Где Россия, или Конец Постсоветского мира



В конце июля 2008 года, когда в результате очередных неприятностей в экономике США и масштабных спекулятивных игр поколебался фондовый РФ-рынок, а премьер Владимир Путин сказал что-то неблагозвучное про компанию «Мечел», наша либеральная общественность устроила большой вой на тему: Где же президент? Почему он не вмешивается? Не спасает ангельский «Мечел» и не хватает под руку споткнувшийся рынок?

В тот час я был всецело на стороне Дмитрия Медведева. Молчит - а что он должен делать? Выйти и сказать: как хороши, как свежи были трансфертные цены на уголь? Или: платить налоги - дело вредное и опасное для инвестиционного климата? Или: фондовый спекулянт - ум, честь и совесть нашей эпохи? Хорошо, что у нас есть хотя бы глава государства, не столь прямо озабоченный бизнес-вопросами, как его предшественник. Президент, который может и умеет мудро проигнорировать очередную коммерческую разборку, выдаваемую за технический конец света.

Минувшей ночью грузинские войска вошли в Южную Осетию - через 3 часа после официального заявления, что войны не будет, будут переговоры - и начали штурм Цхинвала. К утру половина города была уже разбомблена и расстреляна прямой наводкой, 11 югоосетинских сел - захвачены совсем. Российские «миротворцы» в ответ не сделали ничего, ровно ничего, несмотря даже на то, что сами попали под прямой и недвусмысленный артобстрел. Они не получили приказа.

И никто не поспешил спросить: а где же президент? Где Россия?

Миролюбивый президент Медведев находится в Самарской области. В санатории «Волжский утес». Он не счел необходимым прервать свой отпуск. Ради похорон Солженицына - да, прервал, из-за какой-то там войны, которая вот-вот выльется в похороны целого постсоветского мира  - нет.

Немиролюбивый (как зачем-то принято считать) премьер Путин прибыл на Олимпиаду в Пекин. Не развернул свой самолет, как другой российский премьер в 1999 году. В счастливом Пекине Путин, немного уставший от перелета, сообщил, что «США и Китай против начала войны в Осетии». То есть, если с путинского на русский: всемирное начальство вроде бы недовольно происходящим. Правда, война шла к тому моменту уже 12 часов. И протестовать против ее начала было (и остается) столь же бессмысленно, сколь выступать против генерального наступления пятницы, 8 августа. Мы уже живем в пятнице, этого нельзя изменить.

И страна Российская Федерация тоже не вышла из отпуска. Она равнодушно созерцает разгром Южной Осетии. Безмолвных безответных миротворцев. Наш разгром.

В ночь на роковую пятницу, 8-е, умерли, наконец, два мифа, придуманные некогда Кремлем и активно поддержанные и либеральной РФ-общественностью, и всякими влиятельными кругами на Западе.

Миф первый. Геополитическое значение и роль России за последнее время возросли.

Грузинские танки показали, что они плевать хотели на роль и место в России в новейшей истории. Всего пять, тем более - десять лет назад военный поход грузин на Цхинвал был абсолютно невозможен. Теперь очевидно, что Россия более не гарант, не миротворец и даже не посредник. Постсоветского пространства с неформальным центром в Москве отныне вовсе не существует - ни формально, ни фактически.

Утром в эту сегодняшнюю пятницу мне уже приходилось отвечать на недоуменные вопросы прекраснодушных журналистов: как же так, в 1992-м слабая Россия установила в регионе мир, защитив Южную Осетию, а сейчас?. Ответ прост. В то проклятое время у России, оказывается, наличествовали какая-то политическая воля и все еще боеспособная армия. Ныне - нет ни первого, ни второго. Finita. Остается только истерически собирать Совбез ООН и снова убеждаться, что российскую позицию эту Совбез не поддержит. Хотя бы уже потому, что российской позиции не существует в природе. Точнее, была какая-то позиция из двух очень русских либеральных слов: «годить» и «авось». Погодим, а там, авось...

Миф второй. У власти в России находятся люди в погонах. У нас милитократия, понимаешь. Кровавая гебня и прочие военные, мечтающие о возрождении российско-советской Империи.

В ночь на восьмое августа весь мир имел 120%-ную возможность убедиться, что никакой милитократии не было и нет в помине.  Потому что во время войны милитократия движется к линии фронта, а не к пекинским утесам. И наносит удары, а не униженно жалуется по глобальному начальству. И не рассуждает о неизбежном восстановлении мира, когда война уже проиграна процентов на шестьдесят.

Да, Кремлю эти мифы были очень нужны. Ибо наши клептократы должны были казаться русскому народу героическими вождями из прошлых времен, которые если и украли все, что осталось от советской власти, то только ради возрождения этой великой власти и великой страны.

Но за распространение этих мифов несут полную ответственность и русские титулярные либералы. Которые самозабвенно, со слюной у пухлого коллективного рта разносили всякую херню про «милитократию» и «неоимпериализм» с одной-единственной корыстный целью: презентовать преемника Медведева как «меньшее зло» (по сравнению со сказочными «силовиками») и потом щедрой грушей пасть к его ватным ногам.

И Запад тоже потрудился над тем, чтобы запугать кремлевскими силовиками себя самого. Иначе парламенты и народы мира не одобрили бы ни рост военных ассигнований, ни ПРО в Европе, ни расширение НАТО. Западные военные и спецслужбисты все сделали, чтобы подыграть Путину в его безнаказанном мифотворчестве и таким чином «развести» свои собственные страны на новые и новые миллиарды, разведывательные и оборонные, воздушные, сухопутные и морские.

Сегодня подлая мифология потерпела крах. Вместе с остатками российского влияния в бывшей Империи вообще и на Кавказе в особенности.

Саакашвили отправился в поход на Цхинвал, когда понял, что Россия не сможет ему убедительно возразить. Не раньше и не позже. Он не слушал либеральных аналитиков и не смотрел кремлевский Первый канал. У него были другие источники информации. Они его, похоже, не подвели.

А тем временем президент Северной Осетии Теймураз Мамсуров, осетинские и абхазские ополченцы выдвинулись к Цхинвалу безо всякой санкции или даже совета Кремля. Ждать кремлевских решений бессмысленно. Надо брать в руки оружие и действовать. Федеральной российской власти не существует, по крайней мере, ее не надо принимать всерьез - это на Кавказе в пятничную ночь поняли очень отчетливо. Какие будут последствия?

Но российская правящая элита совершенное не волнуется. И не вопиет от земли, как в историях с ЮКОСом / «Мечелом». Ей-то на самом деле эти непризнанные государства были сто лет не нужны. Чемодан без ручки. Нести тяжело. А бросить можно, но прежде было рано - народ мог не понять. Сейчас народ уволен из политики, так что...

Да, кстати, как там фондовый рынок? Падение незначительное, индекс РТС опустился всего на 0.19%. Правда, как сообщают аналитики, «акции сырьевых компаний оказались под давлением», но это не из-за войны, которую Россия может в ближайшие часы окончательно проиграть, а «из-за опасений глобальных инвесторов, связанных с состоянием мировой экономики». В общем, все ничего, слава Богу. Вот и председатель комитета по безопасности Госдумы, генерал милиции Владимир Васильев, одно из уверенных лиц «партии власти», сообщает, что: а) говорить о политическом убежище для лидеров Южной Осетии преждевременно; б) созыв внеочередного заседания Думы для обсуждения ситуации не требуется. Молодца.

Где теперь Россия - мы знаем. В полной жопе. Надо было дожить до пятницы, 8 августа 2008 года, чтобы это признать.

Отважимся существовать дальше.

ГДЕ РОССИЯ / 2. СПАСИТЕЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Необходимо срочно признать Южную Осетию

Кое-какие подкремлевские прохвосты, которые 8 августа около полудня уже готовились оправдывать наш осетинский позор (дескать, да кому вообще нужна эта горно-спиртовая республика?) к ночи на девятое заговорили, ни много ни мало, о полном и окончательном РФ-триумфе. Требующем немедленно откупорить ящик-третий «Вдовы Клико».

С «триумфом» этим надо разобраться, пока он липкой жвачкой не увяз в незрелых мозгах.

Итак.

Первое. Главная миссия России в Южной Осетии с 1992 года состояла в том, чтобы предотвратить войну. И обеспечить безопасность маленького непризнанного государства.

Россия выполнить эту миссию не смогла.

Мы вступили в войну через две трети суток после ее после начала, когда Цхинвал был уже почти разрушен, а тысячи наших людей, включая миротворцев - погибли. Это похоже на «Скорую помощь», которая приезжает к больному через 16 часов после инсульта. На охранника, который начинает защищать охраняемого, когда тому уже разбили в кровь лицо и сломали четыре ребра.

Второе. Всякое ответственное государство имеет в запасе план действий на случай такого весьма вероятного события, как грузинское вторжение в Осетию. А не начинает лихорадочно придумывать его через 12 часов после события.

Третье. У ответственных государств, имеющих приоритетные интересы в некоторых сопредельных регионах, как правило, работает разведка. Которая своевременно предупреждает о ключевых грядущих явлениях судьбы.

Учитывая, что 8 августа не только все политическое руководство страны, но и командующий Северо-Кавказским военным округом пребывали на отдыхе, разведка у нас или совсем не работает, или ее донесения давно никому не интересны.

Четвертое. Мифы о «геополитическом РФ-усилении» и «милитократии» получили таки свои путевки в исторический крематорий-колумбарий.

Потому что если б Россия действительно контролировала постсоветское пространство, как в прежние лихие времена, никакая война не могла бы начаться. А любой уважающий себя милитократ начал бы действовать в 23:15 7 августа - и тем самым спас бы Цхинвал, равно как и тысячи русских и осетин.

Так что, воля ваша, господа, не очень триумфально получается.

Хотя, конечно, телекартинка все спишет. Так что можете открывать свою шипучую «Вдову», если слишком горит.

Да, кстати, про мой любимый фондовый рынок. Его падение на критические 6% произошло вовсе не тогда, когда Россия безмолвно созерцала осетинскую бойню. А именно в тот момент, когда Кремль все же решил пойти на войну. И не из-за угрозы русского поражения, а совсем наоборот - из страха перед ухудшением отношений между Россией и США.

Немудрено: здоровье рынка гарантируют западные, преимущественно американские «глупые деньги» (на всякий случай - это термин, а не эмоциональная оценка). Они и решают, когда рынку расти, а когда - отцветать.

Но, несмотря на всё вышесказанное, нет сомнений, что худшего удалось избежать. А худшее для России, как известно, - это дискредитация царского (президентского) трона.

Дмитрий Медведев, пусть и с большим опозданием, нашелся. И показал, что он президент, и только он принимает решения, и правит страной. Тогда грузинское войско повернуло вспять.

Блицкриг Михаила Саакашвили провалился. Но в международно-правовую ловушку, учиненную грузинским лидером, Россия все-таки угодила. Теперь РФ, с чисто формальной точки зрения, стала агрессором и уже не может быть равноудаленным миротворцем. И значит, Тбилиси путем долгих маневров все же может воплотить свою программу-минимум: смену формата миротворческой операции.

Выход из ловушки - есть, и он очень простой. Признать Южную Осетию. И превратиться из агрессора в полноправного гаранта мира, призванного другим суверенным государством.

В таком, и только в таком случае в Осетии уже не будет войны. Потому что эту войну некому вести. Для США и НАТО ввязываться в это дело нет никакого смысла. У Грузии - никакой физической возможности. Военный потенциал этой страны теперь совершенно очевиден.

То есть, признание Южной Осетии есть простейший и удачнейший рецепт долгосрочного мира. Надо поступить всего лишь так, как Турция, признавшая в 1975 году, после военного конфликта на острове государственность Северного Кипра. И никто Турцию за это не разбомбил и вообще никак по-серьезному не обидел. Она спокойно членствует в НАТО и движется в сторону ЕС.

Излишне и говорить, сколь много приобрел бы президент Медведев, если б решение, о котором и помыслить не могли Ельцин с Путиным, было бы принято.

Впрочем, зная, как и чему преднацелен сегодняшний российский режим, надежды на осетинское признание очень мало.

Но надежда для того и придумана, чтобы умирать последней.

ГДЕ РОССИЯ / 3. ВЫХОД ИЗ ПОРАЖЕНИЯ

Ещё раз: необходимо срочно признать Южную Осетию

Всяческим большим специалистам, которые еще вечером 8 августа начали визжать, что автор этих строк все перепутал и на самом деле Россия спасла Южную Осетию, одержав великую военную победу, я посоветовал бы: не теряйте времени, отправляйтесь во Владикавказ, соберите там митинг (с непременным участием беженцев из Южной Осетии) и изложите во весь публичный голос свою сотериологическую теорию.

Хотя - лучше не делайте этого. Пожалейте своих детей.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Очевидно, что прозвучавшие вечером в пятницу, 8 августа, российские твердые заявления о том, что наши войска «освободили Цхинвал» и «очистили» его от грузин, были стопроцентной ложью (или, по-военному интеллигентно, дезинформацией).

Уже днем 9 августа освободительно-очистные сообщения рассосались. А утром (09:52) в воскресенье, 10 августа госсекретарь Южной Осетии Константин Кочиев заявил агентству «Осинформ» буквально следующее: «Вчера (т. е. в субботу, 09.08. - СБ) и сегодня осетинские бойцы вели зачистку города от грузинских снайперов и спецназовцев, но враг не унимается. Силы наши не бесконечны. Мы ждем поддержки от России. Счет идет даже не на часы, а на минуты...».

Еще накануне южноосетинский министр по спецпоручениям Борис Чочиев сказал российским журналистам, оказавшимся под обстрелом в Цхинвале: «Россия предала вас, журналистов, и нас. Нас кинула российская армия». Эта запись появилась около шести вечера в субботу в живом журнале Михаила Романова, корреспондента «Русского Newsweek», который был среди своих плененных войной коллег. Примерно в это же время «Газета.Ру» привела разговор с жителем Цхинвали, с которым удалось связаться в субботу около полудня. Он рассказал, что «... жилые кварталы города подвергаются сильному артобстрелу из систем залпового огня «Град», минометов и танков, передвигаться по городу невозможно, люди продолжают сидеть в подвалах без электричества и воды...». В момент разговора российских войск в Цхинвале не было: «по всей видимости, они могут быть рассредоточены по периметру Цхинвала»...

Наконец, 10 августа днем командующий миротворческими силами генерал Марат Кулахметов сказал «Интерфаксу» 80% правды: «южную часть Цхинвали занимала грузинская сторона, северные кварталы - осетинская сторона. Что мы наблюдали ближе к ночи (на воскресенье - СБ): грузинская сторона вывела часть своей бронетехники, но тем не менее в городе оставались снайперские группы и отдельные группы пехотных подразделений».

Регулярные российские войска на самом деле вошли в Цхинвал только в воскресенье, 10.08. И после того, как грузины (через представителя МВД) официально объявили об отводе своих частей. Стало быть, нашим дополнительным силам, которые прибыли в Южную Осетию 8 августа, было приказано уклоняться от прямых боестолкновений с грузинами и заниматься только подавлением их огневых точек. Что, судя по последующим событиям, слишком сделать не удалось.

Осетины обороняли и отбивали Цхинвал практически сами по себе. В субботу, 9 августа, в 19:53 агентство «Осинформ» распространило заявление «Спасите малый народ от уничтожения грузинским фашистами!» (примерно такое же было обнародовано в ночь на восьмое, когда Россия начинала задумываться, как бы ей поступить во время войны). Вскоре корреспондент «Газеты. Ру» Илья Азар передал из Владикавказа, от Дома правительства Северной Осетии, где только что провел совещание Путин, картину осетинского ожидания катастрофы:

Женщины плачут и кричат, периодически нападая на милиционеров. Мужчины стоят в сторонке...

- Армию послали, но они не могут народ защитить!

- Помогите! Мы проклятый народ!

- Там же никого не осталось, их убивают!

Одна женщина показывает мне смску из столицы Южной Осетии: «Мы будем прорываться, больше нет сил». Другая дает мобильный, и мне из Цхинвали рассказывают, что город наводнен грузинами, нет воды и электричества, а хуже всего то, что нет и российских солдат. «Воюют только ополченцы» - кричат в трубке.

В те же часы, когда всеми неубитыми каналами связи 5 000 женщин и детей плюс сверх того - 50 журналистов умоляли спасти их и вывезти из Цхинвала, невозмутимый корреспондент канала «Вести» на фоне камуфляжного Эдуарда Кокойты сказал вот такое: В Цхинвале уже не надо воевать, он весь разрушен. Тут даже видавший виды Кокойты не удержал лицо.

9 августа в 21:12 на сайте Осетинского радио и телевидения (osradio.ru) появилось сообщение: Некоторые наши авторы поддаются паническим настроениям, которые распространяются во Владикавказе и других районах Осетии. Поэтому, не удивляйтесь исчезновению с сайта избранных материалов. На сайте вводится небольшая цензура, вернее, тщательное редактирование. Никаких панических настроений!

«Тщательное редактирование» установилось с тех пор еще и в нескольких больших российских СМИ. Которые решили уклониться от детального обсуждения вопроса, как поживает «давно освобожденный» Цхинвал.

Хорошо, что боеспособность грузинской армии оказалась еще ниже, чем ожидалось. Повезло.

ИТОГИ ВОЙНЫ

Пришло время подвести предварительные итоги осетинских событий 7-11 августа.

О том, что Кремль (несмотря на то, что о возможной атаке Грузии на Осетию молчал в последние месяцы только ленивый):

а) не располагал разведывательными данными о сроках начала войны;

б) не имел ни собственного плана действий, ни даже загодя утвержденного политического решения на случай грузинского наступления

я уже говорил, подробно повторяться не буду. Можно лишь добавить, что решение войти в войну - после долгих часов психомучений - было принято, во многом, под влиянием Северной Осетии, где ситуация могла полностью выйти из-под федерального контроля.

По состоянию на 10 августа ситуация выглядит примерно так.

1. Гражданская инфраструктура Южной Осетии и столица республики Цхинвал - уничтожены.

Официально сообщается о 32 000 югоосетинских беженцев, находящихся ныне в Осетии Северной. При том официально население Южной Осетии составляло примерно 72 000 человек, а фактически (с учетом прежде уехавших на работу в Россию и эвакуированных прямо перед войной) - менее 50 000. Это значит, что подавляющее большинство жителей республики покинули свои дома, куда в обозримом будущем вернуться они не смогут - домов больше нет.

Фактически, Южная Осетия стерта с лица земли. Что косвенно (по Фрейду) признал в Совете безопасности ООН российский постпред Виталий Чуркин, заявивший 10 августа, что Россия никогда бы не дала стереть с лица земли непризнанные республики и вытеснить их за пределы. (На самом деле, именно это Россия и позволила Саакашвили сделать с Южной Осетией. Стереть и вытеснить).

2. Ведущие геополитические игроки вплотную подошли к постановке вопроса об изменении формата миротворческой операции и формировании международного контингента в де-факто государствах на формальной территории Грузии.

Причем: если до 7 августа важным аргументом в пользу исключительного российского миротворчества была его эффективность - действительно, в 1992-2008 гг. Россия на постсоветском пространстве заморозила военные конфликты и обеспечила долгий мир, что не удавалось большинству международных миротворцев на Ближнем Востоке, на Балканах и в Африке - то сейчас, после уничтожения территориального тела Южной Осетии, этот аргумент уже не выглядит столь убедительно.

Когда Михаил Саакашвили 9 августа заявил, что «грузинские войска выполнили свои задачи», он почти не врал. Задачи 1 и 2 действительно решены. И хотя главную задачу - установление блиц-контроля над югоосетинской территорией - ему решить не удалось, 1 и 2 - это для Тбилиси уже немало.

Такой результат, достигнутый ценой многочисленных жертв, никак не может считаться победой или хотя бы тактическим успехом России. Ничего хорошего не принесет России и сохранение довоенного status quo: вместо живой республики придется сторожить руины, на которых построить нам ничего не дадут. (И Путин, который спешно пообещал 10 млрд. руб. на восстановление Южной Осетии, и Лужков, который уже разинул рот своего пресс-секретаря Цоя на эти путиногенные миллиарды, сегодня едва ли представляют, как восстановление будет происходить физически).

Это значит, что Россия сегодня куда ближе к поражению, чем к победе. Но и победа окажется не за горами, если у Кремля вдруг обнаружится отчаянная воля.

Маршбросок к победе несложен и краток: официально признать государственность Южной Осетии и Абхазии. И стать легальными партнерами двух новых независимых государств.

ПЛОХАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Готов ли к этому Кремль? Скоро узнаем. Однако элиты в целом к этому точно не готовы.

Точка зрения Юлии Латыниной, изложенная в ее нашумевшей статье, в современной России никоим образом не может считаться маргинальной. Именно так думают больше половины ответственных работников Кремля и Белого Дома и уж не меньше 3/4 «экономической элиты». Просто об этом, следуя конвенции о мифологическом «российском возрождении», они не имеют материального права говорить вслух.

Здесь необходимо коснуться несущих аспектов философии нашей правящей элиты, которую можно по праву назвать «элитой утилизации». Целью правящего слоя, который сформировался, в основном, в 1993-96 гг. и с тех пор не претерпел качественных изменений ни по форме, ни по содержанию (хоть и был тонко разбавлен путинскими личными друзьями по Ленинграду-ГБ), была и остается утилизация советского наследства.

При том в советском наследстве РФ-элита выделяет две составляющие:

I. Хорошую: это и фабрики-заводы-трубопроводы, давно превращенные в частные миллиарды, и престижные аксессуары, например, кресло постоянного члена Совета безопасности ООН, позволяющее в нужный момент надувать щеки и защищать суверенную демократию в Зимбабве (одной из самых важных для России стран мира, вестимо);

II. Плохую, или обременительную: все активы бывшего СССР, которые не только не приносят внушительных доходов, но и требуют от элиты постоянных издержек.

К «плохой» части наследства, относилась, в частности, советская социальная система, которая гарантировала человекогражданину много бесплатных государственных услуг. Здесь же - и непризнанные де-факто государства, образовавшиеся в результате распада СССР: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика.

Отношение РФ-элиты к «плохому» наследству всегда была четким и неизменным: избавиться и сдать в исторический утиль а) как только обстоятельства позволят; б) сохранив имиджевое лицо.

От советской социальной системы хотели бы избавиться и при Борисе Ельцине, но тогда обстоятельства не позволяли: кремлевский режим был слишком непопулярен и в результате излишне резких постнаследственных телодвижений мог просто рухнуть. Потом пришел Путин, восстановил монархический ритуал, режим окреп до стадии небоязни и щедрую соцсистему спокойно упразднил.

То же и с постсоветскими де-факто государствами. С младых президентских ногтей Владимира Путина кремлевские стратеги бились над тем, как «сдать» их при полном сохранении PR-впечатления очередной победы.

Очень внятная попытка избавиться от Приднестровья была предпринята в 2003 году, когда родился так называемый «план Козака», лишавший ПМР всех первичных признаков государственности. К счастью для Приднестровья, план в конечном счете не устроил даже США с Евросоюзом, в силу чего провалился.

Абхазии и Южной Осетии в этом смысле повезло больше. На них в минувшие 3-4 года тоже мог свалиться какой-нибудь добрососедский «план имени Козака». Но, к счастью, в Грузии случилась «революция роз», и к власти пришел Саакашвили. Человек, совершенно не совместимый с Путиным психологически и ментально. Ключевой объект безотчетной ненависти кремлевских прагматиков.

Собственно, и сейчас Кремль уже назвал «мировому сообществу» главное условие сдачи кавказских де-факто государств: отставка грузинского президента. Они думают, что может взамен прийти «нормальный человек» (мужского или женского пола), с которым можно хорошо договориться «по деньгам». А тогда и осетинская рана с абхазской занозой не будут так беспокоить.

Надо надеяться, что США и Ко не станут принуждать Саакашвили уйти в отставку. И тогда у Кремля не останется выхода, как признавать Абхазию с Южной Осетией - или уж проиграть без сохранения лица.

НА ВЫХОД

Судьба российского завтра решается сегодня. Если Москва признает обе республики субъектами международного права, изменится всё. Сменится наша власть, хотя формально - не изменится ни на клеточку. Но логика, в которую поставит себя эта власть, будет уже качественно новой, иной.

И только в этом случае войны уже не будет. Наступит определенность, которой так чает «мировое сообщество». И нефтепровод «Баку -Тбилиси - Джейхан» сможет спокойно работать. США и Европа очень покритикуют Россию. Но - в глубине души - вздохнут с облегчением.

Россия может выйти из поражения в победу. Решающие дни чуть-чуть впереди. Будем готовиться к худшему и надеяться на другое.

ГДЕ РОССИЯ / 4. МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

В первой статье этого цикла я писал, что отказ России от военного вмешательства в Южной Осетии будет означать формальную фиксацию конца постсоветского мира.

Россия все-таки вмешалась в войну. Но конец постсоветского мира был все равно зафиксирован. Ни одна страна формального СНГ - даже сверхсоюзная Белоруссия - не выступила во время войны в поддержку Кремля. Украина оказалась против России, остальные соблюли нейтралитет.

Нет сомнений, что в государствах СНГ живут миллионы, даже десятки миллионов людей, которые сочувствовали России в ее противостоянии с Грузией и желали русским успеха. Но это никак не повлияло на позицию элит. В сложной военно-политической ситуации они не захотели ставить себя в зависимость от побед или поражений Москвы. Предъявив тем самым неопровержимое доказательство, что Россия больше не доминирует на пространстве своей бывшей империи, а постсоветского пространства как политической сущности уже не существует.

Впрочем, окончательно распалось это пространство, конечно, не сегодня, а в 2003-2005 годах. Порукой чему явились «цветные революции» в Грузии, на Украине и в Киргизии. То, что мы сегодня наблюдаем, - лишь формальное закрепление давно известного результата, не более того.

И выход Грузии (или даже Украины) из СНГ в этом смысле не имеет вообще никакого значения - ни положительного, не отрицательного. Снявши имперскую голову, стоит ли плакать по ея грузинским волосам? Содружество мертво. Россия выиграла бы, если б, как советовали мы с коллегой Каревым еще весной 2005-го, сама инициировала роспуск СНГ. И создание на его базе другого, более осмысленного и нацеленного альянса. Тогда такая возможность еще была. Сейчас - уже нет. Другие юноши поют другие песни. Не соберется толпа разноплеменных президентов-премьеров на Красной площади, чтобы помахать многотысячному народу флагами русской победы.

Можно ли вернуть себе каноническое пространство? Чисто теоретически и в неблизкой перспективе - да. Но об этом даже не стоит и задумываться, если не сделать первого необходимого шага, о котором я скажу уже в третий (за последнюю неделю) и в 333-й (за всю последнюю жизнь) раз: признать независимость постсоветских де-факто государств. Это - единственный вариант заявки на политическую реинтеграцию евразийского хартленда, который может быть послан в черный космос неизвестного завтра.

СКАЗОЧНАЯ ПОЛИТИКА

Осетинская война, короткая и емкая, породила несколько мифов. Или, скорее, сказок - так будет точнее.

Сказка N 1. 8-12 августа 2008 года Россия совершила нечто беспрецедентное, впервые в новейшей истории заступившись за своих людей и собственные интересы.

Да, коротка общественная память. Мы попытались забыть, что в те самые расхлябанные 1990-е годы Россия нередко вмешивалась в сопредельные постсоветские дела. И у «слабого» Бориса Ельцина не было особых проблем с отправкой к соседям дружеских войск. Так были остановлены войны в Южной Осетии в 1992-м и в Абхазии в 1994-м. Так были достигнуты Дагомысские и Московские соглашения, в результате которых Россия стала в Грузии эксклюзивным миротворцем. Не говоря уже о том, что Эдуард Шеварднадзе и Гейдар Алиев пришли к власти не без отчетливого блеска российских штыков, И в благодарность тому Кремлю - вступали в СНГ вскоре после прихода (возвращения) к власти. Да и независимость Нагорного Карабаха достигалась, не в последней мере, помощью русских вооружений. А представим себе: могли ли президенты Кравчук и Кучма публично рассуждать, что не пустят домой на базу Черноморский флот?!

И самое, на первый взгляд, удивительное: «мировое сообщество» в те годы относилось к нашим военным походам вполне лояльно! Не было ни вселенской истерики, ни тоски смертного страха в либеральных глазах. Никто нас, в общем, особенно не ругал и ниоткуда не исключал. Наоборот, принимали только - и в «клуб развитых государств», и в Совет Европы.

А почему? Потому, что Россия в те поры была полноценной региональной державой. И ключевые геополитические игроки признавали бывший СССР (кроме республик советской Прибалтики) территорией нашей непременной политической ответственности.

К середине же нынешнего десятилетия, к пику путинского «подъема-с-колен» (ППСК) Россия региональной державой быть перестала. И теперь мир считает, что зона нашей ответственности лежит в пределах государственной границы Российской Федерации. Отсюда и «беспрецедентность» замедленного осетинского похода, и возмущенные возгласы по разным мировым углам. Далее - см. выше, вступление к этой статье.

Да, чуть не забыл. Ведь в 1999-м году Ельцин, не предупредив никого, отправил десантников в Приштину. Тогда патриотическая общественность отнеслась к десантному кремлежесту прохладненько. На двухпроцентном рейтинге президента он никак не сказался. Если б что подобное случилось сегодня - лжепатриоты утонули бы в водопаде своих сладких соплей.

Но Россия так уже не десантируется. Разучилась.

Сказка N 2. У Кремля, оказывается, был план на случай грузинской агрессии. Об этом рассказал один бывший сотрудник администрации президента очень солидной газете «Ведомости». Газета оказалась такой солидной, что не стала задавать экс-чиновнику никаких дополнительных вопросов: откуда план, какой и почему. Был - и баста.

А ведь если верить милому отставнику, то получается, что «кремлевский план» включал и разрушение Цхинвала, и гибель полутора тысяч мирных человек. Теперь остается, пожалуй, узнать имена, домашние адреса и телефоны разработчиков такого плана. И направить их заместителю министра строительства и архитектуры Северной Осетии Виталию Калоеву. На изучение. Все ж не случайно действующие сотрудники АП о «плане» ничего рассказывать не стали. Остереглись.

А тем временем соответствующие кремлевские службы подготовили еще тайный ответ на явный вопрос: почему вооруженная секретным планом РФ вступила в войну лишь через 16 часов после начала? Оказывается, нужно было собрать доказательства, какая Грузия плохая и агрессор. Доказательства же даются временем и многими сотнями жертв.

К счастью, широко эту версию так и не огласили. Даже в сегодняшнем Кремле нашлись люди, которые поняли, как она жестко глупа и запредельно цинична одновременно.

Сказка N 3. Войну в Осетии спровоцировали российские силовики, чтобы «подставить» президента Медведева. И ведь подставили, суки.

Сказка не нова, она продолжает шарлатанскую мифологию «милитократии». Правда, за минувшие 8 лет никто из теоретиков «военной власти» так и не смогли назвать имена, должности и звания силовиков, якобы приведших к власти в 2000-м Владимира Путина. Так же остаются запретно неведомыми явки и пароли «милитократов», учинивших-де осетинскую войну. Скоро выяснится, похоже, что главный и наистрашный российский силовик, из горного укрытия управляющий сакральной Империей - это секретарь Совбеза Южной Осетии Анатолий Баранкевич. Других кандидатур пока нет.

Что ж - даже если безрассудно поверить, что «силовики» как политический клан существуют, то они должны были, скорее, воспитать Михаила Саакашвили. Который и начал войну 8 августа 2008 года. А его «воспитатели», наверное, потому и созерцали происходящее в умильном завороте кишок - более полусуток.

Но, в конечном счете, силовики сработали на Дмитрия Медведева. Потому что именно его позиции после событий 8-12 августа существенно укрепились. Самим обстоятельством жизни он был поставлен перед необходимостью принять очень сложное решение. И принял его. И устоял. И лично оглашал начало войны и мира. И шесть пунктов урегулирования обнародовал тоже сам. «Страшного» Путина там рядом не было (ну, кроме дружеского обеда с Саркози, который народу не показали).

А что на пресс-конференциях Путин выглядит эмоционально убедительнее Медведева - так то издержки проекта «Преемник». Вы хотели очень маленькое зло - вы его получили.

В конце концов, и Примаков, и Степашин, и Путин, и даже Черномырдин («Шамиль Басаев, я тебя слушаю») очень умели порой быть внешне убедительнее Ельцина. Однако царь от того не переставал быть царем. Так принято в России, всегда.

Сказка N 4. Смена режима в Грузии станет фактом и доказательством российской победы.

В действительности - ровно наоборот. Кто бы ни пришел на смену Саакашвили - будь то Нино Бурджанадзе или Леван Гочечиладзе - он(а) лишь самое первое время для внезапной солидности помолчит. А потом - займет жесткую антиабхазскую / антиосетинскую и, значит, антироссийскую позицию. Тем более жесткую, чем резче будет ощущать новый президент Грузии дефицит харизмы и легитимности. А Россия в такой ситуации ничего нового потребовать уже не сможет: вам был нужен другой грузинский президент - вот он(а), и всё. Имейте с ним свое благородное дело.

К тому же Саакашвили был и остается, в большой мере, гарантом жизнеинтересов Абхазии и Южной Осетии. Ведь если б не кремлевская субъективная ненависть к этому крупному юристу, не стала б официальная Россия так помогать непризнанным кавказским государствам в последние годы. Да и в осетинскую войну, того гляди, не ввязалась бы.

Но - как бы ни были странны все эти сказки - они останутся в современной сказочной антологии. Ибо, будучи переодеты в англосаксонскую обложку, оказываются очень выгодны коллективному Западу.

Ведь если Россия в Осетии совершила нечто неслыханное - это прекрасный повод и причина ее наказать.

Если у Кремля был заранее план с жертвами и разрушениями - значит, Россия действительно агрессор и спровоцировала конфликт.

Если Россией правят военные - то с этой страной никогда нельзя по-хорошему.

Им нужна смена демократически избранного Саакашвили? Вот-вот, мы так и думали.

Так что послевоенные сказки найдут и своих переписчиков, и переводчиков, и постановщиков. И актеров на главные роли.

А мир, который после войны, обеспечит кассовые сборы. Так оно устроено. И очень непросто это менять.

Особенно из того места, где нынче Россия.

ГДЕ РОССИЯ / 5. ПОЛИТИКА КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

26 августа 2008 года были получены неопровержимые доказательства, что так называемая «эпоха Путина» (каковая существовала, впрочем, скорее в пропагандистском поле, нежели в реальном историческом измерении) - закончена.

Классический Путин-style, исчерпывающе отражающий ушедшую недоэпоху, таков: со зверским выражением лица, гранитной дробью слов про «возрождение России», с гарниром из черного унтер-офицерского юмора - сдавать все геополитические позиции страны, какие еще остались. Под мерный скрежет ренессансных путинских скул закрывались военные базы, выводились войска, продавались последние союзники и друзья. Под эту же сурдинку Россия к середине этого десятилетия полностью утратила решающее влияние в своей бывшей империи - поведение стран номинального СНГ во время осетинской войны 8-12 о том красноречиво свидетельствует.

26.08.08. мы увидели иной style. С интеллигентным выражением лица, без громокипящих угроз и дворовой похабщины - взять и принять трудное и смелое (по нынешним временам) решение, которое полностью отвечает геополитическим интересам России. Впервые за много лет.

Конечно, сегодня среди международной общественности распространена версия, что, дескать, это Путин Медведева надоумил. И на обложках The Economist и Der Spiegel в компании русских танков красуется тот самый зверский Путин - никак не мягкий Медведев. Правда, ни один из известных человечеству фактов - ни открытых, ни полуоткрытых - не указует на особую причастность премьера к решению. Да и непонятно: если Путин так мечтал признать Абхазию и Южную Осетию, что мешало ему сделать это в период собственного президентства, с января 2000 по май 2008-го? Ну да ладно. Как мы уже многажды говорили, миф Путина, якобы остающегося у русской власти, в близком времени трудноистребим. Потому что Путин всем нужен как универсальная страшилка-пугалка шестого поколения, оправдывающая и перевооружение США, и расширение НАТО, и даже отсутствие давноожиданной оттепели в самой РФ. Медведевым же детей не попугаешь - образ, видите ли, не совсем тот.

Впрочем, и особенно обольщаться, разумеется, не стоит. Очевидно, что историческое (это я безо всякой иронии) решение от 26 августа не было плодом какой бы то ни было осмысленной политической стратегии. Просто почетного выбора у Кремля уже не оставалось. Неверны выводы тех, кто считает, что официальное признание двух новых кавказских государств было продуктом кремлевского произвола, милого московского самодурства. Дескать, были и другие, не менее хорошие варианты, но Россия их неблагоразумно избежала. Других вариантов практически не осталось. Сохранение довоенного status quo после 12.08.08. становилось решительно невозможным, поскольку Россия уже не выступала - ни фактически, ни формально - нейтральным миротворцем. Надо было или признавать Абхазию и ЮО - или зафиксировать факт нашего унизительного поражения, сопровождающегося вводом в обе республики международных миротворческих сил и окончательным изгнанием России с Южного Кавказа. Что, в свой черед, радикально подорвало бы позиции Кремля на Северном Кавказе - и в целом, и в Северной Осетии в особенности. Так что выбора особенно не было. И слава Богу, если честно, что не было.

Медведев принял единственно правильное решение в силу осознанной необходимости сделать так, и только так. Что нисколько не умаляет позитивного значения этого решения.

В 2005 году в моей статейке «Последний блеф Путина» было сказано: «... Кремль функционирует исключительно режиме don't act - react. Когда неблагоприятные внешние обстоятельства жестко вынуждают Владимира Путина, он с неимоверным скрежетом зубовным идет на имитацию радикальных ответных шагов». В реактивном режиме Кремль сработал и на этот раз. Но есть большая разница. В отличие от прошлых путинских шагов, медведевское решение от двадцать шестого - не имитация и не голый PR, а реальная политика, с серьезными историческими последствиями.

Что ж - при отсутствии у российской власти политической стратегии ее роль может временно, на несколько ближайших лет исполнять эта самая необходимость. Может быть, перед лицом необходимости, вызванной нарастающими экономическими неурядицами, Кремль начнет и на самом деле отползать от доктрины «энергетической империи». Может быть, острая необходимость поправить отношения с Западом побудит нового президента сделать что-нибудь в духе свежих решений Александра Лукашенко. И т.д. Будем уповать на необходимость и, одновременно, - на способность Кремля ее осознать.

Если у нас нет правительства национальной стратегии - то пусть будет хотя бы правительство осознанной необходимости.

Признав Абхазию и Южную Осетию, Медведев прыгнул выше головы. Из этого места очень легко и возможно рухнуть, больно ударившись об асфальт. Как убежать беды? Очень просто. Побыстрее раздобыть где-нибудь крылья (если свои не растут, можно взять на стороне) и срочно подучиться летать.

Только по первости будет сложно. Дальше - уже легче.

А с высоты птичьего вертолета лучше видно, где Россия.