Сергей Соколов



О бизнесе, озоне и прыжках с шестом

Сергей Соколов, 42 года, генеральный директор комплексного центра (КЦ) «Поволжье». Отец - военный, мать - служащая. С 17 лет живет в Горьком. Закончил Горьковский политехнический институт (параллельно работая инженером в ОКБМ). С 1980 года - в пусконаладочной организации, занимался разными типами оборудования, вплоть до станков с ЧПУ. В 1988 году создал один из первых в городе кооперативов «Промэлектроника», потом был начальником отделения в «Эльфе» (в отделении работало 115 человек). С 1992 года - генеральный директор КЦ «Поволжье». Жена домохозяйка, одна дочь учится в школе, другая - дошкольница.

В 1992 году, в Москве, в представительстве «Ризо Дойчланд», в решающий момент переговоров, когда все вопросы были уже заданы, Сергей Соколов достал заранее подготовленные листочки и показал зарубежным «экзаменаторам». Немцы были изумлены - практически все их вопросы и подробные ответы на них на его «шпаргалках» были. Он много времени и сил (денег в ту пору не было, одни долги) вложил в подготовку этого контракта, ему дали шанс - и не ошиблись. В прошлом году на выставке в Ганновере было объявлено, что Н.Новгород занимает первое место в мире среди городов-миллионеров по количеству ризографов на душу населения. Примерно 85% этих ризографов установлено Комплексным центром «Поволжье».

Американцы считают, что если 30% начинаний удается, это очень хорошо, Соколов установил для себя другую планку - 90-95%. В молодости он пробовал себя в разных видах спорта - занимался бегом, водным туризмом, тяжелой атлетикой (в жизни пригодилось, в тяжелые ее периоды подрабатывал грузчиком), стал даже кандидатом в мастера спорта по лыжам. Однако в бизнесе он проповедует хорошо подготовленный «прыжок с шестом». «Когда я наблюдаю, - говорит он, - как соревнуются, например, производители оборудования для того же медицинского озона - «кто на 2.00 в высоту прыгнет, а кто аж на 2.03», я иду искать «шест», изучаю технологию прыжков с шестом и прошу установить планку на 5.90.» И еще одна цитата из С.Соколова: «не мыслю себе работы без компьютера, он мне заменяет пару десятков сотрудников».

- Сергей Александрович, чем Вы только не занимаетесь - ризографами и кондиционерами, озонаторами и мини-АТС. Среди ваших клиентов только в одном из направлений, телекоммуникационном - областная администрация, ГАИ, многие банки... Силы распыляете или диапазон демонстрируете?

- Ни то, ни другое. Если вдуматься, направление у меня уже много лет одно - связанный с поставками оборудования (прежде всего, промышленного) технический сервис во всех его проявлениях. Поработав в свое время в пусконаладке, я хорошо усвоил, как работать нельзя. Заводы выпихивали оборудование, монтажники устанавливали его, наладчики пинками вгоняли технику в рабочий режим. И никому не было дела до потребителя. Мы же пытаемся сделать все, чтобы заказчику было удобно. Подбираем оборудование, выполняем проектные работы, берем на себя закупку, доставку, инсталляцию (монтаж и пусконаладку), исполнение гарантийных обязательств и послегарантийное обслуживание (клиенты привыкают к уровню сервиса). Неслыханное дело, но западные компании отгружают нам многие виды оборудования после 30-50 процентной предоплаты. Мы работаем с такими фирмами как «Голдстар» не первый год, без посредников, есть доверие. Другое дело, что Комплексный центр «Поволжье» c момента рождения, с 1991 года, ориентировался, в основном, на предприятия ВПК. Когда в 1992 году промышленность внезапно «легла набок», мы оказались разорены, пришлось начинать с нуля. Я решил сделать ставку на полиграфическое оборудование, конкретно - на ризографы. Может быть, важнее, чем разовое получение прибыли, было создание рабочих мест для технарей. Сейчас продано уже около 200 ризографов, это большой парк и большая зона обслуживания. Ломаются ризографы редко (мы даем гарантию на 25 лет), но нередко меняются операторы у заказчиков - их надо обучать, показывать приемы работы. Три человека успевают обслуживать все проданные ризографы, да еще и копированием занимаются. Теперь не только мы ищем контакты с западными фирмами, но и они с нами. Когда я перевел только что пришедшую техническую документацию «Тошибы» (это я всегда делаю сам, знание языков выручает), меня поразило количество и качество технических новшеств, примененных в их кондиционерах. Мы взялись за это дело, сегодня КЦ

«Поволжье» - золотой дилер компании «Тошиба» по кондиционерам. И более широко - по оборудованию для тепловентиляции, взялись мы, например, за систему создания микроклимата в здании цифровой телефонной станции.

- С оборудованием понятно. Но откуда взялся озон? Почему Вы решили им заняться и, более того, сделали его едва ли не делом жизни?

- Наши традиционные бизнесы вошли в пору зрелости, есть профессионалы и борьба идет за доли процентов. Мне же интересно оценивать области незнакомые - пойдут ли там дела? Почему мы два года назад решили «вложиться» в озон? На первый взгляд, случайно. Случайно я увидел отчеты о результатах лечения озоном в детской областной больнице и не поверил - фантастика (потом узнал, что озонотерапия существует в Нижнем 16 лет, хватает у нее и фанатов, и противников). Случайно принесли в наш техцентр озонатор - ремонтировать (вскрыв его, специалисты расхохотались - такие результаты и на такой технике).

Разобравшись, выяснили, что идеи в медицину просто перенесены из области промышленного озонирования, что даже у лучших зарубежных озонаторов при хорошей электронике и хорошем дизайне сам принцип генерации озона давно устарел, степень поддержания концентрации не выдерживает никакой критики (все это мы потом исследовали на базе точнейшего оборудования в Федеральном Ядерном Центре). Ученые и специалисты Ядерного Центра великолепно знали всю физику процесса, имели много уникальных данных, вместе мы и создали новый озонатор «МЕДОЗОНС-95-2». Этот универсальный прибор прошел технические и медицинские испытания, ждем разрешения на промышленное производство. Арзамасский приборостроительный завод согласился поучаствовать (в том числе и финансово) в нашей безумной идее выпуска оборудования нового поколения. Поначалу заводчане отнеслись к идее настороженно, но когда руководитель завода избавился от своего артроза, он тоже стал энтузиастом. Озон убивает вирусы, бактерии, повышает работоспособность, известен даже эффект омолаживания - я испытал его на себе. Сегодня среди пациентов озонотерапии - руководители предприятий, крупные чиновники, ученые. Забавно, но озон привел нас к оперативной полиграфии - так, мы выпустили за несколько дней тезисы докладов Второй Всероссийской конференции «Озон в биологии и медицине» (проходившей в минувшем сентябре в Н.Новгороде). Готовимся издавать общероссийский журнал под тем же названием (на параллельную, англоязычную его версию, уже имеются тысячи подписчиков в Европе).

- Все это прекрасно, но считается, что долгосрочные вложения сегодня невозможны или самоубийственны. Вы с этим не согласны?

- Трудно сказать. Да, пока озон - это наши инвестиции. Но они делаются так, чтобы не подорвать коммерческую мощь «Поволжья». Шаг от технического сервиса к производству - естественный шаг. Первый этап инвестиционного цикла займет 2.5 года. По нынешним временам такой цикл - действительно сумасшедствие, но меня привлекает глобальность идеи и ее общечеловеческий смысл. Я обложился справочниками, книгами, «въехал» в терминологию и сейчас разговариваю с медиками на их языке. У нас уже есть свое небольшое отделение озонотерапии, планируем открыть еще одно - где то ж надо показывать преимущества рожденной при нашем участии техники и методологии. Встав на прочную научную, техническую и технологическую основу, мы не просто наладим производство медицинских озонаторов и сервисных приборов, аппаратный контроль доз и результатов лечения, но и обеспечим 5-летнюю гарантию на оборудование («сердца» нынешних озонаторов работают 80-120 часов). В этом направлении, по моим расчетам, можно работать 10-15 лет и все будет идти по нарастающей. Минобороны настолько нужен полевой вариант озонатора, что они даже профинансировали НИОКР по его разработке. 20 городов России заявили о желании приобретать наши приборы, есть интерес у заграницы. За счет озона я планирую выйти со временем на ежегодное 20-кратное увеличение прибыли. Это даст нам возможность войти в большой бизнес. Я думаю, что не цепь случайностей привела нас к озону. Достаточно просто перечислить предпосылки. Мощнейшая кардиошкола академика Б.А.Королева, применявшая озон. Блестящие умы и технологии Федерального ядерного центра. Хороший производитель - Арзамасский завод. Сами медики по части техники слабы, «Медтехника» рассыпалась. Областной департамент здравоохранения наши идеи поддержал. Грех было не использовать такое уникальное сочетание! Деньги я тоже считать умею. 4 года отделение озонотерапии работает на базе Киселихинского госпиталя ветеранов войны. При использовании озона лечение проходит примерно в 2 раза быстрее и при этом в 2-3 раза меньше требуется обычных лекарств - вот вам и прямой денежный эффект для практического здравоохранения.

- У Вас всегда все получается с первого раза или приходится исправлять то, что сделано?

- Приходится, конечно. Потому что мир меняется и время идет. В 1988-1990 году маркетинг не был нужен - заказчиков и так хватало. Сейчас только в департаменте маркетинга у нас работает 23 человека (тщательный отбор при приеме снижает процент брака). Лучше получается у гуманитариев - у них и кругозор широкий, и образование хорошее. Кстати, 6 моих сотрудников получает второе высшее образование. Ведь маркетинг дает толчок производственному циклу и один маркетолог обеспечивает работой 4-5 человек в последующей цепочке. Прочитав очень много хорошей западной литературы, я сделал вывод, что слепо ничего применять нельзя. Хочешь «утопить» дело - бери готовые схемы, структуры. Во время быстрого численного роста «Поволжья» мы меняли структуру раз в полгода, причем кардинально. Направлений работы было много, но технологический подход один. Когда-то мы не давали рекламы, ориентируясь на корпоративных заказчиков. Оборудование стоимостью 200 тысяч долларов по телерекламе не покупают. Если есть на рынке телекоммуникаций 800 потенциальных заказчиков, мы их всех знаем - поскольку профессионально работаем на этом рынке и менеджеры посещают их лично. Занявшись кондиционерами, мы, естественно, занялись и рекламой. Вообще говоря, нам нетрудно сегодня начать новый бизнес - нужно найти 1-2 технических специалиста в данной узкой области, остальная команда (сегодня в «Поволжье» работает 135 человек) это дело постепенно подхватит. У нас есть и талантливые маркетологи-продавцы, и техническая и сервисная службы - словом, все, что нужно для реализации мощного технотронного проекта.

- Сергей Александрович, Вы все время создаете себе проблемы. Неужели ничего не боитесь - ни трудностей, ни возможной смены власти, ни банкротства?

- По натуре я - предприниматель, по сути скорее председатель правления, чем генеральный директор. Мое дело - советовать. Я не то, чтобы боюсь, но не люблю монотонную, рутинную работу, зато люблю придумывать и обосновывать. Принципиальная позиция - не идти на занятые рынки (например, компьютерный), зачем людям мешать? Мне процесс поиска и освоения новых рынков доставляет удовольствие. Когда видишь реальность исполнения, сложности уже не пугают. Помехи помехами, а цель - целью. Если к власти придут люди, несущие хаос и сделают невозможным наше производство, придется перенести его в другую страну (только цена наших приборов будет не 3, а 10 тысяч долларов - я не могу диктовать миру свои условия).