Михаил Прямков



О горных реках и непальских слонах

Михаил Прямков, 42 года, директор туристической фирмы «Команда Горький» («Team Gorky»). Жена работает на автозаводе конструктором, сын - студент, дочь - школьница.

Эта фирма необычна, как ее название. Страсть к приключениям живет в каждом человеке, но одних (я имею в виду себя) она приводит к дивану и книжке, а других (я имею в виду своего сегодняшнего собеседника Михаила Прямкова) - к горной реке. Михаил закончил радиофак университета, прошел в НПО «Салют» все положенные ступеньки - от инженера до начальника сектора. Но известность пришла к нему не на работе.

В детстве Михаил увлекался приключенческой литературой - Пири, Амундсен, Джек Лондон, В.Каверин. В юности играл в футбол за горьковское «Динамо», стал кандидатом в мастера по боксу. В течение многих лет он писал сценарии первоапрельских праздников в городском турклубе и эти вечера были очень популярны. О нем, двукратном чемпионе мира по водному туризму, и его товарищах по команде не раз писали журналисты, правда, в основном, западные. «Русские сплавщики соединили бизнес с удовольствием» - так озаглавила свой материал о «Команде Горький» одна американская газета.

- Михаил, вы помните свой первый поход?

- В походы мы все время ходили в школе, а первый серьезный поход был по реке Линде в 1973 году, сразу после армии. Потихонечку это дело пришлось по душе, обросло друзьями и стало занимать все свободное время - отпуск, праздники, отгулы. За 20 лет мы объездили, сплавляясь по горным рекам, практически весь Союз - Камчатка, Кавказ, Карпаты, потрясающе красивое плато Путорана южнее Таймыра... В ту пору в моде были водные праздники и соревнования - всесоюзные, всероссийские. Начиная с середины 80-х годов команда города Горького (она-то сегодня и составила фирму «Команда Горький») стала одной из сильнейших в Союзе. Юрий Павлович Кириков даже сделал о нас несколько телепередач. В 1989 году был организован первый мировой чемпионат, назывался он Кубок Мира и проходил в Сибири, на реке Чуя. Это были грандиозные соревнования, приехало множество иностранных команд, но первое место удалось занять нам. Потом пришло приглашение на второй Кубок мира в США.

- Вы, конечно, не отказались?

- Не так все просто было. И я, и все мои друзья работали в закрытых, режимных предприятиях, в основном в НИИ. До 1990 года мы и помыслить не могли, что когда-нибудь выберемся за границу. А тут вдруг реальная возможность поехать на 2-3 недели в Северную Каролину. Первый отдел, понятно, не обрадовался, но одним из организаторов соревнований был советский Комитет защиты мира, нам сделали паспорта и визы. Взяли отпуска, поехали и - снова заняли первое место, стали двукратными чемпионами мира. По приезде начались «беседы о бдительности» и тут запала в голову мысль, что зря мы тут сидим «за забором». В 1991 году нас пригласили на Кубок мира в Коста-Рику и мы все дружно поувольнялись из своих сильно закрытых организаций. В Коста-Рике, самой богатой латиноамериканской стране, мы не просто участвовали в соревнованиях, где на это раз стали третьими, но и внимательно смотрели - как организован туристический бизнес в плане активных путешествий.

- Почему вы выигрывали соревнования, ведь условия для тренировок и экипировка у вас наверняка была хуже, чем у зарубежных команд?

- Нам часто задавали этот вопрос. Сплав по горным рекам - это целый комплекс соревнований из 6-7 видов, занимающий целую неделю. Ставится трасса из ворот на горной реке и проходится на время и штрафные очки. На следующий день - длинная гонка, миль 20, затем комплекс спасательных работ, потом элементы триатлона, включающие бег и велосипед... Почему наша команда оказывалась лучшей? Потому что водный туризм был очень популярен, на сборах в Тарасихе была очень сильная конкуренция и в «Команду Горький» в силу естественного отбора попадали лучшие - умеющие рисковать и добиваться своего. Было даже принято похваляться друг перед другом, какие сложнейшие реки удалось пройти за сезон. Один из самых памятных наших походов - это сплав в 1985 году по реке Башхауз на Алтае. А недавно мы стали вторыми русскими, прошедшими знаменитый Гранд-каньон в Колорадо (США). Тренеров у нас никогда не было, снаряжение до последнего времени в основном изготовляли своими руками - от брюк и спасжилетов до катамаранов. Мы не просто вместе ходили в походы, мы дружили и дружим. Поэтому когда в 1991 году на базе команды создавалась фирма, не было проблемы доверия - мы все знакомы по 10-15 лет. Посмотрев, как популярен активный туризм - сплавы по горным рекам, горные походы, охота, рыбалка, велосипед - во всем мире, мы тоже решили заняться организацией приключенческих туров в России и за рубежом. Мы сохранили имя «Команда Горький», которое знают во многих странах, использовали наработанные связи.

- У вас огромный опыт преодолевания речных порогов. А с житейскими порогами вы тоже справляетесь играючи?

- На речных порогах уже мало что может удивить, а организация, особенно в наших условиях - очень рисковое дело. Основные проблемы у нас не технические, а политические. Приведу лишь один пример - в прошлом году наш партнер в США набрал для нас группу из 28 молодых людей (16-17 лет). Все вопросы мы решили, но 1 мая в Москве случилась очередная кровавая заваруха и родители их не отпустили. Туризм сильно зависит от ситуации. Нужны не только финансовые возможности для отдыха, но и стабильная ситуация, иначе что же это за отдых?

- Я что-то не очень понимаю. С одной стороны, говорят, что нам нужны супергостиницы и шикарные пляжи, чтобы к нам ездили отдыхать с Запада, а вы говорите, что мы можем привлечь их сложными горными реками, нехожеными местами?

- Противоречия нет. Просто вы, как и многие россияне, не представляете себе - что такое активный отдых. Речь ведь не о прохождении суперсложных маршрутов, где люди рискуют и проверяют себя. В мире давно уже разрабатываются специальные коммерческие маршруты. Река должна соответствовать клиенту (у нас в стране, например, всего 4-5 коммерческих рек, потому что жесткие требования предъявляются к простоте подъезда и отъезда, категории реки и т.п.). Клиент приезжает неподготовленным и ему гарантируется не только полная безопасность, но и личный сервис на маршруте. Мы стажировались в фирмах США и знаем, что если что-то произойдет с клиентом - карьера гида закончена, работу он уже нигде не найдет. В Теннеси (США) есть река Акои, довольно сложная, со сливами, пенными бочками, валами, сплав по ней занимает 2.5 часа, так вот - за выходные дни по ней сплавляется 20 тысяч (!) человек, плоты идут на расстоянии 4-5 метров друг за другом. Дети, пожилые женщины, визг, хохот. Это и полезно (у американцев культ здоровья), и весело, и дешевле, чем провести выходные в отеле на побережье. Активная программа с элементами риска привлекает и старых и малых.

- Как вы смотритесь на фоне западных тур-бизнесменов?

- Как профессиональных гидов они нас очень уважают, в специальных изданиях не раз давалась информация о нашей команде. Как бизнесмены, мы от них отстаем - в маркетинге, в рекламе, но стараемся учиться. За последние два года чего мы только не организовывали. Лыжный переход американцев через Сибирь, когда мы разбрасывали продукты по всей Сибири, велосипедный тур по Средней Азии через Памир, велосипедные туры по Золотому кольцу, сплав по рекам в Средней Азии, рыболовный маршрут на Таймыре... Осенью 1991 года организовали большую экспедицию на Памир, в которой принимали участие профессиональные сплавщики из 7 стран. Американское телевидение четырежды показывало фильм об этой экспедиции. До конца прошлого года мы занимались только иностранными туристами - обычно это люди среднего достатка в возрасте от 20 до 55 лет. Как правило, после первой поездки с «Командой Горький» люди приезжают еще, некоторые ездили с нами по три раза. Третий год проводим туры по Непалу, на реке Сункоси. Туристов здесь ждут и хорошая гостиница в столице, и поездка в национальный парк, и прогулка на слонах, и джунгли.

- А что, среди россиян нет любителей туризма и экзотики?

- Есть, конечно, и мы пытаемся приобщить к туризму наших соотечественников (связаться с нами можно по телефону 65-19-99), но в этом деле пока сделаны только первые шаги. В России сегодня всего 4 таких фирмы, как наша - одна в Москве и две на Алтае. Сегодня мы предлагаем россиянам свой любимый тур по Непалу, сплавы по рекам: Замбези в Африке, Рио-Рио в Чили, Чарух в Турции. Делаем тур по США: Сан-Франциско - Лос-Анжелес - Сан-Франциско. К сентябрю получим разрешение на сплав в американском национальном парке Гранд-каньон - впервые для русской коммерческой группы. Своеобразный «экстремальный» тур для любителей острых ощущений мы подготовили в Испании. Два дня на лошадях, два дня плавания по каньонам, сплав, прыжок на резинках с высоты 110 метров (за границей это чрезвычайно популярно). Проблема в том, что русские люди, у которых есть деньги, такой вид отдыха пока не очень приемлют.

- Может быть, отдых, который вы предлагаете, непомерно дорог?

- Судите сами. Полная стоимость тура по Непалу вместе с авиабилетами - около полутора тысяч долларов (плата, естественно, вносится в рублях). Наш принцип работы: клиент нам должен один раз заплатить деньги. Все остальное делаем мы - визы, транспорт, экскурсионная программа, питание, даже доставка от вокзала до аэропорта. Будем искать пути для снижения цен и привлечения большего количества людей к активному отдыху. А пока предлагаем свои услуги тем, кто проблему хлеба с маслом для себя уже решил и ориентируемся на людей среднего достатка - например, руководителей мелких фирм, коммерсантов. Возраст и пол не имеют значения, ведь женщины проявляют интерес к активному отдыху не меньший, чем мужчины. Мы даже предложили Дамскому клубу организовать чисто женский сплав. Моя жена Катя, кстати, много лет занималась водным туризмом, ходила в мужские походы и стала единственной в городе женщиной, сплавившейся по реке 6-ой категории сложности. В 1990 году она участвовала в женском советско-американском сплаве - в России, потом в США.

- Великий математик и философ Б.Паскаль говорил, что истина зависит от меридиана. Вы последние три года много ездили по белу свету. У вас изменился взгляд на свою страну, на свою ситуацию, на свои личные цели, наконец?

- Истина действительно зависит от меридиана. Мне кажется, тут играют роль национальные особенности. Их очень трудно преодолеть, да и не нужно это. В каждой стране не только свои проблемы, но и свои способы их решения. Не могу сказать, что происходящее в России меня не волнует, но, поездив по миру, я стал смотреть на наши события более сторонними, что ли, глазами. У каждого свое время и свои ценности. Что касается личных целей, то я и мои друзья хотим, чтобы наша фирма стала крупнейшей и лучшей российской фирмой по организации приключенческих туров. «Своеобразия» у нас пока более чем достаточно. Чтобы организовать тур для иностранцев в России, надо везде ездить - в гостиницу с письмом на красивой бумаге с печатью, в аэропорт. В США нет таких проблем, там достаточно поднять телефонную трубку. Американские гиды учили нас работать с клиентами и мы стараемся копировать западный подход. Вы знаете, что такое работа на реке? Это с утра до вечера приготовление вкусной пищи для клиента. Порог не успеваешь как следует рассмотреть. На каждой остановке в коммерческом туре надо построить туалет. Это целый стиль обслуживания. Когда приплывают, сначала готовится чай или кофе, а уже потом едят. А розовый пунш готовится к вечеру. Гид - это и обслуга, и друг, и экскурсовод, и тренер. Он обязан сделать все, чтобы клиент в итоге был счастлив.

- «Душа российская немая всемирным брезгует общением, чужой язык воспринимая со словарем и отвращением» - так написал Игорь Губерман. Это правда?

- Нет, неправда. Напротив, до недавнего времени было преклонение перед любым иностранцем. К разным людям нужен разный подход, мы, например, очень любим работать с американцами, тяжелее общаться с голландцами, немцами - они более замкнуты, совсем тяжело c японцами. Один из немцев как-то потерял на речном пороге кепочку и не успокоился, пока ему не нашли такую же.

- У Р.Шекли есть такая фраза: «Главное - рыбалка, а кого ты поймаешь, это не так уж важно.» Вам просто нравится заниматься турбизнесом или вы мечтаете о шикарных офисах с мраморными лестницами?

- О мраморных лестницах мы не думаем, а средства, конечно же, нужны для развития. Нам очень нравится то, чем мы занимаемся. У меня нет машины и я не отказался бы ее иметь, но это не цель номер один. Мы на всем экономим, вкладывая средства в снаряжение, в рекламу. Пойдут дела у фирмы, будут и личные машины. Интерес к тому, что происходит «за железным занавесом» у наших людей был всегда, возможностей не было. Вот вы никогда не были за границей, вам же хочется? Стоит один раз выехать и затягивает это дело. На жизнь другими глазами смотришь.

- А красивые идеи у вас есть?

- Есть, и много. Назову три, остальные - пока наше «ноу-хау». Первая - сделать туры, запланированные нами на этот год, регулярными. Вторая - организовать для руководства региона недельный поход по реке Катунь на Алтае, эта идея уже обсуждалась в департаменте спорта и туризма. Третья - организовать поход для членов Государственной Думы, чтобы на одном плоту встретились и коммунисты, и демократы, и либеральные демократы и все дружно прошли через пороги. Потом им будет легче работать вместе.