Общие замечания о семинарах-тренингах



  1. 2-3 дневные семинары желательно проводить в местах, допускающих свободную форму одежды и свободное неформальное общение участников (турбазы, дома отдыха и т.п.). Помещение должно нормально освещаться и проветриваться.
  2. Должны быть предусмотрены кофе-паузы (10-15 минут после каждых 1,5-2 часов работы).
  3. На семинарах используются слайды, поэтому необходим проектор и экран, а также человек, умеющий подключать ноутбук к проектору (ноутбук я вожу с собой). Отсутствие проектора и экрана должно обсуждаться специально.
  4. Раздаточных материалов не предусмотрено, но, как показывает опыт проведения подобных семинаров, обычно участники просят сделать им копии слайдов - такая возможность должна быть. Еще вариант - делается одна копия, которая потом обычным порядком распространяется внутри организации для участников семинара-тренинга.
  5. Необходима доска (с фломастерами для доски), а также один (лучше два) флип-чарта (обычно - с набором переворачиваемых больших листов и фломастерами). На них будут фиксироваться наиболее важные моменты, которые должны быть постоянно перед глазами участников.
  6. Перед началом семинара ведущему должен быть передан полный список участников (фамилия, имя, занимаемая должность).
  7. В программу семинаров - тренингов могут быть внесены изменения (добавлены или изъяты какие-то темы, расставлены определенные приоритеты, например, «упор нужно сделать на внутреннюю клиентоориентацию»). Организаторы должны заблаговременно согласовать эти изменения с ведущим.
  8. При большом количестве участников (25-30-40 и более) семинар-тренинг фактически вырождается в серию лекций (с активным включением зала) - что может быть весьма полезно для начального знакомства с предметом. Для «продвинутых» руководителей и специалистов такая форма работы представляется не приемлемой. 
  9. Любые дополнительные просьбы и пожелания (типа «посмотрите на такого-то, мы планируем его выдвижение на такую-то позицию») также должны обговариваться организаторами до начала семинара-тренинга с его ведущим. 
  10. В качестве дополнительной услуги может быть заказано индивидуальное консультирование одного или нескольких участников семинара (желательно, в режиме «один на один», например, в вечернее или утреннее время).
  11. Группы могут быть как однородными (состоящими только из продавцом или из директоров филиалов и т.п.), так и неоднородными (например, все руководители определенного уровня) - все зависит от цели семинара-тренинга, которая должна быть определена организаторами заранее и согласована с ведущим. Нормально, когда в группу топ-менеджеров включается 1-2 перспективных молодых сотрудника, но хаотичное смешение уровней (когда в одной группе учатся и инженер, и вице-президент) нежелательно.
  12. Присутствие первых лиц (собственников, президентов, генеральных директоров) на семинаре не обязательно, но желательно. Они могут быть (по согласованию с ведущим) просто наблюдателями или (что лучше) - участниками, сдерживающими свою активность. Это позволит им получить ценную информацию о своих сотрудниках, их сильных и слабых сторонах, в обстановке, которую трудно имитировать в реальной работе. Я нередко слышал от первых лиц - «я узнал много нового о своих людях на Вашем семинаре и понял, как с ними лучше работать».