Семинар по стратегии для топов в Мечте 2-4 апреля 2002г
- Слова - косметика мыслей.
- Изменения стали более быстрыми и более прозрачными.
- Скорость бизнеса велика и времени на коррекцию ошибок очень мало.
- Препарирование прошлого.
- Еще много на рынке «диких» клиентов.
- Рынок - механизм для сортировки продуктивного и непродуктивного.
- Переход от УНТ к ПНТ - от устного народного творчества к письменному.
- Г.Форд говорил, что вместе с парой рабочих рук я приобретаю еще и всего человека в целом.
- Время не дают в кредит.
- Надо находить баланс своих интересов и интересов клиентов.
- Человек на все руки.
- Он хорошо контактирует с людьми и клиентами.
- Ю.Черников об О.Т.: она делает, не чтоб процветало, а чтобы потом ничего не делать.
- Он сохраняет чувство юмора даже при трезвой оценке ситуации.
- Он умеет вдохновлять сотрудников без финансовых рычагов.
- Нужен оплачиваемый результат.
- Хочу расти вместе с компанией.
- Уникальность человек видит в своей логике мышления - может качественно думать.
- Умеет выявить нужные качества в клиентах и коллегах и использовать их.
- Компьютер отвечает на вопросы, а человек их задает.
- «Вечный зов» - ЗАО врагов.
- Нужно перевести все высокие идеи на язык подошвы - рабочих, продавцов, грузчиков.
- А.Эйнштейн выводил формулу успеха = X+Y+Z, где X - работа, Y - чувство юмора, Z - закрытый рот.
- Лидер системы - это человек, отвечающий за объем чистой прибыли.
- Обиды на ошибки и забвение побед.
- Эффект: количество значимых и мусорных (пустых) слов. Важен вес слова, вес подтекста, вес паузы. Боязнь пауз, быстрая торопливая речь - это неуверенность в весе собственных слов, в том, что они способны подтолкнуть других к раздумью.
- Программы - это перевод с птичьего языка бизнеса на человечий.
- Проблемы ведут в тупик прошлого, задачи - это варианты будущего.
- Захар Тарасов, некогда торговавший женским бельем, рассказывал, как клиентки в ту пору спрашивали у него: «а где у вас модные новинки?». Рискнули, завезли эксклюзив, не смогли продать, еще и таможня наехала задним числом - прогорели.
- Нужна система снижения рисков от новинок.
- Собственный офис - это узнаваемость предприятия.
- Рынок мал, мы решили выйти за его пределы.
- К сезонному товару, шампуням, мы добавили дезодоранты, тоники.
- Очень важны доверительные отношения с клиентами и поставщиками.
- Брак, куда бы он не заехал, мы берем на себя.
- Левша-НН: искал со-собственников, потом расставался с ними.
- А когда собственник эффективнее работает: в медовый месяц или когда холостой?
- Нужно осознать свою значимость, поверить в себя, убедить в этом клиентов, заставить с нами считаться.
- Способ удержания клиентов - путем обещания золотых гор.
- После утверждения бюджета ушли ряд сотрудников, не готовых к грузу ответственности. (Интересная мысль: бюджет как средства отсеивания, отбора менеджеров).
- Искажение информации при переходах между подразделениями и между людьми.
- Имеет место мягкость гендиректора в отношении его собственных приказов.
- Сезонного спада нет: по ПК спад, по климатическим устройствам - нет.
- Не дать старых клиентов в обиду.
- Планирование без контроля - это полумера.
- Есть компании, более эффективные в стабильных или критических ситуациях.
- Подарок свалит женщину с ног от счастья.
- 4 основных вопроса:
- Кто мои клиенты?
- Есть ли у меня компетенты?
- Чем я отличаюсь от других?
- Куда мы двигаемся?
- Приглашение консультанта - это признание того, что первое лицо не совсем контролирует ситуации.
- Запчасти ГАЗа - самые нужные в мире запчасти.
- Лежа на моей продукции, на диване, вы вспомните обо мне.
- Вы дали мне пинок к образному мышлению.
- Продукты можно группировать, делить, переформулировать, превращать в маркетинговый инструмент (типа «подарок разнополый» к холодильнику).
- Пылесос - подарок женщине, облегчающий жизнь мужчине.
- Не уставать сомневаться, делать ошибки, задавать вопросы.
- Клиенты стандарты качества правила и принципы задачи.
- Человек, привыкший ездить по рельсам.
- Бизнес-книги - это деза из прошлого.
- Мы предлагаем небольшой набор простых и высокоэффективных инструментов для создания персональных бизнес-инструментов: модель уровней мышления, модель сбора информации и реагирования, модель «хочу - могу - делаю», модель составляющих ценности, понятие УКП и КФУ и т.п. Мы предлагаем новое оружие мышления, новое отношение к себе и к бизнесу, инструмент создания инструментов.
- Идея Пуйде: через призму чего-то непохожего на вас посмотреть на себя и обнаружить уникальность.
- Юра Черников:
- Мои клиенты - женщины - лидеры с бюджетом семьи от 6 до 12 тыс.руб.
- Мужчина среднего достатка - это кто? А мужчина среднего недостатка?
- Стиральная машина - средство успокоения жены или совести или способ быть «не хуже соседа».
- Телевизор должен радовать глаз и в выключенном состоянии. Женщины смотрят ТВ и тогда, когда он выключен.
- Телевизор - фон для домохозяйки / ТВ = Дома не одна
- Продукт - «равенство себе подобным».
- Я стану для женщин-лидеров, обслужив их, идолом - и они будут рассказывать обо мне всем.
- ИКЕА - не традиционный магазин, а пункт загородной прогулки с детскими площадками, кафе и т.п. Основа ИКЕА: создать вещь, а не купить ее. Клиентам дают каталоги, измерительные рулетки, бумагу для записей; их не освобождают от работы, а наоборот, подталкивают к совершению простых действий, которые они не делали раньше.
- Можно продавать заводам пластмассовое ведерко, а можно - конкретным людям мощное оружие в борьбе за передел уже поделенного рынка.
- Серое вещество, создающее яркие решения.
- На авторынке России повышение цен на 1%, может вызвать падение продаж на 2,5%.
- Кусты цепляются друг за друга, высокие деревья растут поодаль.
- Захар Тарасов, издеваясь: Клиенты у нас - заводы, продукты замечательные, рынки высоконкурентные...
- Для прочих это азбука, а для строителей - новинка (не ждать потребителей, а идти к ним).
- Гаишникам выдают зарплату знаками, вот они и изголяются.
- Надо провоцировать клиентов на обратную связь.
- Ю.Рубцов: бизнес - непрерывное исправление ошибок.
- Герой - это короткая профессия.
- Ставя искусственные барьеры, мы консервируем неэффективность.
- Есть топ-менеджеры, значит, есть и даун-менеджеры.
- Если есть естественные потребности, значит, есть и противоестественные.
- Если рынок спящий, можно насиловать менеджеров во сне.
- Два разных вида бизнеса: ты имеешь людей или люди - тебя.
- О.Тимофеева, римские бани: только элитные рожи, вход и выход в разных местах.
- Оплата торговых представителей: зарплата + % с оборота - % с возврата денег + % от чистой прибыли. (а на что они реально влияют? - ИА).
- Осознанное вложение денег в компоненты, которые могут потащить компанию вперед.
- В мелкой компании мозги измеряются в штуках, в крупной - в тоннах. (Какая наивность - ИА).
- Новая идея - продавать б/у компьютеры на Канавинском рынке. Из конструкторов типа 1С и Кодекс мы будем собирать то, что нужно конкретному директору среднего предприятия. (Интересная идея сборки - ИА).
- Мы продаем не винтики и шпунтики, а время и легкость исполнения работы в одном месте для снабженца.
- Вяч. Григорьев (Ремстрой): Надо дать клиенту то, что обещал, и больше, чем обещал.
- Нияз из казанского Плезира: У нас - нехватка зелени (не в смысле баксов, а в смысле окружающей природы). Нехватку зелени в кармане возместим зеленью окружающей нас среды.
- Обратная связь:
- основные мысли надо вколачивать гвоздями (смысловые гвозди)
- здесь место, где можно получить ответы на свои вопросы и задать новые вопросы
- пусть будет поменьше мыслей, лучше побольше разжевывать.
- важен уровень постановки задачи и рождения идей в голове.
- Презентации:
- Ю.Черников залез на стол, я предлагаю Инструмент создания счастья, потом спрыгнул, сел на корточки. Продаю биоритмы человеческого развития, клиент диктуем нам ритм.
- Алексей Костюнин, Дэмка: наша уникальность - мы с удовольствие едим нашу продукцию.
- Ира Пуйде: мы помогаем клиенту повысить скорость его реакции на изменения рынка, управлять затратами и качеством. Мы 10 лет на рынке, но это лишь подготовительный этап (он продлится еще 2-3 года). Мы увязаем в деталях. Мы конкурируем не за конкретные системы, а за желания клиента.
- Мы собираемся арендовать помещения в банках и элитных торговых центрах.
- Вадим Скосырев, Техномашкомплект: СВОТ - анализ показал, что мы находимся в правом нижнем углу. Давайте встретимся тут же через 40 дней. (Интересный пример чистой победы за счет искренности, честности, безжалостности к самому себе, вовлечения людей в соавторы и использования общеизвестных стереотипов).
- Производители мягкой мебели: мы предлагаем директорам мебельных салонов избавить их клиентов и друзей клиентов от бессоницы. Человек, который хорошо выспался, будет хорошо работать и много получать.
- У нас с вами одни и те же болевые точки - продукты и клиенты.
- Обсудив планы по прибыли и узнаваемости, мы решили, что они перевыполнимы.
- Рита Панина выключила свет, на определенной фразе его включила. Без информации вы бродите в темноте, тяжело двигаться, опасно. Информация - это свет (хороший перевод на язык образов).
- УСУЛ - уникальное собрание уникальных людей.
Индивидуальная беседа с И.П. и М.П.:
- Надо перестать обманывать себя в планировании и кадровом вопросе (либо Р. занимается бизнесом, либо «трудоустройством», пристраиванием К. и Ж., поиском места для людей не рыночных и не склонных к управлению). История с П. ничему не научила.
- Учить Л. продавать - это все равно учить медведя танцевать.
- Надо отличать тактические сдвиги (как сдвиг по времени рыбаковского договора) от серьезных стратегических просчетов (Леньшин - не продавец, а хороший помощник руководителя, циклы на таких проектах - не квартальные, а непонятные, требуется регулярное непосредственное участие первого лица компании и т.п.).
- Самое трудное - убедить собственника в необходимости и технике перемен. Имеет место самообман и эйфория от предыдущих побед. Самоуверенность переходит допустимые границы. Почему решено, что этот год должен быть лучше предыдущего? Какие гипотезы заложены в основу прогноза?
- Все стратегические вопросы ни с кем не обсуждаются, просто принимаются и доводятся вниз решения - в итоге наказывать некого (саму себя наказать нельзя, исполнителей тоже).
- Нужно разделить бизнес на стабильную, сравнительно понятную и предсказуемую часть и венчурную (малопонятную, сверхрисковую) часть. При этом нужно понять, что венчурная часть может оказаться и невозвратной и поэтому лучше изначально определить пределы риска - например, не более 15-20% венчуров (по объему). В одном и том же плане держать бизнес-проекты и венчурные проекты не имеет никакого смысла.
- Пределы терпения по С. и Д. тоже должны быть заданы - сколько кварталов можно не выполнять план? Бизнес становится все менее дисциплированным и все менее управляемым.
- Считал и считаю, что с С. можно и нужно работать - но на взаимовыгодных условиях. Он, прирожденный ларечник-единоличник, должен арендовать у вас имя, помещение, средства связи, время экспертов (не бесплатно!), и, кроме того, либо платить фиксированный «налог», либо получать процент от продаж - договориться можно по разному. Но «неуплата налогов» (то бишь невыполнение квартальных обязательств) должна жестоко караться.
- Пора уже переделывать годовой план, делая 2-3 его варианта (пессимистический, реалистический, оптимистический) и пересматривая основные гипотезы, положенные в основу бизнес-плана.Зависимость от О. должна быть обоюдной (она зависит от сильных людей, они - от нее), разговор может быть уважительным и на равных.
- Девицы сильно сомневаются в том, что производственный департамент, и т.д. в принципе могут быть прибыльными (готовы ли собственники к плановым убыткам, ставя условия по внутренней работе и ограничивая подразделения Р. - их чуть ли не штрафуют за недостаточный объем заказов в СКБ).
- Пока реально нет лиц, принимающих решения. Есть группа референтов, помощников по различным вопросам. Все решения О. принимает сама, она же занимается и пожаротушением.
- Нет системы анализа рынка и анализа возможностей фирмы на рынке. Привыкшая действовать ситуативно, импульсивно и нахрапом, О. не очень-то и нуждается в такой системе (и даже если она появится, доверять ей не будет все равно).
- Трудно перейти от роли мамы в курятнике к роли наблюдателя за технологией.
- О. уверена, что, если она отойдет, бизнес рухнет. Право на ошибку, на эксперимент не дается, нет понимания, что провал - это шанс на взлет. Чересчур оптимистично оцениваются циклы на разных рынках, особенно новых.
- Основная задача менеджера - убеждать собственника. Такого понимания у людей нет.
- О. должна как-то разделить роли собственника, гендиректора, а также инвестора (у них совершенно разные интересы):
-
Интересы собственника Дивиденды
Увеличение стоимости бизнеса
Управление распределением прибылиИнтересы инвестора Процент на инвестиции
Гарантии возврата инвестиций (при неполучении процентов инвестор может «вытащить» свои деньги в любой момент)
Сам возврат инвестицийИнтересы менеджмента Мотивация за результат
Свобода принятия управленческих решений
Перспектива участия в бизнесе (долевого)