежен, а делать вид, что это не так, было бы ошибкой. Многие примеры самокорректирующихся систем, рассмотренные нами в этой книге, и мириады других примеров в компании Toyota и в других быстродействующих организациях полностью доказывают ценность и непрерывность этой приверженности.
87. Быстродействующее управление является умением, и, как многие умения, оно требует практики. Вот как надо начинать:
- Начинайте с малого. Найдите процесс или систему, части которой довольно тесно связаны так, чтобы количество совместно добывающих знания людей было небольшим.
- Решайте действительно важную проблему. Выбирайте не какой-то вспомогательный процесс, который ни для кого не важен, включая и вас. Начав подсчитывать выгоды, заставьте людей быть внимательными и делать записи.
- Не размышляйте много, а делайте много. Именно здесь происходит реальное получение знаний. Никто не овладевал игрой в гольф, не загнав несколько ведер мячей в лунку.
- Начните с маленькой ступни, но с длинной ноги. Хотя вы должны начать работу довольно маленькой группой над довольно хорошо определенной проблемой, как я сказал выше, обязательно задействуйте все уровни руководства между производством (или его эквивалентом) и вами.
- Заботьтесь о безопасности. Так как вы наверняка будете совершать ошибки по мере накопления опыта и знаний, обязательно позаботьтесь о безопасности вашего эксперимента, чтобы он не подверг ваше положение опасности, а вашу организацию - риску.
- Не ждите, когда у вас будет достаточно свободного времени. Его у вас никогда не будет. Планируйте время каждый день на разработку рабочего процесса, чтобы увидеть его проблемы, на решение этих проблем, и на обмен полученными знаниями со всеми остальными, для которых новое понимание может оказаться полезным.
88. Самонадеянно полагать, что все созданное нами уже нельзя улучшить. Пессимистично полагать, что мы неспособны когда-либо улучшить то, что имеет недостатки.
89. Идея о том, что автомобили могут быть безопасными, надежными, высокоэффективными и сделанными в соответствии с многочисленными требованиями потребителей, когда-то казалась фантастикой. Теперь это стало нормой, минимумом, который ожидается от автомобиля. Определенные организации уже делают намного больше с намного меньшими затратами, чем их коллеги и конкуренты могут себе представить. Это не волшебство. То, что они сделали, можете сделать и вы.
Стивен Спир
Профессор Массачусетского технологического института, долгое время преподавал в Гарвардской школе бизнеса. За исследования и публикации был награжден премией McKinsey Award и четыре раза премией Shingo Prize. Harvard Business Review и The New York Times регулярно публикуют материалы Стива