Марк Фридман



Студия-К: Человек с камерой и звуки проданной трубы

Марк Фридман - один из основателей и директор «Студии-К», 42 года, выпускник кораблестроительного факультета политеха. Работал инженером- испытателем судовых двигателей, затем инженером-конструктором на заводе «Двигатель революции». Пять лет отработал старшим мастером в таксопарке. В настоящее время не женат.

Владимир Бажанов - коммерческий директор «Студии-К», 38 лет, выпускник машиностроительного факультета политеха. Инженер-конструктор на заводе «Двигатель революции», организовывал отделы товаров народного потребления на этом и других заводах. Холост.

Уютный цоколь в старом доме. Уютный интерьер. В свое время понадобилось полгода, чтобы разгрести завалы и создать этот райский уголок, а потом подключился архитектор, дизайнер Андрей Корчуганов и создал то, что есть сейчас - нечто среднее между офисом и творческой мастерской художника. Моей любимой «Студии-К» - написала в альбоме Жанна Бичевская. Дух студенчества витает по студии, да и сами ее хозяева, люди обаятельные, веселые и до работы жадные чем-то напоминают студентов. Двадцать лет спустя. Мы, конечно же, устраиваемся на кухне и начинаем неспешную беседу о жизни, о себе, о работе и о времени, в котором живем. Кофе есть, конфет нет - значит, буду беречь фигуру.

- По нынешним временам, когда новые структуры загораются и не менее стремительно гаснут, «Студию-К», родившуюся осенью 1987 (!) года, можно причислить к долгожителям и ветеранам (мне еще очень нравится слово марафонец). В каком составе Вы начали свой забег и куда бежите?

- Состав у нас практически не меняется, а куда бежим - трудно сказать. Наверно, вперед и немножко вбок. Вбок, потому что мы- одна из немногих фирм, которые не занимаются коммерцией. Чаще всего, начав какое-то дело, люди быстро сворачивают его и переходят к коммерции. Мы занимаемся тем, с чего начали, потому движемся не в общем русле, а вбок. Вперед же потому, что стараемся каждую новую свою работу сделать лучше предыдущей. Начинали мы когда-то со съемок свадебных торжеств, вечеров и юбилеев. Потом делали учебные, технологические, рекламно- престижные фильмы для предприятий (первыми к нам обратились горьковские парикмахерские) и, наконец, плавно перешли к рекламе. Работаем мы командой. Какая-то специализация, конечно, есть - Женя Студеникин предпочитает репортажи, а Володя Бажанов художественные съемки, но чаще стараемся быть универсалами - и операторами, и режиссерами, и постановщиками. Володя, например, пришел к видеокамере от фотографии, которой увлекался с детства.

- Стали ли Вы профессионалами и что Вас держит вместе?

- Если профессионалы считают нас своими конкурентами, значит и мы чего-то добились. Хотя признавать нас очень долго не хотели. Что держит вместе? Общие взгляды, общие интересы. Общее дело, в которое мы верим. Иногда мы едем и делаем работу, про которую точно знаем, что она не будет продана. Просто для интереса. Понимаешь, мы и познакомились-то на заводе на почве создания стенных газет. Оформляли, рисовали, придумывали. Получили несколько авторских свидетельств на промышленные образцы. Придумали стойку для камина, хозяйственную тележку.

- Чего же Вам не хватало?

- Мы хотели зарабатывать деньги сами и честным путем. Взяли ссуду, купили камеру, видео, микшер. Кооперация, льготное налогообложение, работа с клиентами - все это было придумано как будто специально для нас. И мы ни разу не пожалели, что ушли с госпредприятия. Сейчас никто так не снимает свадьбы, как мы снимали в 1987 году. Снимали выкуп, эскорт, озвучивали, интервью брали. Монтировали настоящий фильм - от получаса до полутора часов. Очень старались, и народ нас благодарил. А потом приходили корреспонденты, смотрели материалы и говорили - «да, свадьбы - это хорошо. Но видео - плохо! Это порнография и культ насилия». Пытались защищаться: «мы-то этим не занимаемся». «Но ведь можете!» Что тут ответишь? И что ответишь проверяющей тебя чиновнице: почему, допытывается она, я получаю 180 рублей, а вы - под 400? Предлагаешь ей прикинуть - сколько выйдет за час. У нее - 1 рубль. У нас, работающих с утра до вечера и без выходных - тоже 1 рубль в час. Это к тому, что до рекламы мы добирались долго.

- Ну кто-то же помог рождению Студии-К. Не сами же Вы на свет вылупились?

- Когда Студия только организовывалась, очень помог А.Н.Архипов - он был в ту пору начальником управления бытового обслуживания населения и поддержал саму идею. В какие-то моменты помогала районная власть - А.А.Сериков, руководитель СП «Диалог» М.М.Седых. В свое время мы даже сделали фильм о становлении кооперативов в Горьком и этот фильм был показан на областной партконференции.

- Не кажется ли Вам, что Вы начали свой забег задолго до того, как на Вашу деятельность возник спрос и, таким образом, имел место фальстарт?

- Так оно и есть. Многие фирмы, производящие видеорекламу за бугром, процветают, а не сводят концы с концами. Производство 30-секундного ролика в США стоит от 300 до 700 тысяч долларов. У нас об этом и мечтать не приходится.

- Видеоклип длится где-то секунд 30. Какие чувства Вы испытываете в те 30 секунд, когда заказчик впервые смотрит на своей дохлой аппаратуре Ваш в муках рожденный клип?

- Заказчика жалко. Себя очень жалко. Были случаи, когда нашу работу заказчик не принимал, и было ужасно обидно. Кроме того, всегда есть нюансы, мелочи, которые видим только мы сами - и за них переживаем. Заказчики, уважающие нас и себя, должны приезжать в студию и принимать работу на фирменной аппаратуре. Азбучная истина, которую не всегда удается донести до заказчика.

- Самая памятная для Вас работа, что Вам не стыдно вспомнить?

- Мы помним практически все свои работы. Наиболее удачные были сделаны для Борского стекольного завода, памятны нам и видеоролики Нижегородской ярмарки - мы делали всю ее видеорекламу. Была серия учебных фильмов по безопасности движения, работали вместе с гонщиками- профессионалами, снимали лобовое столкновение. В грузовике Володя с камерой, в Волге - Женя с камерой. Машины, идущие навстречу с приличной скоростью, в последнее мгновение измудрялись разъезжаться.

- Вы - любители острых ощущений?

- Да, и это тоже помогает нам держаться вместе. Один из последних клипов, для страховой компании «Утес», нравится нам прежде всего своей идеей. Застраховать - значит, соломку подстелить. Красивая идея, и сделать постарались красиво. Снимали мы Валерия Леонтьева, сделали музыкальный фильм о Ринате Ибрагимове. А вообще-то любая работа очень нравится вначале, потом к ней охладеваешь, а к моменту сдачи начинаешь ее тихо ненавидеть. Проходит время - и начинаешь осознавать истинную цену сделанного. Кстати, идеи мы обычно рожаем мозговым штурмом. Можем показать тебе наши ролики - для банка Нижний Новгород, Мельинвеста (здесь использовали сказку о Золушке), для фирм Альбион, ТНП Интер, магазина Роял. Вот коллекция обуви «Ночная жизнь Парижа», а вот еще работа - для завода ювелирных изделий в Екатеринбурге. Красиво? Сейчас мы сотрудничаем с первым каналом Останкино, снимаем и размещаем там материалы о фирмах нижегородских, о ярмарке. В частности, в программе «Бизнес-класс» наши материалы будут идти постоянно.

- Припомните, пожалуйста, самый печальный случай из Вашей шестилетней практики и самый веселый.

- Печальных случаев было два. Первый, когда в декабре 1988 года вышел Закон об ограничении деятельности кооперативов - запретили наркотики, оружие и видео. Второй был связан с августовским путчем. А веселые случаи - это когда заканчивались печальные. Впрочем, был и еще один. Мы помогали чем могли одареннейшему 12-летнему трубачу Сереже Накарякову. Трубу ему купили, стипендию платили. Несколько лет спустя он будет гастролировать по Финляндии с американским симфоническим оркестром, играть во Франции - с «Виртуозами Москвы,» Владимир Спиваков подарит ему две трубы, но в ту пору о нем еще мало кто знал. А потом, когда зашла речь о налогах, нам объяснили, что это не благотворительность.

- Почему?

- Можно помогать Детскому фонду, Фонду мира, но только не конкретному человеку. Мы исправно платили налоги, но однажды возникли проблемы и мы попросили хотя бы трубу учесть. Пошли в Ленинскую библиотеку и нашли в старом словаре, что благотворительность - «это внутренняя потребность имущего придти на помощь неимущему». Жаль, устарел Ожегов. А в Большой Советской Энциклопедии определение уже другое: «это помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы». Пошли, идейно подкованные, снова в исполком. В результате переговоров получили бумагу от исполкома: «помощь, оказываемую С.Накарякову, разрешаем считать благотворительной. Контроль возложить на финансовые органы». Это самый веселый документ. А потом Сережа стал известным и подаренную нами трубу, их первый инструмент, его папа продал. Это был страшный удар для нас. До этого перечисляли деньги в Спитак, в Арзамас после аварии, а тут что-то в нас сломалось. Вот так все время перемешивается веселое и печальное.

- У Вас жестокая профессия. Я готовлю газетную полосу 2-3 дня, а прочитать ее можно минут за 10-15. Плоды же Ваших двухмесячных усилий легко просматриваются за полминуты. Вам не обидно?

- Нет. Если есть хорошая идея и ее удалось реализовать, то не обидно. Довести идею за очень короткое время - в этом профессионализм рекламщика. А самое трудное для рекламщика - сделать свою собственную рекламу, мы уже год бьемся. Есть еще парочка «но». Во-первых, реклама безымянна. Во всем мире хозяин рекламы - рекламодатель. Потому нередко хорошо зная наши ролики, люди не знают, что они наши. Мы - в тени и за кадром. Во-вторых, телекомпании, показывая один-два своих и несколько чужих (в том числе и наших) рекламных роликов, в конце дают свои титры и слова о производстве рекламы. Не придерешься. Мы на хитрости не идем, чужих лавров нам не надо, чужих кадров принципиально никогда не используем.

- Ребята, а как у Вас насчет хобби?

- М.Фридман: горные лыжи и пилотирование воздушного шара. В.Бажанов: горные лыжи и музыка. Классический джаз люблю, рок. Это и хобби, и работа. Сотрудничаем с нижегородскими музыкантами - Николаем Суворовым, Ильей Шевцем, представляющими Авалон-студию.

- Любимый цвет?

- В.Бажанов: Черный. Он основательность придает. Опять же сам я беленький и мне черное идет. Аппаратура черного цвета, автомобили. Женщин люблю черненьких. М.Фридман: Икру черную любит. Мне проще - у меня любимых цветов нет.

- Давайте устроим блиц из трех вопросов. Попробуйте продолжить предложение: рекламный ролик - это...

- Это идея рекламодателя, доведенная до зрителя за минимальное время. При создании ролика мы рассчитываем на того зрителя, который нужен рекламодателю. Мы пытаемся найти свой стиль в рекламе: в видеоряде, в тексте, в музыкальном сопровождении.

- Следующее предложение: наш заказчик - это...

- Самый крупный специалист по рекламе. К сожалению. А очень бы хотелось, чтобы заказчик был специалистом в своем деле, а не только в нашем. А сами мы свой образ уже определили - человек с камерой.

- И еще: наш зритель - это...

- Вот к зрителю у нас никаких претензий. Только большое спасибо за то, что смотрит.

- А если все же выйдет Закон по удушению видео, если добьют Вас с третьей попытки, что будете делать?

- На лыжах покатаемся, на шаре полетаем. Подождем, пока Закон отменят. Нет у нас запасного варианта. Ну а в крайнем случае - мы своими руками все делаем, даже двигатели перебираем. Технари ведь, не пропадем.

- У Бориса Слуцкого есть такие строки: «Как бы ни была расположена или не расположена власть, я уже получил что положено, жизнь уже удалась». Вас не очень баловали власть и деньги имущие. Как Вы думаете - жизнь удалась?

- Ну и вопросики у тебя. Может быть, еще удастся. Мы ведь не стали бы на другом месте по три смены вкалывать, а здесь работаем и не жалуемся. У нас, скажем так - работа, совпадающая с удовольствием.