Александр ПАВЛЮЧЕНКО - Стандартных ситуаций не бывает



"Экономические стратегии", №3-2006, стр. 56-59

Правильно сформулированный и вовремя заданный вопрос - это половина успешного бизнеса. Но лишь та половина, которая предполагает грамотный, подробный и своевременный ответ - прерогативу профессионалов консалтинга. ООО "КАРАНА" является московским представительством международной консалтинговой компании CARANA Corporation, основанной в 1984 г. в США с головным офисом в Арлингтоне (штат Вирджиния). CARANA Сorporation специализируется на оказании услуг в области управленческого консультирования и развития бизнеса. Московское представительство было создано в 1994 г. в порядке реализации проектов технической помощи за счет средств, предоставляемых правительством США, Канады, Великобритании. Кроме того, выполнялись проекты Международного и Европейского банков реконструкции и развития. В 1997 г. было принято решение о переходе компании на оказание консалтинговых услуг коммерческого характера. К 2000-2001 гг. ООО "КАРАНА" преимущественно перешла на коммерческие консалтинговые проекты. Сегодня в проектном портфеле компании - коммерческие проекты, выполняемые для частных и государственных предприятий, а также проекты Международного и Европейского банков реконструкции и развития. ООО "КАРАНА" объединяет около ста специалистов, работающих на постоянной основе и привлекаемых дополнительно под конкретные проекты. Компания имеет уникальный опыт реализации проектов реформирования крупных компаний, муниципальных образований, естественных монополий, отраслевых комплексов, реструктуризации многопрофильных предприятий и холдингов, а также в сфере среднего и малого бизнеса. Генеральный директор ООО "КАРАНА" Александр Владиславович Павлюченко в интервью "ЭС" дает оценку нынешнему состоянию сферы стратегического консалтинга в России и в этом контексте - аспектам деятельности своей компании, в частности востребованности услуг и перспективным направлениям дальнейшей работы.

Компания "КАРАНА" осуществляет достаточно большое количество проектов в электроэнергетике. Как, на Ваш взгляд, идет процесс реформ? Какие проекты Вы считаете наиболее успешными?

Данное направление является одним из приоритетных в деятельности нашей компании. Мы принимаем непосредственное участие в реформировании электроэнергетической отрасли как на уровне холдинга РАО "ЕЭС России", так и на уровне региональных систем. Сегодня "КАРАНА" - это уникальный опыт и знания в области реформирования российской и зарубежной электроэнергетики.

В частности, мы занимается разработкой и содействием в осуществлении проектов реструктуризации, проектированием бизнес-пространства создаваемых электроэнергетических компаний, проектированием и сопровождением отдельных видов бизнеса и бизнес-моделей энергокомпаний, внедрением современных методов управления. Наиболее успешным является проект реформирования электро- и теплоэнергетической отрасли. Это фундаментальный проект, задающий правила поведения и создающий стимулы для всех хозяйствующих субъектов в данной сфере. Наша компания участвовала в разработке концепции реформирования отрасли, а также является соавтором содержательных подходов к созданию законодательно-нормативной базы реформ в электро- и теплоэнергетике. Мы участвовали в разработке схем деятельности инфраструктурных организаций, таких как СО-ЦДУ, АТС, ФСК, которые в настоящий момент успешно функционируют на зарождающемся электроэнергетическом рынке.

Какова стратегия развития компании сегодня? В чем Вы видите ее будущее?

Существует определенное видение перспектив развития компании "КАРАНА". Мы ежедневно работаем над реализацией этого видения. Скорее всего, компания сохранит компактную структуру. Как показывает наш более чем десятилетний опыт деятельности на рынке консалтинговых услуг, часто активная политика, направленная на агрессивный рост, сопровождается потерей качества выполнения проектов. Поэтому мы придерживаемся консервативной логики развития, главным тезисом которой является следующий: рост размеров компании не должен сопровождаться потерей качества оказываемых услуг. С другой стороны, важным полем для развития компании является диверсификация в другие сектора рынка. Несмотря на то что начиная с 2000 г. электроэнергетика является одним из приоритетных направлений деятельности компании, ООО "КАРАНА" оказывает консультационные услуги и в сфере телекоммуникаций, и в химической промышленности, и в фармацевтической промышленности, и в машиностроении, и в других отраслях. Сегодня мы усиливаем работу в этом направлении. Кроме того, наша компания стремится расширить географию своего присутствия, в частности в СНГ. Мы ведем проекты в Казахстане и Украине.

Нередки случаи, когда "представители заказчика" с большой долей сомнения и даже с предубеждением воспринимают сферу консалтинга. Доводилось ли Вам сталкиваться с таким отношением? Что Вы можете ему противопоставить?

Да, нам приходилось сталкиваться с недоверием к консалтингу со стороны потенциальных заказчиков. Противопоставить этому можно только открытость и прозрачность компании. Консалтинг может быть успешным только в условиях взаимного доверия и взаимопонимания. Именно поэтому компания "КАРАНА" исповедует следующие принципы. Индивидуальный подход к клиенту: мы не предлагаем формальных решений, а вникаем во все специфические проблемы предприятия, чтобы разработать индивидуальные рекомендации и бизнес-процессы, которые на самом деле будут полезны и эффективны для нашего клиента. Еще на стадии формирования технического задания на выполнение проекта взаимоотношения с клиентами тщательно прорабатываются на уровне синхронизации понятийного аппарата. В процессе работы мы ориентируемся на тесное сотрудничество консультантов со специалистами предприятия, которые непосредственно участвуют в осуществлении проекта на всех его стадиях. Таким образом, наши клиенты получают возможность приобретения необходимых знаний и практических навыков для ежедневной самостоятельной работы. После завершения проекта клиент всегда может обратиться в компанию с любыми вопросами. Компания предлагает своим клиентам гибкие схемы работы в постпроектный период. Это сопровождение внедренной технологии, консультации и т.п. Таким образом, мы ориентированы на организацию долгосрочного сотрудничества со своими клиентами.

Какие характерные тенденции Вы бы выделили сегодня в области оказания консалтинговых услуг?

В Российской Федерации сейчас наблюдается рост сферы консалтинговых услуг, что ведет к увеличению конкуренции между консалтинговыми компаниями, появлению новых компаний. Это открытый рынок, на котором есть как управленческий, так и традиционный консалтинг. Компания "КАРАНА" представляет управленческий консалтинг.
В качестве очень важной тенденции необходимо выделить укрепление доверия к российским компаниям. Исходя из мирового тренда увеличения доли сервисных услуг в совокупном объеме ВВП, можно прогнозировать дальнейший рост емкости рынка консалтинговых услуг в нашей стране.

Принято считать, что стратегический консалтинг - прерогатива крупного и отчасти среднего бизнеса. Нужны ли, по Вашему мнению, консультационные услуги малому бизнесу?

Безусловно, нужны. Стратегия развития необходима любой компании, независимо от ее размера. Вопрос в другом. К сожалению, малый бизнес не может купить относительно дорогие консалтинговые услуги. Однако время от времени встречаются проекты, которые заказываются представителями малого бизнеса.

Не практикуете ли Вы для поддержания клиентской базы в тонусе каких-либо вариантов абонентского обслуживания компаний-клиентов?

Разработка и реализация стратегии компании является перманентным процессом, требующим мониторинга и быстрой адекватной реакции на внутренние и внешние изменения. Следовательно, обеспечение консультационного сопровождения и экспертной поддержки управленческих процессов, вызванных организационными изменениями и реализацией стратегических планов по повышению конкурентоспособности бизнеса, оптимизация системы производственного управления, управления финансами, материальными ресурсами и персоналом в постпроектный период совершенно необходимы в условиях, когда консалтинговая компания испытывает чувство ответственности за успешную реализацию проектов. Однако специальных схем абонентского обслуживания с взиманием с клиентов абонентской платы компания "КАРАНА" не имеет, несмотря на то что у нас есть клиенты, с которыми мы работаем многие годы. Сотрудники компании применяют гибкие схемы постпроектного обслуживания, включая единичные консультации, организацию выездных семинаров и встреч с клиентами по интересующим их вопросам.

Близка ли точка насыщения современного российского рынка консалтинговых услуг? Или же существует потенциал роста в свете перехода компаний на МСФО, что предполагает расширение и активацию рынка?

Подготовка внутренней финансовой отчетности на основе международных стандартов (МСФО/IFRS) является одной из ниш, в которых может существовать консалтинговая компания, но консалтинг подразумевает и множество других услуг. Компания "КАРАНА" занимается управленческим консультированием, базируясь на принципах МСФО, поскольку мы уверены в том, что наличие качественной системы финансовой и управленческой отчетности является необходимым условием эффективной работы предприятия и значительно улучшает его конкурентную позицию. Принимая во внимание особенности ведения бухгалтерского учета в России, мы предлагаем организацию системы качественной внутренней финансовой отчетности в российских компаниях с учетом мирового опыта, объединенного в международных стандартах. Она позволяет эффективно внедрить систему бюджетирования и организовать процессы принятия правильных управленческих решений.

Особого взрыва спроса в связи с переходом на МСФО в соответствии с утвержденным несколько лет назад Министерством финансов РФ планом-графиком не ожидается. Тем более что многие крупные компании (компании, входящие в листинг международных бирж, являющиеся партнерами иностранных компаний, - соучредители совместных предприятий, владельцы минорных пакетов акций и т.п., - привлекающие иностранные инвестиции в собственный капитал, т.е. компании, в которых партнерская сторона заинтересована в предоставлении информации в понятном для нее виде, а также компании, сталкивающиеся с необходимостью принимать решения быстрее, чем это возможно при использовании традиционной формы бухгалтерского учета и отчетности) уже перешли на международную систему финансовой отчетности. Рост спроса на консультационные услуги в этой области может быть вызван скорее потребностями среднего бизнеса. При этом мы понимаем, что часть компаний данного сектора действительно будет заказывать консультационные услуги по подготовке внутренней финансовой отчетности на основе международных стандартов у консалтинговых компаний, но другая часть станет искать штучных специалистов, которые бы отладили систему внутри компании.

Назовите три урока Александра Павлюченко для российских предпринимателей и руководителей предприятий.

Урок первый: стандартных ситуаций не бывает. При выборе консультантов заказчик должен ориентироваться не только на репутацию консалтинговой компании, в которую он обращается, но и на концептуальные подходы к анализу и решению проблем клиента. Их можно оценить в период заключения контракта и формирования технического задания.

Урок второй: не относитесь к выбору консультантов легкомысленно. Есть пророки и в своем отечестве. При выборе консультантов российские предприниматели должны ориентироваться на российские консалтинговые компании, поскольку хороший российский консультант будет с уважением относиться к заказчику, предложенные им решения будут адаптированы к реалиям российского рынка. Не секрет, что западные компании, выходящие на российский рынок, как правило, действуют по принципу: "сейчас мы Вас научим, как надо жить". Это часто приводит к неадекватным решениям, которые компания, заказавшая консультационные услуги, использовать не может.

Урок третий: составление технического задания для консультантов - ответственность заказчика; правильно поставленный вопрос гарантирует получение правильного ответа. На начальном этапе совместной работы заказчика и консультантов необходимо внимательно отнестись к составлению технического задания. Заказчик должен признаться себе, что в его компании имеются некие проблемы, которые внутренними силами решить нельзя или процесс решения оказывается слишком дорогим. Следовательно, заказчик осознанно обращается в консалтинговую компанию. При составлении технического задания заказчик и консультант работают вместе в атмосфере взаимного уважения. Их цель - получить максимально полезный для заказчика результат.