Баранов - Не стоит делить жизнь на работу и не работу



Андрей БАРАНОВ

36 лет. Окончил Таджикский государственный университет по специальности «теоретическая физика», Высшую коммерческую школу в Москве, программу MBA в Wharton School оf Business. Работал инвестиционным банкиром в Нью-Йорке в компании Merrill Lynch, имел собственный бизнес в США. В 1999 г. начал заниматься стратегическим консалтингом в компании МcKinsey (oфисы Нью-Йорка и Нью-Джерси). В 2002 г. создал консалтинговую компанию Princeton Partners Group в Москве. Одновременно является членом Совета директоров компаний «АльфаСтрахование», «Сбарро», «Волга-Днепр». Член Клуба «2015», объединяющего ведущих российских топ-менеджеров.

О компании Princeton Partners Group основана в 2002 г. бывшими консультантами МcKinsey (США). Специализируется на разработке стратегий и постановке систем корпоративного управления для ведущих российских компаний. За время существования компанией было реализовано около 30 успешных проектов по разработке стратегий и реорганизации для ведущих российских компаний в самых разных отраслях от страхования до ресторанного бизнеса.

 

Андрей БАРАНОВ уверен, что вокруг очень много людей, которые пытаются доказать обществу свою успешность, тогда как подлинный успех совершенно не в этом. В чем же он состоит? Об этом и о многом другом рассуждает управляющий партнер консалтинговой компании Princeton Partners Group.

- Андрей, почему, сделав успешную карьеру в США, Вы решили вернуться в Россию?
- Я поехал в Америку в 92 году на 6 месяцев. У меня и в мыслях не было, что я задержусь там на 10 лет. Я уезжал из Таджикистана в тот момент, когда разваливался Советский Союз, но был совершенно уверен, что смогу легко получить российское гражданство и вернуться в Россию. Оказалось, что для этого надо написать письмо Президенту. Я написал одно письмо, второе, но безрезультатно. За это время я получил сначала Грин-карт, потом американское гражданство, успел построить и продать свой бизнес в Америке, отучиться в бизнес-школе, поработать в крупных компаниях.
Я действительно имел многое: стабильное будущее, радужные перспективы, высокую зарплату, прекрасную карьеру, интересную работу. Но мне всегда не хватало адреналина. И тут появилась возможность сделать проект в России. Здесь я уже три года, мне очень нравится, но это не значит, что я приехал сюда на всю оставшуюся жизнь.
- Отличается жизнь топ-менеджера в России от жизни топа в Америке?
- Материально, наверное, нет: в Москве сейчас можно зарабатывать и жить не хуже, чем на Западе. Психологически - тоже нет. Основное отличие, на мой взгляд, в разных культурных ценностях общества, в уровне доверия между людьми. Но если честно, я не ощущаю, что живу в России или Америке, я живу на Земле.
- Вы исповедуете такой же стиль ведения бизнеса, как МcKinsey? Это абсолютно американский стиль, насколько он подходит для России?
- Не думаю, что есть американский или российский стиль, мне кажется, есть более профессиональный и менее профессиональный стиль в бизнесе. На мой взгляд, МcKinsey является эталоном профессионализма. По своему опыту вижу, что для России это подходит идеально, потому что такую манеру ведения дел здесь используют не очень многие, т.е. конкуренция практически отсутствует.
- По сравнению с той же МcKinsey, у Вас небольшая компания. Вы планируете вырасти во многомиллионный консалтинговый бизнес?
- Лично у меня нет такой цели. Если бы она была, я бы не стал заниматься консалтингом, а пошел в бизнес и начал такую компанию строить. Конечно, в консалтинге тоже можно создать огромную корпорацию, но тогда ее руководитель автоматически перестает быть консультантом и становится строителем бизнеса. А "мое" - это именно консалтинг. Мне нравится работать с разными компаниями, выбирать среди них наиболее яркие, интересные. Нравится видеть, как они растут, меняются. Заниматься рутиной - не по мне, а без этого построение большого бизнеса невозможно.
Можно сказать, что существующая сегодня консалтинговая компания является побочным продуктом моей самореализации как консультанта. Но компания все равно будет расти дальше, и не потому, что это нужно мне, а потому, что вокруг есть люди, которые выросли здесь, на этих проектах, и хотят двигаться дальше.
- Нежелание расширять свою компанию мне представляется странным для бизнесмена... Возможно, Вы не совсем искренне отвечаете?
- Есть еще одна причина, кроме моего желания или нежелания - нет нужных нам людей. За три года мы поменяли несколько десятков человек, работать у нас может далеко не каждый.
Среди выпускников лучших российских вузов примерно 3-4% способны работать в такой атмосфере. Здесь очень мощное давление интеллектуальное и эмоциональное, постоянный стресс. Ведь работать приходится над самыми сложными проблемами, с которыми сталкивается клиент, зачастую это вопросы выживания компании, на кону десятки или сотни миллионов долларов. Для того чтобы справиться с такой работой, человек должен быть очень умен, быстро схватывать проблему, уметь разбираться в цифрах, анализировать, быть креативщиком, видеть за цифрами объемную картину происходящего, уметь коммуницировать так, чтобы клиенту было с ним интересно. Я готов взять много таких людей, но их нет.
- В чем причина? У нас так плохо учат или у нас такие неталантливые люди?
- Учат у нас хорошо, но совершенно не тому, чему нужно. Даже там, где работают по программам, близким к западным, преподают люди, которые просто прочитали книжки. А на Западе ведению бизнеса учат те, кто сам все это видел и делал в реальных компаниях. Понимаете разницу? Так что набор знаний наших выпускников совершенно не применим на практике. Но мы на это и не смотрим, мы сами можем научить всему, но только в том случае, если человек хочет и может научиться.
- Вы делаете ставку на выпускников, но, может быть, нужные Вам люди есть среди опытных консультантов?
- Мы брали консультантов из других компаний, но они у нас не прижились. Человек, который уже поработал, имеет свои стереотипы отношения к работе, к клиенту, к жизни. Как правило, они существенно отличаются от тех принципов, которых придерживаемся мы. Кстати, в компанию МcKinsey тоже, как правило, не берут людей с опытом, туда легче входить с молодости.
- Хочется понять, что же это за принципы, которым соответствует так мало людей?
- Очень простые, их декларируют в большинстве компаний, но мы стараемся действительно им соответствовать. Например, интересы клиента превыше всего. Что это означает на деле? Принципиально иной стиль жизни компании. Мы работаем с клиентами, которые нам интересны, и можем отказаться от выгодного, но не интересного для нас проекта. Я могу отказаться от запланированного отпуска, если у клиента случился кризис, и при этом не буду злиться на клиента, а приму это как должное, потому что сам выбрал этого человека. Если мне нужно сдать работу через три дня, но я не успеваю, то не буду спать эти три дня, но сделаю все в срок. И так живем мы все. У нас нормальный рабочий день 13-14 часов, а в авральном режиме - 20. А кроме работы нужно еще постоянно учиться: читать толстые книжки на английском языке, а потом применять эти знания на практике. Но мне кажется, все, кто у нас работает, счастливы, потому что мы все получаем удовлетворение от того, что делаем.
- Когда работа приносит удовлетворение - это, безусловно, счастье, но ведь жизнь состоит не только из работы.
- Знаете в чем тут секрет? Нанимая новых людей, я всегда говорю им: "Вы ошибаетесь, если думаете, что пришли на работу. Здесь никто не работает, мы живем этим".
- Значит ли это, что у Вас нет других интересов, кроме Вашего бизнеса?
- Наоборот, мои интересы везде. Я люблю кататься на лыжах, путешествовать, я был почти в сотне стран. И везде нахожу что-то интересное, важное для себя. Я очень много времени провожу со своими клиентами, но не потому, что они платят мне деньги, а потому, что мне с ними интересно. Не стоит делить жизнь на работу и не работу, надо просто жить.
- Смогут ли Ваши сотрудники с такими приоритетами прижиться в других организациях?
- Любой из наших клиентов с радостью предложит им достойный пост в своей компании. Они смогут успешно работать, где угодно, поскольку все они очень трудолюбивы, не боятся брать на себя ответственность, привыкли работать не для того, чтобы удовлетворить начальника, а для того, чтобы сделать дело. Захотят ли они работать в других местах? Не знаю.
- Вы так уверены в преданности своих сотрудников компании? Но разве им не нужны, как и подавляющему большинству, блестящая карьера, статус?
- Те, для кого значимо именно это, уходят. Поскольку идеи статуса, поста нам чужды. Иначе мы бы создали иерархию: директор - генеральный директор - партнер и т.п. У нас плоская компания, нет начальников, субординации, все "на ты". Для нас эти вопросы вторичны. И мне кажется, что отсутствие интереса к подобным вещам характерно для наиболее уверенных в себе людей, для тех, кто и так себя уважает, знает, что он яркий.
- А если Вы ошибаетесь и кто-то из Ваших сотрудников попытается создать собственную компанию, чтобы самому быть на виду?
- Здесь и так каждый на виду. Я очень хочу иметь партнеров, и если появится тот, кто захочет заниматься созданием компании, выстраиванием ее структуры, буду только рад. Но если кто-то захочет быть самостоятельным - прекрасно, станем делать совместные проекты. Я буду счастлив, что мне удалось воспитать таких людей.
- Вы член "Клуба 2015", что дает Вам членство в этой организации?
- Это не организация, а компания людей, которые придерживаются таких же взглядов, что и я. Основной из них - соблюдение этических принципов в бизнесе. В Клубе нет людей, которые нечестно заработали деньги, таких туда просто не возьмут. Каждый из членов Клуба яркий, интересный человек, за плечами каждого богатый опыт. Общение с такими людьми очень заряжает. Кроме того, мы проводим совместные проекты. Например, в прошлом году прочитали курс лекций для магистров экономики МГУ "Управление современной компанией". Члены Клуба рассказывали о себе, своем бизнесе. Студенты задавали те же самые вопросы, что и Вы, с тем же уровнем недоверия. Они не верили, что честность - это и есть путь к успеху, что только так и можно жить и работать. Но когда об этом им рассказал не один, а 10-15 человек, то их отношение изменилось. Разве это не здорово?
- Честность - это единственный компонент Вашей формулы успеха?
- Нет. Но, тем не менее, моя формула очень проста: почувствуй, какое дело является твоим, и делай это. Главное - не слушай окружающих, они не обязаны верить в то, во что веришь ты. Верь сам, и все получится.

01-01-2003 "Элитный персонал" №35 (421), 6сентября 2005