Ирина Купалян



Белый пароход «Галатеи»

Ирина Купалян, директор Нижегородской ассоциации «Галатея». Родилась в Ярославле в семье военного. Перемещалась по стране, жила в Германии, осела в Горьком. Закончила иняз в 1974 году, потом работала в школе, более 12 лет - в Бюро международного молодежного туризма «Спутник». В 1990 году стала одним из учредителей и заместителем директора турфирмы «Радар». В 1994 году основала ассоциацию «Галатея».

Наверное, Ирина Александровна могла бы повторить вслед за Ч.Айтматовым финальную фразу его знаменитой повести «Здравствуй, белый пароход, это я!». Ирина умеет увлекать людей своими идеями, придумывать свои «белые пароходы» и привносить в нашу суетную жизнь элемент сказки, чуда, надежды. Самая теплая часть ее жизни была связана с южными краями (в Краснодаре жили бабушка с дедушкой). Увлечений было много - музыка, танцы, рисование, спорт, но больше всего с раннего детства Ирина любила шить и вязать, хотела стать модельером. Однако, родители этот дар не стимулировали, и в результате она поступила на факультет немецкого языка иняза (с языком после спецшколы особых проблем не было). В ту пору было трудно устроиться по специальности и после окончания вуза пришлось поработать пионервожатой, почасовиком в школе и в университете.

- Ирина, а что и когда связало Вас с туризмом?

- Случай. Или судьба. Я купила путевку в «Спутнике», не обратив внимания на дату. Путевка захватывала начало учебного года, пришлось ее сдавать, так я познакомилась с людьми в «Спутнике» и мне предложили у них работать. С декабря 1976 года была референтом, занималась железнодорожными и автобусными маршрутами, теплоходами - группы школьников и учителей ездили тогда по всей стране. Не раз была директором круизов на теплоходах и поездах. В «Спутнике» я приобрела опыт работы с людьми, научилась терпеть и успокаивать, уговаривать и очаровывать своими маршрутами. Опыт организаторской деятельности впоследствии пригодился, ведь мы поддерживали оперативную связь едва ли не со всем Союзом.

- А что вас не устраивало в «Спутнике», почему вы решили уйти?

- Не было роста, я чувствовала, что переросла то, что делаю, довела до автоматизма. И была какая-то ограниченность - одни и те же фразы, одни и те же лица. Надоедаешь самой себе. Плюс планы, соцсоревнования и прочие дурости, ведущие к разложению коллектива. Нет свободы - нет и возможности использовать свои способности. Некоторое время работала во Дворце пионеров, а потом меня пригласил бывший сотрудник «Спутника» Юрий Петрович Гонтарь, с которым мы основали малое предприятие «Радар».

- Вы хотели создать конкуренцию «Спутнику»?

- Просто хотелось поработать самостоятельно. А уж стали мы конкурентами или нет, не нам судить. «Радар» занимался и коммерцией (были свои магазинчики), и зарубежным туризмом. Но шоп-туров нам было мало, возникла идея походов выходного дня - арендовали в пароходстве теплоход «Ильич». Не представляю Волгу без теплоходов. Потому и взялась за реализацию шальной идеи «своего» теплохода. Разработали сценарий, организовали ночную поездку по Волге в Макарьевский монастырь - и получилось. В самый тяжелый период 1991 года, когда все остановилось и никто не хотел рисковать, я занялась организацией водного туризма (на том же теплоходе «Ильич»). Недели три все висело на волоске - не отправишь же в двухнедельный рейс 20-30 туристов. Очень помогло пароходство, которое рисковало вместе с нами. Но потом все же удалось продать путевки. В тот сезон по Волге плавало всего два туристских теплохода - наш «Ильич» и «Кутузов» - все шлюзы до Ладожского озера мы проходили буквально молниеносно. Через год у нас было уже меньше проблем, нас знали, к нам шли. Можно сказать, что мы выстояли. А потом теплоходы стали арендовать многие - кто-то любил реку, кто-то денежные обороты. Хотя это, конечно, нерентабельное производство. При нынешних-то условиях, когда почти три процента от оборота с тебя берут только за то, что деньги поступили на твой счет.

- А когда родилась идея «Галатеи»?

- В «Радаре» я проработала три с половиной года. Начинали «с нуля», не знали ни суббот, ни воскресений, старались все сделать очень аккуратно, добиться уровня и качества. А потом у меня началась черная полоса - смерти близких, физические срывы. И возникли психологические проблемы. Новые сотрудники терпеливо ждали клиентов, а нужно активно искать их, идти к ним. Постепенно накапливалось непонимание и неприятие. Было жалко расставаться c теплоходом «Ильич», много сил и средств было вложено - к тому времени он был переоборудован и вместо 240 посадочных мест их стало 171 (это повышает стоимость путевки, зато делает его настоящим комфортабельным туристским теплоходом). Меня поддержали капитан, команда и еще много народу и я летом 1994 года решила зарегистрировать свое предприятие, вложив в него деньги, заработанные в «Радаре». Долго искала название - свежее, красивое, связанное с водой. Наконец, всплыло слово «Галатея» - это и любимая скульптура Пигмалиона, и одна из дочерей морского царя, которая все беды и несчастья своей трудной судьбы превращала в голубые реки. Мне это показалось созвучным. И еще - в одной из картинных галерей Потсдама есть картина «Триумф Галатеи». Так я сама себя убедила.

Символична и другая часть названия - Нижегородская ассоциация. Ибо мы с самого начала планировали и турфирму, и рекламную (туризм без красочных проспектов немыслим) и коммерческую деятельность. И вообще, мы хотели бы этим словом пригласить к сотрудничеству всех, кто связан с туроснащением, сувенирной продукцией. Кстати, в рамках ассоциации уже работает, тесно с нами сотрудничая, дизайн-студия «Лого» (руководитель И.Маслов). После летнего затишья оживает понемногу и наше рекламное направление.

Мы много успели за год. Более 10 рейсов за сезон сделал теплоход «Ильич» - С.-Петербург, Валаам, Волгоград, Астрахань. Вывозили творческие коллективы департамент образования и ДК автозавода. Были спецрейсы (в том числе, рейс Памяти для ветеранов), семинары, маршруты выходного дня. Экономические расчеты показывают, что дело это пока неприбыльное, но как Волге без теплоходов? Круглый год мы предлагаем отдых в санаториях и пансионатах в Нижегородской области и на Черном море (мы не ищем дешевых партнеров, ищем солидных). Отправляем группы за рубеж. Так, например, 16 человек отправились в Египет. Для школьников подготовили интересные загрантуры с изучением иностранных языков. Постоянно разрабатываем новые и индивидуальные маршруты, предлагаем разнообразные варианты оплаты.

Интересно устроен человек - он всегда хочет подешевле. Потом он будет ругаться с организаторами, говорить, что его не предупреждали, что все услуги платные и экскурсии платные, будет справедливо честить уровень сервиса. Но через год опять побежит искать - где дешевле. Я этому удивляюсь, но остаюсь поклонницей старого доброго стиля - человек, купивший у нас путевку, не будет доплачивать за постель, будет три раза в день накормлен и получит экскурсионную программу.

- А как Вы отбирали людей для своей фирмы?

- Интуитивно. Коллектив у нас молодой, есть люди, имеющие опыт работы в «Спутнике», в «Радаре», есть новички, но все имеют высшее образование - экономисты, водники, математики, инязовцы. Из 10 сотрудников «Галатеи» 8 женщин - они закаленнее. Кроме того, туризм женщине ближе - в нашей стране путешествуют в основном женщины. «Галатея» - наш общий ребенок и мы делаем все, чтобы она росла красивой и доброй. Арендуем хорошие помещения на пл.Маркина,3, рядом с ДК речников. Отремонтировали их, привели в божеский вид. Хотелось бы, чтобы ощущение отпуска и красоты возникало у любого человека, входящего в наш офис.

- На нижегородском рынке сегодня более полусотни турфирм. У Вас не самый шикарный теплоход (есть на Волге и 4-палубники), не самые дешевые путевки. На что же Вы рассчитываете?

- Я не поклонница 4-палубников. Эти махины не созвучны с природой. Не в обиду им будь сказано, в царстве пластмассы и откидывающихся кроватей даже кондиционеры не выручают. Да и не все любят плавать на кораблях в компании еще почти 400 пассажиров. А такие корабли, как «Пушкин» или «Репин» нам не дадут, они напрямую работают с иностранцами. Кстати, гости кинофестиваля, прибывшие летом в Нижний на двух теплоходах, быстро разделились: часть, хотевшая покоя и отдыха, во главе с Ричардом Гиром, отправилась на наш «Ильич» и осталась очень довольна. И все же основные наши клиенты сегодня не кинозвезды и не «новые русские», а средний класс. Зато коллектив получается хороший. Если уж эти люди собираются, они не куражатся, а берегут друг друга. Люди с удовольствием стали ходить на экскурсии (этого давно не было), интересуются родной историей. Происходит как бы возврат к нормальному состоянию. Конечно, корабли устаревают, многие из них уже свое отработали, слаба база по их восстановлению у нас в затоне. Но я, как всегда, надеюсь на чудо - что найдутся люди, нам созвучные и возьмутся они за постройку новых кораблей.

Небольших (человек на 200), 2-3-палубных, но обязательно деревянных (там воздух совсем другой) и комфортабельных. Вы не застали старые пароходы - красное дерево, высокие потолки? Мы не собираемся ни с кем конкурировать, просто для водного и зарубежного туризма хотелось бы представить весь спектр услуг на достойном уровне. Если все сложится удачно, планируем стать крупной и многопрофильной профессиональной турфирмой, имеющей свой стиль, никогда не обманывающей, работающей красиво. Пусть будет много достойных фирм и пусть у людей будет выбор. А случайные люди, те кто продают путевки между делом, все равно уйдут с рынка.

- Что вам ближе - стабильность суши или непредсказуемость волн? И как бы вы оценили нынешнее время?

- Суша - это скучновато. В предпринимательстве нельзя без авантюрной жилки, без сильного желания «поплавать и выплыть». А вообще в жизни нужно и то, и другое. Я бы сформулировала так - «через волны - к стабильности». А время нынче интересное. Появляются новые здания, снова по Волге плывут теплоходы. Люди пытаются что-то делать. Если бы государство хоть как-то этих людей поддерживало! Возрождение идет как бы помимо государства - потому и медленно. В стране идет духовное возрождение, и в каждом из нас - большая внутренняя переоценка. Деньги - это не все, нужно выйти на новый нравственный уровень. Вы можете верить или не верить, принимать церкви или не принимать, но восстановление красоты, гармонии - это же замечательно.

- Вы уже более пяти лет существуете без государевых зарплат и табелей, целую пятилетку отвечаете за свои беды и победы сами. Под чье-нибудь крыло не тянет?

- Нет. Назад я не вернусь никогда, даже если предложат хорошую работу и зарплату. На службе надо подчиняться, а здесь есть доля риска и можно экспериментировать. Прорвемся! Я Овен, родившийся в год Дракона, и по гороскопу должна добиться многого. Да и кровь играет, «атомная смесь», как шутили родители (папа был армянин, а мама - из донских казачек).

- Ирина Александровна, я не сомневаюсь в Ваших успехах (нынешних и будущих) в организации чужого отдыха. А как насчет собственного?

- Пока фирма встает на ноги, конечно, не до отдыха, а вообще-то я в течение многих лет предпочитала отдыхать где-нибудь на Волге с удочкой (у нас хорошая рыбацкая компания), например, в Астраханской области - тепло и тишина. Не могу назвать себя удачливой рыбачкой, но без улова не возвращалась.

- А кроме рыбалки, есть какие-нибудь желания?

- Когда я только переехала в Горький, в центре города были прекрасные газоны и лавочки, недалеко от нашего дома был каток. Если мы будем зарабатывать много денег, я попробую вложить их в восстановление того, что было. Я люблю светлые тона - белые, желтоватые. И хочу, чтобы город, который я, прожив в нем 20 лет, уже считаю своим, был светлым и красивым. Как, наверное, любая женщина, я мечтаю о «галактике красоты». И больше всего хочу - быть сама собой.