из книги Дианы Трейси: Менеджмент с точки зрения здравого смысла, Настольная книга, М., Автор, 1993



Чтобы быть хорошим менеджером, надо быть:
- психологом,
- организатором,
- другом,
- учителем,
- экспертом в постановке задач,
- лидером,
- человеком, умеющим слушать других - и это только для начала.

Подобно жонглеру, нужно держать в воздухе одновременно несколько шаров. Нужно сбалансировать:
- интересы фирмы с интересами личностей, которые вам подчиняются,
- необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения,
- необходимость сохранять дистанцию от подчиненных с необходимостью быть доступным и приятным в общении,
- производственные интересы с человеческими потребностями ваших подчиненных.

Когда известны не все исходные данные,... требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может оказаться ошибочным. ... Перепуганного лидера никто не уважает.

Лидер всегда включает высшую передачу, но создает видимость, будто катится по инерции... Хороший лидер прежде всего хороший продавец - он продает идеи или планы как своему начальнику, так и подчиненным.

Менеджер - педагог, помогающий вам осознать, что вас окружает мир, более интересный, волнующий, захватывающий и неисчерпаемый, чем вы предполагали. Это человек, который учит вас решать проблемы самостоятельно. Он заставляет вас напрягать и тренировать мускулы, о существовании которых вы не догадывались. И теперь вы можете использовать эту мускулатуру для решения новых проблем.

Обучение - это изменения, которые происходят в личности в результате физической и интеллектуальной реакции на внешние воздействия. Чем большее количество чувств подвергалось воздействию /красочные наглядные пособия, звук, зрелище и т.д./, тем больше шансов, что изменения произойдут.

Определяя самое важное в данном задании, нужно мысленно решить:
- что? - почему? - кто? - где? - когда? - каким образом?

Команда дает материальные и психологические преимущества:
- безопасность
- чувство локтя, принадлежность к коллективу
- индивидуальность (признание и поощрение командой индивидуальных особенностей своих членов)
- гордость (за совместные достижения)
- признание (внешний мир считает команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем личность)

Частая ошибка менеджеров - держать сотрудников в неведении о том, что происходит в фирме. ...Дело матросов - драить палубу и не думать о том, куда идет корабль. ...Менеджер испытывает страх. Он видит в обладании информацией свою силу и поделиться информацией для него означает частично потерять власть.

О жалобах: Вам необязательно решать саму проблему, но необходимо всегда выслушать, в чем она состоит.

Здравомыслие и желание учиться всегда представляют большую ценность, чем академическое образование.

Новый сотрудник - не просто запасной винтик, который нужно вставить в машину. Он -личность, которая одним своим присутствием может сместить центр тяжести всей группы. Он испытывает на себе влияние традиций группы, но и влияет на них сам.

Вводный курс для новичка должен включать следующую информацию:
- история фирмы
- организационная структура
- функции различных отделов
- политика руководства в отношении потребителей и сотрудников
- продукция и услуги, предоставляемые фирмой
- требования к сотрудникам
- дополнительные привилегии для сотрудников.
Важно, чтобы с этим сообщением выступил один из руководителей фирмы.