Корпоративное управление: поиск модели



Шейла Паффер, Даниел МакКарти
Корпоративное управление: поиск модели

"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 48-52

 

Исследования Шейлы Паффер и Даниела МакКарти посвящены развитию бизнеса и менеджмента в России, бывшем Советском Союзе и Восточной Европе. Шейла Паффер, называемая "ученым номер один" в данной области, является профессором кафедры международного бизнеса в Нортистернском университете (Бостон, США), директором программ Фонда Горбачева в Северной Америке. Даниел МакКарти - профессор исследований Walsh в колледже Администрирования бизнеса того же университета, член шести корпоративных советов, директор общественной компании Clean Harbors, Inc., а также консультант более чем 40 компаний в Соединенных Штатах и Европе. Оба ученых являются сотрудниками Центра российских исследований в Гарвардском университете, авторами многих публикаций, в том числе книг, посвященных избранной теме. Сегодня Шейла Паффер и Даниел МакКарти отвечают на вопросы члена редколлегии журнала "Экономические стратегии" Ирины Тууль (Бостон) о цели, роли и критериях формирования культуры корпоративного управления в России.


Что такое "корпоративное управление" и каково его значение?

Корпоративное управление - это один из тех терминов, которые каждый понимает по-своему, но при этом все согласны, что хорошее корпоративное управление требует высоконравственного поведения менеджеров, членов совета директоров и акционеров. Согласно определению, которое используется в наших исследованиях, корпоративное управление включает в себя правила, политику, институты, отношения и поведение всех тех, кто находится у власти в корпорациях и ответственен за них. Корпоративное управление необходимо для того, чтобы акционеры и общество в целом могли обрести доверие к экономической системе как таковой и к ее институтам. Инвесторы или акционеры, равно как и все другие стейкхолдеры, должны быть уверены, что корпорации работают открыто и честно и что имеются механизмы и институты, способные обеспечить этот процесс.

Корпоративное управление взаимосвязано со всеми аспектами экономической системы страны. Оно необходимо для развития капиталистического рынка, который предоставляет ресурсы для финансирования экономического роста и экономики в целом. Поэтому корпоративное управление является сердцем и душой здорового экономического организма.

Следует ли рассматривать корпоративное управление в качестве универсального средства решения проблем бизнеса, экономики и общества?

Конечно, нет. Это не волшебная таблетка от всех болезней, но основание, опираясь на которое можно предупреждать или лечить общественные недомогания. К примеру, корпоративное управление поддерживается законом и юридической системой, равно как и профессиональными кодами нравственного поведения менеджеров, акционеров, членов советов директоров, инспекторов и пр. По сути, эффективное корпоративное управление зависит от субъективных качеств лиц, занимающих названные позиции, и их соответствия законам и профессиональным кодам. В последнее время во многих странах, прежде всего в Соединенных Штатах, неспособность отдельных индивидов вести себя в соответствии с этими законами и стандартами привела к крупным скандалам. В результате такие компании как Corporation, WorldCom, Global Crossing и многие другие заканчивают свою жизнь как безнадежно больные пациенты отделения реанимации корпоративного управления.

Какие проблемы можно решить с помощью корпоративного управления, а какие нет?

Эффективное корпоративное управление похоже на действенное лекарство, которое предупреждает болезни или лечит их. Хорошо развитая система корпоративного управления устанавливает ясные и четкие стандарты, помогающие минимизировать или решить социально-экономические проблемы. Подобная система содержит не только руководство к действию и стандарты поведения, но и определяет наказание для нарушителей законов, правил, инструкций и этических норм, которые являются неотъемлемой частью действенной системы корпоративного управления. Таким образом, она уменьшает двойственность и неопределенность в понимании основных составляющих достойного поведения и корректных решений, что позволяет менеджерам, членам советов директоров, акционерам, правительственным контролерам четко понимать, что правильно, а что нет, когда они исполняют соответствующие роли.

Каким образом политический и социальный сектор взаимодействуют с экономическим сектором в системе корпоративного управления?

Корпоративное управление не может существовать в вакууме. Оно взаимодействует практически со всеми элементами общества. В статье "Corporate governance in Russia: A framework for analysis", опубликованной в декабре 2003 года Journal of World Business (2003, № 38), мы выстроили структурную схему, показывающую взаимодействие всех элементов общества с корпоративным управлением в рамках крупных российских компаний. Мы анализируем экономический сектор, равно как правовой, политический, социо-культурный и даже технико-технологический, а также их составляющие, и приходим к заключению, что все эти сектора очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. К примеру, развитие российской экономики в значительной степени зависит от способности правовой системы неотступно и настойчиво следить за выполнением существующих законов, поддерживающих хорошее корпоративное управление. В социо-культурной сфере эффективно действующая судейская система может компенсировать отсутствие традиции доверия, создавая и поддерживая законы, защищающие интересы меньшинства акционеров, равно как и других стейкхолдеров. Хотя корпоративное управление является лишь одной из составляющих системы, без него не получится полной картины.

В течение длительного времени в России правительство являлось реальной властью и важнейшей движущей силой. Для создания и функционирования надежной системы корпоративного управления, способствующей успешному продвижению страны по пути рыночной экономики, очень важна поддержка правительственных структур, таких, например, как Федеральная комиссия по защите рынка. Без этого трудно будет привлечь инвестиции. Данной проблеме мы уделяем особое внимание в упомянутой статье. Другая статья, посвященная той же проблематике - "Russia's Retreat to Statization and the Implications for Business". Она написана в соавторстве с нашим российским коллегой и опубликована в сентябрьском номере Journal of World Business в 2000 году.

Почему корпоративное управление особо важно для переходной экономики?

Переходный период - это всегда бурное и опасное море. Отказ от централизованного планирования в пользу рыночной экономики невозможен без здорового, жизнеспособного, растущего частного сектора, так как правительство более не является основным источником финансовой поддержки и защиты бизнеса. Руководителям десяти компаний, которых мы интервьюировали в течение последних десяти лет, пришлось столкнуться с этой проблемой, когда они изыскивали возможности для роста. Их опыт отражен в книге "The Russian Capitalist Experiment: From State-Owned Organizations to Entrepreneurships", написанной нами в соавторстве в Александром Наумовым и опубликованной в 2000 году. Совершенно очевидно, что российские фирмы остро нуждаются в частном инвестировании, на котором, собственно говоря, и зиждется успех экономических трансформаций. Без таких инвестиций, зарубежных и местных, компании в переходный период не получат необходимых средств для создания рабочих мест и производства продукции, способной конкурировать на рынке, либо не смогут развиваться в той форме, которая бы способствовала росту экономики в целом. Инвестиции являются двигателем не только переходной, но любой экономики.

Зачем в России нужна система корпоративного управления?

Россия стремится стать страной с настоящей рыночной экономикой и полноценным членом глобального сообщества. Она остро нуждается в инвестициях, поэтому развитие эффективной системы корпоративного управления в вашей стране необходимо как нигде: ее наличие повысит доверие инвесторов к России. В самом начале построения рынка местных и зарубежных инвесторов отпугивали бесконтрольность и непорядочное поведение многих корпоративных менеджеров, которые одновременно были основными акционерами. Плачевным результатом такого неэтичного и зачастую криминального поведения явился, мягко говоря, угнетающе низкий уровень зарубежных инвестиций в России по сравнению с такими странами, как Венгрия, Чехия или Китай. Если не будет создана эффективная система корпоративного управления, Россия может оказаться "на обочине" и ей придется наблюдать со стороны, как другие страны развиваются и процветают.

Какой вам видится идеальная модель корпоративного управления?

Думается, что такой модели не существует. Любая хорошая модель корпоративного управления должна учитывать тип экономической системы в той или иной стране, равно как и стадию переходного периода. Правительство Путина взяло курс на рыночную экономику капиталистического типа, но конечный результат еще не ясен. Это может быть чисто рыночная система, как в Соединенных Штатах, либо социально ориентированный капитализм - как в Германии, Франции и других европейских странах. Некоторые стандарты и принципы корпоративного поведения внедряются международными организациями, такими, например, как ОЕСД или Всемирный экономический форум. Они лежат в основе Российского кодекса корпоративного поведения, созданного Федеральной комиссией по защите рынка совместно с частными организациями типа Российского института директоров и Ассоциации промышленников, а также фирмами, работающими в области международного права и специализирующимися на проблемах корпоративного руководства и управления. В статье "Russia's Corporate Governance Scorecard in the Enron Era", напечатанной в августе 2002 года журналом Organizational Dynamics, мы проанализировали новый Российский кодекс корпоративного поведения через призму восьми принципов корпоративного руководства, которые были сформулированы Мировым экономическим форумом. В результате был сделан вывод, что в России налицо определенный прогресс по всем восьми позициям.

Новая российская система корпоративного управления строится, в основном исходя из принципов, характерных для чисто капиталистического англо-американского подхода. Однако в процессе реализации они неизбежно трансформируются под влиянием национальной культуры, ценностей и традиций. Этой проблеме посвящена наша статья "Corporate governance in Russia: Towards a European, U.S. or Russian model?", в декабре 2002 года опубликованная в European Management Journal. По нашему мнению, РФ хорошо стартовала в направлении развития корпоративного управления, но в этом движении пока участвуют лишь несколько крупных компаний.

Чем отличаются системы корпоративного управления в развитых и в переходных экономиках?

В переходных экономиках создание системы корпоративного управления протекает тяжелее; в развитых странах работы гораздо меньше. Однако, как известно, последние также не свободны от проблем. Вне зависимости от уровня развития экономики страны изменение условий требует совершенствования и модернизации системы корпоративного управления. Недавние скандалы в Соединенных Штатах имели место в рамках экономической системы, по сути своей ориентированной на акционеров. В результате, вся эта система оказалась связана законом Сарбанса-Оксли от 2002 года, наложившим новые обязательства и ограничения на компании, их менеджмент и советы директоров. В Германии и Японии, например, система, учитывающая интересы стейкхолдеров, создавалась и совершенствовалась в течение десятилетий.

В результате рабочие, представители банков, поставщиков и других стейкхолдеров зачастую занимают места в совете директоров. Но экономические спады и прочие проблемы заставляют и эти страны переосмысливать и частично менять уже устоявшийся порядок вещей.

В переходных экономиках, напротив, все начинается с чистого листа. Их прошлый опыт не позволяет получить представления о том, как работают рыночные отношения. Политические деятели и лидеры бизнеса могут ускорить процесс формирования системы корпоративного управления, используя пример других стран, как произошло, например, в России. Это уменьшает степень неопределенности и опасности для потенциальных инвесторов, а значит, способствует притоку новых инвестиций в переходную экономику. Однако система корпоративного управления может долго оставаться в транзитном состоянии, пока заимствованная модель, своего рода скелет, обрастает мышцами, видоизменяется в соответствии с культурными традициями страны.

Каковы основные средства создания системы эффективного корпоративного управления?

Это в первую очередь детально разработанная бизнес-этика. Все заинтересованные стейкхолдеры, под которыми применительно к России мы подразумеваем лидеров корпораций, правительство, его агентства и ведомства - такие как, например, Федеральная комиссия по безопасности рынка, суды, неправительственные организации (Российский институт директоров), рейтинговые агентства ("Тройка-Диалог"), и, конечно, различные инспекции - должны согласованно двигаться в одном направлении. Они вовлекаются в разработку и мониторинг системы корпоративного управления. Последняя может развиваться и без вовлечения стейкхолдеров, но тогда она не превратится в "любимое детище", уважаемое всеми теми, кто ее создавал.

На наш взгляд, до сих пор Россия вполне справлялась с задачей вовлечения тех частей социального механизма, поддержка которых необходима для создания "хорошо смазанной" системы корпоративного управления. Но, конечно, становление подобной системы - лишь первый шаг, хотя и весьма значимый. Всем этим проблемам посвящена наша книга "Corporate Governance in Russia", написанная в соавторстве с профессором Станиславом Шекшней. В ее создании также приняли участие российские, североамериканские и европейские специалисты и лидеры бизнеса. В общем, можно сказать, что корабль движется в верном направлении, но до цели еще очень далеко, и поломки будут случаться не раз. К этому следует быть готовыми.

Каковы, на Ваш взгляд, основные препятствия для установления действенной системы корпоративного управления?

Первые три - коррупция, коррупция и коррупция. Многочисленные исследования показывают, что эффективное корпоративное управление не может существовать в атмосфере глубоко укоренившейся коррупции. Президент Путин обещал дать бой коррупции, но общеизвестно, что правительственные чиновники и бюрократия зачастую сами являются источником проблемы.

Еще один камень преткновения - работа судов, которые должны стоять на страже закона. Это абсолютно необходимо для исправного функционирования системы корпоративного управления. Меньшинство акционеров, к примеру, не сможет выиграть процесс в российском суде. В то же время крупные корпорации зачастую используют свою власть и влияние, чтобы беззаконно прибирать к рукам другие компании, иногда при помощи судов.

Качество системы корпоративного управления обусловлено также культурой доверия, которая была практически истреблена за годы коррумпированного коммунистического правления и теперь не свойственна России. В данном случае складывается классическая ситуация "яйца и курицы", когда хорошая система корпоративного управления, скорее всего, вызовет доверие, и в то же время доверие само по себе является необходимым условием формирования хорошего корпоративного управления. Таким образом, простого ответа не существует. Очень многое зависит от личности руководителя и от самих стейкхолдеров.

Какую роль в решении глобальных проблем и в поддержке здоровых международных отношений играют организации типа Фонда Горбачева в Северной Америке?

Организации, существующие за счет частного финансирования, имеют собственный независимый голос. Они могут позволить себе не подстраиваться под позицию того или иного правительства. Фонд Горбачева является именно такой организацией, чья миссия заключается в культивировании демократических отношений и демократических институтов во всем мире. Как инкубатор новых идей и взглядов на современные глобальные проблемы, Фонд Горбачева спонсирует деятельность, которая объединяет экспертов из многих стран для поиска практических путей улучшения социального и экономического положения народов нашей планеты.

Корпоративное управление - это один из путей поддержания демократических институтов и процессов, а значит, и становления гражданского общества. Понимая важность этой проблемы, руководство Фонда Горбачева в Северной Америке в апреле 2003 года провело в Бостоне конференцию на тему: "Корпоративное руководство в переходных экономиках". Ученые и лидеры бизнеса из стран с переходной экономикой - СНГ, Центральной и Восточной Европы - обсуждали вопросы корпоративного управления. Избранные доклады опубликованы в декабрьском номере Journal of World Business за 2003 год, специально посвященном проблеме корпоративного управления в переходных экономиках. Эта подборка позволяет взглянуть на многие вопросы и проблемы с разных сторон.

Какие возможности и ограничения существуют для международных связей и кооперации в сфере корпоративного управления?

Россия уже имеет позитивный опыт кооперации с международными агентствами: ОЕСД и Всемирный экономический форум помогали создать систему корпоративного управления. Многие зарубежные эксперты и адвокаты способствуют развитию российского законодательства, а также кодекса корпоративного поведения. Вполне можно сказать, что международное сообщество, особенно западные страны, хотят видеть Россию экономически сильным партнером в мировой игре. Ее уже признали страной с рыночной экономикой и поддержали вступление России в ВТО. Однако все зависит от того, удастся ли вам создать действенную систему корпоративного руководства.

Вместе с тем международная кооперация ограничена. В конечном счете, именно от россиян зависит, что из предложенного другими странами они выберут и смогут ли создать самобытную национальную систему корпоративного управления. Совершенно необходимо, чтобы она была принята всеми стейкхолдерами, включая рядовых граждан. Российская история свидетельствует об огромной гибкости и творческих возможностях вашего народа, о его умении успешно преодолевать препятствия. Он, безусловно, обладает всем необходимым для того, чтобы построить исправно функционирующую систему корпоративного управления.