Вячеслав Уланов



Человек джаза во время джаза

Вячеслав Уланов, 44 года, генеральный директор коммерческой радиостанции «Европа плюс Н.Новгород», бессменный организатор джазовых фестивалей. Жена - домохозяйка, старшему сыну - 19 лет, он занимается бизнесом, младшему - 6.Наверное, непросто найти в Нижнем любителя современной музыки, которому фамилия Уланова была бы незнакома. Я никогда не увлекался джазом, но атакующе-импровизационная манера В.Уланова мне нравится. Нравится и то, что он умеет быть вровень с любым собеседником, оставаясь при этом на высоте своих 186 сантиметров.

- Слава, ты производишь впечатление очень сильного человека. Как бы ты сам себя охарактеризовал?

- А ты думаешь - стоит с этого начать? Во мне есть какая-то целеустремленность, определенное понимание задач и, самое главное, используя известный джазовый принцип импровизации, я всегда достигаю цели, которую перед собой ставлю. Правда, пути заранее известного нет. Я человек достаточно компромиссный, но в определенном направлении.

- Что для тебя джаз?

- Образ мышления. Или даже образ жизни, если говорить о джазе как об импровизации. Я пришел к нему в классе пятом или шестом. Это было в Арзамасе. где я родился и вырос. Сколько себя помню, всегда участвовал в самодеятельности. Сначала играл на барабанах, потом, в университете уже, перешел на гитару. Активно занимался спортом, был чемпионом города по прыжкам в высоту среди школьников, играл в юношеской сборной по баскетболу.

- Как известно, радиофак университета заканчивали все большие горьковские начальники. Почему ты выбрал его? Ты уже тогда хотел стать начальником или еще об этом не думал?

- Конечно, не думал. Я хотел поступать на физтех, в Москве, но умудрился не вовремя заболеть гриппом. Если ты думаешь, что я на радиофаке сильно занимался учебой, ты ошибаешься. Учебой я занимался меньше всего. Радиофак и вообще университет дали мне возможность широкого общения с ребятами из Прибалтики (в общежитии в одной комнате жили), из других городов Союза. География общения расширялась мгновенно. Занимался же я, в основном, музыкой и спортом. Играл на соло-гитаре в ансамблях «Алые паруса», «Синтез», «Бриз» - это ты, наверное, помнишь. В баскетболе стал кандидатом в мастера, играл за сборные университета и «Буревестника».

- Ты, говоря о людях, нередко употребляешь формулу «он - человек джаза» или «он - не человек джаза». Что ты имеешь в виду под «человеком джаза»?

- Для меня джаз - это то, чего нам все советские годы не хватало. Что- то вроде религии. Не той, в которую я фанатично верю, а той, которая поддерживает меня духовно в любых обстоятельствах, когда мне весело или когда тяжело. Джазовый человек способен очень быстро оценивать ситуацию, мгновенно на нее реагировать. Хотя есть и другой способ познания - планируемый, рациональный. Джазовый принцип позволяет человеку оценить свои способности и поступки как бы со стороны. Например, я не собирался в профессиональные музыканты или спортсмены, так как трезво оценивал свой потолок. Джаз и спорт были для меня отдушиной. Кроме того, джаз и рок притягивали, будучи полузапретными. А после университета была профессиональная армия, радиотехническая разведка, два года в Прибалтике. Вернувшись, пошел на авиационный завод инженером-настройщиком радиолокационных станций, это было близко к моему армейскому профилю. На заводе проработал 12 лет.

- Тебе, Слава, там, наверное, скучно было?

- Да нет, там было не скучно, а очень скучно. Представь себе джазового человека, о котором мы только что говорили, попавшего в жесткую систему. Как говорил товарищ Сталин, каждый советский человек - это винтик в огромном механизме. Я не хотел быть винтиком, я рвался (тот же баскетбол, та же музыка), но идеология настаивала на своем. У меня как-то странно переплетались желание не быть винтиком с желанием испытать на полную катушку, что такое «быть винтиком». Я ведь и в армию пошел по собственному желанию, можно было не ходить.

- Работая, точнее, скучая на авиазаводе, ты, наверное, чем-то возмещал «отбывание номера»? Сила-то в тебе играла?

- Возмещал, и с успехом. Можно проследить по заводской печати, где с 1974 года все время мелькала моя фамилия в качестве руководителя различных ансамблей. Система системой, но то, что было во мне, никуда не девалось. И требовало выхода. Через некоторое время в недрах ансамбля «Четыре С» возник очень известный проект молодежного музыкального клуба (ММК). Авторами его были я и С.Б.Подкар (в ту пору инженер авиазавода и ударник в нашей группе, а ныне - вице-президент Всероссийской страховой компании «УТЕС»).

- Что вы закладывали в свой проект? Чего хотели добиться?

- К тому времени я уже занимался организацией концертов, опыт и связи были. Наш с С.Подкаром тандем оказался очень плодотворным, он выступал в роли теоретика, я - в роли практика. Джазовая среда к тому времени в Горьком была разрушена, музыканты куда-то разлетелись, фестивали не проводились с 1971 года. Помог известный московский культуролог Л.Б.Переверзев, он нас как-то сориентировал. Прежде чем проводить фестивали, нужно было восстановить нормальную культурную среду. И к нам потянулись со всего города люди. Мы были не дискотекой (хотя нас нередко так называли), а общностью людей с самыми разными интересами, которых объединяла страсть к импровизации. Сначала мы просто собирались, слушали музыку, делились впечатлениями, потом сами попробовали делать диско-спектакли. Мы их выпустили 5 или 6, и все они становились лауреатами областных конкурсов. Иногда мы шли от музыки, иногда от видеоматериала.

- Ты считаешь, что ММК выполнил задачу воссоздания джазовой среды?

- Да. Первый наш диско-спектакль назывался «Конфликт» (сделала его Валя Малахова), посвящен он был экологическим проблемам города, второй - художникам северного возрождения: Босху, Брейгелю, Кранаху (его предложил Валера Дубровин). Спектакли наши премировали, потом запрещали для показа. Были программы по творчеству Стива Вандера, ансамбля «Машина времени», очень интересный цикл лекций подготовил Юра Дмитриевский. Дошли даже до филармонии и сделали джазовый абонемент. Мы приглашали не только музыкантов, приезжали московские и ленинградские знатоки и историки джаза, привозили с собой фильмы. Быстро завязывались контакты. В 1983 году прошел первый небольшой домашний фестивальчик, основу которого составил оркестр нашего цирка (дирижер Рудольф Вшивков). Затем фестивали стали ежегодными, обрели известность. С 1990 года наш фестиваль «Джаз России» обрел статус международного. А в 1986 году ММК был преобразован в центр культурных связей «Федерация». Я стал его руководителем, и, наконец-то, ушел с завода. «Федерация» расширила наши возможности и позволила ввести хозрасчетную деятельность. Дизайнеры, выделившись в кооператив «Промграфика», продолжали активно работать и в «Федерации», появилось строительное направление, медицинское... Естественно, продолжались музыкальные, джазовые проекты. Получилась интересная самоокупаемая структура, в которой я, в основном, продолжал заниматься творческими проектами, хозрасчетные бригады взял на себя С.Б.Подкар.

- Когда ты впервые услышал «Европу плюс»?

- В 1990 году в столице. Потом она начала появляться в других городах, в частности, в Самаре. Оттуда и пришла к нам в 1992 году идея создать собственную «Европу плюс». Я не отнесся к этому серьезно и не занимался этим на первом этапе. А потом появилось «Радио-рандеву» и переговоры зашли в тупик. Зачем еще одна французская радиостанция? Но, в конце концов, нам (В.Г.Соколову, В.В.Лапырину и мне) удалось убедить и управление связи, и областной радиотелепередающий центр (ОРТПЦ), и радиотелецентр (РТЦ) в том, что ничего страшного в этом нет.

- Почему ты покинул «Федерацию», если у тебя так хорошо шли там дела?

- Я ее не покидал. Я бы сказал, что «Европа плюс» - это ступень развития «Федерации». Первой ступенью был ММК - организация чисто творческая, второй - «Федерация», с элементами коммерческой организации (С.Подкар любит рисовать дерево, где есть зеленая часть - творчество, которая питается от красной части - того, что приносит доход). «Европа плюс» объединила в себе творческое и коммерческое начала. Когда я изучил ее Устав и увидел, что там предусмотрено создание клубов по интересам, проведение шоу, концертов, фестивалей, я понял, что можно зарабатывать уже не копейки, а солидные деньги для поддержки разнообразных творческих проектов. Более того. я понял, что это именно та вещь, которой мне и не хватало.

- Ты ставил, создавая «Европу плюс» в Нижнем, какие-то конкретные цели перед собой согласно своим джазовым принципам?

- Если ты имеешь в виду что-то вроде «К первому ноября заработать первые 20 миллионов», то - нет, не ставил. Создание станции - дело архисложное, поскольку у нас не отработаны проблемы собственности, тем более для средств массовой информации, и все приходилось брать в аренду. Из джазовой системы (если уж я взялся, все должно работать завтра, в крайнем случае послезавтра) я опять попал в абсолютно жесткую систему госпредприятий (управление связи, ОРТПЦ, РТЦ), где действуют иные принципы: «не высовывайся», «не торопись». Было очень трудно, хотя надо сказать, что руководители этих предприятий (С.М.Коршунов, В.А.Плющев, Ю.С.Денисов) меня поддержали и очень помогли, особенно на первом этапе. Пригодилось, наконец, и мое радиотехническое образование, я чувствовал себя на всех переговорах как рыба в воде.

- Что сейчас представляет из себя нижегородская «Европа плюс»? Структура, люди, особенности?

- Это коммерческая радиостанция, достаточно раскрученная, которая уже в августе, 9 месяцев от роду, вышла на уровень самоокупаемости и даже начала вкладывать средства в развитие. Штатных сотрудников у нас человек 20, активно работающих рекламных агентов тоже где-то 20-30. Сравнивать тут трудно, поскольку я не считаю, например, «Радио рандеву» коммерческой радиостанцией. Хотя я их очень уважаю за огромный охват различных тем и направлений, музыкальных, литературных, культурных. Но она по замыслу изначально затратна. В моем же понимании коммерческая радиостанция - это музыка, привлекающая людей и дающая возможность зарабатывать на рекламе. Мы производим радиорекламу. Почему выбрали для этого «Европу плюс», а не, скажем, «Радио-рокс» или «Радио 101», более узко направленные? Потому что нужно было создать среду потребления музыкальной продукции (подобно тому, как мы когда-то реанимировали, создавали в городе джазовую среду). Проще всего было начать с «Европы плюс», работающей в смешанном формате, то есть формате, допускающем абсолютно все жанры современной популярной музыки - рок, джаз, джаз-рок, французских шансонье. Поэтому и потребителями нашей продукции могут быть все - от младенцев до глубоких стариков.

- Где ты взял специалистов по радиорекламе?

- Специалистов практически нет, но есть способные люди, которых мы привлекли, используя старые связи. Мы работаем с одной из лучших в городе студий звукозаписи Алексея Смирнова и Игоря Шишлова (фирма «Икар»). Они высочайшие профессионалы в своем деле и сомнений по поводу музыкального материала, на основе которого делается реклама, у меня нет никаких. Сложнее найти текстовиков, артистов, но у нас упорно работает группа ребят из драмтеатра во главе с режиссером, и уже есть неплохие результаты. В редакции новостей у нас люди достаточно известные - Наталья Трефилова и Игорь Становов.

- Тебе не кажется, что «Европа плюс» слишком легковесна. Только популярная музыка и изредка новости - этакая музыкальная жвачка для всех?

- Ты знаешь, поработав на «Европе», я понял, что это вполне закономерный этап в моей жизни и жизни сотен тысяч людей моего поколения, которые, затаив дыхание, слушали когда-то «Голос Америки» или «Радио Люксембург» и думали: «Ну почему у нас такого нет?». Кстати, я не очень понимаю, почему назвали «Европа плюс Н.Новгород», я бы сделал наоборот - «Н.Новгород плюс Европа». Сегодня «Европа плюс» - это приобщение к мировой музыкальной культуре, это 70 процентов англоязычной музыки и 30 процентов французской (сейчас за счет французской появился еще 1 процент русской музыки). Насчет жвачки - ты неправ. У нас можно услышать «Битлз», «Лед зеппелин», «Дип пепл», Джо Дассена и Патрицию Каас. И потом - у нас всегда есть музыкальные новинки и интереснейшая информация. Кстати, я и на этой работе продолжаю заниматься джазом, организацией концертов и фестивалей.

- Кто был вашим первым рекламодателем и трудно ли было его найти?

- С рекламодателями было очень трудно. Опять же помогли те, кто в свое время был связан с ММК и «Федерацией» - П.Милославский и фирма «Время», И.Борисычев и фирма «Консорт», В.Гройсман и фирма «Деком». Сейчас другое дело. Наши рекламодатели - это уже не круг моих личных друзей, а практически все структуры - от мощных госпредприятий до системы розничной торговли. ГАЗ, авиационный завод, банки, страховые компании... Есть у нас и система частных объявлений, и система конкурсов, обеспечивающая обратную связь.

- Как ты себе представляешь вторую годовщину «Европы плюс Н.Новгород»?

- Будут результаты первой годовщины, но в квадрате. На это позволяет надеяться динамика нашего развития, которое идет в разных направлениях. В плане географии и техники - сейчас у нас радиус охвата 80 километров и работаем мы в нижнем УКВ-диапазоне. Уже приобретены мощные передатчики и скоро мы охватим весь регион и весь УКВ-диапазон, после чего нас смогут высококачественно принимать обладатели всех импортных приемников. Планируется создание вокруг «Европы» сети коммерческих структур, занимающихся околомузыкальным бизнесом - распространением кассет и видеоклипов, организацией дискотек. Технология, отработанная в ММК и «Федерации», продолжает работать. А о грустном - о налогах, экономических проблемах, давай сегодня не будем.

- Насколько твои личные вкусы совпадают с тем, что «крутит» «Европа плюс»?

- Процентов на 20. Блюзы, Рей Чарльз, Арета Фрэнклин, американская команда «Дуби бразерс», «Гренд фанк». В смешанном формате любой человек может найти свои пристрастия. Я, например, предпочитаю классику джаза - Л.Армстронга и Э.Фитцджеральд, оркестр Д.Эллингтона. Мы занимаемся тем, что любим, наверное, поэтому наш фестиваль «Джаз России» занимает одно из ведущих мест в России. Он отличается особым гостеприимством, особой атмосферой, которую нам с Сашей Емельянычевым удается создать, оформлением, ночными концертами, уровнем «сейшн» (состязания в импровизации между музыкантами различных групп на заданную тему, в котором любой зритель является полноправным участником). Во время джазового фестиваля многие просто живут здесь.

- Как бы ты нарисовал свою собственную эмблему, если бы умел рисовать?

- С одной стороны я бы изобразил баскетбольный мяч, а с другой - гитару. На гитаре я бы еще написал слово «джаз». Этого достаточно. Для меня приключения важнее, чем прибыли, прибыли потом сами приходят.

- Как бы ты определил сегодняшнее время? Оно - джазовое?

- Сегодня самое джазовое время, потому что масштаб импровизации безграничен. Сегодня время людей, умеющих адекватно воспринимать ситуацию и маневрировать во всех направлениях. Идет переход, где все не определено. А мы, живущие в рыночных отношениях с 1979 года, подошли к дню сегодняшнему с готовой технологией и совершенно свободно в нем ориентируемся. Тем более, что основные ценности - порядочность, честность сохраняются во все времена. У людей джаза.