Александра Шарова



Наш абонент не спрашивает «Что можно?», а говорит, что нужно

Уже не первый год ходят слухи, что российская наука умирает. Александра ШАРОВА, директор научно-информационного агентства «SANDY» (Scientific Area Network DatawaY) и одновременно заведующая лабораторией информационных систем Института Прикладной Физики (ИПФ) РАН считает, что эти слухи сильно преувеличены. Наука наша жива и остро нуждается в самой современной научной информации. А что в конце XX века может быть изменчивее и подвижнее информации? В том числе и научной? Может быть, поэтому на эмблеме «SANDY» птица.

Пришли как-то в агентство « SANDY» гастроэнтерологи и упросили показать возможности информационного поиска в сети Internet. Слово ключевое назвали - «saliva» («слюна»). Через минуту получили ссылку на некий западный журнал со статьей «Выделение слюны при виде чужих денег». Из чего сделали справедливое заключение, что без понимания сути дела, без профессионализма и в этом деле не обойтись.

Начало

В 1992 году два программиста из лаборатории, которой руководила А.Шарова, ушли в банки, и она поняла, что нужно «шевелиться» - чтобы сохранить людей. Руководство ИПФ РАН пошло навстречу, в результате было создано научно-информационное агентство « SANDY». По сути дела стартовым капиталом предприятия стал капитал доверия, который сотрудники лаборатории успели приобрести в известном во всем научном мире академическом институте.

«Вначале, - вспоминает Александра, - был страх:- смогу ли прокормить хотя бы бухгалтера? За плечами был только короткий опыт хозрасчета. Сегодня я уже ничего не боюсь - мы в числе трех самых крупных провайдеров в регионе. Помимо генетически определенной для фирмы сферы деятельности, связанной с телекоммуникациями, интересы наши быстро расширяются от информации чисто научной к информации в широком смысле слова. Объем информационных ресурсов региона и потребности в их освоении (в том же смысле, в котором в социалистические времена говорилось об освоении фондов) таков, что и десятку информационных фирм этот рынок не обслужить.

Агентство представляет телекоммуникационные интересы ИПФ РАН и работает с некоммерческими провайдерами Москвы - Ассоциацией Relarn и Радио-МГУ - и изначально ориентируется на организации науки и образования. Это очень активные, «прожорливые» и требовательные абоненты - «мы хотим считать на западном суперкомпьютере во Франции», «нам нужно переправить статьи с графикой в Штаты» и т.д. Получив немецкий грант на организацию регионального центра Интернет, «SANDY» сумело толково распорядиться полученными, сравнительно небольшими средствами. ИПФ, кстати, сегодня тоже не в убытке от наличия собственного, порожденного им провайдера. По коммерческим ценам институту пришлось бы (трафик огромный!) ежемесячно выкладывать за информацию по 7-8 тысяч долларов. Таких возможностей нет, потому информационные обмены сократились бы на порядок - а это фактор научного выживания. Эту часть своей работы А.Шарова рассматривает как некоммерческую. Но есть и другая, которая позволяет сотрудникам фирмы всегда находиться на переднем краю и, кстати, обеспечивает существование. В «SANDY» есть высококлассные специалисты по локальным сетям, операционным системам, базам данных. Отдельное направление - информационное.

АБОНЕНТЫ

У «SANDY» всего 115 абонентов, но среди них такие, как Арзамас-16 , Нижегородский технический университет и другие, имеющие развитые локальные сети. Только в ИПФ РАН более 100 IP-адресов. Клиенты уже не ограничиваются бесплатным сервисом и запрашивают научную и патентную (пусть платную, но полную и достоверную) информацию из полнотекстовых баз данных системы STN в Америке, Японии, Германии. Пока среди пользователей превалируют «технари» (физические институты, технические вузы, химики), они точно знают, что им нужно и пользуются в основном FTP, пренебрегая красотами мульти-медиа. Но уже проявляют живой интерес к Internet местные социологи, потихоньку «раскачиваются» медики и лингвисты. ИПФ РАН стал головной организацией в регионе по выполнению межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы» - должен быть создан оптоволоконный ствол-»позвоночник» через город, на базе которого высокопроизводительный доступ в Internet получат все крупные научные и образовательные центры города. ИПФ РАН участвует в проекте Миннауки «Создание национальных телекоммуникационных опорных точек», в рамках которого город в ближайшее время будет обеспечен высокопроизводительным каналом в мир. Место «SANDY» в выполнении этих проектов очевидно - ведущие сотрудники фирмы являются и сотрудниками ИПФ, а значит добавляется еще и работа по обучению абонентов, усилению сервисной службы. Возникают предпосылки еще ряда интересных информационных проектов.

А.Шарова: «Деньги по проектам запаздывают, но это нестрашно. Если бы мы получили их 1 января, то истратили бы не так грамотно, как 1 июня. Система развивается быстро, и жизнь каждый день подкидывает задачи, на которых мы учимся и, надеюсь умнеем, потому оттяжки с финансированием я пока не воспринимаю как трагедию. Три основных нижегородских провайдера (мы, «КИС», «ИНФОРИС») охватывают сегодня не более 10% заинтересованных организаций. Но кому же кроме нас нужны бедные организации науки и образования? Коммерческие цены им просто не по карману. С конца 1995 года количество наших абонентов возросло вдвое. Мы вынуждены отказывать «частникам», кроме самых уважаемых ученых, ибо загрузка каналов связи днем составляет 98%. Зато, пользуясь бесплатным каналом на Москву, агентство поддерживает своих абонентов. Многие из этих организаций даже при наших символических тарифах (10 долларов в месяц!) имеют задолженность 5-6 месяцев. Коммерческий провайдер давно отключил бы их.

СОТРУДНИКИ

В агентстве работает 20 человек (средний возраст - 24-28 лет), половина занимается сетями локальными и глобальными, базами данных, остальные - информационными проектами. Критерии отбора сотрудников - широта кругозора, общительность, коммуникабельность (не дай Бог в коллективе завести свою Бабу-Ягу). Любая фирма зависит от своих ведущих специалистов, в «SANDY» каждый из них имеет дублера и готовит его «на всякий случай». У А.Шаровой на этот счет стандартная формулировка: «А если ты, такой умный и незаменимый, завтра попадешь под трамвай?» Есть у агентства и многочисленные друзья, работы которых украшают WWW-сервер SANDY (http://www.sci-nnov.ru). Работы переводчика Вадима Филиппова (в частности перевод «Путеводителя по Вселенной для путешествующих автостопом» Д.Адамса) помещаются на отдельной странице. Выходит в электронном виде альманах «Дирижабль» Евгения Стрелкова - и сразу на многих серверах появляются на него ссылки. Нередко мы уговариваем гуманитариев придти к нам и делаем за них всю техническую работу, потому что гуманитарная сфера - лицо города, а значит, и наше лицо.»

РЕЗУЛЬТАТЫ

WWW-серверы уже не являются прерогативой только иностранных и столичных фирм. На плечи региональных информационных компаний ложится тяжелая задача - сбор информации о регионе, там, где почва для этого наименее подготовлена. Появились на сервере « SANDY» электронные версии местных газет «Дело», «Биржа плюс авто», «Биржа плюс карьера», региональный выпуск газеты «Аргументы и факты». Реализуется совместно с Фондом занятости проект «электронной биржи труда». Для главной библиотеки области специалисты агентства разработали интересную Интернет-оболочку к электронной картотеке, двуязычную оперативную поисковую систему. Имеет успех (особенно у иностранцев) электронный вариант каталога редких и ценных изданий библиотек города с иллюстрациями из изданий Ивана Федорова и других раритетов.

Разрабатывается интересный проект совместно с медиками. Фирмы обращаются с просьбами - помочь средствами Интернет создать региональную информационную систему (например, «электронный магазин лекарств», отслеживающий ситуацию в аптеках города)». Именно такие внутрирегиональные системы клиент-сервер, по мнению сотрудников фирмы, наиболее интересная и перспективная сфера деятельности на ближайшие годы.

Директор « SANDY» категорически недовольна содержанием своего сервера и считает, что не менее 50 процентов информации должно быть оперативно обновляемой, чтобы сервер не напоминал информационное кладбище. Очень важно грамотно спроектировать информационную систему так, чтобы обновление выполнялось руками тех, кто эту информацию готовит. По этой схеме уже идет работа с несколькими организациями. Например, еженедельник «Пульс» - редакция передает информацию по электронной почте, она автоматически загружается в Web, «расшивается» на телеконференции и уходит по подписке - никаких задержек.

ПРОИЗВОДСТВО

Лет 10-12 назад в Москве А.Шарова попала на конференцию, где американец рассказывал - как организовать контроль над производством. Советские программисты смотрели на него дикарями - нам-то это зачем? Многое сейчас приходится открывать заново. Оперативки вводятся, система учета, трехмесячное планирование с еженедельной коррекцией. К чисто человеческим отношениям добавляется «второй слой» - функциональный. Не забывая о человеке как личности, директор «SANDY» пытается выстроить четкий производственный организм (вплоть до группы технического контроля).

Производство расширяется, а следовательно, как ни печально это для научных работников, приходится все больше внимания уделять организации производственного процесса, финансовой политике. Отдельная проблема - усиление абонентской службы: организовать «горячую линию». Немедленно связаться с клиентом, переставшим работать, сообщить абонентам о новых источниках, содержащих информацию по интересующим их проблемам. При этом нельзя упускать из виду и то, что во всем мире люди выбирают таких компаньонов, с которыми просто приятно работать. Доброжелательность в «SANDY» принято считать фирменным стилем.

ПОЗИЦИЯ

В 1990 году, когда начиналась работа с электронной почтой, обеспечение связи было самоцелью.

«Жизнеопределяющей для меня лично, - считает А.Шарова, - стала книга Г.Громова «Национальные информационные ресурсы», я посмотрела на мир другими глазами.» Предприятия тогда начали ставить локальные сети (мода!), даже не попытавшись проанализировать свои информационные потребности (да и сейчас почти та же ситуация). В 1995 году пришла мода на Интернет. А Интернет - это не только замечательная игрушка, не только новый способ самовыражения и общения, а многофункциональный производственный инструмент. Вступивший, к тому же, в нудную и долгосрочную стадию технологических доработок с одновременным ростом действительных потребностей пользователей в этом инструменте.

А.Шарова: «В наличии многих заведомо бесприбыльных проектов у меня есть свой меркантильный интерес. Информация должна перешагнуть некий порог по объему и качеству, лишь после этого можно будет провести границу между платным и бесплатным сервисом. Пока мы - провайдеры прояляющие интерес к информационным проектам, как вороны, тянем к себе все блестящее, но скоро серверы начнут обретать Лица. И тогда помимо качественных услуг связи мы сможем предъявить качественную технологию работы с разнопрофильной информацией. Технологию, которая для России - дело завтрашнего дня.»