Владимир Лапырин



Будет ли «Биржа» на необитаемом острове?

Владимир Лапырин, 44 года, директор информационно-рекламного агентства «Биржа плюс», главный редактор «Биржи», «Биржи плюс авто» и «Биржи плюс свой дом» (суммарный тираж газет - 120 тысяч экземпляров). Жена - педагог по образованию, сейчас работает референтом в газете. Дочь и сын - школьники.

Главный редактор всех «Бирж» Володя Лапырин - зануда. Это знают все, кто с ним общался. Но не все его собеседники знают, что в ходе многочасового изматывающего разговора он мягко и аккуратно освобождает собеседника от всей имеющейся у того информации. Репортер остается репортером даже в кресле главного редактора. Когда он затеял впервые в городе публикацию бесплатных обьявлений, над ним многие смеялись. Когда бесплатно же публиковал материалы, которые другие редакции отвергали как явно рекламные - тоже смеялись. Но газеты его народ покупает, значит, они кому-то нужны. 

Главный редактор всех «Бирж» Володя Лапырин никогда никуда не торопится. Наверное, он мог бы взять в качестве девиза слова Марка Твена (а Твена и Чехова Владимир Викторович очень почитает) - «не все сразу». Люди толпятся в «предбаннике», обрывают телефоны на работе и дома, а он живет по какому-то своему метроному, и потому даже на запредельные его опоздания я не могу злиться долго. Пару лет назад одна очень хорошая журналистка, встретив меня на улице, спросила: «Почему ты отдаешь свои материалы в «Биржу», это же не газета?» Через год после этого разговора журналистка пришла в «Биржу» работать.

Трудно сказать, почему главный редактор всех «Бирж» Володя Лапырин не стал токарем. 46 лет проработал на заводе его отец - классный токарь, классными токарями были дед и прадед. А он еще со школьных времен фотографировал, рисовал, писал заметки. Закончил художественную студию, поступил в пединститут, на отделение истории и английского языка. На первом курсе сам себя назначил редактором стенгазеты. А потом были институтская многотиражка, «Горьковский рабочий», «Ленинская смена». Шесть с лишним лет проработал В.В.Лапырин собкором «Комсомолки» (входя по рейтингу в десятку лучших ее собкоров). Был редактором «Ленинской смены», инструктором обкома партии, три года работал на телевидении - главным редактором художественных и молодежных программ.

- Ушли в прошлое бурно бушевавшие биржи, отмаршировали свое их брокеры, а газета «Биржа» жива и, более того, достаточно регулярно плодится («Биржа плюс авто», «Биржа плюс свой дом»). Почему?

- Зря ты говоришь, что биржи ушли. Настоящих бирж у нас и не было. Были зачатки, которые государство, видимо, испугавшись, отчасти заглушило. Биржи есть (рынок без них невозможен), другое дело - как они развиваются (учитывая, что экономика у нас по-прежнему остается в основном государственной). Идея газеты «Биржи» принадлежит не мне, ее вынашивала целая группа людей - Д.Бедняков, А.Блудышев, Ю.Немцов, В.Носков, С.Скатов (придумавший название) и я. Мы не собирались обслуживать ни одну из существовавших тогда бирж, мы хотели работать на информационном рынке, удовлетворять спрос на информацию. Хотелось сделать газету, полезную для тех, кто вступает в рыночные отношения. И над этим крепко думала вся команда. Мы тогда создали хороший задел. «Биржа» дает информацию предпринимателям и, может быть, какой-то толчок тем, кто хочет в рыночную стихию войти. Поначалу газета была подспорьем, отдушиной от очень жесткой и напряженной работы на телевидении, где большинство из нас в ту пору работало. А потом для меня «Биржа» стала основным делом. А для Юры Немцова, например, главным осталось телевидение - что не мешает нашим добрым отношениям. Четыре года назад сформировалась профессиональная команда журналистов, ядро редакционное не менялось, только прирастало.

- Нет в твоих газетах, к глубокому моему сожалению, ни стихов (даже моих), ни юмора (кроме рисунков), ни анекдотов, ни скандалов. Это принципиально?

- Принципиально. Наши газеты ведь не единственные. Все, что ты перечислил, есть в других газетах. У нас же изначально ставилась задача дать информацию и справку тем, кто вступил или собирается вступить в рыночные отношения. Я - не певец рынка, но я - достаточно прагматичный человек и, если страна входит в рынок, значит, нужно усвоить его законы. И газета помогла в этом мне и моим коллегам - она заставила нас самих изучать эти механизмы. Что-то из запланированного не удалось, но мы никогда не действовали вслепую. Мы начертили «свой коридор» и шли по нему без особых вывертов, информируя людей о том, что происходит на рынке. Иногда пытались прогнозировать, обращаясь для этого к хорошим специалистам. Оценки давать трудно, потому что ситуация быстро меняется, приходится искать профессионалов. Мы не задавались мыслью стать самой престижной газетой или самой «крутой». Мы хотели стать полезной газетой. Люди ищут и, видимо, иногда находят в наших газетах не чтиво, а информацию, которая помогает им в этом мире сориентироваться и выжить.

- «Биржа» собирается плодиться и дальше?

- Да. Есть рынок - значит должна быть информация и реклама. Создавая газету, мы уже думали об агентстве и оно, информационно-рекламное агентство «Биржа плюс» было создано два года назад. Сегодня «Бирж» три: деловая газета, газета о доме и газета о машине. «Биржа плюс авто» рассчитана на тех, кто имеет автомобиль, хотел бы его иметь или просто любит мир автомобилей. «Биржа плюс свой дом» тоже похожа на «Биржу», но там больше эмоций, лирики, тепла. Это газета для тех, кто хочет получить свой дом, обустроить его и жить в нем нормально. Планируются еще приложения - возможно, одно из них будет связано с фондовым рынком, другое - с индустрией развлечений, шоу-бизнесом. Но ключевыми словами для всех наших газет останутся информация и справка - то, без чего сегодня невозможно жить.

- Кем ты себя ощущаешь - еще репортером или уже редактором?

- Наверное, уже редактором, хотя по натуре я - репортер, хроникер. Тебе нравится анализировать, а мне - добывать факты, делать оперативные материалы, опережать кого-то, влезать туда, куда другой не влезет. Я очень много ездил по стране, участвовал в разного рода авантюрах. Но репортер - одиночка, добывающий факты, а мне этого мало, я - человек команды и люблю работать в команде. Политикой я никогда особо не интересовался, а экономика для меня сводится к вопросу: «Как нам обустроить свою жизнь, сделать ее нормальной?» Потому мне всегда интересны люди - те, кто умеет что-то делать, мастера, профессионалы. Деньги - вещь преходящая, а мастерство остается.

- По поводу денег. Не секрет, что многие средства массовой информации имеют мощную подпитку - кто от властных структур, кто от коммерческих. Выдай военную тайну - кто стоит за «Биржей»?

- Никто. Только в момент организации деньги (прежде всего, на приобретение компьютерного оборудования) были вложены учредителем - Нижегородским торгово-промышленным домом (НТПД). Потом газета была вынуждена «крутиться» сама и дочек рожала сама. Дотаций и инвестиций не получаем, стараемся работать по правилам - нас за это облагают налогами, и очень крепко. Так, чтобы поменьше осталось на развитие. Но мы не жалуемся, а развиваемся потихоньку.

- Вокруг «Биржи» вращается огромное количество людей. Это уже не газета, а клуб какой-то.

- Ну и прекрасно. Любая газета предполагает вокруг себя некую тусовку, клубность. Был такой клуб в «Ленинской смене», есть в «Бирже». Это не обязательно клубы пишущих авторов, это круг людей, которые могут рожать идеи. Журналисты чаще всего дилетанты, а люди разных профессий, собираясь вокруг газеты, придают ей некий профессионализм в разных областях. Вокруг любого хорошего редактора (возьми ту же Галину Шагиеву) рой людей, идей и интересных начинаний. Газета дает огромный круг знакомств. Мы столкнулись с удивительным миром интересных людей, без которых ничего бы не сделали. К тому же, мы заново открывали хорошо знакомых - комсомольских и партийных работников, коммерсантов. Газетная работа тем и хороша, что каждый день - новые люди и новые идеи. Иногда правильно их оцениваешь, иногда ошибаешься. И учишься на этих ошибках. В газете нет «генеральских погон» - в факультетской ли стенгазете работаю, в «Комсомолке» или в «Бирже» - всегда выкладываюсь. Мне, честно говоря, сам процесс создания газеты очень нравится и это единственное, что я умею делать. Мне кажется, что если нас выбросить на необитаемый остров, мы и там вместе с Пятницей быстро выпустим стенгазету.

- «Биржа» уже достигла того уровня, о котором ты мечтал?

- Профессиональных газет международного уровня у нас еще нет, и «Биржа» - не исключение. Мы чаще всего держимся на энтузиазме. А профессиональная газета должна иметь мощную материальную базу и хорошо оплачиваемых газетчиков - репортеров, аналитиков, консультантов. Крупные газеты стараются иметь даже свою типографию - это позволяет им быть мобильными, оперативными. Газеты во всем мире - источники информации. У нас же они много лет были пропагандистами, агитаторами, толкователями информации, источниками же информации были властные структуры. На Западе власти многое узнают из газет, у нас - пока нет. При кажущемся изобилии четкой и ясной информации мало, зато много теорий, рассуждений, «подколов». Грешим многословием и мы. Не люблю разговоры про «четвертую власть» - ничем газета не правит, она информирует. А каждый пользуется этой информацией как хочет. Плохо, что нынешние газеты чаще всего информацию не добывают (хотя у столичных газет тут возможностей больше), а получают. Приходит репортер с диктофоном или блокнотом и записывает то, что ему говорят. Но не за горами то время, когда газеты станут газетами. Газетчики научатся добывать, копить, анализировать информацию (все это очень недешево), а власть и предприниматели научатся начинать свой рабочий день с газеты.

- Ты читаешь другие нижегородские издания? И если да, то какие чувства испытываешь?

- Я стараюсь не осуждать людей и не судить их. Я не столько читаю газеты, сколько смотрю на имена журналистов. Многих нижегородских газетчиков хорошо знаю лично, поэтому читаю заголовок, первый абзац и смотрю на подпись. Этого достаточно, чтобы понять - о чем речь и как это подано. Кстати, нижегородские газетчики - не такая уж скучная братия, из них вполне можно собрать команду на хорошую крупную газету (может быть, даже две или три таких газеты), думаю, что так со временем и произойдет. 200-300 тысяч для нашего города - вполне достижимый тираж.

- Ты был одним из инициаторов Парада «горбатых» («запорожцев»), Парада «Побед». К газете это прямого отношения не имело, а сил и времени отняло массу.

- Мне всегда были интересны автомобили. В свое время «Ленинская смена» и телевидение проводили парады самодеятельной автомобильной техники - этот «пунктик» у меня есть. Не только мы готовили эти парады. Искорка, может быть, была наша, но, чтобы эти парады стали реальностью, должны были хорошо поработать сотни людей - от Н.А.Пугина до рядовых автолюбителей. Я считаю, что людям нужны праздники. На Западе люди умеют радоваться тому, что они создали, чем мы хуже?

- Девиз «Биржи», который ты любишь повторять, «Добейтесь успеха!».

- Каждый работает на себя, кто бы что ни говорил. Не люблю, когда люди жалуются - на жизнь, на правительство, когда ищут причину вовне и говорят, что от них ничего не зависит. Человек - не такое уж слабое существо. Несмотря ни на что, он должен сделать хотя бы попытку добиться чего-то в этой жизни. Не для того, чтобы кому-то понравиться, для себя. Должно что-то остаться от человека на земле. Вкалывай - и результат обязательно будет. Многим просто не хватает терпения дождаться хоть маленького успеха, маленькой удачи. Поэтому я и повторяю - «Добейтесь успеха!». Хоть маленького.

- В конце мая «Бирже» исполняется четыре года. Это юность или уже зрелость?

- Это зрелое младенчество. Я не считаю, что наши три газеты достигли каких-то выдающихся успехов, они в начале пути. Но эти газеты добросовестно отслеживают информацию, которая многим нужна. Можно случайно стать знаменитым, случайно сделать блестящий материал. Самое трудное потом - удержать планку, остаться на определенном уровне. Потому мы работаем, не суетясь и не надеясь на случай - у газеты должно быть имя, а оно быстро не делается.