Ричард Флорида - Креативный класс



Научный креативизм

Ричард Флорида, «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». М.: Классика-XXI, 2005. (Richard Florida, "The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life").


Разговоры о креативной составляющей современной экономики уже настолько надоели, что мало кто воспринимает их всерьез. С одной стороны, настоящие бизнесмены и так в курсе того, с какой скоростью и как часто нужно выпускать на рынок новый продукт, будь то йогурт или программа. С другой стороны, популярное в профессиональной печати мнение о том, что погоду на рынке труда делают творческие люди, всевозможные «свободные агенты», несколько не совпадает с происходящим - массами совершенно не креативных «рабочих лошадок», безработицей и произволом работодателей, особенно в нашей стране. Конечно, зрение может нас и обманывать. Более того, как ни крути, а действительность всегда богаче, чем любое мнение о ней.

Осмыслить сложившуюся ситуацию во всей ее полноте осмелился Ричард Флорида в своей книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». В отличие от многих других авторов, стремящихся так или иначе создать руководство к действию, он работает с большими числами в масштабе всей американской нации и не предлагает ничего делать, а просто пытается зафиксировать то, что происходит. Конечно, он не беспристрастен - ему нравятся творческие люди, он и самого себя считает таковым (и потому, описывая modus operandi этих людей, часто начинает говорить от первого лица). Ему нравится думать, что масса создателей - это уже целый класс, и что именно последний определяет будущее.

Однако, как говорил один умудренный опытом и Главлитом советский редактор: «Что имеется в виду, и в каком смысле?» А вот что. Ричард Флорида утверждает, что в экономической и социальной жизни США появился качественно новый слой игроков. Если раньше самым массовым был рабочий класс (около 40% между 1920 и 1950 годами), затем его сменили работники сферы обслуживания (больше 45% к 1980 году), то в наше время на первые места прорывается креативный класс, представляющий примерно 30% всех работающих американцев. Кто эти люди? Ядро творческого класса, говорит автор, - это архитекторы, дизайнеры, научные сотрудники и так далее, то есть те, «чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания». Кроме них к этому классу принадлежат и другие люди, которые «занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала».

Креативный класс характеризуется не только (и даже не столько) результатами своего труда. В конце концов, представитель этого класса может быть и временно безработным. Гораздо важнее стремление такого типа людей придерживаться определенного образа жизни и действия. Деньги их привлекают меньше, чем возможность реализовывать свой потенциал, то есть использовать свои способности для решения сложных проблем, о которых говорилось выше. Поэтому они предпочитают не вертикальную карьеру, удаляющую их от интересной работы, а горизонтальную: из компаний, в которых их таланты уже не нужны, они переходят туда, где им могут предложить задачу по силам. Такой маневр совершил один из многих проинтервьюриванных Флоридой специалистов - из отдела консультирования индустрии развлечений PricewaterhouseCoopers в молодую хай-тек компанию, а оттуда (из-за организационного хаоса, вызванного падением доткомов) в фирму, занимающуюся праздничной упаковкой.

Они перемещаются не только из компаний в компании, но и из города в город, если там жизнь веселее и интереснее. Их привлекают культурные мегаполисы и, как заметил автор, центры с высочайшим потенциалом креативности - это города с максимальным уровнем толерантности к сексуальным меньшинствам и значительной концентрацией богемы. Креативный класс, по Флориде, основывается на трех «Т» - технологии, таланте и толерантности. Вот почему он покидает даже старые университетские центры (в них его представителям не хватает технологий), технопарки вроде Силиконовой долины (там с трудом разворачивается талант) и перемещается в такие непрезентабельные места, как Остин в штате Техас - город маленький, но с бурной ночной жизнью, талантливой молодежью и веселой атмосферой. Однако что может удивить еще больше, так это свободная идентификация представителя творческого класса с любой из своих ролей. Он с равной вероятностью является и научным работником, и музыкантом, и спортсменом, и дзен-буддистом. Для него эти занятия равны - работа и карьера не могут вместить такого человека целиком.

Короче, Ричард Флорида дотошен и внимателен. Он разбирает все аспекты существования творческого класса и делает выводы о том, что это новая социальная группа со своей этикой и убеждениями, своим образом жизни и действия, представители которой сплачиваются и реализуют свои интересы. Как и Макс Вебер (Max Weber), указавший на связь между капиталистической экономикой и духом протестантизма, автор пытается обнаружить связь между новой экономикой и духом креативного класса. Но у нас есть и свои представления о социальных группах. Как мы помним, для исторического прогресса необходимо не только их наличие, но и их борьба, а победа одного класса над другим приводит к смене исторических формаций. И если Ричард Флорида прав (я думаю, что он прав, хотя и пристрастен), то разговоры о новой экономике, фанки-капитализме и всем прочем - это старые добрые постулаты о смене исторических формаций. Как шутили во времена поголовного преподавания научного коммунизма, «да здравствует феодализм, светлое будущее рабовладельческого строя».