Кто реально управляет Россией?




(27.04.2007 )

Страной управляют «новые олигархи». К такому выводу можно прийти без особого труда, если оценить служебное и материальное состояние наших высокопоставленных чиновников. Причем, среди них отнюдь не все чекисты-капиталисты. Есть и вполне гражданские лица. Хотя их гораздо меньше

Эксперты давно говорят о том, что «новые олигархи» из числа высших чиновников страны (вице-премьеры, министры, руководители администрации президента), которые по совместительству входят в руководство крупнейших компаний страны с оборотами в миллиарды долларов, давно подмяли «старых олигархов». Подмяли не только в политическом смысле, но в финансовом.

По закону чиновники помимо госслужбы могут заниматься только научной, преподавательской и творческой деятельностью. Формально им запрещено даже иметь акции компаний, основным акционером которых является государство. Однако числиться в руководстве этих компаний закон не запрещает. А это хорошая возможность тому легализовать доходы высших чиновников.

Итак, вот небольшой список, который дает ясное представление о том, сколь состоятельными могут быть наши «новые олигархи».

Дмитрий Медведев, первый вице-премьер - председатель совета директоров ОАО «Газпром»

Сергей Иванов, первый вице-премьер - председатель совета директоров ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Александр Жуков, вице-премьер - председатель совета директоров ОАО «Российские железные дороги».

Сергей Нарышкин, вице-премьер - председатель совета директоров ОАО «Первый канал».

Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики - председатель совета директоров ОАО»Транснефть».

Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства - председатель совета директоров ОАО «Росагролизинг».

Анатолий Сердюков, министр обороны - председатель совета директоров ОАО «Химпром».

Алексей Кудрин, министр финансов - председатель совета директоров Агентства по страхованию вкладов.

Герман Греф, министр экономического развития и торговли - председатель совета директоров «Российской венчурной компании».

Игорь Левитин, министр транспорта - председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».

Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи - председатель совета директоров ОАО «Связьинвест».

Сергей Собянин, руководитель администрации президента - председатель совета директоров ОАО «ТВЭЛ».

Игорь Сечин, зам. руководителя администрации президента - председатель совета директоров ОАО «НК «Роснефть».

Виктор Иванов, помощник президента - председатель совета директоров ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и ОАО «Аэрофлот».

Сергей Приходько, помощник президента - председатель совета директоров концерна «Тактическое ракетное вооружение».

Игорь Шувалов, помощник президента - член совета директоров ОАО «Российские железные дороги».

Их включили в советы директоров крупных корпораций, а в тех компаниях, где государство имеет контрольный пакет акций, чиновники заняли посты председателей советов директоров. Подобное членство в совете директоров, по словам директора Центра политической информации Алексея Мухина, не связано с оперативной работой по управлению компанией. Однако подобное совместительство позволяет получать бонусные выплаты в сотни тысяч и даже миллионы долларов в год, что в десятки раз больше и без того не маленьких по меркам среднего россиянина зарплат министров (около 100 тыс. рублей в месяц). При этом выплаты являются легальными. С другой стороны, подобное назначение заставляет чиновника быть максимально лояльным к руководству страны, потому что место в совете директоров - это «преференция к основному посту, которая может быть отобрана одним волевым решением верховной власти». Ведь собственниками предприятий чиновники не становятся. Отчасти это напоминает феодальную систему, когда дворянам за верную службу государю давали поместья, на доходы от которых они жили и которые потом отбирали и отдавали в «кормление» другому дворянину.

По мнению экспертов, благодаря подобной практике в России сложилось новое поколение олигархов. Если «старые» олигархи - это те, кто в 90-е годы купил, как правило, за бесценок государственные предприятия, то «новые» - это те, кто просто распоряжается государственными предприятиями. Причем активы «новых» олигархов не меньше, а зачастую больше, чем у «старых». Так капитализация «Газпрома», по данным на вчерашний день, составляла 235,5 млрд. долларов, капитализация «Роснефти» - 94 млрд. долларов, стоимость ОАО РЖД эксперты оценивают в 50 млрд. долларов. Директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий называет подобную форму распоряжения активами госкомпаний «современной формой приватизации» и говорит, что чиновников вполне можно назвать олигархами, если под олигархами иметь в виду тех, кто использует не только бизнес для доступа к власти, но и власть как инструмент бизнеса.

Государство объясняет необходимость появления чиновников в управлении крупнейших госкомпаний потребностью в качественном управлении и «исправлении ошибок приватизации». Официально задача чиновников - подготовить компании к новой, более успешной приватизации. Нечто подобное удалось на Украине, когда повторная приватизация «Криворожстали» после оранжевой революции позволила выручить за компанию на порядок большую сумму. Однако в России же происходит ровно наоборот. Так, например, три крупнейшие российские компании, жизненно важные для инфраструктуры российской экономики, - «Газпром», «Связьинвест» и РЖД - вместо того чтобы консолидировать активы для приватизации, стали их распродавать.

Еще одна официальная причина назначения высокопоставленных чиновников в советы директоров госкомпаний - борьба с коррупцией. Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков сказал, что государство делегирует чиновников в компании, чтобы контролировать свой пакет. Однако назвать это борьбой с коррупцией трудно, так как «борьба с коррупцией - это реакция на каждый чих по поводу того, что тот или иной чиновник пытается использовать или обналичивать свои служебные полномочия».

Понятно, почему борьба с коррупцией в нашей стране ограничивается в основном разоблачением проворовавшихся чиновников на местах и вскрытием старых коррупционных схем, которые уже отработали своё и давно не используются. Понятно, почему власть не торопится подписывать некоторые международные антикоррупционные документы, которые так или иначе могут затронуть интересы нынешних «олигархов».

Очевидно также, что, имея в своих руках практически все финансовые ресурсы страны, они приложат все усилия, чтобы сохранить преемственность нынешней системы, нынешней власти, а соответственно, как можно дольше продлить свою собственную «стабильность».

Кстати говоря, ярким примером функционирования этой системы является Кубань. Он у всех на виду - это на днях утвержденный местным Законодательным собранием на третий срок губернатор Александр Ткачев. Ранее он возглавлял закрытое акционерное общество «Агрокомплекс «Выселковский». А потом плавно переместился в совет директоров предприятия, где помимо него числятся его брат Алексей - депутат Государственной думы и отец губернатора. «Агрокомплекс «Выселковский» - это процветающее сельскохозяйственное предприятие. По разным оценкам, его поля занимают до ста тысяч гектаров плодородной кубанской земли. Есть и развитая переработка, целый ряд предприятий, сеть магазинов по реализации продукции в крупных городах Краснодарского края.