Новости
Случай неприятный, но не трагический или о Лохе в Барсе
Рассказ о приключениях в отпуске и о мистике, связанной со славным городом Барселона.
Какая-то мистика связывает меня с Барселоной. Впервые я должен был попасть в этот город в августе 1998 года. Некий отечественный бизнесмен задумал провести там конференцию и пригласил меня в качестве модератора. Мы с женой решили поехать вместе, и уже отправились было заказывать билеты. Позвонил бизнесмен и попросил подождать – это было 18 августа. Через пару дней конференция была отменена окончательно.
Много воды утекло за 13 лет, много разных красивых городов мы повидали, но Барселона оставалась недосягаемой. Наконец, в этом году мы решили поехать в круиз по Средиземноморью и начать его с Барселоны. Замысел был простой – 3 дня в Барселоне, потом круиз с возвращением в Барселону. И осуществляться он начал очень удачно. Первые два дня были очень впечатляющими – поездки на двухэтажном открытом автобусе, парк Гуэлли, океанариум, творения великого Гауди, прогулки по улочкам в старом центре города…
Вечером второго дня, уже изрядно подустав, посидели в кафе рядом с отелем Готико, в котором жили. Потом, около 11 вечера, решили посидеть перед сном на лавочке перед кафе, на площади Святого Ангела (народу там было достаточно много). Поскольку мы много слышали о том, что в гостиницах воруют, я заблаговременно поместил в свою сумочку, которую везде таскал с собой, паспорта, страховку, телефоны, наличку и прочее.
Милая наша с Мариной беседа на скамейке была прервана каким-то парнем с рюкзачком, который очень назойливо что-то мне предлагал, бурно размахивая руками. Я начал от него отмахиваться, сначала одной рукой, потом обеими. В этот момент моя правая рука оторвалась от сумочки. Видимо, в тот же момент сумочка исчезла (парень явно работал с сообщником или сообщницей).
До меня это дошло не сразу. Лишь после того, как парень внезапно бросился бежать и исчез в чреве станции метро, я подумал, что что-то не так. Наконец, дошло – сумочки нет. Как перечислял герой Владимира Этуша в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», пропали:
- Паспорт заграничный – 2 штуки (мой и жены)
- Страховка – 2 штуки (моя и жены)
- Телефон мобильный – 2 штуки (МТС-овский и Мегафоновский с сотнями номеров в каждом)
- Сумка – 1 штука
- Заботливо припасенные на экскурсии и подарки евро – 720, доллары – 200
- Флешка любимая (на кой ляд я ее всегда с собой таскал) – 1 штука
- Рожок для обуви – 1 штука
- Расческа, пережившая множество командировок – 1 штука
- И т.п.
В отеле на ресепшене нам спокойно посоветовали - «надо ехать в полицию». Узнав адрес, мы взяли такси и поехали в центральный полицейский участок. Первое, что нас удивило, участок этот расположен в крайне неблагоприятном криминальном районе. Публика около него отирается самая что ни на есть подозрительная. (Представим себе, что и в Нижнем правоохранители выбрали бы себе не монументальные здания в центре города, а что-нибудь попроще и поближе к рабочим районам!).
В принципе, английских слов я знаю немало. Какие-то английские слова знали и испанские полицейские. Жаль только, что наш словарный запас имел не так уж много пересечений. Впрочем, с помощью жестов, ужимок, а также многократного произнесения отдельных слов, нам удалось объяснить им, чего мы хотим, а им удалось заполнить подробный протокол. Впрочем, они сразу же объяснили нам, что в лучшем для нас случае могут подбросить паспорта (но этого, как показало время, не случилось), об остальном же можно больше не беспокоиться.
Усталые, но довольные мы вернулись в гостиницу в полпервого ночи и честно пытались уснуть. В одночасье из приличных туристов мы превратились в «бомжей» без роду и племени. Будущее представало перед нами весьма туманным. Включив остатки своих аналитических мозгов, я попытался представить плюсы нашего положения (их набралось немало):
- Мы получаем принципиально новый опыт
- Мы узнаем, как работает испанская полиция и российское консульство
- В кармане брюк остались банковские карточки, так что с голоду, по крайней мере быстро, или под забором мы точно не помрем
- В чемодане остались авиабилеты, что оставляет нам шанс вернуться на родину через 10 дней
- У жены в сумочке осталась кое-какая наличность и, самое главное, мобильный телефон – так что какие-то номера нам были доступны
- И, наконец, в куртке, которая лежала в отеле, был мой российский паспорт, что делало из меня существо полноценное (у жены положение было хуже – она российский паспорт оставила дома).
Раздобыв телефон генконсульства в Барселоне, мы с утра принялись туда трезвонить. Вежливый автоответчик сообщил нам, что работают они с 10 до 13.30 по рабочим дням. Ура! Нас гробанули в среду, значит, в четверг нам помогут. Хуже, что попасть туда можно было только по предварительной записи, но в особых случаях (а разве у нас не особый?) можно и так. Только потом мы поняли, что туристов и прочих лохов грабят регулярно и массово.
Вежливый таксист всего за 17 евро домчал нас до здания генконсульства, расположенного на авенида Пирсон на окраине города, впрочем, окраине очень солидной. Там нет ни магазинов, ни шума, зато все утопает в цветах и много богатых вилл. Прочитав, что без фотографий в консульстве не принимают, мы снова поймали такси и попросили довести до ближайшей фотографии. Этот таксист явно решил на нас поживиться. Как следует поколесив, он довез нас до центра города. Сфотографировавшись, мы снова отправились в генконсульство, понажимали заветный звоночек и, наконец, сотрудник откликнулся.
- «Вы по записи?» - спросил он. – «Нет, у нас украли документы». – «Фотографии сделали?». – «Да». «А хоть какой-нибудь документ, удостоверяющий ваши личности, с фотографией у вас есть?». – «Да! - бодро ответил я, - у меня есть мой российский паспорт». (Если бы я знал, какая жуткая судьба может постигнуть российский паспорт при утрате его заграничного коллеги! Но о бредовом правиле 19-ой страницы я узнаю много позже, и расскажу тоже позже).
Трех вопросов чиновнику вполне хватило, чтобы сделать вывод, вынесенный мной в заголовок: «Случай неприятный, но не трагический». Он впустил нас в здание, выдал разнообразные бланки, которые мы принялись заполнять и сообщил, что, согласно нашему славному законодательству, аж два гражданина РФ, имеющие действующие загранпаспорта, должны подтвердить личность моей жены, потому что мою личность подтверждал мой паспорт. – «А разве штампа о браке в моем паспорте и моего свидетельства недостаточно?». – «Недостаточно». И даже я должен выступить сначала в роли свидетеля, и только потом в роли жертвы. Впрочем, никаких претензий к сотрудникам консульства у нас нет, они были очень благожелательны и работали достаточно быстро, выдав нам Свидетельства (я их почему-то сразу же окрестил «аусвайсами») на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.
А что делать туристам-одиночкам, у которых украли документы и нет никаких знакомых в чужой стране и чужом городе? Почему в 21 (!) веке им нужно ждать от нескольких дней до нескольких недель, чтобы их личность подтвердили на Родине по запросу консульства? Эти вопросы, видимо, следует задать законодателям и мидовскому начальству. Похоже, эту и подобную ей инструкции писали еще сталинские соколы.
О турагенте и туроператоре, у которых мы приобрели поездку и круиз, писать просто не хочется. Они явно не были расположены разбираться с проблемами туристов. Мы звонили им много-много раз, они что-то обещали, но не перезванивали. Зато выдавали некие странные просьбы – «а пришлите нам копии своих загранпаспортов» (эту задачу еще как-то можно было решить, попросив сына прислать копии из Нижнего на электронный адрес гостиницы) или «а пришлите нам копии виз» (где бы мы их взяли, гуляя по Барселону, ежели они остались в украденных паспортах?).
Похоже, турдеятели, выдавшие нам документы, давно сочти свою миссию исполненной и воспринимали нас как назойливых мух, мешающих им выполнять план продаж. В конце концов, они запросили круизную компанию (та была не против), вроде бы информировали миграционные власти и любезно сообщили нам, что миграционные власти Испании должны решить, пускать нас на корабль или нет. На всякий случай я связался со знакомым бизнесменом, имеющим недвижимость в Испании и попросил приютить в случае критической ситуации. Он пообещал, так что тылы у меня были в некоем смысле прикрыты.
Утром 16 сентября мы приехали на причал с чемоданами и я пошел «искать правду». Сначала испаноязычный офицер сообщил мне, что он не понимает, чего я от него хочу и принялся искать англоязычного. Тот сказал, что он все понял, но вопрос не простой, и лучше он поищет русскоязычного. В итоге нашли русскоязычного, как мне показалось, грека, который внимательно посмотрел все мои документы – полицейский протокол, «аусвайсы», копии наших загранпаспортов, мой российский паспорт и затем спросил: «А где ваши загранпаспорта?». – «Их украли, - терпеливо объяснил я, - об этом написано в протоколе». – «Понятно, - сказал «грек», - а где ваши испанские визы?». «Они были в паспортах, которые украли», - ответствовал я. Вся наша беседа несколько напоминала мне балладу о Доме, который построил Джек в переводе Маршака.
«То есть у вас нет ни паспортов, ни виз. Плохо» - подытожил мой собеседник. «Да, - согласился я, - но круизная компания не против, и у нас есть официальные бумаги консульства, и полицейский протокол, и…». «Давайте все свои бумаги, - сказал «грек», - пойду свяжусь с руководством. Ничего обещать я вам не могу, ждите меня здесь». Прошло томительных минут 15, и офицер вернулся, сообщив мне совершенно безучастным тоном – «начальство не возражает, сдавайте багаж и оформляйтесь. Не знаю только, сможете ли выходить в портах без виз». Впрочем, у меня сил для проявления радости или выражения огорчения тоже уже не оставалось.
15-палубный американский красавчик Carnival Magic (это целый город, где одних пассажиров больше трех тысяч), сам круиз и наша существенно пополнившаяся коллекция черепах (теперь их больше 500!) заслуживают отдельного рассказа – и он непременно последует.
Во всех портах мы спокойно выходили и возвращались на корабль, и только сицилийская полиция пыталась затребовать у нас паспорта, но все-таки удовлетворилась консульскими бумагами. Обратный путь из Барселоны в Нижний тоже не был отмечен какими-либо происшествиями, хотя когда сотрудница барселонского аэропорта сунула мою бумагу с печатью в какой-то автомат (для получения посадочного талона) сердце екнуло. Автомат безобразничать не стал и талон выдал.
Потом нас лениво допрашивали франкфуртские пограничники: «с какого числа действовала испанская виза?», «по какое число она действовала?», «где она?», «как мы вообще попали в Испанию?» (и тут я, радуясь своей предусмотрительности, выдал ему наши посадочные талоны на полет в Барселону и из нее). Мои фразы типа we were roobed (нас ограбили) не производили на них никакого впечатления, но, видимо, исчерпав список положенных в таких случаях вопросов, они сказали «проходите».
В Нижнем, которого мы изначально боялись даже больше, чем франкфуртских объяснений («да вот только узнает ли Родина-мать одного из пропавших своих сыновей?»), все оказалось еще проще. «Откуда?» спросила жену пограничница, разглядывая ее «аусвайс». – «Из Барселоны», - грустно ответила жена. «А, - понимающе сказала пограничница, -на прошлом рейсе из Барселоны у одной девушки тоже все документы украли». На том, собственно, беседа и закончилась. Родина нас приняла, сын встретил.
Поскольку в «аусвайсах» было строго написано, что их полагается сдать в отделение Федеральной миграционной службы в 3-дневный срок с момента возвращения в РФ, мы кинулись собирать и заполнять документы для получения новых загранпаспортов. Кстати, за каждый новый загранпаспорт нужно было уплатить по 2500 рублей (не зевай! – говори нам Родина – держи сумку крепче). Мало того, обнаружилась еще одна замечательная особенность отечественного документооборота.
Все документы у нас приняли (и в очереди мы провели недолго, меньше часа), но сообщили, что теперь нам нужно менять и российские паспорта (внеся по 200 рублей за каждый). «Зачем?» - изумились мы. Зачем менять мой героический российский паспорт, забытый в куртке и практически выручивший нас в Барселоне? Зачем менять российский паспорт жены, который все это время тихо ждал нас дома?
«Да потому, - объяснили нам вежливые сотрудницы миграционной службы, - что в русском паспорте обязательно ставить штамп о выдаче загранпаспорта. Причем ставить его можно только на 19 страницу и никуда больше!» Штамп же о том, что загранпаспорт выдан, бездумно или намеренно сделали таким большим, что на 19 страницу он помещается в количестве не более трех штук. У нас с женой 19 страницы российских паспортов оказались исчерпанными. Следовательно, надо менять и российские паспорта. (Интересно представить себе общероссийские масштабы этого бреда – например, в плане увеличения бессмысленной загрузки миграционных сотрудников, не говоря уже о самих гражданах РФ).
«Но надо же какую-то причину указать для замены паспортов, не писать же эту чушь» - удивились мы. – «Правильно, - согласились сотрудницы, - напишите «неточности в записи».». Собственно, на этом фантасмагорическом эпизоде можно завершить повествование о неприятном, но не трагическом случае в Барселоне (к которой у нас никаких претензий, замечательный город!) и о Лохе, в роли которого с блеском выступил я.