Владимир Гройсман



Деком: Хочется создавать - для себя и окружающих

Владимир Гройсман, 33 года, директор фирмы «ДЕКОМ». Женат, жена - домохозяйка, имеет дочь.

- Володя, хотя мы с тобой очень редко видимся, но я всегда считал тебя человеком, у которого планы сбываются. Ты в школе кем собирался стать?

- Да никем. Я не задумывался, жил свободно и вольно. Родители настаивали на политехе - пошел в политех. Но и тут проявил волю - подал документы не на автомобильный, где большая очередь была к столу, а на кораблестроительный, где очереди не было. Через год меня оттуда выгнали за конфликт с преподавателем на картошке с формулировкой «за разложение морального духа группы». Денег не платили и кушать не давали, поэтому мы и подняли бунт. Год поработал на заводе «Орбита», посмотрел, как живет трудовой народ, потом был снова политех, автомобильный факультет.

- Надеюсь, оттуда тебя уже не выгоняли?

- Не угадал. Пытались дважды. За прогулы. Автомобильный факультет располагался на автозаводе и ездить туда из города не хотелось. Как- то, придя на третью (!) пересдачу экзамена, я увидел преподавателя в первый раз. Так что мой полученный в конце концов диплом - это больше мамина заслуга и мамины нервы. После института я попал в центр испытаний Горьковского автозовода, на испытание двигателей. Сидеть восемь часов и присматривать за приборами - не для меня это. Я был там белой вороной, смотрел на мир открытыми глазами и наивно пытался кому- то что-то объяснить. Многие люди могут работать в никуда, а я не могу. Первый раз я взорвал установку (случайно, конечно, не досмотрел) через три месяца работы. А второй раз, уже перед моим уходом, взрыв был основательнее. Покинув центр испытаний, я остался на заводе - старшим инженером по обслуживанию соцкультбытучреждений и в 1986 году создал (не один, конечно!) то, что сейчас называется молодежным культурным центром автозавода «Эмка» (другое название - дом культуры молодежи ГАЗа).

- Перестройка дурно повлияла?

- Нет, просто тянуло к более осмысленной деятельности, почему-то в области культуры. Родители - высококультурные люди, отец - зам. главного инженера в НИИ, мать - преподаватель черчения. При отсутствии личных способностей (я даже стихов никогда не писал и все культурные устремления родителей воплотились в брате Лене), меня тянуло к организации культуры. Я был руководителем дискотеки, которая долго занимала ведущие места в городе и заместителем директора «Эмки». У нас появилась первая в городе видеостудия с полупрофессиональной аппаратурой, была студия пантомимы, два театра, студия инструментальной музыки, работали такие известные в городе коллективы и люди, как группа «Хроноп», А.Хрынов. Мы с диким трудом выселили из здания магазин, столовую, парикмахерскую, прокатный пункт, ремонт обуви... И начали строить, не прекращая работы, естественно. Помогали свои ребята, с которыми с детства дружили. Помогали - совершенно реально - комитет комсомола и партком завода. Вообще, это был любимый кусок жизни, самый счастливый ее период - мы измудрились создать на Автозаводе культурный оазис. В «Эмке» работал В.И.Сивов, удивительный человек, рано ушедший, но очень много мне давший. Мы добросовестно участвовали во всех местных мероприятиях, днях улиц и проспектов. Все остальное происходило за стеной, нас не трогали и ребята могли спокойно профессионально работать. Кстати, многие из тех, кто был с нами в ту пору, сейчас работают в фирме «ДЕКОМ».

- Когда ты почувствовал, что у тебя есть мощные организаторские способности?

- Ты знаешь, я этого до сих пор не почувствовал. У меня есть такой легкий дар убеждения, это идет изнутри. Я недавно прочитал у Флоренского, там где он пишет об истоках имен, что Владимир в силу особенностей своего мозга никогда не может влезть полностью в суть, достичь кристально чистого понимания, но зато он способен своими идеями, даже скорее не идеями, а на уровне подсознания убеждать людей. Владимир, говорит Флоренский, человек кровяной, у него все идет от крови, он живет в своем собственном, идеальном мире, а истинного мира не видит. Чистота помыслов, озарение приходит к нему только перед смертью. «ДЕКОМ», как и «Эмка», создавался по принципам не советским. Понимаешь, деньги уже приходили как бы сами собой. Прежде всего были человеческие отношения и интерес к жизни. В то время. Сейчас уже немножко по-другому. Мы хорошо зарабатывали сами и давали заработать актерам, музыкантам, поэтам, которые были с нами в нашем «доме». Меня совершенно не трогали вопросы политические, конъюнктурные, должностные. Когда в «Эмке» ушел директор и началась драка комсомольских и профсоюзных вожаков за уже построенный, созданный центр, я решил, что пора уходить. Меня всегда тянуло к созданию чего- то, а голая коммерция, сторговля - это скучно.

- К.Саймак в одном из своих романов утверждал, что торговля - это нечто большее, чем подсчет доходов, торговля склеивает нашу цивилизацию в единое целое. Ты не согласен с этим?

- Я согласен в плане цивилизованного понимания торговли. В плане российской торговли - нет. В Горьком можно насчитать не больше десятка контор, торгующих профессионально. Торговля по-нижегородски - это ларек. Ты все пытаешься просчитать, а это подспудно - не тянет меня к ларькам, а тянет к производству. В 1991 году родился «ДЕКОМ».

- А как расшифровывается название «ДЕКОМ»?

- Как тебе больше нравится. У нас народ дискотечный и театральный. Видеофильмы снимаем под Новый год, хохмим как умеем. В прошлом году, например, расшифровывали «ДЕКОМ» как «дело коммунизма», в этом - придумаем что-нибудь новенькое. Мы начали делать типографию, потому что в тот момент считали, что это единственное, что мы сможем поднять с нуля. Идея типография, к которой добавилась потом идея собственного издательства, принадлежала брату Лене (сейчас он - главный редактор нашего издательства). Я в тот момент был абсолютно не готов и не знал, что это такое. Было нас в начале всего 6 человек. И тогда, и впоследствии отбор был очень жесткий, для меня основным критерием были честность и порядочность человека. Вложили мы в это дело свои заработанные деньги, набрали кредитов. Сейчас уже набрали обороты, работаем без кредитов.

- А кто определял издательскую политику? Неужели одного желания достаточно, чтобы создать серьезное издательство?

- Все было непрофессионально и издательскую политику определяли все, кто здесь был. Самой первой нашей книгой был справочник телефонных кодов городов бывшего СССР. Часть тиража этой книги, как, впрочем, и второй, очень хорошей нашей книги «Свидание с Европой» из серии «За границей без проблем», на которую мы до сих пор получаем заявки, пришлось недавно сдать в макулатуру. Рыночная ситуация сейчас такова, что нужно издавать книги в твердом переплете. Есть аксиомы книготорговли. И нужно было время, чтобы мы их усвоили. Для тех, кто сейчас занимается сбытом книг, книга не отличается от сахара, водки или рыбы. На содержание они не обращают никакого внимания, их интересует толщина книги и вид переплета. Сколько миллионов экземпляров «Анжелик» уже издано, а до сих пор расходятся хорошо. Мы принципиально не издавали и не издаем ничего подобного. В этом году мы выпустили 6 книг из серии «Галерея мистики» и начали выпуск серии «Доктор Фу Манчи» из 3 книг. Эту серию (аналог серии про Шерлока Холмса, за границей не менее популярную) мы выпускаем с нашим постоянным партнером, известным московским издательством ИМА-ПРЕСС. Книги уникальные, очень рекомендую.

- Я и без рекомендаций ваши книги читаю. А как вы вышли на ИМА-ПРЕСС?

- На Нижегородском книжном салоне, на ярмарке наши стенды случайно оказались рядом. Там и познакомились. Судьба такая - с нормальными людьми, достигшими чего-то в своем деле, приятно общаться. Мы знакомимся и завязываются прочные отношения. Теперь выставляемся совместно на разных выставках вплоть до Московской международной книжной ярмарки. На нее нас, кстати, пригласил лично заместитель министра печати и информации России. В Москве было много интересных контактов, я давал интервью для радио «Свобода», книги наши забрали в библиотеку Конгресса США. Конечно, не рыночные, а те, которые мы издаем по отдельным заказам: «Евреи Нижнего Новгорода» - благотворительное издание, книгу Е.Глебовой «Русский язык» (ее оплачивал фонд Сороса).

- Похоже, что вы становитесь солидным издательством?

- Специалисты считают, что мы по качеству и объему работы уже вошли в число 20 ведущих издательств России. Первой нашей настоящей работой на рынке была книга Поля-Лу Сулицера «Зеленый король», выпущенная совместно с французами. Это свежая и очень интересная книга, авторские права на нее были выкуплены официальным путем. Ее обложка висит у меня в кабинете на стене в рамочке.

- Вы мне эту книгу в свое время подарили и я ее с удовольствием прочитал. Это не только добротная литература, но и великолепное пособие по ведению бизнеса (жаль, что я им не занимаюсь). А что планируется на 1994 год?

- Серия «Ожерелье европейской классики», серия готических романов «Черная башня», серия из 6 подарочных многоцветных детских книг «Сказки старого пирата». «Архитектура Н.Новгорода от древнейших времен до наших дней» - тоже подарочное издание. Со следующего года начнем участвовать в международных книжных ярмарках, хотя книги свои мы, с переменным пока успехом, отправляем за рубеж уже сегодня. Особенность «ДЕКОМа» в том (на Московской книжной ярмарке мы эту особенность с удивлением обнаружили), что мы одна из немногих фирм в стране, которая имеет свою типографию и занимается, наряду с книгоизданием, выпуском рекламной и малотиражной продукции. Прибыль от издания книг мы вкладываем в развитие типографской базы, оборудование ведь очень дорогое. А еще методично раздвигаем рамки своей деятельности - создали книготорговую оптовую фирму «Гира». И просим у города книжный магазин в аренду для организации фирменной книжной торговли. Все выкупленные книжные магазины в городе торгуют помидорами, техникой, чем угодно, только не книгами. Скоро книги останутся только на лотках. Нельзя так, книги ведь.

- Судя по всему, в «ДЕКОМе» работает уже не 6 человек?

- Да, человек 70, из них 20 - в типографии. По окладам мы где-то держимся на уровне хорошего госпредприятия, а еще пытаемся создать социальную защиту для сотрудников - даем ссуды, оплачиваем путевки. Типография наша начиналась когда-то с одного ротатора (как газета «Правда» много лет назад), потом был создан комплекс высокой печати, а сейчас у нас уже есть полный комплекс не только офсетной, но и трафаретной печати. Делаем многоцветные проспекты, буклеты, любые бланки, визитки. У нас современный редакционно-издательский комплекс и мы стараемся делать работу от начала до конца. Так, выпустили описания телевизоров «Чайка», «Русич», утюгов для завода Ульянова. Мы хорошо поработали в Поволжье, за год наша типография выполнила более 5000 заказов. Весь фирменный стиль Нижегородского банкирского дома, в том числе и разработка специального шрифта - наша работа. Прекрасный календарь придумал для НБД художник М.Широков, человек с очень интересным взглядом на вещи. Еще пример. Во всем мире необычайно распространены самоклеющиеся наклейки (в Венгрии меня поразило их обилие). Вместо того, чтобы штамповать надписи на пластмассе, стекле или металле, просто клеют наклейки на компьютеры, на электронику, на лобовые стекла автомобилей. У нас пока такие наклейки делают лишь столичные фирмы (нижегородские лишь собирают заказы), в Нижнем же, на своей базе, их делаем только мы. Даже те, которые автозавод изготавливает сейчас в Финляндии, мы можем делать и уже делаем у себя.

- Наверное, хорошее оборудование требует и хорошей бумаги? Финскую покупаете?

- Обижаешь. Мы привезли в Нижний уникальную бумагу немецкой фирмы «Цандерс» (это на порядок лучше финских бумаг) для фирменных бланков - огромное количество оттенков, видов, теснений. Привезли специальную бумагу для банков различных оттенков с водяными знаками. Фирма долго к нам присматривалась, но мы ее все же «добили». Закупили импортные краски, другие расходные материалы, так что представительскую продукцию для деловых людей и фирм, думающих о своем будущем, уже сегодня можем делать на западном уровне. Планируем в 1994 году перейти на полуавтоматическую трафаретную печать.

- Володя, ты уже лет семь активно занимаешься коммерцией, у тебя изрядный опыт. Наверное, сахар или водка дали бы тебе гораздо больше дивидендов, если бы ты ими занялся, а не книгами?

- Однозначно дали бы. Придется, видимо, заниматься и такой коммерцией, хотя бы для того, чтобы начать выпускать дешевые книги. Откровенно говоря, меня очень часто обманывали, я даже стал избегать новых знакомств. И даже в самые спекулятивные времена меня тянуло к производству. Это уже гены. Тем более что серьезная торговля требует своих талантов, у меня их нет.

- Как бы ты сформулировал цель «ДЕКОМа» сегодня?

- Выжить? Да нет, уже выжили. Найти дело, которым интересно заниматься? Нашли. Есть в книгах что-то такое, что тянет их издавать. Видимо, мы вышли на тот уровень, когда хочется работать, осознавая свою значимость. Мы осознаем себя как организацию, себя как личности. Я уже внутренне чуть-чуть свободен. Последний год, например, с удивлением замечаю, что стал слушать классическую музыку, на выставки ходить, картины покупать. Многое идет на уровне подсознания, ощущения, впечатления. Саша Черный писал: «Благодарю тебя создатель, что я в житейской кутерьме - не депутат и не издатель...».

- Ты - издатель. За что ты мог бы поблагодарить создателя?

- За то, что с родительскими генами мне передались желание и умение работать, желание что-то создавать - для себя и окружающих. Начав с нуля, мы добились того, что с нами стали разговаривать иностранные издатели, опытные полиграфисты. Необычное чувство испытываешь, когда держишь в руках только что изданную книгу или чью-то визитку, изготовленную нами, или видишь в чьем-то кабинете наш календарь. Другое дело, что судя по обстановке в стране и новой расстановке сил, что сложится после выборов, я никакого спокойствия не чувствую. Мы не занимаемся политикой и не связаны с политиками. Не исключено, что нам придется тяжело. Но мы не отступим.