Американские эксперты пророчат России вымирание населения и усиление терроризма



Виктория Никитина, Наталья Карнова

Опубликована: 26 ноября 2008 15:13:46

В США обнародован Анализ глобальных тенденций до 2025 г. Какие сценарии будущего России рассматриваются в докладе?

 

Национальный совет по разведке США подготовил и представил общественности очередной доклад под названием «Глобальные тренды-2025: Изменяющийся мир». Что это: секретные материалы ЦРУ - как думают многие, увидев слово «разведка» - или просто одна из стратегий развития глобального миропорядка? Какой вариант развития западные исследователи пророчат России и всему человечеству?

На эти вопросы «АиФ» попросил ответить зав. кафедрой финансовой стратегии МШЭ МГУ, члена Бреттон-Вудского комитета Владимира Квинта. В начале будущего года одновременно в Нью-Йорке и Лондоне выходит его книга под названием «The Global Emerging Market. Strategic Management and Economics» (Глобальный формирующийся рынок: стратегическое управление и экономика). В ней автор уделил много внимания тому, что ждет мировые державы на этом новом глобальном рынке.

- Разочарую любителей «шпионских историй»: ничего секретного в документе нет, и прямого отношения к ЦРУ он не имеет. Это своего рода аналог российской Концепции долгосрочного развития экономики до 2020 года, но касается он не одной страны, а мира в целом. Каждый прогноз дается в нескольких вариантах - например, сценарии развития экономики при цене барреля нефти от 50 до 200 долларов. Всего в документе пять разделов, каждый из которых затрагивает и Россию. Первый посвящен глобализации экономики, усилению роли среднего класса и многонациональных институтов. Второй - демографической ситуации. По мнению авторов документа, к 2025 году население России с нынешних 141 млн. человек сократится до 130 млн. человек.

Больше всего о России говорится в третьем разделе, посвященном новым игрокам на мировой арене - странам, формирующим рыночные экономики. В четвертом разделе анализируются энергополитика, ресурсы воды, продовольствия. Кстати, по моему мнению, одна из следующих региональных войн будет развязана за доступ к пресной воде. Мир может вступить и в постнефтяную эру, а баррель нефти будет стоить около 50 долларов. Роль биоэнергетики, думаю, существенно возрастет. При таком сценарии Россия вынуждена будет активно диверсифицировать экономику, что должно привести к росту плюрализма в обществе, уверены авторы доклада. Кроме того, России необходимо увеличить инвестиции в человеческий капитал и, наконец, интенсивнее интегрироваться в мировую экономику.

Пятый раздел исследования затрагивает зоны потенциальных военных конфликтов - Афганистан, Пакистан, Ирак, Иран. Последний может остаться под властью аятолл, а может склониться к демократическими переменам. От этого будет зависеть многое, в том числе, риск роста исламского терроризма и применения ядерного оружия. Ведь Иран, по мнению авторов докдада, находится на пороге создания собственной атомной бомбы. К счастью, возможность возникновения ядерного конфликта в исследовании оценивается крайне низко. Если же это случится в ближайшие 15-20 лет, то мир будет в шоке от экономических, политических и военных последствий. Опасность может исходить и от палестинских террористов, а вот роль таких группировок, как «Аль Каида» в предполагаемом сценарии уменьшится. Делается и прогноз развития ситуации на Ближнем Востоке. Анализируется усиление борьбы за влияние в Центральной Азии: один из сценариев - спор за «пальму первенства» между Россией, Китаем, Индией и Ираном. Кстати, опасность мусульманского терроризма по мнению авторов доклада, угрожает и России: к 2025 году в стране будет насчитываться 19% мусульман, а не 14%, как сейчас. Это связано как с демографическим спадом среди русских, так и с притоком мигрантов из бывших республик СССР.

Особо стоит остановиться на будущем стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай - наиболее динамично развивающиеся крупные экономики). К 2040 году они будут производить столько, сколько производили страны «большой семерки», говорит В. Квинт, соглашаясь с этим прогнозом. Согласен он и с тем, что России необходимо поддержать рождаемость, коренным образом изменив отношение к женщине. Что касается интеграции в мировую экономику, то об этом в РФ, увы, говорят больше, чем реально делают, отмечает эксперт. Не достаточно увеличиваются затраты на образование, науку, а кто же будет обеспечивать инновационный прорыв?

В целом, перспективы для России авторы доклада видят неплохие. По уровню прироста валового национального продукта Россия приблизится к Англии и Франции. Увеличится роль России и на Ближнем Востоке - прежде всего, в качестве посредников в урегулировании конфликтов.

США же, по мнению эксперта, останутся одним из мировых лидеров, хотя, и не смогут диктовать всем свою волю, как это было во второй половине прошлого века. Реальный экономический вызов Америке бросить ни одна страна не может - разве что Китай, которому, в свою очередь, приходится отвоевывать лидерство в регионе у Индии. Один из сценариев, прописанных в докладе - увеличение роли ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).

- Авторы исследования констатируют, что в XXI веке мир, наконец, вступит в новый баланс сил. По их мнению, он частично будет совпадать с тем, что сложился к 1914 году. Но я с этим не согласен. Ведь тогда формирующиеся рынки не играли той роли, что сейчас. Вспомните - лишь Россия являла собой серьезную силу в экономике, а где были те же Китай, Индия, Бразилия? Сегодня все иначе - 83 страны, относящиеся к новому формирующимуся рынку, производят около 50% мирового продукта. В общем, мир меняется. Радует, что многие эти изменения выглядят позитивными.

В России вновь усилилось внимание к стратегическим разработкам. Но их методология оставляет желать лучшего. В Концепции 2020, например, отсутствуют сценарии, ресурсное обеспечение, прогноз и концепция используются как синонимы. Концепция 2020 лишь подчеркивает, что в России не ведется еще подготовка стратегов. Думаю, что России также полезно разрабатывать и с регулярной периодичностью публиковать свои сценарии будущего миропорядка на 15-20 лет. Тогда мировое сообщество будет иметь возможность сравнивать две точки зрения на будущее нашей цивилизации и выбирать оптимальные сценарии.


 

«План развития нашей экономики до 2020 года больше похож на заклинание»

Опубликована: 16 июля 2008 11:38:10

В настоящее время правительство РФ обсуждает, какой быть экономике России в ближайшем будущем. Разрабатывается программа стратегии развития до 2020 года. В Общественной палате РФ уже прошли первые обсуждения предварительного варианта данной экономической программы

http://www.aif.ru/pictures/15100114.jpgСодержание концепции оценивает Владимир Квинт, заведующий кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова:

- После бесславного конца исчезнувшего с политической карты мира Советского Союза весь его опыт государственного планирования в новой России был придан анафеме. Вместе с водой выплеснули и ребенка. Между тем, советское планирование изучалось и изучается во многих странах мира. Оно широко используется во Франции, Италии и Германии, но наиболее популярно - в странах с возникающими рынками. Работая в начале девяностых в «Артур Андерсен», в то время самой крупной аудиторской и консалтинговой фирме мира, я участвовал в разработке стратегического плана 2020 для Малайзии. Сегодня, 17 лет спустя, программа до этой же даты разрабатывается в России.

Это очень важно, что лидеры страны вновь вернулись к стратегическим вопросам долгосрочного развития России и таким образом со слова «план» практически было снято табу. Хотя подготовленная «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» недостаточно использует советский опыт прогнозирования и долгосрочного планирования, тем не менее министерства и ведомства проделали большую работу по определению перспективных ориентиров, а Министерство экономического развития проявило свою роль координатора разработки этой долгосрочной концепции. Концепция является хорошей основой для нескольких разделов будущей стратегии России, но саму ее назвать стратегией или даже основой цельной стратегии, к сожалению, нельзя. Этот 165-ти страничный документ, прежде всего, страдает болезнью, свойственной работам, подготовленным экономистами без участия социологов, политологов и правоведов, - экономическим детерминизмом. В результате в Концепции упущены очень серьезные характеристики, предопределяющие успех будущей стратегии. В ней ничего не говорится о тех задачах, которые необходимо решить для социального сплочения общества и повышения его толерантности. Упущение вопросов этнической, национальной и религиозной терпимости, взаимопонимания могут привести к дестабилизации общества, ведущей, в свою очередь, к снижению инвестиционной привлекательности. В результате декларируемые показатели и пожелания Концепции окажутся недостижимыми.

Другой серьезной проблемой Концепции является отсутствие ресурсной оценки. А это абсолютно обязательный элемент любой стратегии. В результате предложенная Концепция носит декларативный, лозунговый характер пожеланий, достижение которых весьма проблематично.

Третья проблема Концепции - это недостаточная системность ее методологии. Многие обязательные элементы системы стратегии упущены, а имеющиеся - прогноз, анализ прошлого, цели, задачи, приоритеты - представлены вне взаимоочередности и взаимозависимости. Также отсутствует взаимосвязь между различными ее разделами, которые в ряде случае противоречат друг другу. Это наиболее заметно в разрыве между региональным разделом Концепции и ее национальными и отраслевыми приоритетами. В Концепции не определено, как достижение отраслевых ориентиров будет обеспечиваться в разных регионах страны.

Закладываемые темпы роста российской экономики существенно отличаются друг от друга в разных разделах Концепции. Если в целевых ориентирах отмечено, что производительность труда «должна будет» повыситься в 2,4-5 раз, то в разделе рынка труда этот показатель уже существенно ниже и составляет 6,7% в период 2011-2015 годов и 7,5% в следующую пятилетку до 2020-го года, что, естественно, не сможет компенсировать существенное отставание от экономически развитых стран.

Концепция правильно ставит задачу перехода от использования преимущественно природных ресурсов к инновационному характеру развития. Понятно, что это требует существенных увеличений инвестиций в образование и науку. В Концепции об этом много говорится, но в разделе о налоговой политике никак не упоминается возможность использования мировой практики освобождения от налогов пожертвований частного бизнеса на образование и науку. Получается, компании должны помогать науке и еще платить налоги на ту суму, которую они выделяют в виде помощи.

А осуществим ли вообще переход к инновационной экономике до 2020 года? И кто будет осуществлять инновационный прорыв в будущее? Этого можно было бы добиться, только если в 2008-2009 учебном году инвестиции в российские университеты были бы увеличены в три-четыре раза. Те, кто в этом году приходит учиться в высшую школу, закончат двухступенчатое образование через шесть лет. Еще три года им потребуется на обретение необходимого опыта. И, таким образом, им остается всего три года для осуществления инновационного прорыва. Но такой революции в образовании и науке Концепцией не предусмотрено.

Вообще, нельзя объяснить, как заложенные темпы роста ВВП могут быть обеспечены при планируемом росте производительности труда в условиях 10-ти процентного снижения численности населения. Арифметически это невозможно. Также невозможно, чисто математически, достичь заложенного в разделе «Экологизация экономики и экология человека» уровня негативного воздействия на окружающую среду (меньше того, что имеет место сейчас, в три-семь раз). Для этого требуется темп роста технического перевооружения, в 8-10 раз превышающий нынешние темпы, а в ряде отраслей необходим обновлять существующий парк оборудования на 41% в год. Реально ли это?

Особой декларативностью отличается раздел «Демографическая политика», в котором определяется, что население к 2025 году должно вырасти вновь до 145 миллионов со средней продолжительностью жизни 75 лет. Как, за счет чего, возможно ли это? В разделе «Модернизация здравоохранения» также провозглашается снижение смертности в полтора-два раза. На основе каких инвестиций, каких методов? Напоминает заклинание и провозглашение среднего соотношения трудовой пенсии и заработной платы на уровне 30%. И это при снижении трудоспособного населения и провозглашенном росте продолжительности жизни! Каким образом это можно обеспечить, да еще и гарантированно? Также характер заклинания носит провозглашенный рост потребительских цен в 2015 году на 4,5%, а в 2020 на 3%. Здесь можно даже не спорить, достижимы эти показатели или нет. Но прогнозировать в 2008 году рост цен 2020 года не представляется корректным.

Некоторые взятые в Концепции ориентиры, наоборот, выглядят крайне скромно. Так, указывается, что Россия займёт к 2020 году 10% рынка высокотехнологичных товаров всего лишь по 4-6 позициям. Крайне скромно. Но, с другой стороны, это можно понять, если учесть, что фундаментальной науке уделено крайне мало внимание, а о Российской академии наук и ее роли не упоминается. Вообще тенденция пренебрежения фундаментальной наукой в ущерб прикладной проходит красной нитью через всю Концепцию, а это большая ошибка. В Концепции указывается, что объем продаж гражданской продукции российского авиапрома достигнет 15% мирового рынка к 2020 году. Реально ли это и какими методами достижимо - в Концепции не объяснено, а профессионалы отрасли, с кем я обсуждал этот показатель, считают его абсолютно необоснованным.

То же самое касается судостроительной промышленности, где ориентир еще круче - обеспечить к 2020 году рост производства в 4 раза. Многочисленные показатели Концепции вызывают сомнения, а отсутствие ресурсного обеспечения приводит к недоверию к этому документу. Раздел приоритетных направлений нефтегазового комплекса не уделяет должного внимания горно-геологическим и оценочным работам. А ведь нынешние экспортные объемы нефти и газа базируются на достижениях геологоразведки советской поры. В этом же разделе используются несколько неверных ориентиров. Например, то, что по добыче нефти на душу населения Россия опережает США в три раза. Но ведь у США совершенно другая политика. Там разведанные месторождения консервируются и рассматриваются как стратегические резервы будущих периодов. Совсем недавно Конгресс США отклонил предложение администрации Президента Буша начать добычу нефти из давно утвержденных месторождений на шельфе.

Практически полностью Концепция игнорирует возможности производства в России биоэтанола. На 165 страницах лишь дважды упоминается слово «биотопливо». В разделе «Лесные ресурсы» отмечается, что расчетная лесосека используется только на 23%. Но при этом не ставятся задачи, связанные с производством биотоплива на основе использования валежника и отходов лесопереработки. Только что закончившийся Саммит Большой Восьмерки в Японии вновь уделил существенное внимание производству этанола, прежде всего из отходов сельскохозяйственного и лесного производства.

В разделе внешнеэкономической политики среди приоритетов справедливо названо повышение роли России в формировании международного экономического порядка. Но при этом не предлагается мер по изменению инерционной, малообозначенной роли России во Всемирном Банке и особенно в Международном Валютном Фонде. Всемирный Банк вообще в Концепции не упоминается. Россия не задействует мощный ресурс международных экономических организаций, что может привести к упущению даже нынешних позиций. Это связано с тем, что страны нового экономического развития - Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и Египет - требуют большего участия в руководстве этих институтов. В предложениях по взаимодействию с США в Концепции полностью упущено перспективное для России научно-техническое сотрудничество.

Концепция не согласована с аналогичными долгосрочными программами других стран, что создает впечатление будто только Россия будет двигаться вперед, а остальные участники мировой конкуренции замрут на своих нынешних позициях на глобальном рынке.

В Концепции много говорится об образе будущего России, но доверие к нему во многом будет определяться реальностью Концепции. А это требует обязательного раскрытия ресурсной оценки каждого приоритета предполагаемой стратегии, а также устранения другого крупного недостатка Концепции - недостаточной системности ее методологии. Вообще, создается впечатление, что разработчики Концепции не особенно верят в ее успех. Иначе как можно объяснить, что темпы экономического роста России замедляются с приближением к 2020 году. Чтобы достигнуть стратегических ориентиров, намеченных в Концепции, нужно еще раз переосмыслить уже в течение 2008 года и перераспределить в систему образования и науки существенные вложения. А проще взять их из тех фондов, которые экономически бессмысленно вложены в ценные бумаги других государств.