Владимир Лузянин



Надоело быть полигоном или Нужны ли шасси самолету перестройки?

Владимир Лузянин, 66 лет, генеральный директор АО «Гидромаш», президент Ассоциации нижегородских предприятий, Герой Соцтруда, лауреат Государственной премии. Жена - врач, ныне на пенсии, сын - зам.главного инженера завода, внуки (их четверо) учатся.

На завод «Гидромаш» В.И.Лузянин пришел 45 лет назад помощником мастера после окончания Горьковского авиационного техникума. В 1964 году стал главным инженером, в 1969 - директором. Он видел всякие времена и удивить его трудно. В его речи нередко проскальзывают слова «пятилетка», «безусловно», он часто отвечает вопросами на вопросы. Иногда даже кажется, что он разговаривает сам с собой, а я - лишь повод для этой его беседы. Он прекрасно держится, шутит, но в словах и движениях его - генеральская уверенность человека, привыкшего к власти. Я упорно спрашиваю его о воинском звании, он смеясь, отмахивается - «да солдат я, солдат». Ну, если и правда солдат Владимир Ильич, то - старой гвардии.

- Много лет завод ваш был сверхзакрытым, но образцово-показательным предприятием. Министры, говорят, любили сюда наезжать?

- Не только министры наезжали, но и секретари ЦК. Практически на всех авиационных заводах страны меня знают. Например, мы работали (разработка, изготовление, испытание шасси) на «Буран». А теперь «Буран» не летает, космос стал не нужен в прежних обьемах. В 1988-1989 годах, в рамках конверсии, мы разработали и выпустили упаковочный автомат - на мировом уровне. И он оказался никому не нужен - упаковывать, видимо, нечего. Началось разоружение и уже 4 года армия практически не заказывает новых самолетов. Чем жить? Раньше все планировалось сверху, до мелочей, свобода у нас была лишь одна - так организовать производство, чтобы выпустить больше и дешевле. А после 1991 года нас вдруг бросили в море акционирования. Мы быстро переориентировались, стали выпускать гидроагрегаты для автокранов, экскаваторов, тракторов. Набрали заказов из Чебоксар, Одессы, Твери, вроде стали жить, но экономическая политика государства не дает жить товаропроизводителям, стали и эти заводы помирать. Вот малым предприятиям дали большие льготы, а покажите мне малое предприятие, производящее продукцию. Заводы же продолжают ее выпускать.

- Говорят, оклад ведущего конструктора на вашем заводе не превышает 400 тысяч рублей и он его получает с опозданием на 3 месяца, разбежались башковитые. Это так?

- Мало ли кто что говорит. Средняя зарплата за май составила 424 тыс. рублей, в июне будет больше. Задержки есть и еще будут, потому что правительство, искусственно раздувая проблему неплатежей, еще не рассчиталось с нами в полном обьеме даже за продукцию прошлого года. Башковитые от нас не уходят и большого сокращения не было. Другое дело, что мы прекратили прием на работу, отдали городу детские сады, пожертвовали некоторыми филиалами, так что из 9 тысяч сотрудников осталась половина. Рабочие в цехах получают и 300 тысяч, и 1 миллион 200 тысяч - кто как работает. То же касается и специалистов. Моя зарплата установлена собранием акционеров - 10 средних зарплат по заводу. Я, кстати, своим коэффициентом 10 еще ни разу не пользовался.

- Мой отец много лет до пенсии работал термистом в горячем цеху «Гидромаша», и я знаю, что много внимания уделялось социальной защите и пенсионеров, и работающих. Потом все прекратилось.

- Все проблемы оборонки не обошли «Гидромаш», и мы сейчас никому ничего не обещаем. Кроме работы. Когда подразбогатеем, вернемся к поддержке пенсионеров.

- Что же все-таки поменялось на заводе? Вы перетасовывали кадры?

- Нет. Хотя структуру менял. Например, давным-давно ликвидировал планово-экономический отдел. Первый зам у меня уже не главный инженер, а коммерческий директор. Без него ни один заказ в производство не передается. Появились директора по направлениям, у них есть определенная самостоятельность. Мы почти полностью сориентировались на Запад (отечественные производители авиатехники нуждаются в наших шасси, но обьемы у них резко упали), развиваем торговые отношения с Германией, такими известными авиафирмами, как «Дойч аэроспейс», «Дорнье», фирмой «Липхер» (бульдозеры, экскаваторы) и др. Мы имеем от «Дорнье» сертификат, признающий нас поставщиком немецкой аэрокосмической промышленности, такого не имеет ни один завод в России. Но нас опять правительство «подрубает». Доллар зажали - по кому ударили? По тому, кто поставляет конкурентоспособную продукцию на экспорт. А много ли у нас в машиностроении таких заводов? Европа, да и весь мир, нуждается в нашем сырье, потому нас успешно превращают в сырьевой придаток. Я недавно вернулся из Гамбурга, принимали они нашу делегацию во главе с мэром хорошо, но появились уже у некоторых немцев нотки превосходства и отношения к нам как к стране третьего мира. Вот до чего докатились. Если сохранится курс нынешнего правительства, страна превратится в колонию - видимо, это и будет та стабильность, о которой все говорят. А ведь тот же «Гидромаш» по уровню своих шасси и тогда (потенциал создавался десятилетиями) был выше западноевропейских фирм, и сейчас выше. МИГ-29 был создан почти 20 лет назад, а евроистребитель 90-х годов (он еще не выпускается!) по уровню соответствует МИГ-29. И после этого о нас на Западе говорят, как о «неграх», которым можно всучить любую работу!

- Владимир Ильич, есть в этом вина старого директорского корпуса или события последнего десятилетия сродни землетрясению?

- Вина старого директорского корпуса в том, что промышленность все еще жива. В таких условиях ни одно западное предприятие выжить не смогло бы. А мы были старым укладом так воспитаны - держаться во что бы то ни стало. Если создать условия для работы промышленности, заводы быстро пойдут в гору. А если уж вам так хочется про вину - основная наша вина в том, что мы в свое время поддержали Горбачева с перестройкой. И еще - слишком поздно поняли, что следует заниматься политикой. Депутатов выдвигать, иметь своих людей во всех высших сферах. Директорский корпус давно все желающие пытаются разодрать: союзы, ассоциации создали Вольский, Скоков, Гайдар, Тизяков, недавно - и Черномырдин. А тянутся директора друг к другу потому, что у них общие тревоги и проблемы. Мы столько лет боролись за снижение налогов на производителей и с нас теперь на 1 процент меньше берут налог на прибыль. Почему так мало добились? Потому что в областном законодательном собрании мало представителей промышленности.

- Хорошо стартовав, вдруг стал испытывать серьезные проблемы телевизионный завод. Вы как-то анализировали ситуацию?

- Конечно. Она нас очень волнует - почему сразу «провалился» такой завод. Мы этим вопросом занимались, но подробности сейчас обсуждать не хотелось бы. Вес у директорского корпуса в целом все же есть. И губернатор, и мэр стараются принимать участие в заседаниях Совета нашей Ассоциации, быть в курсе дел. 30 процентов поступающих средств можно направлять на заработную плату - мы этого добились с великим трудом, на Черномырдина выходили. Или - государство нам не платит, а потом с нас же берет штрафы за то, что мы не платим налоги. Мы добились отмены таких штрафов. Когда директора собираются и находят решения по каким-то проблемам, это безусловно имеет отклик и в законодательном собрании и в Думе. Без нас многие вопросы не решаются. Главная цель директорского корпуса - поднять производство. Хватит нам выживать, уже ясно, что не выживем. Помните, 24 миллиарда долларов все обещали Гайдару? «Известия» вышли с «шапкой» - «нам не дадут кредиты, потому что мы Индии реакторы продаем». Результат - ни реакторы не продали, ни миллиарды не получили. Германия уже третий год тратит на восстановление восточных земель 160 миллиардов марок ежегодно. Неужели же России хватит крох, за которыми гоняется нынешнее руководство?

- Нынешний состав правительства уж никак не обвинишь в том, что они не знают, что такое товаропроизводители.

- Они профессионалы каждый в своем деле, но экономическую политику государства, стратегию вырабатывать не могут. Ее нет. Гайдар в свое время провозглашал «мертвую экономическую петлю» (деиндустриализация, накопление средств за счет продажи сырья, а потом восстановление промышленности). Нет уже в правительстве Гайдара и «чикагских мальчиков», а петля его продолжает действовать, к великому сожалению. Зачем разрушать, а потом создавать заново? Это сколько же пятилеток на это придется положить? Надо восстановить плановость, государственное регулирование для энергоресурсов, основных продуктов питания, медикаментов. Вот кричат: «мы достигаем мировых цен!» Да кому они тут нужны, мировые цены? Пусть по ним наши товары за границей продают. Раньше мы за границей ДО- купали хлеб и мясо, а сейчас уже ЗА-купаем более 60 процентов продуктов питания. Даем работу людям, но не своим. Приобретаем аэробусы, тяжелые тракторы в Америке, Японии - значит, отбираем работу у Чебоксарского завода и у нашего. Пусть наши тракторы отработают 3 года, а не 5, как японские, но они и стоят в 3-4 раза дешевле.

- Что ж нам теперь - вернуться к прежней идеологии и партруководству?

- Да ладно вам. Компартия фактически была государственной организацией, руководившей народным хозяйством. Идеология была «за штатом», ею ни второй, ни первый секретари ни занимались. Зато хозяйство было в одних руках. Нужно было оборудование - покупали, а сейчас нефтедоллары расходуем на сникерсы. Перестройка поспешила выбросить плановость. Ничего не планируется. Цены на электроэнергию повышаются в этом году уже четвертый раз, где государство (из сверхсильного ставшее сверхслабым) и его регулирующая роль? Экономика должна быть рыночной, но регулируемой. Где-то надо повысить налоги, где-то понизить, главное в экономике - добиться баланса. Зачем нам кого-то копировать? На юге Канады растет виноград. А у нас климат другой, и подход должен быть другой. У них заводские корпуса - легкие металлические конструкции и стекло, а у нас попробуй такие корпуса поставь - будет ли работать точное оборудование? Им все легче достается. И тем не менее (я был на многих западных фирмах) - там везде жесточайший порядок и дисциплина. К предприятиям, производящим военную технику, любое государство в мире имеет нити, вожжи. А вот торговлю нечего планировать, пусть себе торгуют частники на здоровье.

- Как вы оцениваете общую ситуацию в стране и регионе?

- А чего мне ее оценивать? Возьмите статистику. За 6 месяцев инфляция составила 178 процентов, больше чем за 6 месяцев прошлого года - еще нужны аргументы? В регионе клин картошки уменьшился, про надои никто не спрашивает - есть они, нет ли, падеж скота никто не останавливает. Падение обьемов производства в Нижегородской области выше, чем в среднем по России. Зато мы - полигон реформ. А нам надоело быть полигоном, хватит на нас все испытывать. Если мы, идущие (это признано!) впереди всех по части реформ, обогнали других и по спаду производства, так куда же ведут эти реформы?! Оборонка нынче по всей России в плачевном виде, она потеряла обьемы и квалифицированные кадры, есть предприятия, которые практически потеряли свое лицо. На 19 партконференции, делегатом которой я был, писатель Ю.Бондарев сравнил перестройку с потерявшим управление самолетом, где и когда сядет - неизвестно. Очень точное и поныне актуальное сравнение. Зачем такому самолету шасси?

- Чего же не хватает нынешней власти и на что надеяться?

- Ума ей не хватает. Всего остального даже слишком много. А надеяться можно только на собственные руки и собственные головы. Я ценю в людях (да и в себе тоже) верность делу и обязательность. Время нынче рутинное, я бы с удовольствием, как один из ведущих акционеров, наблюдал бы издалека за работой предприятия, но пока не получается.

- Как вы относитесь к нынешним бизнесменам?

- А я, по-вашему, кто? Мне в Баварии не раз говорили, что я и есть бизнесмен западного толка. Мы - настоящие бизнесмены, мы, а не те, кто в ларьках торгуют. Когда руководители предприятий «оборонки» стали выезжать за границу (вот достижение перестройки, хотя и тут с открытостью переборщили), там увидели, что это другая Россия - не напыщенные делегации, которые попьют виски и все забудут, а люди, которые умеют работать и выполнять свои обещания.